Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 316.752

Дата публикации 31.10.2018

Ценности молодежи в контексте морально-этической турбулентности российского общества

Руденкин Дмитрий Васильевич
Кандидат социологических наук, Доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург, d.v.rudenkin@urfu.ru
Зотова Анна Сергеевна
Аспирант кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург, zotova_nauka@mail.ru

Аннотация: Работа посвящена диагностике актуальных ценностей современной российской молодежи. Авторы отмечают потенциально противоречивое воздействие социальной реальности российского общества на ценности молодежи. Отсутствие четкого ценностного консенсуса в обществе повышает потенциальную гибкость и парадоксальность жизненных убеждений молодежи. Разнонаправленное воздействие разных, противоречащих друг другу моральных установок со стороны общества мешает молодежи выработать четкие жизненные убеждения, что и делает их ценности нестабильными. В ходе собственного эмпирического исследования авторы подвергают эту гипотезу проверке. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что гибкость и парадоксальность в ценностях молодежи скорее не прослеживаются. Молодежь критична в своем восприятии общественных реалий России и четко осознает конкретные морально-этические патологии окружающей ее действительности.
Ключевые слова: молодежь, ценности, убеждения, ценностный запрос, социализация

Values of youth in the context of the moral turbulence of contemporary Russian society

Rudenkin Dmitry Vasilevich
PhD in Sociology, Associate professor at the Department of Integrated Marketing Communications and Branding, Ural Federal University, Russia, Ekaterinburg
Zotova Anna Sergeevna
Postgraduate at the Department of intercultural communication, rhetoric and Russian as a foreign language Ural State Pedagogical University, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The paper is devoted to the diagnostics of current values of contemporary Russian youth. The authors note, that potential impact of the social reality of Russian society on the values of young people can be very unstable. The lack of a clear value consensus in society increases the potential flexibility and paradoxicality of the young people's life beliefs. The multidirectional impact of different moral attitudes prevents young people from developing clear life convictions, which makes their values very unstable. During their own sociological research, the authors test this hypothesis. The results of this research show, that values of young people cannot be described as flexible or paradoxical. According to this data, Russian youth is critical in her perception of the social realities of Russia and is clearly aware of the specific moral and ethical pathologies of society. The research was supported by the Russian Science Foundation (project № 17-18-01278).
Keywords: youth, values, beliefs, value request, socialization

Работа подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект №17-18-01278)

Жизненный мир молодежи и присущие ей ценности оказываются в фокусе интереса российской социологии и социальной психологии довольно регулярно. Подобные вопросы стабильно становятся предметом исследований как отдельных ученых (таких, как Л.И. Миклина [9], Е.А. Николаюк [10], В.В. Петухов [12] и др.), так и крупных исследовательских центров (ВЦИОМ [15], Левада-Центра [1] и др.). В последние несколько лет заметен интерес к теме и со стороны тех исследователей, которые не имеют прямого отношения к академической науке и реагируют скорее на запрос бизнеса. Исследования российской молодежи, выполненные специалистами «Сбербанка» и социальной сети «Вконтакте», говорят о том, что российское бизнес-сообщество проявляет к теме ценностей молодежи не меньший интерес, чем ученые. При этом несмотря на то, что тема молодежных ценностей привлекает настолько интенсивный и многогранный интерес российских исследователей, говорить об исчерпанности и банальности этой темы вряд ли уместно. Нестабильность морально-этической обстановки в российском обществе приводит к гибкости ценностей как социума в целом, так и отдельных его сегментов. Поэтому диагностика ценностей молодежи в контексте такой нестабильной социальной реальности приобретает повышенную научную и практическую значимость. В данной статье мы обратимся к анализу именно этого вопроса.

Прежде всего, важно пояснить: сам интерес социологии и социальной психологии к ценностям молодежи (как и к ценностям любой иной группы) возникает отнюдь не только под влиянием научной любознательности и имеет вполне отчетливую практическую значимость. Опираясь на диагностику ценностей, присущих людям или их группам, можно судить об их предрасположенности к тем или иным настроениям или поступкам. Понятие ценностей используется наукой в довольно четком значении. Конечно, мы согласны с А.В. Кирьяковой [6]: конкретных определений ценностей в общественных науках действительно циркулирует довольно много, и смысл их отнюдь не одинаков. Но все же базовое, общее представление об исходном смысле понятия «ценность», на наш взгляд, в науке в целом устоялось. Нам близка в этом вопросе позиция С.О. Елишева: обращаясь к категории ценностей, ученые чаще всего говорят о них как о некой системе убеждений, которые отражают субъективные взгляды, представления людей о важности различных жизненных целей и идеалов [5]. Ценности описываются наукой как своеобразная «система координат», на основе которой выстраивается вектор настроения и поведения человека.

Более того, сложившаяся в России исследовательская практика показывает, что чаще всего вопрос о ценностях того или иного сообщества действительно ставится учеными в контексте анализа детерминации настроений и поведенческих установок. Многочисленные исследования, выполненные отечественными исследователями в соответствующей предметной области, показывают, что понимание ценностей людей действительно позволяет увидеть если не сам механизм такой детерминации, то как минимум – комплексную систему факторов, которые на него воздействуют. Исследования таких ученых, как А.С. Дерябина [3], С.Г. Елизаров [4], Н.В. Сиврикова и Д.Ю. Бережная [16] демонстрируют, что психологическая диагностика ценностей позволяет с высокой долей вероятности спрогнозировать вектор поведения человека в тех или иных ситуациях.  А труды таких ученых, как Н.В. Корж [7], Н.Г. Лапин [8], О.О. Романова [13] показывают, что такой анализ возможен не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне целых сообществ, социальных групп. Поэтому можно сказать, что акцентированный интерес российских ученых к ценностям молодежи вдохновлен не столько простым исследовательским любопытством, сколько стремлением спрогнозировать те или иные настроения и поведенческие склонности молодых людей. Нестабильная социальная реальность провоцирует непредсказуемость таких настроений и склонностей. Диагностика ценностей, в свою очередь, помогает эту непредсказуемость хотя бы частично преодолеть.

Ситуацию, которая на данный момент сложилась в российском обществе, можно описать как период устойчивой морально-этической турбулентности. Тот факт, что в российском обществе отсутствует некий четкий морально-этический консенсус, уже неоднократно упоминался исследователями и описывался как фактор уязвимости общества (эти вопросы нашли подробное отражение в аналитических докладах Института социологии РАН, подготовленных в 2011[2], 2013[11] и 2015[14] гг.). Конкретные проявления этой проблемы видны в публичном пространстве российского общества вполне отчетливо. Активная полемика о границах дозволенного в искусстве, регулярные споры о статусе и роли религии в светском государстве, сложная рефлексия относительно дореволюционного и советского прошлого страны, дискуссии об отношении к либеральным реформам 1990-х гг., и многие другие публичные конфликты говорят если не о системном нравственном кризисе российского общества, то, как минимум, о явной пестроте его морально-этической палитры.

Молодежь, которая взрослеет и вступает в жизнь в условиях этой морально-этической турбулентности, сталкивается с влиянием принципиально разных, нередко полностью противоречащих друг другу систем убеждений и взглядов. В результате сам процесс формирования ее ценностей становится нелинейным, а потому – непредсказуемым. Конечно, интуитивно мы можем предположить, что те ценности, которые формируются у молодых людей, в итоге оказываются противоречивыми и даже парадоксальными. Разнонаправленное воздействие противоречивых ценностных образцов, с которыми сталкиваются молодые люди на этапе взросления, такой противоречивости и парадоксальности явно способствует. Как, вероятно, способствует оно и гибкости ценностей молодежи. Множественность и противоречивость морально-этических влияний общества вряд ли ведет к формированию у молодежи четких, согласованных и устойчивых мировоззренческих систем. Поэтому подобное предположение нам видится вполне логичным. Однако это – лишь первичная гипотеза, которая нуждается в полноценной эмпирической проверке.   

Для того, чтобы проверить обоснованность этой гипотезы, мы обратимся к данным собственного социологического исследования, которое было выполнено нами в первой половине 2018 г. Сам процесс формирования ценностей молодежи в условиях такой морально-этической турбулентности общества становится нелинейным, а потому – непредсказуемым. В рамках исследования нами был проведен опрос среди представителей молодежи г. Екатеринбурга. Всего было опрошено 1503 представителя молодежи города в возрасте от 14 до 30 лет. При отборе была использована квотная выборка, в основе которой лежали критерии района проживания, пола и возраста. Диагностика ценностных предпочтений опрошенных выполнялась нами с помощью двух поливариантных вопросов. Во-первых, «Какие принципы Вы хотели бы видеть в основе идеального общества?». Во-вторых, «Какие принципы, по Вашим ощущениям, сейчас возобладали в российском обществе?». Обобщая и сопоставляя ответы, полученные на эти вопросы, мы получали возможность судить как о ценностных предпочтениях молодых людей, так и об оценке ими текущих реалий российского общества. Обобщая и сравнивая ответы, которые были получены на эти вопросы, мы смогли сделать несколько примечательных выводов в контексте сформулированной гипотезы (См. Рис. 1).

Рисунок 1. Ценности идеального общества и российского общества в представлении опрошенных (% от числа ответивших)

Первый вывод. У молодежи устоялось представление о российском обществе как о нравственно несовершенном социуме. Здесь примечательны контрасты, которые прослеживаются в оценке одних и тех же ценностей как атрибутов идеального общества и как характерных черт российской социальной реальности. Пожалуй, главная позиция, в которой видно совпадение идеала с реальностью – это ценность «Труд»: большинство молодых людей не видят проявлений этой ценности в российском обществе, но и не приписывают ее идеальному социуму. В чем-то схожая ситуация видна с иной ценностью – «Стабильностью». Все остальные ценности ощущаются либо как нечто чуждое идеалу, но наблюдаемое в России, либо, наоборот, как что-то, что обязательно должно быть в идеальном обществе, но не прослеживается в российской действительности. Причем величина разрывов здесь очень показательна: в ряде случае он достигает 50% и больше. Иными словами, сразу по ряду позиций как минимум для половины опрошенных российская социальная действительность представляет собой нечто очень далеко от идеала. 

Второй вывод. Главные ценностные проблемы российского общества в восприятии молодежи – дефицит честности и гипертрофированная значимость силы. Показательно, что ценности «Закон», «Справедливость», «Права человека» в контексте идеального общества называет более половины опрошенных, тогда как тех, кто ощущает их реальные проявления в России, оказывается в несколько раз меньше. Ценность силы воспринимается прямо приволочено: практически никто не хотел бы ее видеть основой идеального общества, но подавляющее большинство видит ее проявления в России. Иными словами, нравственные патологии общества для молодежи вполне конкретны: это дефицит морали, честности и неоправданная значимость силы. 

В-третьих, массовый запрос молодежи на индивидуалистические ценности отсутствует. Анализ данных показал, что большинство опрошенных молодых людей воспринимают ценности «Выгоды», «Личного успеха», «Собственности» как гипертрофированные в российском обществе. Каждая из них была упомянута более чем половиной опрошенных в качестве явно выраженной в российском обществе, но лишь явное меньшинство готовы относить ее к ценностным основам идеального общества.

В целом данные, которые были получены нами в ходе исследования, дают основания для выводов как о ценностных предпочтениях молодежи, так и о ее сложном отношении к российским реалиям. Видно, что в данный момент баланс ценностей российской молодежи смещен с индивидуалистических ценностей в пользу более фундаментальных, социально значимых позиций: морали, честности, неоправданной важности силы. При этом текущие российские реалии в любом случае воспринимаются молодыми людьми как не соответствующие их представлениям об идеале. Однако более значимо другое: ценности молодежи, судя по этим данным, в основном системны и упорядочены. В них не прослеживается тех парадоксальности и гибкости, существование которых мы предполагали на уровне гипотезы. Скорее даже наоборот: данные исследования показывают, что российская молодежь не только ощущает общество как далекое от своих нравственных идеалов, но и конкретна в своей диагностике патологий, которые этому обществу характерны. Иными словами, если взросление в контексте морально этической турбулентности и сказывается на ценностях российской молодежи, то, видимо, это проявляется в каких-то иных эффектах.


Список литературы

1. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. – М.: Московская школа политических исследований. 2011. – 96 с.
2. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь мир. – 2011. – 328 с.
3. Дерябина А.С. Мотивы и ценности профессиональной ориентации журналиста: медиапсихологический анализ // МедиаАльманах. 2016. № 2 (73). С. 117-127.
4. Елизаров С.Г. К вопросу об индивидуальных и групповых ценностях: социально-психологический подход // Современная психология образования: проблемы и перспективы материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Воронежский государственный педагогический университет; Российское психологическое общество; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. 2016. С. 256-259.
5. Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность»., «ценностные ориентации» // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2010. – № 3. – С. 74-90.
6. Кирьякова А.В. Теория ценностей – методологический базис аксиологии образования // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования». 2010. №1. URL: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 (дата обращения: 27.10.2018)
7. Корж Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 3(34). С. 327-332.
8. Лапин Н.Г. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3-23.
9. Миклина Л.И. Социальная память современной российской молодежи // Власть. – 2015. – № 1. – С. 136-140.
10. Николаюк Е.А. Ценностная структура российской молодежи и ее самосохранительное поведение на современном этапе // Власть. – 2016. – № 11. – С. 145-150.
11. О чём мечтают россияне: идеал и реальность / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. – М.: Весь мир. 2013. – 400 с.
12. Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки, политическое участие // Полис. – 2012. – № 4. – С. 56-62.
13. Романова О.О. Основные теоретические подходы к содержанию понятия «ценность» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. №4 (22). С. 55-63.
14. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая. / М.К. Горшков [и др.]; отв. ред. Горшков М.К., Петухов В.В. – М.: Издательство «Весь мир». 2015. – 432 с.
15. Россия удивляет 2015: настроения, суждения, ценности. – М.: ЭКСМО. 2016. – 208 с.
16. Сиврикова Н.В., Бережная Д.Ю. Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов // Сибирский психологический журнал. 2016. № 60. С. 166-180.

Расскажите о нас своим друзьям: