Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (40) Ноябрь 2019

УДК 373.2

Дата публикации 15.11.2019

Театрализованная деятельность при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой

Красильникова Лариса Владимировна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, larvladkr@mail.ru
Каганович Светлана Игоревна
магистр, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, chisto_sveta@mail.ru
Фонарева Оксана Викторовна
магистр, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, Oksana2011@list.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию возможностей использования театрализованной деятельности при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой. Авторы рассматривают актуальность, значение, возможности использования театрализованной деятельности в работе дошкольной образовательной организации. Материал статьи содержит основные подходы к организации театрализованной деятельности в детском саду. Работа включает описание констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов по внедрению театрализованной деятельности в работу с воспитанниками 6-7 лет. Система работы прошла апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, театрализованная деятельность, художественная литература, дети дошкольного возраста

Theatrical activity at acquaintance of children of 6-7 years with fiction

Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Рsychology and Pedagogy of preschool and primary education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod
Kaganović Svetlana Igorevna
Master, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod
Fonarev Oxana Victoria
Master, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod

Abstract: The article is devoted to the study of the possibilities of using theatrical activities when introducing children of 6-7 years old with fiction. The authors consider the relevance, importance, possibilities of using theatrical activity in the work of a preschool educational organization. The material of the article contains the main approaches to the organization of theatrical activities in kindergarten. The work includes a description of ascertaining, formative and control experiments on the introduction of theatrical activities in work with pupils of 6-7 years. The work system has been tested in preschool educational institutions of the city of Nizhny Novgorod.
Keywords: pre-school educational organization, theatrical activity, art literature, children of pre-school age

Содержание дошкольного образования на современном этапе его развития модернизируется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  (далее по тексту ФГОС ДО) [1]. В соответствии с требованиями ФГОС ДО,  ознакомление детей с художественной литературой является одной из важных задач, содержание которой отражено сразу в двух образовательных областях стандарта: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Так в образовательной области «Речевое развитие» отмечены следующие задачи: “ …знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…”. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя следующие задачи: “… восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей” [1]. Под творческой деятельностью детей наряду с музыкальной, изобразительной подразумевается и театрализованная.

Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой и включение их в активную театрализованную деятельность являются современными требованиями ФГОС ДО.

Современное общество характеризуется глобальной потерей интереса к книге, к чтению как процессу. Совсем недавно наша страна называлась «самой читающей в мире», а теперь это гордое звание нами утеряно. Восстановление интереса к чтению и любви к художественной литературе возможно только при условии ознакомления с художественной литературой, начиная с дошкольного возраста.

Важность и значимость ознакомления дошкольников с художественной литературой отмечается в исследованиях Н.Е. Вераксы [2], А.Е. Вераксы  [2], В.В. Гербовой [3], Л.М. Гурович [4] и др.

Учеными выявлены уникальные возможности художественной литературы во всестороннем развитии дошкольников: умственном, эстетическом, трудовом, физическом, социально-нравственном.  

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития специфического художественного восприятия, характеризующегося слитностью эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства и сложной умственной работой по их пониманию. Как отмечает А.В. Запорожец [5], именно в этот возрастной период ребенок переходит от   первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к этапу собственно эстетической деятельности.

Одним из значимых видов деятельности, которая позволяет синтезировать художественную литературу и творчество каждого ребенка является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста исследуется в работах таких ученых, как А. Абсалямова [6], Н. Дунаева [7], М. Петухова‐Левицкая [7],  Н. Зиновьева [8], Ю. Россова  [9] и др.

Театрализованная деятельность объединяет в себе речевую деятельность, музыку, танец, живопись, актерское мастерство, т.е. активизирует ряд средств художественной выразительности. Это свидетельствует о том, что у детей в театрализованной деятельности будет развиваться целый комплекс творческих умений.

Осознавая высокую степень значимости ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и вовлечения их в театрализованную деятельность, воспитатели дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) не могут сказать, что они уделяют достаточное внимание именно этим средствам развития ребенка.

Исходя из актуальности темы нашего исследования, мы сформулировали цель нашей работы.

Цель исследования – изучить возможности применения театрализованной деятельности при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой, в целях художественно-эстетического развития дошкольников, принимающих участие в эксперименте.

Исследовательская работа проводилась на базе дошкольных образовательных организаций Нижегородской области.  В эксперименте принимало участие 40 человек детей в возрасте от 6 до 7 лет. Дети были разделены на две группы: экспериментальную – 20 человек и контрольную – 20 человек.       

Следует отметить, что организация работы с детьми предполагала не только решение задач в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОО, но и в ходе дополнительного образования [10, 11].

Этапы организации экспериментальной работы

1 этап – констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – обследовать уровень развития представлений о художественной литературе у детей 6-7 лет.

Участники констатирующего эксперимента – дети экспериментальной и контрольной групп.

2 этап – формирующий эксперимент

Цель формирующего эксперимента – разработать и апробировать использование театрализованной деятельности при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой.

Участники формирующего эксперимента – дети экспериментальной группы

3 этап – контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента – проведение повторного обследования уровня сформированности представлений о художественной литературе у детей 6-7 лет.

Участники контрольного эксперимента – дети экспериментальной и контрольной групп.

Для определения исходного уровня представлений детей 6 – 7 лет о  художественной литературе, мы определили компоненты и составили соответствующие вопросы для изучения этих компонентов. Для того чтобы проанализировать, насколько дети знакомы с произведениями художественной литературы, мы использовали характеристику трёх степеней освоения и ознакомления с художественной литературой. При разработке характеристик уровней ознакомления детей с художественной литературой мы опирались примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы». Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой [12].

Для выявления  уровня представлений детей 6 – 7 лет о художественной литературе использовались следующие критерии.

1. Сформирован интерес к слушанию чтения книг.

2. Умение различать жанр произведения; аргументировать ответ, доказывая, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).

3. Называние любимых сказок и рассказов; чтение одного - двух  любимых стихотворений, двух - трех считалок; знание двух – трех загадок.

4. Называние 2-3авторов детских книг.

5. Умение выразительно, в собственной манере пересказывать отрывок из сказки, рассказа, песенки, читать стихотворение.

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня сформированности представлений о художественной литературе у детей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента

Из рисунка 1 видно, что количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем представлений детей 6 – 7 лет о художественной литературе меньше на 5 %, со средним больше на 10 % и на 5 % меньше с низким уровнем, чем в контрольной группе. В целом дети проявили средний и низкий уровень сформированности представлений. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста обнаружили у них недостаточное умение различать жанр произведения; аргументировать ответ, доказывая, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение); называть любимые сказки и рассказы; читать любимые стихотворения, считалки, загадки; называть авторов детских книг, иллюстраторов книг для дошкольников; выразительно, в собственной манере пересказывать отрывок из сказки, песенки.

На основании данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента, мы сделали выводы о необходимости проведения  целенаправленной работы по ознакомлению детей 6 – 7 лет с художественной литературой средствами театрализованной деятельности.

Содержание системы работы с детьми 6-7 лет по использованию театрализованной деятельности при ознакомлении с художественной литературой

Организация системы работы предполагала обязательное исполнение следующих условий:

1) использование различных методов и приемов работы с книгой в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста;

2) обеспечение условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности при постановке произведений художественной литературы.

Цель работы с детьми: развитие творческих способностей детей и воспитание интереса и любви к художественной литературе.

Задачи работы с детьми.

1. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

2. Знакомить детей с произведениями художественной литературы: Ш. Перро «Золушка», А.Н. Толстой  «Приключения Буратино», рус. нар. сказка «Петушок и бобовое зернышко», стихотворения для детей.

3. Создавать условия для осмысленного чтения произведений художественной литературы, глубокого понимания характера персонажей.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности: художественно-речевые способности, танцевальные способности, вокальные способности, изобразительные способности.

5. Воспитывать активность и инициативность в театрализованных играх.

В начале работы нами были сформулированы обязательные психолого-педагогические условия, обеспечивающие активность детей 6-7 лет в театрализованной деятельности при постановке произведений художественной литературы.

Условия развития творческой активности детей в театрализованной деятельности при постановке произведений художественной литературы

1. Использование при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы методов и приемов, активизирующих творческие способности детей и формирующих мотивации на театрализованную деятельность: беседа о прочитанном с анализом характеров персонажей; ролевые диалоги; имитационные упражнения; речевое упражнение «Скажи по-разному» и др.

2. Интеграция содержания работы по ознакомлению с художественной литературой с изобразительной и музыкальной деятельностью, т.е. рисование, лепка, аппликативное изображение персонажей литературных произведений, пение песен персонажей произведений, танцы на тему прочитанного.

3. Создание атмосферы творчества, содействия и содружества воспитателя с детьми в процессе театрализованной деятельности.

4. Обязательное участие всех детей в театрализованных играх.

5. Поощрение каждого ребенка группы за выполненную роль.

6. Создание материально-технических условий для театрализованной деятельности в группе.

Этапы организации театрализованной деятельности с детьми при ознакомлении с художественной литературой

Первый этапуглубленное восприятие художественного произведения, которое в дальнейшем будем драматизироваться.

Цели: обогащение познавательного, эмоционального опыта детей при восприятии произведения художественной литературы; формирование умения анализировать  идею, смысл произведения.

Методика работы на 1 этапе:

Образовательная область «Речевое развитие»

- чтение сказки

- беседа по сказке

- рассматривание книжных иллюстраций

- слушание аудиозаписей

- ролевые диалоги

- игры-имитации

- упражнение «Скажи как»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- рисование на тему сказки

- лепка на тему сказки

- разучивание песен и танцев для использования в драматизации

Второй этап – развитие творческих способностей детей.

Цели: развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Методика работы на 2 этапе

- образно-игровые этюды

 - подвижные игры с текстами

-  лексические упражнения

- рассматривание разных видов наглядности и т.д

Третий этап – подготовка к драматизации

Цели: создание совместно с детьми атрибутов и декораций для драматизации.

Методика работы на 3 этапе

- конструирование из бумаги, бросового и природного материалов

- рисование

- аппликация

- моделирование пространства группы переносными модулями

- изготовление программок и приглашений на спектакль

Четвертый этап – показ спектакля

Цели: развитие творческих способностей детей; способствовать самовыражения и самореализации детей.

Методика работы на 4 этапе

- помощь педагога

- подсказка педагога

- участие педагога в драматизации

- поощрение всех детей

После реализации системы работы по использованию театрализованной деятельности при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой, нами было проведено повторное обследование представлений о художественной литературе  у детей экспериментальной и контрольной групп.

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня сформированности представлений о художественной литературе  у детей экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента

Как видно из рисунка 2, уровень сформированности представлений о художественной литературе у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы. Так на высоком уровне в экспериментальной группы находится 50% детей, а в контрольной 35%, на среднем уровне ив той, и в другой группе по 50%, на низком уровне в экспериментальной группе 0%, а в контрольной 15%.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в формировании представлений о художественной литературе у детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы. Следовательно, наша система работ с использованием театрализованной деятельности при ознакомлении с художественной литературой оказалась эффективной.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
2. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] / Веракса Н.Е., Веракса А.Н. // под ред. Н.Е.Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
3. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада. [Текст] / Гурович Л.М. // Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 64 с/
5. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребёнка. [Текст] / Запорожец А.В. // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., Изд-во "Просвещение", М., 1966.
6. Абсалямова, А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста. [Текст] / А. Абсалямова // Дошкольное воспитание, 2016, № 9 –С. 46.
7. Дунаева, Н. Педагогические условия развития художественно‐творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр. [Текст] / Дунаева, Н., Петухова‐Левицкая М. // Дошкольное воспитание, 2016, № 4 – С. 61.
8. Зиновьева, Н. Театрализованная деятельность. [Текст] / Н. Зиновьева // Дошкольное воспитание, 2018, № 4 –С. 31.
9. Россова, Ю. Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева: психолого‐педагогический анализ. [Текст] / Ю. Россова // Дошкольное воспитание, 2016, № 10 – С. 70.
10. Красильникова, Л.В. Дополнительное образование детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы развития. [Текст] / Красильникова Л.В., Азолова Ю.В.// Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 125-128.
11. Бичева, И.Б. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И. Б. Бичева, О. М. Филатова / Вестник Мининского университета. Том 7, № 1 (2019). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-7.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Расскажите о нас своим друзьям: