Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 378.147

Дата публикации 19.02.2020

Технологии выравнивания образовательных возможностей при обучении иностранным языкам (из опыта работы)

Вавилова Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, tatyanavavilov@yandex.ru
Еремина Елена Ивановна
кандидат педагогических наук доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Воронеж, jerjomina56@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме – применению технологий, направленных на выравнивание образовательных возможностей обучающихся при обучении иностранному языку. Основное внимание автор акцентирует на выборе технологий обучения, в основе которых лежит процесс трансформации обучающегося. Описываются характерные особенности традиционной технологии, технологии адаптивного обучения, технологии игрового обучения, технологии обучения в сотрудничестве. Особое внимание уделено технологии контроля знаний обучающихся, включение которой в активный инструментарий педагога способствует более успешному преподаванию путем осуществления продуктивного контроля за результатами работы. В статье приведены примеры использования указанных технологий на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: технология обучения, традиционная технология, технология адаптивного обучения, технология игрового обучения, технология обучения в сотрудничестве, междисциплинарные связи

Technologies for equalizing educational opportunities at foreign languages teaching

Vavilova Tatyana Evgenevna
Cand. Sci. (Ped.) Associate professor at the Department of Foreign Languages, Vorohezh Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh
Eremina Elena Ivanovna
Cand. Sci. (Ped.) assistant professor, Associate professor at the Department of humanitarian and sociо-economic disciplines, Russian State University of Justice, Central Branch, Voronezh

Abstract: The article is devoted to the actual problem – the use of technologies aimed at equalizing the students educational opportunities in a foreign language teaching. The author focuses on the choice of learning technologies, which are based on the process of student’s transformation. The characteristic features of traditional technology, adaptive learning technology, game learning technology, learning technology in cooperation are described. Particular attention is paid to the technology of students' knowledge control, the inclusion of which in the active tools of the teacher contributes to a more successful teaching through the implementation of productive control over the work results. The article provides examples of the use of these technologies in foreign language classes.
Keywords: education technology, traditional technology, adaptive learning technology, game learning technology, learning technology in cooperation, interdisciplinary connections

Технология обучения – это реализованная в образовательной деятельности концепция совместной деятельности преподавателя и обучающегося, направленная на достижение целей обучения, воспитания и личностного развития.

Сама идея технологизации обучения не является новой. В педагогике было предпринято достаточно попыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм. Особенно идея технологизации процесса обучения актуализировалась с внедрением в учебный процесс достижений технического прогресса, поскольку изначально технология воспринималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня технологию обучения понимают как методичную систему деятельности педагога в процессе преподавания.

Массовое использование технологий обучения относят к началу 60-х гг. ХХ столетия, связывая данный процесс с реформированием школьного образования.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.И. Образцова [1, с. 68],      Д.В. Чернилевского [2, с. 57], В.А Сластенина [3, с. 20] и др. Из них следует, что технология обучения являет собой вариативный компонент педагогической технологии, в основе которого лежит концепция абсолютной подконтрольности и регулируемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего курса.

Словарь трактует технологию обучения как процесс преподавания и учения, состоящий из совокупности методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся и студентов [4, с.157].

Следовательно, в основе любой образовательной технологии, согласно целям обучения, лежит закономерность процесса трансформирования обучающегося. В данном контексте образовательную технологию можно рассматривать как организационно-педагогический процесс, представляющий собой сочетание ситуационно детерминированных форм обучения и приемов диагностики, позволяющих создать условия для максимального развития познавательного потенциала обучающихся, необходимого для выравнивания стартовых образовательных возможностей при обучении иностранному языку в нелингвистической образовательной организации.

Характерными чертами технологий обучения, на наш взгляд, выступают:

  •  диагностическая формулировка целей;
  • ориентирование всех образовательных операций на гарантированное достижение целей;
  • обязательная оперативная обратная связь с целью оценки текущих и итоговых результатов.

Исходя из этих особенностей, алгоритм проектирования и планирования технологий обучения включает несколько шагов. Первоначально мы намечаем цели и ставим задачи, на которые будем ориентироваться в своей дальнейшей деятельности. Затем отбираем и структурируем содержание учебного материала, рассчитывая необходимое для его проработки и усвоения время и определяя уровень нагрузки обучающихся. Далее диагностируются формы, методы и средства обучения, система контроля и оценки знаний, создающие условия для достижения поставленных задач. Коррекция алгоритма возможна на любой стадии – как по результатам каждого вида контроля, так и при оценке качества полученных и усвоенных знаний.

Так какие же факторы могут воздействовать на выбор той или иной образовательной технологии? Во-первых, следует учитывать принадлежность к конкретному блоку дисциплин – базовому, дисциплинам специализации, к вариативной части, дисциплинам по выбору и пр. Далее следует этап определения доминирующих методов обучения – алгоритмических или эвристических. С этой точки зрения, технологию обучения можно рассматривать как метод реализации содержания обучения, позволяющий оперативно и результативно достичь поставленные цели.

Не секрет, что первокурсники при поступлении в ведомственную нелингвистическую образовательную организацию имеют разный уровень иноязычной подготовки. Поэтому первостепенной задачей преподавателя становится подбор технологий обучения, позволяющих выравнивать стартовые образовательные возможности курсантов и нацеленных на повышение мотивации к изучению ими иностранного языка.

Рассмотрим ряд технологий, которые мы используем при проведении занятий с целью уравнять, «подтянуть» обучающихся, имеющих невысокий уровень языковой подготовки.

Итак, традиционное преподавание рассматривает обучение, прежде всего, как процесс приобретения знания либо от преподавателя, либо из учебников. Таким образом, курсанту отведены функции репродуктивного характера – слушание и запоминание. Главный критерий эффективности традиционной технологии обучения – безошибочное воспроизведение изученного. С другой стороны, понятно, что обучение представляет собой активный процесс интеграции. Новая информация интерпретируется через призму предыдущего накопленного опыта и имеющихся знаний, т.е. все обучение начинается в пределах предшествующего запаса сведений обучающегося. Поэтому чаще всего указанная технология применяется нами при объяснении нового материала, опирающегося на знание, полученное прежде. Тем не менее, роль преподавателя в учебном процессе не стоит сводить только к простой трансляции знаний: педагог учит, а ученик учится. На практике обязанность преподавателя должна заключаться в формировании и развитии навыков, опыта при участии самих обучающихся. Это безусловно будет способствовать и адекватной переработке полученной ими информации, и одновременно приобретению новых знаний. Данная технология наиболее приемлема при объяснении грамматического материала и введении и активизации использования новой лексики. Здесь уместно использовать языковые подстановочные, трансформационные упражнения.

Технология развивающего обучения, включающая метод активизации рефлексии обучающихся, т.е. понимания и осмысления ими их собственных приемов, способов, действий в рамках учебной деятельности, а также самооценку и самоконтроль. Индивидуальное развитие обучающегося в рамках данной технологии идет совместно с другими формами обучения, такими как приобретение знаний и навыков для практических и профессиональных целей. В процессе изучения материала больше внимания уделяется поэтапному, пошаговому созданию новых знаний, а не приобретению кодифицированного запаса сведений, естественного для традиционных условий обучения и профессиональной подготовки. Данная технология предполагает овладение теми мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение полученных знаний и оперирование ими впоследствии. Таким образом, обучающийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъект активной познавательной деятельности [5, с.5]. В границах указанной технологии обучения нами разработаны задания на узнавание и воспроизведение иноязычной лексики, интерпретацию, разъяснение значения лексических единиц, решение проблемных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью сотрудника органов внутренних дел.

Технология адаптивного обучения позволяет успешно работать с учащимися, имеющими невысокий уровень языковой подготовки, учитывая их индивидуальные особенности. Это дает возможность применять полученные знания в новых ситуациях, решать различные сложные проблемы; способствует развитию логического мышления обучающихся. Приоритет при использовании технологии адаптивного обучения мы отдаем самостоятельной деятельности обучающихся, требующей оптимизации объяснения нового учебного материала. При этом следует поощрять курсантов с тем, чтобы развивать у них способность к саморегуляции, самообучению, росту их самосознания. Здесь велика роль внутренней мотивации, направленной на самосовершенствование обучающегося.

Технология самообучения нацелена на самостоятельное ориентирование обучающихся в новом материале, на саморазвитие и овладение языковыми навыками и речевыми умениями. Стремление к самостоятельному познанию, постижение общих приемов и способов осуществления разных видов иноязычной речевой деятельности дают возможность творчески изменять усваиваемый материал. В учебном взаимодействии преподавателя и обучающихся формируется субъектная позиция курсантов, способствующая интенсификации процессов саморазвития. При этом преподаватель ориентирует обучающихся на активную саморефлексию в процессе изучения иностранного языка [6, с.60]. 

Неизменным остается вопрос о педагогике сотрудничества, которая рассматривает двустороннюю природу взаимодействия: преподаватель – обучающийся и направлена «от преподавания к обучению». Такое тесное сотрудничество обеих сторон образовательного процесса может обеспечить успех обучения. Британский профессор Ф. Коффилд считает, что восприятие процесса обучения только с точки зрения передачи информации и усвоения обучающимися знаний и навыков очень ограниченно и неэффективно. Он использует термины «teaching and learning», которые, как нам кажется, уместно было бы перевести как «научение и обучение», где «научение» – это непосредственная деятельность преподавателя, а «обучение» – действия обучающегося [9, с.87]. Таким образом, мы можем говорить о взаимопартнерском характере процесса обучения.

На продвинутом этапе обучения мы используем технологию игрового обучения, которая представляется нам перспективной, поскольку в ходе ее применения воссоздаются возможные ситуации, различные виды деятельности, что ведет к более углубленному обучению, поскольку акцент делается на профессионально направленные цели преподавания [10, с.7]. На учебных занятиях по специальным дисциплинам проводятся деловые игры с целью большего погружения будущих сотрудников органов внутренних дел в атмосферу естественного прохождения службы и отработки поведения при возникновении различных, в том числе и нестандартных, ситуаций. Это могут быть обстоятельства, связанные с осмотром места происшествия и беседой с вероятными очевидцами инцидента, проверка документов, оказание помощи иностранным туристам, опрос свидетелей происшествия и пр.

Создать же естественную ситуацию в рамках практического занятия по иностранному языку крайне сложно и, скорее, это больше будет напоминать игру, которую преподавателю надо тщательно готовить в сотрудничестве с обучающимися. В процессе подготовки мы решаем не только учебные вопросы, но и мотивируем и стимулируем когнитивную активность обучающихся путем поддержания познавательного интереса. Данная технология может включать ситуацию, при которой группа делится на подгруппы, одна половина – сотрудники полиции, вторая – свидетели происшествия или пострадавшие. Другая ситуация имитирует общение полицейского и иностранного туриста, который интересуется достопримечательностями города, возможностью туда добраться. Проведение международных спортивных мероприятий и привлечение к ним курсантов делает отработку подобных ситуаций необходимой и полезной [7, с.56].

Подобным образом мы активизируем специальную профилированную лексику, и это способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, а также актуализируем междисциплинарные связи. Указанная технология мотивирует слабоуспевающих курсантов к более углубленному изучению профилированной лексики, стремлению участвовать в отработке ситуаций наравне с коллегами. Т.е. упор делается на практическую составляющую, что значительно повышает интерес обучающихся к предмету.

Непременным условием при выборе технологии обучения, направленной на выравнивание образовательных возможностей обучающихся, является контроль за ходом учебного процесса с целью его координации и оперативной проверки и оценки знаний и умений обучающихся, а также наличия обратной связи с преподавателем. Обучающиеся должны получать сведения о предварительных и окончательных результатах своей деятельности. Полученная положительная информация будет мотивировать курсантов к повышению познавательной активности, способствовать стимулированию последующей образовательной деятельности.

Иначе говоря, главным условием, способствующим результативному преподаванию с помощью образовательных технологий, выступают наличие и использование средств продуктивного контроля за промежуточным и итоговым продуктом, получаемым в ходе применения указанных технологий. Действенность использования образовательных технологий определяется прирастанием результатов обучения за конкретный контрольный промежуток времени.

Мы выделяем следующие виды контроля результатов обучения иностранному языку:

- во-первых, входной контроль. Поскольку изучение дисциплины «Иностранный язык» основывается на знаниях, полученных в средней школе, возникает необходимость определения исходного стартового уровня знания языка. В связи с этим мы проводим обязательное тестирование и беседу, которые позволяют определить степень знания и владения иностранным языком. Тесты наряду с грамматическим включают и страноведческий материал;

- результативным методом проверки уровня обученности представляется оперативный контроль, систематически осуществляемый на занятиях. Он может включать в себя устный контроль, проводимый путем индивидуального и фронтального опроса обучающихся; письменный контроль, реализуемый в форме словарных лексических диктантов, переводов профилированных текстов. Данная стратегия позволяет оперативно реагировать и перестраивать методику проведения занятия;

- текущий контроль, осуществляемый не только в течение проведения учебного занятия, но и при проверке самостоятельного внеаудиторного чтения. Основная его цель - определение показателя усвоение учебного материала по отдельным темам или разделам; своевременное обнаружение пробелов в подготовке обучающихся и принятие необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины; организация деятельности обучающихся в ходе занятия;

- итоговая аттестация проводится в целях определения степени достижения поставленной цели обучения по данной дисциплине в целом или наиболее важным ее частям (разделам). К данному виду контроля мы относим зачеты и экзамен.

При этом основной характеристикой эффективности проведения любого вида контроля выступает объективность преподавателя в оценке результатов учебной деятельности обучающихся. А основным критерием оценки знаний курсантов является критерий успеваемости, ибо только он позволяет осуществить количественные сравнения потенциалов обучающихся на начальном, промежуточном и итоговом этапах [8, с.184].

Проведенный нами анализ успеваемости обучающихся по результатам входного и итогового контроля позволяет говорить о положительных изменениях, которые были вызваны правильным подбором комплекса технологий обучения. Из 44 курсантов 1 курса набора 2016 года не справились с заданиями входного теста 12 человек (27%). Проведенный через полгода промежуточный контроль показал незначительный рост уровня сформированности знаний. Так, количество курсантов, получивших неудовлетворительные оценки, уменьшилось до 7 человек (15,9%). При проведении итогового контроля на 2 курсе по окончании изучения иностранного языка 42 курсанта правильно выполнили предложенные задания, двое получили неудовлетворительные оценки (4,6%) с перспективой пересдачи. Ситуация с набором 2017 года выглядит оптимистичнее. Входной контроль прошли 34 курсанта, не справились с заданиями 7 человек (20,6%). При проведении промежуточного контроля только двое получили неудовлетворительные оценки (5,9%). Итоговый контроль – экзамен – преодолели все обучающиеся. Понятно, что данная выборка не может с абсолютной точностью стать носителем характеристик обучающихся, но существенное изменение результатов успеваемости позволяет говорить о правильном подборе комплекса технологий обучения.

Итак, на выбор технологий обучения, направленных на выравнивание образовательных возможностей обучающихся, влияют содержание и цели обучения. Нельзя выделить какую-либо одну стратегию, поскольку только различные комбинации этих технологий, направленных на стимулирование познавательной активности обучающихся, развитие самостоятельности, позволяют достичь наилучшего результата в обучении.


Список литературы

1. Образцов П. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 271 с. - Серия : Образовательный процесс.
2. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М., 2002. - 437 с.
3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 2002. - 576 с.
4. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
5. Гирш Г.Ю. Развивающее обучение. Образование и наука в России и за рубежом. 2016, №1 (24). – С. 5-6.
6. Еремина Е.И. Реализация проблемного подхода при формировании готовности студентов к самообучению иностранному языку. Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2018. № 5 (22). - С. 56-62.
7. Вавилова Т. Е. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как методическая проблема // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в образовательных организациях высшего образования МВД России: традиции и инновации: матер. межвед науч.-практ. конф. СПб. 2017. - C. 54–59.
8. Колова С. Д., Врублевский А. С. Образовательно-эффективные виды и формы контроля знаний студентов [Текст] / С. Д. Колова, А. С. Врублевский // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 10-2. - С. 182-185
9. Coffield, F. Just suppose teaching and learning became the first priority. - Published by the Learning and Skills Network. – 2008. – 86 pp.
10. Honey, M. A., & Hilton, M. (Eds.). Learning science through computer games and simulations. 2011. - Pp. 7–12.

Расскажите о нас своим друзьям: