Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 159.9.075

Дата публикации 16.08.2019

Технология работы с младшими школьниками по профилактике суицидальных рисков с использованием средств сказкоторапии

Шалагинова Ксения Сергеевна
канд. псих. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула, shalaginvaksenija99@yandex.ru

Аннотация: В статье представлена организация работы педагога-психолога с младшими школьниками по профилактике суицидальных рисков. Актуальность, необходимость и целесообразность ведения подобной работы обусловлена тенденцией роста риска суицида уже в начальной школе и, как следствие, необходимостью поиска эффективных технологий превентивной работы. В статье приводится понятие суицидального риска, анализируется специфика проблемы применительно к обозначенной возрастной категории. Анализируются возможности сказкотерапии как достаточно эффективного инструмента психологической и психотерапевтической помощи младшим школьникам в случае возникновения суицидального риска. Представлена диагностическая программа исследования, ее результаты на констатирующем этапе эксперимента. Приведено описание формирующего этапа эксперимента - программы для работы с младшими школьниками с использованием средств сказкотерапии, представлен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, позволивший сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Ключевые слова: суицид, суицидальный риск, профилактика, младший школьный возраст, сказкотерапия

Technology of work with younger students on prevention of suicidal risks using means of fairy tale therapy

Shalaginova Ksenia Sergeevna
Cand. Sci. (Psychology), associate professor of psychology and pedagogy department, Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, Russian, Tula

Abstract: The article presents the organization of work of a teacher-psychologist with younger students on the prevention of suicide risks. The relevance, necessity and expediency of such work is due to the tendency of increasing the risk of suicide in primary school and, as a consequence, the need to find effective technologies of preventive work. The article presents the concept of suicide risk, analyzes the specifics of the problem in relation to the designated age category. The possibilities of fairy tale therapy as a sufficiently effective tool of psychological and psychotherapeutic assistance to younger students in case of suicidal risk are analyzed. The diagnostic program of the study and its results at the ascertaining stage of the experiment are presented. The description of the forming stage of experiment - the program for work with younger school students with use of means of fairytale therapy is given, the comparative analysis of results of the ascertaining and control stages of research which allowed to draw a conclusion about efficiency of the carried-out work is presented.
Keywords: Suicide, suicide risk, prevention, primary school age, fairy tale therapy

В последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков. Согласно данным современной статистики, Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более, чем в три раза. Приведенные данные позволяют говорить о проблеме суицида вообще и применительно к детскому возрасту в частности как одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной мировой науке, требующей поиска эффективных способов ее решения [1].

Проблема суицида, суицидадных рисков, поиска путей и способов их предупреждения, оказания помощи и изучения психологических особенностей потенциальных жертв нашла свое отражение как в классических теориях и подходах психологии, в работах основателей научных школ и направлений, так и в трудах современных исследователей. Наиболее значимыми являются работы З. Фрейда, К. Менингера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Г.С. Салливана, К. Роджерса, Э. Дюркгейма, В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина, Э. Шнейдмана, А.Г. Амбрумовой, Е.И. Крукович, И.В. Бойко, А.Е. Личко, В.А. Тихоненко, Е.М. Вроно, В.Т. Кондрашенко и др.

Анализ различных теорий и подходов отечественных и зарубежных исследователей позволяет говорить об отсутствии единого универсального подхода к определению понятия «суицид». В силу своей теоретической принадлежности и методологической платформы ученые трактуют его и как психическое заболевание, и как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, и как форму девиантного поведения [2].

Вопросы, связанные с выявлением риска возможного суицида, а также его профилактики, становятся особенно актуальными в начальной школе, когда многие проблемы только «зарождаются», достигая своей вершины в подростковом и юношеском возрасте. В качестве основных факторов, приводящих к возникновению суицидальных рисков у детей младшего школьного возраста современные исследователи (О.П. Ворсина, О.И. Ефимова и др.) рассматривают: школьные проблемы, «прессинг успеха» со стороны родителей, одиночество, а вернее «чувство одиночества» и депрессивные состояния [3, 4].

В профилактической работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата позволяет добиться комбинированное использование элементов различных методов психологического и педагогического воздействия [5]. Сказкотерапия, в числе других методов, является одним из эффективных инструментов психологической и психотерапевтической помощи младшим школьникам в случае возникновения суицидального риска [6].

Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что одним из ключевых понятий по проблеме суицида является «суицидальное поведение», важнейшей характеристикой которого выступает «суицидальный риск». Под суицидальным риском мы в своем исследовании рассматриваем степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий» [7].

Вопрос профилактики детских суицидов становится особенно актуальным в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая вершины в подростковом и юношеском возрасте. В качестве основных факторов, способствующих возникновению суицидального риска у детей младшего школьного возраста современные исследователи рассматривают: школьные проблемы, «прессинг успеха» со стороны родителей, чувство одиночества и депрессивные состояния [3].

В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического и педагогического воздействия [5]. Сказкотерапия, в числе других методов, является одним из эффективных инструментов психологической и психотерапевтической помощи младшим школьникам в случае возникновения суицидального риска. Сказки содержат в себе множество возможностей [6]. Они позволяют раскрыть творческую энергию воображения, соприкоснуться с нравственными ценностями, способствуют расширению сознания и взаимодействия ребенка с окружающим миром, дают возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения [8].

Исследование факторов, приводящих к возникновению суицидальных рисков в младшем школьном возрасте, проводилось на базе одного из центров образования г. Тулы. В диагностике принимали участие учащиеся 3 класса, возраст испытуемых 9-10 лет. Разрешение родителей было получено.

Для исследования риска возможного суицида у детей младшего школьного возраста нами была составлена диагностическая программа, Методика «Социометрия» Дж. Морено, Методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой, Методика «Измерение уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса (адаптированный вариант), Методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона, Методика «CDI» (опросник, детский вариант).

Анализ результатов исследования, проведенного на констатирующем этапе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Результаты диагностики младших школьников по методике «Социометрия» Дж. Морено позволили определить социальный статус каждого ребенка в классе, выявить неформальных лидеров, наличие группировок, а также позволили вычислить уровень групповой сплоченности в классе.

2. Результаты диагностики младших школьников по методике «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой свидетельствуют о наличие у детей как высокой, так и низкой самооценки, хотя в целом по группе преобладают средние (адекватные) показатели.

3. Результаты диагностики младших школьников по методике «Измерение уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса позволили определить, что у большинства испытуемых уровень тревожности в пределах нормы. Однако в состав экспериментальной группы вошли и дети, чей уровень тревожности повышен. Преобладающими факторами возникновения тревожности были выявлены: переживание социального стресса, страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Высокого уровня тревожности обнаружено не было.

4. Результаты диагностики младших школьников по методике «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона свидетельствуют о наличие у испытуемых высокой степени одиночества, хотя у преимущественного большинства преобладают средние и низкие показатели.

5. Результаты диагностики младших школьников по методике «CDI» (опросник детской депрессии) М. Ковач позволили определить, что у большинства испытуемых уровень депрессии ниже среднего показателя, однако нами были выявлены и дети, чей показатель превышает среднее значение. Также в ходе исследования были рассмотрены количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, самооценки, межличностного поведения и др.

Нами разработана профилактическая программа, направленная на предупреждение суицидальных рисков у детей младшего школьного возраста с использованием средств сказкотерапии.

Задачи программы: повышение социального статуса ребенка в классе, снятие эмоционального и телесного напряжения, формирование адекватной самооценки, повышение чувства уверенности в себе, обучение навыкам эффективного взаимодействия, развитие эмпатии, снижение уровня школьной тревожности, повышение уровня жизненного оптимизма.

В структуру занятий, помимо игр и упражнений, включена непосредственная работа со сказкой.

Охарактеризуем более детально содержание программы профилактики суицидальных рисков в младшем школьном возрасте с использованием средств сказкотерапии:

1. Ориентировочный этап.

Цель ориентировочного этапа: установление контакта, создание благоприятных условий для работы в группе, включение участников в групповой процесс, снятие эмоционального и телесного напряжения, самопрезентация, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

На данном этапе целесообразно проводить коллективные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжение, создание положительного настроя на работу.

Большое значение в работе приобретают и приемы не игрового типа, целью которых выступает повышение и усиление сплоченности группы (ритуалы приветствия и прощания, с помощью которых повышается эмоциональный тонус занятия).

Критерием перехода ко второму этапу является достижение членами группы определенной степени психологической совместимости, проявляющейся, в возникновении уважительного отношения друг к другу.

2. Профилактический этап.

Цель профилактического этапа: последовательное решение поставленных в программе задач.

На данном этапе в структуру занятий, помимо игр и упражнений, включается непосредственная работа со сказкой.

Формы работы со сказкой могут быть разнообразны: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки (изображение главного героя, сюжета), проигрывание эпизодов сказки, использование сказки как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки (анализ, рассказывание, переписывание, сочинение сказок).

2. Заключительный этап.

Цель заключительного этапа: подведение итогов, обсуждение и закрепление результатов профилактической работы, положительная обратная связь, осознание детьми достигнутых результатов.

Методы, используемые в работе: беседа, метод групповой дискуссии, сказкотерапия, элементы арт-терапии, игры и упражнения, адаптированные для нужд данной профилактической работы.

Формы работы в группе: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Занятия проводились 1-2 раза в неделю, по 40 минут каждое, общим количеством - 15 занятий.

Оборудование и материалы: необходимое оборудование конкретно для каждого занятия указано в таблице 2.

Содержание программы профилактики суицидальных рисков в младшем школьном возрасте с использованием средств сказкотерапии представлено в таблице 2.

Таблица 1. Содержание программы профилактики суицидальных рисков в младшем школьном возрасте с использованием средств сказкотерапии

Цель занятия

Содержание

Примечание (необходимое оборудование)

Ориентировочный этап

1.

Установление контакта, создание благоприятных условий для работы в группе, формулирование основных принципов и правил работы

  • Приветствие
  • Упражнение «Клубок»
  • Упражнение «Установим правила»
  • Сказка «Человек»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Клубок ниток, ватман, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры

2.

Включение участников в групповой процесс, самопрезентация

  • Приветствие
  • Упражнение «Визитка»
  • Упражнение «Мне удается…»
  • Игра «Путаница»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры

3.

Формирование чувства общности, доброжелательного отношения друг к другу, сплочение группы

  • Приветствие
  • Игра «Фигурные построения»
  • Упражнение «Мы похожи»
  • Сказка «Роза и ромашка»
  • Игра «Встаньте с мест»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, ручки

Основной этап

4.

Осознание себя, принятие своих положительных качеств

  • Приветствие
  • Упражнение «Автопортрет»
  • Сказка «Хвостатик»
  • Упражнение «Ладошка»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры

5.

Повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки

  • Приветствие
  • Упражнение «Лучшее о себе»
  • Сказка «Гусеница-крапивница»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, кисти, краски

6.

Снижение беспокойства, тревожности, страха социальных контактов

  • Приветствие
  • Упражнение «Многие боятся»
  • Сказка «Страус»
  • Упражнение «Пантомимика»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, ручки, заготовленные карточки с надписями предметов

7.

Выявление проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками

  • Приветствие
  • Упражнение «Узкий мостик»
  • Сказка «Маленький котенок»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Полоска ткани, шириной 5-10 см

8.

Совершенствование навыков вербальной и невербальной коммуникации, развитие способности понимать друг друга

  • Приветствие
  • Игра «Хвостоглаз»
  • Упражнение «Автобус»
  • Упражнение «Неисправный телевизор»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Повязки на глаза, фраза на листе бумаги

9.

Осознание чувств других людей, проявление внимания к личности другого

  • Приветствие
  • Упражнение «Ассоциации»
  • Упражнение «Выражение чувств»
  • Сказка «Тучка»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Мяч, карточки с названиями чувств, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры

10.

Развитие эмпатии

  • Приветствие
  • Упражнение «Групповой рисунок»
  • Сказка «Котенок»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Ватман, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры

11.

Формирование внутреннего самоконтроля, снижение агрессивных проявлений

  • Приветствие
  • Упражнение «Не сеяться!»
  • Упражнение «Конкурс художников»
  • Упражнение «Противоположные движения»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, заранее заготовленные рисунки агрессивных сказочных персонажей

12.

Снижение депрессивных и суицидальных тенденций, формирование чувства «значимости»

  • Приветствие
  • Упражнение «Сигнал»
  • Игра «Препятствия»
  • Сказка «О настоящем …цвете»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, ручки

Заключительный этап

13.

Повышение уровня жизненного оптимизма, формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив

  • Приветствие
  • Сказка «Колючка»
  • Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни?»
  • Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»
  • Упражнение «Мне сегодня…»
  • Прощание

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, ручки

14.

Подведение итогов, обсуждение достижений участников, групповая рефлексия

  • Приветствие
  • Игра «Фигурные построения»
  • Упражнение «Подари сказку»
  • Упражнение «Буду вспоминать…»

Листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры

Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Социометрия» Дж. Морено на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Социометрия» Дж. Морено на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Социальный статус в классе

Констатирующий этап, %

Контрольный этап, %

Изолированный

14

9

Пренебрегаемый

37

32

Предпочитаемый

40

50

«Звезда»

9

9

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Социометрия» Дж. Морено на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

По итогам сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представленного в таблице 2 и на рисунке 1, было определено, что число испытуемых, принадлежащих зоне «изолированных» уменьшилось и на контрольном этапе составило 9% (на констатирующем – 14%).

Число испытуемых, принадлежащих к 3 кругу – зоне «пренебрегаемых», также уменьшилось и составило 32% от общего числа испытуемых, в то время как на констатирующем этапе – 37%.

Число испытуемых, относящихся ко 2 кругу – зоне «предпочитаемых», наоборот, значительно увеличилось и составило 50%, на констатирующем этапе – 40% испытуемых.

И относящихся к внутреннему кругу – зоне «звезд», как на констатирующем, так и на контрольном этапе, было выявлено 9% испытуемых.

На контрольном этапе значительно увеличился индекс групповой сплоченности. Если на констатирующем этапе он был равен 0,35 (из 1,00), то на контрольном его показатель равен 0,63 (из 1,00), что свидетельствует о повышении уровня групповой сплоченности класса.

Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен в таблице 3 и на рисунке 2.

Таблица 3. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень самооценки

Констатирующий этап, %

Контрольный этап, %

Высокий

32

27

Средний (адекватный)

54

68

Низкий

14

5

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представленный в таблице 3 и на рисунке 2, наглядно демонстрирует произошедшие положительные изменения относительно уровня самооценки у детей.

На констатирующем этапе у 54% испытуемых был выявлен средний (адекватный) уровень самооценки, высокий уровень самооценки был обнаружен у 32% испытуемых, низкий – у 14%.

На контрольном этапе средний (адекватный) уровень самооценки выявлен у 68% испытуемых, высокий – у 27%. Значительно уменьшилось число испытуемых, имеющих низкий уровень самооценки, оно составило 5% от общего числа испытуемых, что свидетельствует о снижении самокритичности и повышении у детей уверенности в себе и своих силах.

Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Измерение уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен в таблице 4 и на рисунках 3-4.

Таблица 4. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Измерение уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень тревожности

Констатирующий этап, %

Контрольный этап, %

В пределах нормы

54

77

Повышенный

36

23

Высокий

0

0

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Измерение уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Измерение уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (средний показатель по выборке)

Из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представленного в таблице 3 и на рисунках 3- 4, видно, что произошло значительное снижение процентного соотношения испытуемых, имеющих повышенный уровень тревожности, что свидетельствует о снижении количества детей с выраженной склонностью испытывать тревогу, находясь в школе (в процессе обучения, проверки знаний, а также в процессе общения и взаимодействия со сверстниками).

На контрольном этапе, так же как и на констатирующем, у преимущественного большинства испытуемых уровень тревожности в пределах нормы – 77% (констатирующий этап – 54%). Высокого уровня тревожности также не было обнаружено.

Преобладающим фактором возникновения тревожности на контрольном этапе эксперимента был выявлен лишь «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», т.к. лишь этот показатель имеет значение выше 50.

Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен в таблице 5 и на рисунке 5.

Таблица 5. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень одиночества

Констатирующий этап, %

Контрольный этап, %

Низкий

50

59

Средний

36

36

Высокий

14

5

Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представленный в таблице 5 и на рисунке 5, демонстрирует произошедшие положительные изменения относительно уровня одиночества у детей.

Число испытуемых, имеющих низкий уровень одиночества, на контрольном этапе увеличилось и составляет 59% (на констатирующем – 50%).

Средний показатель уровня одиночества как на констатирующем, так и на контрольном этапе составляет 36% от общего числа испытуемых.

Высокий уровень одиночества на контрольном этапе выявлен лишь у 5% испытуемых, в то время как на констатирующем этапе был обнаружен у 14%.

Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «CDI» (опросник детской депрессии) М. Ковач на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен в таблицах 6-7 и на рисунке 6.

Таблица 6. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «CDI» (опросник детской депрессии) М. Ковач на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень депрессии

Констатирующий этап, %

Контрольный этап, %

Выше среднего

5

0

Чуть выше среднего

13

9

Средний

23

18

Чуть ниже среднего

18

23

Ниже среднего

41

50

Таблица 7. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «CDI» (опросник детской депрессии) М. Ковач на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (по шкалам)

Рисунок 6. Сравнительный анализ результатов диагностики младших школьников по методике «CDI» (опросник детской депрессии) М. Ковач на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

По итогам сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представленного в таблицах 6-7 и на рисунке 6, было определено, что значительно увеличилось число испытуемых, имеющих показатели «ниже» и «чуть ниже» среднего, что составило 50% и 23% испытуемых соответственно.

Средний показатель уровня депрессии на контрольном этапе обнаружен у 18% испытуемых.

Число испытуемых, имеющих показатели чуть выше среднего уменьшилось и составило 9% (на констатирующем – 13%). Испытуемых, имеющих показатель депрессии выше среднего, на контрольном этапе не было выявлено совсем.

Также наблюдается снижение показателей по всем шкалам (депрессивным симптомам): повышенные показатели по шкале «Негативное настроение» на контрольном этапе выявлены у 14% испытуемых, а то время как на констатирующем – у 23%. Повышенные показатели по шкале «Межличностные проблемы» имеют 5% испытуемых (на констатирующем этапе – 14%). Повышенные показатели по шкале «Неэффективность» на контрольном этапе не выявлены совсем (на констатирующем этапе – 5%). Повышенные показатели по шкале «Ангедония» на контрольном этапе имеют 5% испытуемых, на констатирующем – 14%. Повышенные показатели по шкале «Негативная самооценка» выявлены у 9% испытуемых (на констатирующем этапе – у 14%).

Нами проведена работа по сравнению результатов исследования (депрессия), которые были получены «до» и «после» проведения работы с младшими школьниками, при этом был выбран критерий знаков (G-критерий), предназначенный для сравнения двух зависимых выборок на основе измерений.

Используемый нами статистический анализ данных по G-критерию знаков, предназначенный для исследования и определения направления сдвига в значениях исследуемого признака в двух выборках (депрессия), позволяет определить изменяются ли значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или сторону ухудшения.

Статистический анализ данных, полученных в ходе проведения методики «CDI» (опросник детской депрессии) М. Ковач» показал, что гипотеза доказана.

В итоге, на основании результатов экспериментального исследования, можно говорить о том, что процедура профилактики суицидальных рисков в младшем школьном возрасте была эффективной и способствовала снижению риска возникновения возможного суицида.


Список литературы

1. Ворсина О.П. Профилактика суицидального поведения детей и подростков: Методические рекомендации. – Иркутск, 2014. – 24 с.
2. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. – 2008. – 476 с.
3. Ефимова О.И. Научно-прикладные аспекты изучения суицидальной активности несовершеннолетних. – М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – С. 163-177.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2009. – 510 с.
5. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. — 224 с.
6. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 128 с.
7. Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. – Киев, 1999 г. – 34 с.
8. Шалагинова К.С., Черкасова С.А. Формирование эффективных копинг-стратегий у студентов-первокурсников в период сессии как одно из направлений профилактики суицидальных рисков в молодёжной среде. Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 5-1 (59). – С. 134-137.

Расскажите о нас своим друзьям: