Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 37

Дата публикации 21.12.2017

Технология «мозговой штурм» как средство развития речевых навыков на уроках английского языка

Гущина Дарья Сергеевна
Кандидат пед. наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Кручинина Галина Александровна
Студент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация: В статье раскрывается этапы работы над технологией «Мозговой штурм» с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся. Мозговой штурм способствует генерированию новых идей и нахождению совместных решений.
Ключевые слова: мозговой штурм, инновационные технологи, мотивация, речевые навыки

“Brainstorm” as a means of developing speaking skills at the lessons of English

Gushhina Dar'ja Sergeevna
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin
Kruchinina Galina Aleksandrovna
Student, Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin

Abstract: The article reveals the stages of work on the technology “Brainstorm” with the aim of revealing the creative potential of students. Brainstorming helps to generate new ideas and find common solutions.
Keywords: brain storm, innovation technologies, motivation, speaking skills

На сегодняшний день одним из самых популярных и востребованных языков можно назвать английский. Его знание как никогда актуально. Это связано с тем, что быстрое развитие и изменение различных аспектов современной жизни диктует необходимость использования языка, как в повседневном, так и в деловом общении. Однако до сих пор одной из главных проблем является трудность использования английского языка непосредственно для коммуникации. Английский язык принято считать международным, на нем ведутся переговоры, составляются документы, печатается оригинальная литература. За последние годы во многих компаниях резюме специалистов без знания языка даже не рассматриваются. Знание английского дает возможность поступить в престижный университет, улучшить карьеру, свободно путешествовать, читать литературу в оригинале, чтобы точнее понять задумку автора. Однако, формулировать грамотные мысли, адекватно целям общения представляет сложность даже на родном языке. Перед людьми, изучающими английский язык, возникает вопрос: как оформить свою речь, лаконично и индивидуально выразить мнение.

Наиболее емкую характеристику значения английского языка в современном обществе можно проследить в высказывании Фауста Гёте. Он считал, что «тот, кто не знает иностранного языка, тот не знает своего собственного». Можно полагать, что его идея отражает важность грамотной коммуникации, без чего нельзя обойтись на сегодняшний день.

Данный вопрос также является важным для педагогической теории и практики, ведь для большинства членов общества именно школа является первой ступенью изучения иностранного языка. Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, и соответственно одним из самых сложных. В программе основного общего образования по английскому языку [2] отмечено, что результатами в данном виде речевой деятельности должны стать умения учащихся вести обмен суждениями оценочного характера, участвовать в дискуссии по интересующей проблеме, аргументировано высказывать свою точку зрения по проблеме. Для учителей поиск нового эффективного средства для развития данных навыков вынуждает обращаться к различным, ранее не использовавшимся приемам.

На сегодняшний день большое число преподавателей обращает свое внимание на методы интерактивного обучения и инновационные технологии. Данные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, они помогают создать дружелюбную атмосферу, побороть страх высказать мысли, создать мотивацию к обучению иностранным языкам.

Одним из методов интерактивного обучения является технология мозгового штурма, которая в последнее время занимает более активную позицию на уроке английского языка. Данный метод был сформулирован А.Ф. Осборном, совладельцем крупной рекламной фирмы, в США в конце 1930 года в конкретную последовательность, позволив создать определенную технологию. Мозговой штурм применяется в различных областях и в последнее время плотно интегрируется в процесс обучения, а именно при развитии навыков говорения на уроке английского языка, формировании навыков критического мышления, снятия трудностей и страха высказать собственное мнение,  мотивации к обсуждению и выражению собственной точки зрения.

Согласно мнению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, технология мозговой штурм представляет собой «методику стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новых идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают потом этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений» [1]. Чтобы снять действие этих факторов, проводится занятие, при котором каждый из участников высказывает на предложенную тему любые мысли, стремясь при этом побуждать других к подобным свободным высказываниям и ассоциациям идей.

Данная технология имеет определенную структуру последовательного выполнения действий, которые приводят к конечному результату. Изучив статью Хальки Балаковой «Brainstorming: a creative problem-solving method» можно выделить следующие этапы «Мозгового штурма» [4].

  1. Первый этап является подготовительным и предполагает организацию процесса мозгового штурма. Определяется итоговая цель и тема, выбранная для обсуждения, продумываются варианты групп, на которые будут разделены учащиеся и учитывается их возраст. Прорабатывается время и место проведения.
  2. Второй этап заключается в генерировании идей. Важно брать во внимание тот факт, что принимается любое мнение, даже кажущееся абсурдным или несоответствующим ситуации. Роль ведущего заключается в умении поддержать творческую рабочую обстановку и не допустить критики со стороны учащихся. Кроме этого важно мотивировать участников к активной работе, каждая группа должна участвовать в обсуждении. Время данного этапа не должно превышать 15 минут, при увеличении времени может возникнуть ситуация, при которой учащиеся, предложив все рациональные идеи, начнут выдвигать предположения пытаясь занять время. Также важно обратить внимание на то, что все идеи необходимо фиксировать на доске, предоставляя возможность участникам видеть предложенные высказывания, тем самым избегая повторений.
  3. На заключительном этапе происходит анализ и оценка идей, подведение итогов мозгового штурма. Проводится систематизация и классификация идей, рассматриваются признаки, по которым можно объединить идеи, в соответствии с этими признаками они классифицируются в группы. Далее из общего количества наработанных идей выбираются наиболее рациональные и оригинальные, и составляется общий список идей, возможных для практического использования.

А.П. Панфилова справедливо отмечает, что технология «Мозговой штурм» применяется для формулирования новых идей или концепций, выражения личностных позиций и стимулирования творческой активности участников. Для него характерна свободная форма обсуждения, принятие любой точки зрения, отсутствие критики абсурдных мыслей и поиск оптимальных путей решения проблемы [3]. Таким образом, можно прийти к выводу, что «Мозговой штурм» отражает тот факт, что при совместном обсуждении выдвигаются более грамотные и творческие идей, чем при индивидуальной работе каждого из участников. Такая форма работы дает возможность учащимся открыться творчески, побороть страх высказать свою мысль, ведь негласно принимаются все идеи. Атмосфера, формирующаяся благодаря данному методу, предполагает, что каждый учащийся будет задействован в процессе. В любом случае нетрадиционная форма организации урока даст возможность сформировать у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, что является неотъемлемой частью учебного процесса.


Список литературы

1. Азимов Э.Г, Щукин А.М. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Языкова Н.В. Английский язык. Программа к УМК. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 64 с.
3. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.П. Панфилова. – 3-е изд. – М.:Флинта,2012. – 320 с.
4. Halka Balackova, Masaryk Institute of Advanced Studies, Czech Technical University, Prague, Czech Republic. «Brainstorming: a creative problem-solving method». http://www.unido.org/fileadmin/import/16953_Brainstorming.pdf

Расскажите о нас своим друзьям: