Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 159.9

Дата публикации 12.02.2019

Сущностные характеристики психолого-образовательного сопровождения

Муругова Анна Олеговна
аспирант кафедры акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово, kuzmina.a.o@yandex.ru

Аннотация: В статье определены сущностные характеристики понятия «психолого-образовательное сопровождение» на основе анализа имеющихся о нем представлений и смежных с ним понятий, обсуждаемых в российской педагогической и психологической науке и практике. Производится сравнение понятий «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-образовательное сопровождение». На основании анализа психологической и педагогической литературы по теме исследования выявлены отличительные особенности психолого-образовательного сопровождения как особого вида сопроводительной деятельности. Психолого-образовательное сопровождение фокусируется на создании особых условий, способствующих осознанию учеником собственных способностей, а также формированию умения использовать собственные возможности и возможности образовательной среды для собственного развития. Данное направление сопровождение предполагает наибольший уровень субъектности ученика, и предполагает его максимальную включенность в реализацию программы сопровождения.
Ключевые слова: психолого-образовательное сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, сопроводительная деятельность

Essential characteristics of psycho-educational support

Murugova Anna Olegovna,
postgraduate student of Acmeology and Developmental Psychology department, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Abstract: The article defines the essential characteristics of the concept of «psycho-educational support» on the basis of an analysis of the ideas about it and related concepts discussed in Russian pedagogical and psychological science and practice. The concepts of «pedagogical support», «psycho-pedagogical support» and «psycho-educational support» are compared. Identified the distinctive features of psycho-educational support as a special type of accompanying activities based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the research topic. Psycho-educational accompaniment focuses on creating special conditions that contribute to the student's awareness of their own abilities, as well as the formation of the ability to use their own capabilities and capabilities of the educational environment for their own development. This direction of support implies the greatest level of subjectivity of the student, and assumes his maximum involvement in the implementation of the support program.
Keywords: psycho-educational support, pedagogical support, psycho-pedagogical support, supporting activities

Введение

Активные социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, требуют от современного выпускника общего и профессионального учреждения проявления особых умений и навыков, связанных с осознанием своих возможностей, возможностей окружающей среды и  использования среды в контексте задач собственного развития. Очевидно, что традиционные существующие виды сопроводительной педагогической деятельности не в полной мере отвечают подобным требованиям современности.

Как перспективный вид сопроводительной деятельности в образовательном учреждении, способствующий решению широкого круга задач личностного развития ученика, указывается психолого-образовательное сопровождение.

Сопровождение как особый вид педагогической деятельности

Определение понятия «сопровождение» связано с возрождением идей гуманизма в образовании, что впервые проявлялось в девяностые годы двадцатого века в описании зарубежных недирективных психолого-педагогических практиках, таких как коучинг, фасилитация, тьюторство и супервизия. Этот же период связан с появлением в отечественной педагогике теорий сходной направленности (педагогика поддержки, О.С. Газман; теория педагогического сопровождения, Е.И. Казакова), обосновывающих необходимость сопровождения самоопределения, саморазвития воспитанников. Вслед за этим была обоснована необходимость сопровождения деятельности студентов (в работах С.В. Гринь, А.Р. Мурасовой, С.Ф. Шляпиной), педагогов (в работах Л.Г. Тариты, Т.Г. Малюшиной, И.В. Хромовой, С.В. Кирдянкиной) [12].

Понятие «сопровождение» можно рассматривать с разных точек зрения. Так, ряд авторов указывают на использование учителем стратегии «сопровождение» как необходимое условие становления познавательной самостоятельности ученика. Под сопровождением в широком смысле понимается «целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в процессе взаимодействия в школьной среде» [4, с. 163].

Также отмечается, что отличительной чертой сопровождения является отказ от прямого воздействия и руководства действиями школьника взамен на обращение к личностно-ориентированным технологиям [13]. Указывается, что сопровождение не есть полный синоним понятиям «помощь», «обеспечение», «поддержка». Отличительной особенностью сопровождения является сохранение за ребенком свободы и ответственности за совершаемый выбор, т.о. сопровождение есть «сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого» [4, с. 163]. Сопровождение предполагает поддержку в процессе принятия собственного осознанного выбора сопровождаемым. Таким образом, основным условием проявления позитивного эффекта от поддержки является опора на деятельность самого сопровождаемого.

Л.Г. Тарита отмечает, что процесс сопровождения личностного развития представляет собой альтернативу стратегии «направляемого» развития [11].

Понятие сопровождение применяется по отношению к широкому кругу объектов сопровождения: дети, учащиеся, студенты, воспитатели, педагоги, учителя и т.д.

С.А. Ускова указывает на базовое значение «сопровождения» в педагогической деятельности. С ее точки зрения сопровождение может способствовать  решению самого широкого круга психолого-педагогических задач по совершенствованию, становлению и развитию личности, решению жизненных и профессиональных проблем субъектов образовательной деятельности, повышению качества самостоятельной деятельности указанных субъектов [12].

Особенности педагогического сопровождения

В настоящее время существует большое количество определений понятия педагогическое сопровождение. Н.О. Яковлева определяет педагогическое сопровождение как «педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания» [15, с. 47].

Автор также выделяет основные характеристики педагогического сопровождения:

- деятельностная природа психологического сопровождения предполагает проявление активности и влияния на сопровождаемое явление;

- управленческий характер психологического сопровождения связывает его с некоей заданной оптимальной траекторией, в соответствии с которой обеспечивает развертывание сопровождаемого явления;

- индивидуальный характер психологического сопровождения обеспечивает адресность воздействия;

- функционирование в специально созданной среде предполагает создание оптимальных условий для существования сопровождаемого явления;

- непрерывность реализации подразумевает существования начала и конца процесса сопровождения;

- опора на результаты мониторинговой диагностики детерминирует наполнение действий педагога по сопровождению [15].

Ряд ученых – О.С. Газман, Т.В. Зуева, Е.Г. Коваленко, Н.П. Михайлова, Н.С. Юсфин и др., основываясь на практике, разработали теорию педагогической поддержки и заботы. В данном направлении педагогическая поддержка определяется сходно понятием «педагогическое сопровождение». Педагогическое сопровождение в данном направлении понимают как «деятельность, характеризующуюся специально организуемыми процессами взаимодействия» [8, с. 71], основанную на ценностях гуманизма и внутренней свободы взаимоотношений взрослого и ребенка; основой такой деятельности является взаимодействие субъектов образовательной деятельности, а не воздействие активного и деятельного субъекта (педагога) на ученика.

О.С. Газман определил педагогическую поддержку как «превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)» [1, с.34].

С.В. Макарова выделяет три основные направления движения для педагога, действующего в рамках модели поддерживающего образования:

- Поддержка студента в познании самого себя, в переработке накопленного опыта и оценке студентом своих интересов и возможностей. Задача педагога при работе в данном направлении, состоит в  предоставлении студенту нужной информации и поддержки для определения студентом собственных целей, а также в дальнейшей помощи в реализации этой цели;

- Помощь в реализации актуального интереса студента. В рамках данного направления педагог оказывает поддержку в реализации сиютминутно возникающего интереса студента, который может стать или не стать устойчивым и значимым для дальнейшего образования. Таким образом, данное направление может выходить за пределы образовательного процесса, что накладывает определенные требования на уровень подготовки и мотивации педагога, однако позволяет стимулировать развитие у студента интереса к учебной и будущей профессиональной деятельности;

- Третье направление предполагает помощь педагога в осознании студентом природы собственных проблем, а также мотивов собственной деятельности. Здесь также роль педагога состоит в сопровождении формирования студентом собственных целей, связанных с преодолением выявленных проблем, а также в создании условий для достижения таких целей. В таком случае деятельность педагога требует не только знаний предмета, но и знания основ психологии [7].

Педагогическая поддержка является внеучебной формой оказания помощи учащемуся и предполагает субъект-субъектные отношения, что позволяет выявлять и решать достаточно широкий спектр проблем, в том числе проблемы, которые лишь опосредованно могут относиться к педагогическим. Так, педагогическая поддержка способствует выявлению и решению, в том числе, жизненных, социальных и профессиональных проблем. Однако субъект-субъектные отношения предполагают высокую степень вовлеченности педагога, его высокую заинтересованность в судьбе своих подопечных, что не всегда возможно описать в рамках нормативно-правовых отношений. Педагогическая поддержка широко используется в современной системе образования для решения трудностей, возникающих как при изучении отдельных дисциплин, так и связанных с процессом обучения в целом. Педагогическая поддержка предполагает индивидуальный подход к каждому учащемуся, что позволяет не только эффективно решать актуально возникающие трудности, но и предотвращать дальнейшее их возникновение, давая учащимся ощущение заботы и поддержки.

Психолого-педагогическое сопровождение как педагогическая категория

Понятие «психологического сопровождения» введено психологами Г. Бардиером, И. Ромазаном, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как специально организованная деятельность по сопровождению естественного развития ребенка [14].

Проблема психолого-педагогического сопровождения личности рассматривалась в работах Н.Г. Ершовой, И.А. Липского, Б.И. Серсенбаевой, Г.И. Симоновой, В. А. Шишкиной и др.

А.П. Овчарова определяет психолого-педагогическое сопровождение как «систему деятельности психологов, педагогов, родителей, направленную на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии речи, от которых зависит улучшение их состояния и успешность адаптации в образовательном процессе»; это «системная комплексная технология социально-психологической помощи личности» [8, с. 128].

Л.Г. Субботина понимает психолого-педагогическое сопровождение учащихся как «целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [10, с. 34].

Автор также указывает характерные особенности взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного сопровождения:

- равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса;

- равное признание активной коммуникативной роли друг друга;

- психологическая поддержка друг друга.

Такие характерные особенности позволяют выделить различия в понимании педагогического и психолого-педагогического сопровождения. Так, одной из характеристик педагогического сопровождения является управленческий характер, направленность на движение по определенной траектории. Данная характеристика указывает на главенствующую и определяющую роль педагога в таком взаимодействии; в процессе психолого-педагогического сопровождения ценным становится не только учет индивидуальных особенностей учащегося, как в ситуации педагогического сопровождения, но и равное признание коммуникативной роли друг друга.

В настоящее время в литературе можно встретить большое разнообразие форм и видов психолого-педагогического сопровождения. Такие формы сопровождения различаются по направленности, предмету и объекту. Психолого-педагогическому сопровождению подвергаются все участники образовательной деятельности. Существуют специфические для каждой ступени образования формы сопровождения.

Е.В. Коротаева выделяет несколько оснований для классификации психолого-педагогического воздействия:

- с точки зрения готовности субъектов образовательного процесса к совместной деятельности выделяют добровольное и вынужденное сопровождение;

- по характеру протекания процесса сопровождение может быть как запланированное, так и импровизационное;

- по длительности контакта различают сопровождение долговременное и кратковременное;

- по характеру включенности субъектов существует очное и заочное сопровождение;

- с точки зрения достижения намеченной цели сопровождение оценивается и может быть продуктивным, результативным, либо может не соответствовать ожиданиям сторон [3].

ФГОС ООО указывает на необходимость психолого-педагогического сопровождения обучающихся, а также предполагает обеспечение в образовательном учреждении различных вариантов направлений психолого-педагогического сопровождения, диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения, а также вариативность форм психолого-педагогического сопровождения. Среди форм психолого-педагогического сопровождения, указанных в ФГОС ООО профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение и экспертиза.

Сущностные характеристики психолого-образовательного сопровождения

О.М. Краснорядцева рассматривает психолого-образовательное сопровождение как «создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения своего личностного потенциала и возможностей социальной (в том числе и образовательной) среды в ресурсы собственного образования как процесса самосозидания, создания себя путем полагания себя в мир культуры» [5, с. 165]. Автор также утверждает, что в настоящее время наиболее актуальным направлением работы является не традиционно понимаемое психолого-педагогическое сопровождение, а психолого-образовательное сопровождение как особая культура социализации индивидуальности. В основе психолого-образовательного сопровождения лежит принцип соответствия возможностей человека такой образовательной среде, которая отвечает этим возможностям.

Д.Н. Гриненко отмечает, что психолого-образовательное сопровождение предполагает минимальное воздействие педагога или психолога и ориентировано на создание внешних условий. Таким образом, в процессе психолого-образовательного сопровождения на первый план выходит не содержание мероприятий, а личностное преломление получаемого опыта учащимися [2].

М.А. Подойницина утверждает, что психолого-образовательное сопровождение способствует актуализации и развитию рефлексивных способностей и компетенций молодых людей относительно собственной жизни [9].

О.М. Краснорядцева также описывает психолого-образовательное сопровождение как эффективный инструмент формирования устойчивости жизненного мира студентов. Важной особенностью процесса такого сопровождения является включение в этот процесс обучающегося как «открытого», свободно мыслящего человека, способного выбирать и изменять траекторию собственного развития. Автор отмечает следующие компетенции, формирование которых является результатом реализации психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, учащийся должен:

- понимать свои возможности;

- уметь соотносить собственные возможности и возможности окружающей среды,  использовать их для своего развития;

- уметь видеть возможности образовательной среды в контексте задач собственного развития;

- уметь работать со своим потенциалом и потенциалом образовательной среды для создания инновационного продукта [5].

Ряд авторов описывают психолого-образовательное сопровождение как «целостный, системный интегративный психолого-образовательный процесс, включающий в себя совокупность средств, способов и методов поэтапного формирования, развития личности студента с целью максимальной адаптации к социально-профессиональной среде» [6, с. 163].

Описанный вид сопровождения отмечается как эффективный для решения проблем самоопределения (в том числе профессионального), адаптации, саморазвития и самореализации. Характерно использование особых форм психолого-образовательного сопровождения, таких как рефлексивный семинар, фокус-группа, рефлексивный тренинг.

В то же время очевидно, что подобный вид сопровождения требует определенного уровня развития личности сопровождаемого. В литературе на данный момент представлен опыт работы по психолого-образовательному сопровождению только в условиях профессионального обучения, однако мы считаем, что реализация психолого-образовательного сопровождения возможна уже на этапе основного и среднего общего образования.

Заключение

Психолого-образовательное сопровождение фокусируется на создании особых условий, способствующих осознанию учеником собственных способностей, а также формированию умения использовать собственные возможности и возможности образовательной среды для собственного развития. Данное направление сопровождение предполагает наибольший уровень субъектности ученика, и предполагает его максимальную включенность  в реализацию программы сопровождения. В отличие от педагогического и психолого-педагогического сопровождения психолого-образовательное сопровождение предполагает большую гибкость в определении траектории развития, а также фокус не только и не столько на актуально-существующих проблемах субъектов образовательной деятельности, но и на перспективах личностного развития учащихся, как ресурсах преодоления возникающих трудностей.

Таким образом, психолого-образовательное сопровождение является перспективным видом сопроводительной деятельности, отвечающим требованиям современного мира.


Список литературы

1. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки / О. С. Газман // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы конференции. – М., 1996. – С. 5-45.
2. Гриненко Д. Н. Динамика показателей саморегуляции и креативности у студентов с разными когнитивными стилями в условиях психолого-образовательного сопровождения / Д. Н. Гриненко // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – №24. – С. 34-44.
3. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе: дисс. ...докт. пед. наук / Е.В.Коротаева. – Екатеринбург: УГПУ, 2000. – 320с.
4. Крайнова Л. О. Педагогическое сопровождение познавательной самостоятельности учащихся в дистанционном обучении / Л. О. Крайнова // Наука и образование: современные тренды. – 2013. – №1. – С. 158-171.
5. Краснорядцева О. М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста / О. М. Краснорядцева // Вестник Томского гос. ун-та. –2007. –№ 305. – С. 165-168.
6. Логинова И. О. Психолого -образовательное сопровождение как условие формирования у студентов ситуативной готовности к осуществлению выбора / И. О. Логинова, Е. И. Стоянова, Ю. В. Живаева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – №1 (31). – С. 162-165.
7. Макарова С. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта на основе парадигмы педагогической поддержки / С. В. Макарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – №1. – С. 153-161.
8. Овчарова А. П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория / О. П. Овчарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – №3 (4). – С. 70-78.
9. Подойницина М. А. Психолого-образовательное сопровождение актуализации и развития рефлексивных способностей молодых людей, обучающихся в вузе / М. А. Подойницына // Сибирский психологический журнал. – 2017. – №63. – С. 75-88.
10. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / Л. Г. Субботина. – Кемерово, 2002. – 22 с.
11. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – СПб., 2000. – 21 с.
12. Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование / С. А. Ускова // Человек и образование. – 2013. – № 2(35). – С. 84-88.
13. Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен / С. Н. Чистякова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №1 (120). – С. 7-15.
14. Чурекова, Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Т.М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 262 с.
15. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н. О. Яковлева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – №4 (263). – С. 46-49.

Расскажите о нас своим друзьям: