Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 378.14

Дата публикации 28.10.2019

Тьюторское сопровождение образовательного процесса ВУЗа: ретроспектива и современное состояние

Казарова Татьяна Альбертовна
Старший преподаватель Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Москва, tkazarova@bk.ru
Дементьева Татьяна Николаевна
Старший преподаватель Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Москва, tndementeva@yandex.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу идей тьюторского сопровождения образовательного процесса в высших учебных заведениях. Интерес к данной теме обусловлен остро стоящей проблемой модернизации и совершенствования процесса обучения и воспитания в высшей школе. Основной целью данного анализа является изучение становления и развития идей тьюторского сопровождения в отечественной и зарубежной научной литературе, а также характеристика современного состояния распространения и места тьюторства в ВУЗах России. В результате проведенного анализа даются методические и практические рекомендации по построению модели тьюторского сопровождения образовательного процесса студентов в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: тьюторство, тьютор, тьюторское сопровождение, наставничество, образовательный процесс

Tutoring support for the educational process of the university: retrospective and current status

Kazarova Tatyana Albertovna
Senior Lecturer at the Center for Linguistics and professional communications, Institute of Law and National Security, Russian Academy of National Economy and public service, Russia, Moscow
Dementieva Tatyana Nikolaevna
Senior Lecturer at the Center for Linguistics and professional communications, Institute of Law and National Security,Russian Academy of National Economy and public service, Russia, Moscow

Abstract: This article is devoted to the analysis of the ideas of tutorial support for the educational process in higher educational institutions. Interest in this topic is due to the urgent problem of modernization and improvement of the process of training and education in higher education. The main goal of this analysis is to study the formation and development of tutoring ideas in domestic and foreign scientific literature, as well as a description of the current state of distribution and place of tutoring in Russian universities. As a result of the analysis, methodological and practical recommendations are given on building a model of tutorial support for the educational process of students in higher education.
Keywords: tutoring, tutor, tyyutorsky maintenance, mentoring, educational process

Модернизационные процессы отечественного образования приводят к необходимости переосмысления форм и методов организации образовательного пространства. Сегодня, высшая школа призвана реализовывать свой образовательный и воспитательный потенциал с учетом индивидуальных особенностей студентов, создавать условия для всестороннего развития их личности.

В данной связи, идеи индивидуализации высшего образования находят отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [1], образовательных стандартах высшего образования, учебных планах учащихся, разработках индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Одной из наиболее востребованных технологий индивидуализации обучения, на сегодняшний день, является тьюторское сопровождение.

Осмыслением аспектов тьюторства и тьюторского сопровождения занимались различные философы, педагоги, психологи. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются идеи О.С. Бутенко, Н.Е. Ерофеевой, Г.А. Мелекесова, И.В. Чикова, И.В. Карпенковой, Ю.Ю. Кузьминой  Н.Н. Михайловой,  Г.М. Коджаспировой, Т.М. Ковалевой, С.А. Щенникова, Г.Н. Блинова, А.Т. Тупицына, Д.Н. Проскуровской, Н.В. Рыбалкиной  и др.

Рассмотрев и проанализировав взгляды вышеописанных исследователей, мы можем сделать вывод, что тьютор – это наставник, который обладает посредническими функциями, а также позиция, которая отражается в следующих видах деятельности: адаптация к новым образовательным условиям, сопровождение и поддержание образовательного, самообразовательного и воспитательного процессов, строящаяся на основе принципа индивидуализации.

На основании вышеизложенного, под тьюторством мы понимаем вид социальной, образовательной и воспитательной деятельности, которая заключается в поддержке и сопровождении индивидуальной образовательной траектории обучающегося и основана на посреднической функции между системой образования и интересами студентов.

В свою очередь, тьюторское сопровождение в системе образования предполагает деятельность, направленную на создание и реализацию индивидуальной образовательной траектории. Важным аспектом тьюторского сопровождения является комплексность, которая реализуется через поддержку учебной деятельности, а также субъекта образовательного процесса как личности, основанная на принятии особенностей личности обучающегося [4].

Появление тьюторства относят ко времени возникновения первых университетов. Впервые тьюторские практики были применены в английских университетах. Говоря о времени возникновения феномена тьторства, исследователи называют XII век, а его становление как системы наставничества – XIV. 

Уже в XIII—XIV веках в старейших английских университетах тьюторская система как образовательная парадигма, практически заменила лекционную систему. Последняя, осталась только в дополнение к системе тьюторского сопровождения. Начиная со времени возникновения и по сегодняшний день, тьюторство считается основной концепцией университетского образования в Великобритании.

К концу XVI века роль тьютора получила центральное значение в образовательной системе университетов, однако, первоначально, основной функцией тьютора в английских университетах было воспитание студентов, а сам тьютор выступал в роли опекуна-воспитателя.

Так, к XVII веку происходят два глобальных изменения в системе тьюторского сопровождения. Во-первых, роль тьютора перестает заключаться только в воспитании подопечных. Огромное значение приобретает образовательная функция. Во-вторых, в это время происходит расширение границ распространения тьюторства, а именно данная система приобретает ключевое значение в части английских университетов, вместо ранее существовавшей профессорской [6].

В России тьюторство имеет кардинально другой путь своего исторического развития и становления. В России вплоть до XIX века для отражения схожих, но не идентичных функций употреблялось понятие «наставничество» Само слово «тьютор» появилось в отечественной педагогике благодаря М.Н. Каткову, который детально изучал систему образования Англии. Это произошло в январе 1868 г., когда был открыт Лицей Цесаревича Николая, в котором была введена данная должность. Основная функция тьютора, занимавшего данную должность, являлось «индивидуальное воспитание вверенных ему студентов» [3].

В начале 1980-х годов, когда отечественное образование преодолело ряд реформ, институт тьюторства начал оформляться как самостоятельная педагогическая система. Хотелось бы обратить внимание, что первоначально, роль и функции тьюторов были несколько уже, чем в системе английского образования.

На современном этапе развития образования в нашей стране, тьюторская модель получила распространение в высшей школе, происходит постоянное совершенствование и развитие тьюторского сопровождения, внедряются новые модели и технологии.

Реалии нашего государства обязывают тьютора развивать в себе  «метакогнитивные функции», мобильность, открытость к новому опыту, способность взаимодействовать в различных образовательных плоскостях, а главное искать такие пути, которые максимально позволят студентам реализовывать свой личностный потенциал [2].

Говоря о современных задачах тьюторской деятельности, важно отметить, что основная из них – оказывать своевременную и эффективную поддержку обучающемуся, а также способствовать приобретению у студентов навыков самостоятельного преодоления трудностей в процессе образовательной и самообразовательной деятельности [5].

На сегодняшний день, в отечественных высших учебных заведениях роль тьютора расширяется. В ряде ВУЗов тьюторское сопровождение уже имеет системный характер, происходит дифференцирование обязанностей между тьютором-наставником и тьютором-куратором.

При этом важно отметить, что в целом для отечественной высшей школы, идеи тьюторского сопровождения остаются новыми и неопробированными, несмотря на доказанную эффективность введения должности тьютора по результатам большого числа эмпирических исследований.

На наш взгляд, концептуальная разработка модели тьюторского сопровождения образовательного процесса в ВУЗах несет в себе большие перспективы в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов различного профиля.

Подводя итог, нами были сформулированы некоторые рекомендации по построение модели тьюторского сопровождения в высшей школе, в форме организационно-методических условий. По нашему мнению, необходимо:

• осуществлять проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории, исходя из склонностей и интересов студентов, предварительно проводя комплексную диагностику личности;

• способствовать интеграции теоретического и практического поля в рамках будущей профессиональной деятельности;

• организовывать проведение комплексного и систематического мониторинга потребностей студентов в области профессионального развития;

• расширять компетенции тьютора, посредством постоянного повышения квалификации и обмена опытом;

• создавать условия для привлечения студентов к активному включению в учебно-воспитательный процесс.


Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – URL:http://минобрнауки.рф/документы/5930 (дата обращения: 21.10.2019)
2. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 222–232.
3. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение: диалогическая позиция тьютора // ЧиО, 2017. – №1 (50). – С. 74-79.
4. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании // Вопросы образования, 2011. – №2. – С. 32-33.
5. Романова Е.А. Позиция тьютора в системе современного высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. – № 4. – С. 53-55.
6. Челнокова Е.А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России // Magister Dixit, 2014. – №16(4). – С.75-88.

Расскажите о нас своим друзьям: