Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 378.1:811.111

Дата публикации 31.03.2018

Текст как средство обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза

Ростовцева Полина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при правительстве РФ, РФ, г. Москва, Rostovtseva_75@mail.ru
Тарасова Людмила Юрьевна
старший преподаватель Департамента языковой подготовки ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва, tarasovkom@mail.ru

Аннотация: Главной целью иноязычного обучения в неязыковом вузе является развитие коммуникативной компетенции студентов. Однако, это становится невозможным без включения в процесс обучения профессионально ориентированных аутентичных текстов, которые выступают в качестве источника интеграции знаний по предмету специальности и являются основой для развития речевых знаний, навыков и умений на иностранном языке. Данная статья рассматривает основные характеристики научно-популярного текста как учебного средства на занятиях по иностранному языку. Обосновывается популяризация данного педагогического средства на стадии начальной специализации студентов неязыковых вузов. Аргументируется использование аутентичного научно-популярного текста в обучении как способа распознавания лингвистических моделей в системе иностранного языка для развития вторичной языковой личности и последующей профессионально ориентированной коммуникации.
Ключевые слова: иностранный язык, неязыковой вуз, профессионально ориентированная речевая подготовка, текст, комплексная работа с текстом

Text as a means of teaching a foreign language to students of a non-linguistic university

Rostovtseva Polina Petrovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Language Training FSBU of HE "Financial University under the Government of Russian Federation", Moscow, Russian Federation, Rostovtseva_75@mail.ru
Tarasova Lyudmila Yur'evna
Senior Lecturer, Department of Language Training, FSBU of HE "Financial University under the Government of Russian Federation", Moscow, Russian Federation, tarasovkom@mail.ru

Abstract: The main purpose of foreign language training at a non-linguistic university is to develop students’ communicative competence. However, this is impossible without professionally oriented authentic texts, included in the learning process, that act as a source of knowledge integration on the subject and expand foreign language knowledge and skills. This article deals with the main characteristics of an educational text as a classroom tool. The popularity of this pedagogical means at the stage of primary specialization of students of non-linguistic universities is justified. The use of authentic educational text in teaching as a way of recognizing linguistic models in a foreign language system in the development of a secondary linguistic identity and subsequent professionally oriented communication is argued.
Keywords: foreign language, non-linguistic university, professionally oriented speech training, text, complex work with the text

Требования, предъявляемые к уровню сформированности профессионально ориентированной речевой подготовки студентов неязыковых вузов, обусловили необходимость пересмотра средств обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. В данных условиях процесс обучения иностранному языку представляет собой особую систему формирования вторичной языковой личности и достижения определенного уровня лингвистической компетенции для последующей профессиональной деятельности.

Под формированием вторичной языковой личности понимается такой уровень владения языком, который присущ носителю языка, и отражает средствами языка окружающую действительность и достигает определенных целей в этом мире [2]. В процессе овладения профессией современный студент расставляет новые акценты в определении образовательного пространства, а особенно в области овладения научной речью на иностранном языке.

Систематизация профессионально ориентированных ситуаций и контекста научной информации позволяет определить направленность узкоспециальной речевой подготовки студентов неязыковых вузов на формирование вторичной языковой личности при помощи текстов для специальных целей [3]. Такой подход, прежде всего, направлен на мотивацию обучения иностранному языку как языку специальности, он определяет учебную задачу и контекст употребления. Как профессионально ориентированный, текст для специальных целей организует ситуацию общения, подбирает формы и средства коммуникативного поведения, способствует порождению иноязычной речи.

Будучи учебным средством, текст для специальных целей позволяет:

  • сформировать профессионально ориентированный тезаурус,
  • определить частотность и особенности употребления языковых средств,
  • создать лингвистическую базу не только для будущей профессиональной деятельности, но и для продолжения обучения в вузе [1].

Профессионально ориентированная языковая подготовка определяется целями обучения иностранному языку и показывает уровень готовности к профессиональному общению в составе профессиональной компетенции. Для студентов неязыковых вузов такая подготовка является основной целью обучения иностранному языку и средством овладения специализации. Помимо этого, профессионально ориентированная языковая подготовка на базе специальных текстов представляет собой комплексную систему взаимодействия иностранного языка с ключевыми предметами специальности. Профессиональное общение классифицируется по всем видам речевой деятельности, реализующим языковые навыки и умения.

Комплексная работа с аутентичным научно-популярным текстом включает в себя алгоритм использования педагогических технологий и средств ТСО. Это позволяет существенно сэкономить учебное время, систематизировать лингвистические знания не только об отдельных фактах, но и совокупных языковых средствах для полноценной профессиональной коммуникации.  

Чтобы процесс обучения иностранному языку в области определенной профессиональной направленности соответствовал требованиям современного общества и социальному заказу, необходимо определить содержательную модель текстового материала, которая будет отражать важные моменты речевой деятельности студентов на иностранном языке по специальности. Корпус таких текстов варьируется по тематике, объему и сложности [3]. Единицей сообщения выступает специальная профессиональная информация, раскрывающая содержание и характеристики изучаемого объекта. Работа над таким текстом придерживается строгой структуры, что, в свою очередь, облегчает понимание профессионально ориентированной терминологии при восприятии и создает последовательность при порождении.  

На стадии начальной специализации речевая подготовка по иностранному языку студентов подразумевает разделение на два этапа: общая лингвистическая подготовка, нацеленная на овладение общих функциональных элементов, и профессионально ориентированная речевая подготовка, нацеленная на овладение научной специализированной речью в устной и письменной формах. Связующим элементом выступает здесь корпус научно-популярных текстов по специальности.

Помимо этого, мы полагаем, что научно-популярный текст представляет собой ресурс различной информации. Прежде всего, это информация – «новая», выводимая различными языковыми средствами из содержания текста, а также информация – «старая», привлекаемая для осмысления новых заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование аутентичного научно-популярного текста на занятиях по иностранному языку позволяет использовать речевые образцы и их варианты в сферах профессионально ориентированной коммуникации.


Список литературы

1. Мельничук М.В., Осипова В.М. Метафора в англоязычном бизнес-дискурсе. Научный диалог. 2015. № 11 (47). С. 31-41.
2. Снытникова Н.И. Комплексная обучающая модель формирования коммуникативной компетенции в условиях неязыковых факультетов университетов: на примере обучения студентов-экологов: дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 296 с.
3. McEnery, T. Corpus linguistics [Текст]/ Tony McEnery, Andrew Wilson. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2001. 260 p.

Расскажите о нас своим друзьям: