Социальная психология | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 159.9.07

Дата публикации 13.09.2019

Суицидальное поведение несовершеннолетних: факторы риска, причины и профилактика

Гилига Ирина Львовна
медицинский психолог ОГБУЗ Ангарская ОПБ, отдел детской психиатрии, irinazil205@rambler.ru

Аннотация: В данной научной работе автор анализирует психологические особенности подростков, выявляет ведущие факторы суицидального риска, указывает на ведущие мотивы суицидального поведения. Также автор приводит причины, по которым подростки совершают самоубийство, и на основании своего практического опыта предлагает профилактические меры, направленные на предупреждение суицидов среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: суицид, самоубийство, подростки, несовершеннолетние, суицидальное поведение, факторы суицидального риска, суициденты, причины суицидов среди подростков, профилактика суицида среди детей и подростков

The causes of Teenage Suicide

Giliga Irina Lvovna
the medical psychologist OGBUZ Angarsk OPB, Department of Child Psychiatry

Abstract: In this scientific work the author analyzes the psychological characteristics of adolescents, identifies the leading factors of suicidal risk, points to the leading motives of suicidal behavior. The author also gives reasons why teenagers commit suicide, and on the basis of his practical experience offers preventive measures aimed at preventing suicides among minors.
Keywords: suicide, suicide, adolescents, minors, suicidal risk factors, suicides, causes of suicide among adolescents, suicidal behavior, suicide prevention among children and adolescents

Суицид – это «акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознано» [6, С. 6].

Самоубийство или попытку самоубийства можно рассматривать в качества способа решения всех нерешенных проблем, вызванных особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями, когда вся жизненная практика, опыт не могут подсказать выхода, кроме как покончить с собой в состоянии острого эмоционального переживания или состояния аффекта.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно около 800 тысяч человек кончают жизнь самоубийством. Для всего населения предшествующая попытка самоубийства является главным фактором риска самоубийства. Самоубийство является второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15–29 лет. На страны с низким и средним уровнем дохода приходится 79% самоубийств в мире [8].

Россия является одной из лидирующих стран по количеству детских самоубийств. Это вызывает опасение не только у общественности, но и у медицинских работников.

Так, в группу стран с наибольшим показателем завершенных суицидов в подростковом возрасте входят Литва, Казахстан, Россия и Беларусь (23,9; 21.0 19,8 и 14,0 на 100 тысяч населения) [4, C. 3].

По данным Следственного комитета Российской Федерации «количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних в России выросло с 1094 в 2014 году до 1633 в 2016 году. Вместе с тем, за первый квартал 2017 года было зарегистрировано 823 таких попытки, то есть больше половины от общего количества зафиксированных за весь предыдущий год. При суицидальных попытках в 2014 году погибли 737 подростков, а в 2017 году – 692 [1]».

Негативно сложилась ситуация и в Иркутской области. В 2017 году Иркутская область вышла на первое место в Сибирском федеральном округе по количеству самоубийств детей и подростков. По итогам 2017 года следует, что в прошлом году на территории региона произошло 28 самоубийств несовершеннолетних. При этом в 2015 году их было 30, в 2016 году – всего 15. В том числе погибли 12 девочек и 16 мальчиков. Такая печальная статистика сохранилась и по итогам 2018 года. В 2018 году уполномоченный по правам ребенка Иркутской области Светлана Николаевна Семенова выступила на заседании комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области и сообщила следующие сведения: в 2017 году установлено 27 завершенных случаев самоубийств. Также выявлены факты того, что дети в возрасте от 10 лет стали чаще совершать самоубийство. Каждый месяц в Иркутской области 2-3 ребенка гибнут от суицида, более 10 − наносят себе травмы, 32 ребенка травятся лекарствами с целью привлечения внимания взрослых. Главной причиной суицида по-прежнему являются частые конфликты в семье 32,5% или 49 случаев. Из-за безответной любви расстаются с жизнью 27,8% подростков (или 42 подростка). На третьем месте – конфликты со сверстниками – 20,5% или 31 ребенок [7].

Среди разных возрастных групп большинство самоубийств совершаются подростками, что обусловлено их психологическими особенностями.

Период развития человека в возрасте от 12 до 16-17 лет является переходным и относится к числу одного из критических периодов жизни. В этом возрасте ребенок еще не взрослый, но стремится приобщиться к жизни взрослых, начинает осознанно примерять на себя нормы и ценности общества.

На этом фоне возникает желание быть взрослым, развиваются самосознание и самооценка, становится важным осознание себя как личности. Подросток оценивает свои способности и возможности. В этот период снижается контроль над своими эмоциями и импульсами, появляется возбудимость. Вместе с тем, суицидальное поведение подростков отличатся «повышенной склонностью к рефлексии (самоанализу), пессимистической оценкой собственной личности и жизни в целом [5, С. 150]».

Важное значение приобретает финансово-эмоциональная зависимость подростка от семьи. Подросток попадает в так называемые «ножницы», когда его потребности сильно разнятся с существующими возможностями и ограничениями. Если семья не имеет возможности удовлетворять моральную, материальную, иную потребность подрастающего члена семьи, возможности подростка резко сокращаются. Подростку становится сложно отстаивать свои права, добиваться уважения, получать удовлетворение своих возросших потребностей. Собственных ресурсов часто недостаточно, поэтому подросток чувствует себя беспомощным и уязвимым. Протест и чувство «покинутости» обостряется в случае, когда взрослые объясняют его состояние ленью и неуважением к ним.

Для подросткового возраста характерно недостаточное понимание происходящих изменений: гормонального изменения, внутриличностных конфликтов, чувство одиночества − при давлении внешних причин (необходимости планирования своего будущего, ответственности за поступки, увеличивающиеся учебные нагрузки, мнения сверстников).

Не справившись со сложностями становления личности, подросток может воспринимать суицид как единственный выход из затруднений, кризиса и невыносимой ситуации.

Для подростков 14-15 лет «диалог со смертью» явление нормальное. Подростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человека на другой уровень. Именно в 14-15 лет должен «подключиться» архетип самоидентификации, «сыновий» архетип, который помогает оторваться от символической «пуповины», связывающей его с родителями. Осуществляя переход беспечного положения к обременительной свободе взрослого, ребенок чувствует дискомфорт. Подростки не знают, как «выпрыгнуть» из детства, а обыденное подсознание может предположить только опыт биологического рождения, тесно переплетенного с образом смерти. Подростки пытаются «спасти» себя: смерть – возрождение [9, С. 114].

Согласно отечественным исследованиям определены ведущие мотивы суицидального поведения подростков:

1. призыв о помощи извне в целях изменения ситуации;

2. протест в виде мести обидчику;

3. избегание угрозы душевных и физических страданий;

4. отказ от жизни в связи с потерей личностного смысла своего существования и невозможность исполнить прежние высоко значимые цели (данные мотив характерен для более старшего возраста);

5. самонаказание из-за переживаний реальной или патологической вины [4, C.10].

К ведущим факторам суицидального риска относятся:

1. отсутствие сформированного понимания смерти (для ребенка смерть не является бесповоротным прекращением жизни. Он думает, что все можно вернуть. Вместе с тем, понимание полностью формируется к 18 годам);

2. отсутствие идеологии в обществе (несовершеннолетний «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии);

3. раннее начало половой жизни, приводящее к утрате цели в жизни (потеря любимого, наступление нежелательной беременности и т.д.);

4. дисгармония в семье;

5. различного рода зависимости (алкоголизм, наркомания и т.п.);

6. нарушение внутришкольных и внутригрупповых взаимоотношений (характерно для подростков до 15 лет − 70% подростков называли в качестве причин попыток суицида школьные конфликты);

7. депрессия. Основным ее симптомом является потеря чувства удовольствия и наслаждения от тех вещей, которые раньше приносили радость Депрессия сопровождается чувством безнадежности, никчемности, вины. Снижается физическая активность, подросток уходит в себя или наоборот возникают нарушения поведения. Нередко возникают бессонница, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость. Депрессии могут быть обусловлены внутренними и внешними (психологическими) причинами.

8. «эффект Вертера»: после самоубийства, широко освещенного в средствах массовой информации, происходит волна подражающих самоубийств. Суицидент, «спровоцировавший» эту цепочку, становится объектом всеобщего внимания, а в подростковой среде – объектом подражания. Так жертва суицида превращается в своего рода героя [10, C. 183].

9. Новое поколение подростков живет в среде, информационно насыщенной и эмоционально опустошенной, где реальные отношения заменяются виртуальными контактами. Дети большую часть своего времени проводят в одиночестве, но в социальной «паутине», без контроля со стороны взрослых. Эта ситуация создала патологическую основу для появления в сети Интернет различных групп, пропагандирующих суицидальные настроения. При этом самое негативное влияние оказывают игры, целенаправленно созданные для внушения правильности идеи самоубийства.

Такой игрой является появившаяся в январе-феврале 2017 года в социальных сетях игра со смертью под названием «Синий кит», которая провоцировала детей на самоубийство. Эта игра распространялась с огромной скоростью. В таких социальных сетях, как «В Контакте», «Инстаграм», начали появляться картинки с изображением китов с хештегами (ключевыми словами) «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «Я в игре», «Тихий дом». Безобидные, на первый взгляд, они представляют собой ссылки на виртуальные сообщества − «группы смерти». «Синий кит» ставил для участников реальные жизненные задачи, давал ощущение наполненности жизни событиями и вниманием. Из-за этого жизнь игрока полностью связана с игрой и приказами «кураторов». Подтолкнуть же человека, особенно ребенка, к нанесению себе вреда очень легко, особенно, если основные потребности были депривированы.

На основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №148 от 06.05.1998г. «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» в 2008 году в ОГБУЗ «Ангарская ОПБ» была организована суицидологическая служба, задачами которой является оказание психологической помощь лицам, совершившим акты суицида и самоповреждения. С апреля 2016 года по 2018 год нами осуществлялось кризисное консультирование на базе стационаров города Ангарска.

В 2016 году была оказана помощь 20 людям, в 2017 году – 37, в 2018 году − 25. За весь период работы оказана помощь 82 пациентам, совершившим попытку суицида. Подавляющее большинство пациентов − женщины (35 человек (далее – чел.)); мужчин − 16 чел., подростков − 31 чел.

Качественный анализ причин суицидальных попыток у подростков показывает, что на первом месте − конфликты внутри семьи − 21% (17 чел.), на втором месте – проблемы в любовных отношениях − 17% (14 чел.). В ходе своей работы мы отметили, что главным источником формирования суицидальной готовности несовершеннолетних кроется в семьях. У подростков присутствует демонстративно – шантажное поведение, которое предполагает воздействие на значимых лиц через демонстрацию собственной смерти или увечья для попытки исправления жизненных условий.

Повторный характер суицидальных попыток зарегистрирован у 5-и суицидентов.

Характер намерений при суицидальных попытках определяет способы самоповреждения. Однако часто это − отравления лекарственными веществами (32 % или 26 чел.), нанесение порезов (4% или 3 чел.); падение с высоты (3% или 2чел.). При этом даже при истинных попытках суицида и выборе «надежных» способов суициденты ждут помощи извне.

В группу риска по суицидам попадают подростки с переживаниями безнадежности, которые рассматривают суицид в качестве единственного способа решения своих проблем. Такие подростки находятся в депрессивном состоянии и злоупотребляют психоактивными веществами (алкогольной продукцией, наркотическими средствами и др.).

Основной формой работы является клиническая беседа в рамках кризисного подхода. После беседы рекомендуется обращение к узким специалистам (психиатрам, психотерапевтам). Пациентам с зависимостью (алкогольной, наркотической) и психическими заболеваниями предлагаются соответствующие координаты учреждений, куда они могут обратиться за лечением и реабилитацией.

По возможности проводится консультация с родителями подростков-суицидентов с целью выяснения полной картины психологического состояния их детей, а также с целью профилактики рецидива. Для этого родителями поясняются признаки суицидального риска и пути коррекции взаимоотношений.

 Признаками эмоциональных нарушений в основе суицидального поведения детей и подростков являются:

− потеря аппетита или повышенное потребление пищи;

− бессонница или сонливость;

− жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, недомогание, апатия);

− необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

− постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти или вины;

− ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

− уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в «человека-одиночку»;

− нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

− внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

− усиление чувства тревоги;

− склонность к быстрой перемене настроения;

− погруженность в размышления о смерти;

− отсутствие планов на будущее;

− составление записи об уходе из жизни [3, C. 12].

При наличии трех или более причин рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту).

В своей работе мы видим не только задачу в кризисной помощи суицидентам, но и профилактическую задачу в работе с семьей, столкнувшейся с суицидом, а также с семьями, находящимися в группе риска. В связи с этим консультации носят также и просветительский характер.

Во-первых, необходимо признать сам факт возможности такого поведения подростка. Нельзя быть уверенным в том, что «мой ребенок никогда этого не совершит».

Во-вторых, необходимо принять подростка как личность, а не продолжение родителя. Требуется установить с ребенком теплые и доверительные отношения, избегать нравоучений и назидательного тона с подростком. Гораздо больше подростки нуждаются в уважении к своим нуждам и мнению, в добром отношении, заботе, которые помогут тревожному и отчаявшемуся подростку снова почувствовать себя нужным.

В-третьих, подросток нуждается в том, чтобы его выслушали. Часто он хочет выразить свои чувства, всю ту эмоциональную боль, которая накопилась в нем. Своим поведением он демонстрирует то, о чем хотел бы сказать вслух: «У меня больше не осталось ничего ценного – того, ради чего еще можно жить». Необходимо помнить, что подросток не может больше концентрироваться ни на чем, кроме своей душевной боли.

Задача родителя − быть достаточно доступным для доверительного общения, избегать оценочных суждений и чрезмерного контроля за жизнью ребенка, давать ему возможность высказываться в семье (в том числе по поводу его раздражения и гнева в адрес родителей, защищать свои интересы в семье). Если этому он не научится в кругу самых близких, любая сложная ситуация будет вызывать у него панику, стыд, отчаяние.

Следует отметить современную тенденцию в подростковой среде, связанную с низким уровнем фрустрационной толерантности, непереносимости собственных и чужих сильных эмоций (страха, тревоги, гнева), что обусловливает легкость возникновения суицидальных мыслей (как способа избежать сильного напряжения). И одними советами: «Забудь, сдержи себя, не переживай, жизнь прекрасна!» − не спасти его от реальных попыток. Требуется воспитание социальных навыков и эмоциональной зрелости – через педагогические и психологические инструменты.

Одним из профилактических направлений в противодействии подростковым суицидам явялется движение психологов и волонтеров в сети интернет «Дельфины против китов», которое помогает обнаружить опасные виртуальные группы, закрыть их и оказать помощь подросткам. В так называемых «дельфинариях» неравнодушные люди совместными усилиями пытаются блокировать контент о самоубийствах. Также они находят в социальных сетях детей, которые уже увлечены смертельной игрой и разговорами, музыкой – пытаются уберечь их от необдуманного шага.

Существуют волонтерские проекты по распространению социальных роликов, а также музыкальных произведений, призванных удержать подростков от опасного шага. Активисты групп предлагают помощь школьникам – потенциальным участникам «групп смерти».

Профилактическая задача также реализуется в образовательных организациях в виде профилактических бесед (лекций) с несовершеннолетними [2, C.28] с помощью различных органов государственной власти (органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел) и с помощью волонтерских служб.

Таким образом, суицид представляется комплексной проблемой, проистекающей из групп причин: биологических, генетических, личностно-психологических, микро и макросоциальных, этнокультурных.

Качественный анализ причин суицидальных попыток у подростков, проведенный на основе кризисного консультирования в условиях стационара, после незаконченной попытки суицида, позволяет определить круг их актуальных причин, конфликты внутри семьи, проблемы в любовных отношениях. Эти наблюдения, а также факты повторяющихся попыток перекликаются с печальными статистическими данными по Иркутской области в отношении подросткового суицида.

Зная причины и маркеры суицидального риска, нам представляется возможным минимизировать вероятность его возникновения. Системный подход с участием разных служб (звено общего образования, психиатрическое-психотерапевтические звено, сфера дополнительного образования и досуга, органы опеки и полиции, волонтерскими службами в сети интернет) – видится нам эффективной мерой по предупреждению подростковых суицидов. 


Список литературы

1. В Следственном комитете Российской Федерации рассказали о росте числа самоубийств детей [Электронный ресурс] // РБК: Ведущее деловое пространство. − URL : https://www.rbc.ru/society/29/05/2018/5b0d19f79a7947258bc7f2a9#ws (Дата обращения: 12.09.2019).
2. Вахмянина Н. Б. Профилактика суицидов несовершеннолетних // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: сборник трудов конференции. – Орел, 2018. – С. 26−32.
3. Ворсина О. П., Дианова С. В., Чернигова Е. П. Профилактика суицидального поведения детей и подростков: Методические рекомендации для родителей / Ворсина О.П., Дианова С.В., Чернигова Е.П. – Иркутск, 2014г. – 24 с.
4. Ворсина О. П., Дианова С. В., Чернигова Е. П. Вопросы диагностики и профилактики суицидального поведения детей и подростков: Методические рекомендации /Ворсина О. П., Дианова С. В., Чернигова Е. П. – Иркутск, 2015. − 56 с.
5. Гриднева С. В., Тащева А. И. Суицидальное поведение несовершеннолетних: причины, профилактика и психологическая коррекция // Личность в пространстве и времени. – Смоленск: Изд-во: Смоленский государственный университет, 2017. − № 6. – С. 149−152.
6. Зотов М. В. Суицидальное поведение: Механизмы развития, диагностика, коррекция / Зотов М. В. Санк-Петербург, 2006. – 144 с.
7. Иркутская область осталась на первом месте в СФО по числу детских суицидов[Электронный ресурс] //ТЕЛЕИНФОРМ. − URL : http://i38.ru/obschestvo-pervie/irkutskaya-oblast-ostalas-na-pervom-meste-v-sfo-po-chislu-detskich-suitsidov (Дата обращения: 12.09.2019).
8. Самоубийство: факты и цифры [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. − URL : https://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/infographic/ru/ (Дата обращения: 06.09.2019).
9. Шапошникова А. Ф. Самоубийцы − жертвы естественного отбора? // Журнал практического психолога. − М., 2000. − №10−11. – 243 с.
10. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. − Москва : Трикста : Акад. Проект, 2007. − 334 с.

Расскажите о нас своим друзьям: