Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10(15) Октябрь, 2017

УДК 378

Дата публикации 24.10.2017

Студенческие научные конференции на иностранных языках как база предметно-языкового интегрирования в техническом вузе

Альмяшова Людмила Викторовна
Канд.филол.наук, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, г. Кемерово
Шалимова Дина Викторовна
Канд. пед .наук., доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, г. Кемерово

Аннотация: Статья затрагивает темы теоретических и прикладных аспектов современного лингвистического образования в вузе. Авторами рассматривается действующая в отдельном вузе программа организации и участия студентов в научно-исследовательской работе на протяжении всех этапов обучения. Студенческие научные конференции на иностранных языках представляются в качестве базы предметно-языкового интегрирования в техническом вузе. Научно-практическая конференция отвечает интегративным принципам организации образования и технологи обучения иностранному языку. Соотношение гуманитарной и технологической проблематики докладов на иностранных языках показывает роль научных конференций на иностранном языке в формировании общекультурной и общепрофессиональной компетентностей студентов технического вуза
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, иностранный язык, мотивация, предметно-языковое интегрирование

Technical university scientific conferences in foreign languages as the basis for CLIL

Almyashova Ludmilla Victorovna
Candidate of Sciense, assistant professor of Foreign languages department, Kemerovo Institute of Food Science and Technology (university), Russia, Kemerovo
Shalimova Dina Victorovna
Candidate of Sciense, assistant professor of Foreign languages department, Kemerovo Institute of Food Science and Technology (university), Russia, Kemerovo

Abstract: The article concerns theoretical and applied aspects of modern language pedagogy. The authors consider the institutional framework and scheme of students’ participation in research work which is underway in a specific higher educational institution through the whole period of study. Student’s scientific conferences in foreign languages are presented as the basis for Content and Language Integrated Learning in a technical university. Scientific and practical aspects of the conferences in foreign languages conform to the up to date integrative principles of foreign language learning technology and are within the organizational context of modern education. The balanced humanitarian and technological agenda of the undergraduate and graduate students’ reports delivered in a foreign language proves the contribution of such kind of conferences to the formation of their cultural and professional competences.
Keywords: students’ research work, a foreign language, CLIL (Content and Language Integrated Learning)

Преподаватели-практики дисциплины «иностранный язык» в нелингвистическом вузе отмечают изменения в соотношении количества часов отводимых на практические занятия и на самостоятельную работу студентов. И, как следствие,  в требованиях к формированию общекультурных компетенций акцентируется актуальность развития способности к самоорганизации и самообразованию  обучающихся в высшем образовательном учреждении. Что, в свою очередь,  предполагает самостоятельность мышления, умение сформулировать верные с научной точки зрения выводы, применение теоретических знаний в решении практических заданий.

Одним из важнейших и необходимых условий формирования таких компетенций у подготавливаемого молодого специалиста является его личная заинтересованность в активном самостоятельном приобретении и постоянном расширении получаемых знаний. Однако, наиболее активно творческие возможности студента раскрываются при решении неординарных задач, результат бы которых представлял какой-либо научный или практический интерес. Подобная ситуация возникает при выполнении студентом научно-исследовательской работы, конечная цель и полезность которой ясны студенту и стали его собственной целью. Лучше, если инициатива участия в такой работе исходит от самого студента, что «способствует проявлениям разумной инициативы и принятию человеком на себя зрелой ответственности за свои действия, повышает готовность реализовывать свои замыслы, помогает устанавливать продуктивные контакты с другими людьми, укрепляет организованность и побуждает к самообразованию» [4, с.28].

Научно-исследовательская работа студентов носит, в большей степени, учебный характер, так как проводится непосредственно в ходе учебного процесса или при подготовке к нему и предусматривает выполнение студентами различного рода исследовательских заданий на практических занятиях или при подготовке к ним. Цель организации НИРС – способствовать овладению студентами основными теоретическими знаниями и практическими навыками, развитию у них творческих способностей, выработать начальные навыки научного анализа и тем самым подготовить их к НИР. Таким образом, участие студентов в различных конференциях служит одной из важнейших задач подготовки выпускников высшего образовательного учреждения, а именно, постижению молодыми людьми методологии научного познания.

Совершенствование организации НИРС должно идти, на наш взгляд, по следующим основным направлениям: создание методической базы для организации НИРС (составление методических разработок с перечнями исследовательских заданий, в том числе контрольных заданий с проблемными вопросами на лекциях), индивидуализация НИРС (разработка индивидуальных заданий с учетом способностей, наклонностей студентов), внедрение новых прогрессивных методов НИРС – использование интернет — ресурсов в диалоговом режиме.

Плюсы такого подхода:

  1. Развитие профессиональной мотивации у обучающихся;
  2. Повышение самооценки и готовности к участию в международной научной коммуникации;
  3. Индивидуализация работы со студентами.

Творческая активность студента возрастает, если исследовательские проекты будут связаны единством темы, а каждый последующий проект дополнит и разовьет исследования, начатые в предшествующих проектах. Такое сквозное проектирование, завершающееся дипломной работой или дипломным проектом с исследовательской специальной частью, стимулирует активную творческую работу студента в течение всего периода обучения.

Для овладения исследовательским методом мышления студенты должны принимать участие в научном поиске в течение всего периода вузовского обучения. Осуществить это без существенного увеличения учебной нагрузки можно только за счет научно-практических конференций, организация которых в образовательных учреждениях высшей школы стала традицией. «Участники конференций на английском языке стремятся улучшать свой уровень знаний по иностранному языку, с большим интересом относятся к проведению научно-исследовательской работы. Можно предположить, что повышается продуктивность всей образовательной деятельности, студенты лучше ориентируются в информационных потоках, получают мотивацию для активного участия в зарубежных научных конференциях» [1, с.62].

В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности разработана и функционирует сквозная программа организации и участия студентов в научно-исследовательской работе на протяжении всех этапов обучения.

На первом этапе подготовки бакалавров практикуется такая обязательная форма работы с обучающимися, как их участие в разном уровне предметных олимпиадах, творческих конкурсах, научных кружках, организуемых на базе кафедр вуза. Организация учебного процесса с элементами научного поиска способствует формированию исследовательского метода мышления каждого студента, а появляющаяся в индивидуальной учебной работе студентов общность целей положительно влияет на формирование студенческого коллектива. Для организации самостоятельной исследовательской работы студентов на учебных занятиях на кафедре разработаны и изданы методические пособия.

Второй уровень образовательной подготовки будущих выпускников вуза сопровождается их участием в научных исследованиях, проводимых на стыке фундаментальных и специальных дисциплин. Результаты НИРС ежегодно докладываются на внутривузовских, областных, региональных и всероссийских конференциях. По результатам исследований разрабатываемые образцы новых изделий, устройств могут демонстрироваться на различных выставках, совместно с преподавателями, из числа научных руководителей, готовятся публикации.

На базе КемТИПП ежегодно организуется и проводится студенческая научно-практическая конференция «Пищевые продукты и здоровье человека», с 2013 года — «Пищевые инновации и биотехнологии». Преподаватели кафедры «Иностранные языки» выступают в «роли» научных руководителей студенческих научных исследований на иностранных языках. Секция на иностранных языках дает возможность обучающемуся в вузе практически реализовать навыки и умения владения иностранным языком. «Показателем высокого уровня владения иностранным языком и материалом исследования является способность выступающего откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории» [2, c.65]. Однако, в последние годы молодые люди стали активнее использовать владение иностранным языком в качестве интегративного компонента. Так, обучающиеся, осваивая программы естественнонаучных дисциплин, детально знакомятся с проблемными и дискуссионными вопросами по научным направлениям, а затем под руководством преподавателей иностранных языков реферируют научные статьи технологической проблематики на иностранных языках с целью отбора или анализа практического материала. Рядом исследователей наблюдается тенденция межпредметной интеграции как условие для предоставления нового качества знаний и для личностного развития студентов современного вуза. Отмечается, что «построение образовательного процесса в вузе на принципах интеграции позволит объединить  знания в целостную картину, а также раскрыть и реализовать личностный потенциал студента» [3, c.112]. Собранные нами статистические данные подтверждают, что обучающиеся стали активнее использовать возможности иностранного языка для подготовки выступления с научным докладом, причем предпочтение отдается технологической направленности, а не гуманитарной (см. табл. 1).

Таблица 1. Соотношение гуманитарной и технологической проблематики докладов на иностранных языках

Год

 

проведения

Гуманитарная проблематика

 

Кол-во   докладов

Технологическая проблематика

 

Кол-во докладов

докладов

 

гуманитарной

направленности

2005 7 5 58
2006 13 6 68
2015 7 6 53
2016 14 18 43
2017 9 11 45

На своем примере мы с уверенностью можем утверждать, что дисциплина «Иностранный язык» может успешно использоваться в техническом вузе в качестве базы для предметно-языкового интегрирования.

Третий этап участия обучающихся в НИРС сопровождается организацией и проведением исследований по проблемам отраслевого характера посредством их привлечения к хоздоговорным и госбюджетным НИР. Завершаются научно-исследовательские работы, как на втором, так и на третьем этапах подготовкой и защитой студентами курсовых и дипломных работ.

КемТИПП продолжает поиск новых форм организации НИРС в условиях реформирования высшего образования.


Список литературы

1. Глухов А.А., Алексеева Н.Т., Андреев А.А., Остроушко А.П. Роль научных конференций на иностранном языке в формировании информационной компетентности студентов медицинского вуза// Международный журнал экспериментального образования.- 2012.- №1- С.61-62.
2. Гукина Л.В., Личная Л.В. Научно-практическая конференция как интерактивная технология обучения иностранному языку//Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования / под ред. Л. С. Зникиной. – Кемерово: КузГТУ, 2017. – 253 с. С.64-69.
3. Жеглова О.А. Межпредметная интеграция как педагогическое условие развития гуманитарной культуры студентов вуза//Образование и наука.- 2011. -№10 - С.111-122.
4. Огнев А.С. Использование субъектогенетических эффектов в инновационных моделях обучения для системы современного образования//Гуманитарный научный вестник.- 2017.- №1- С.27-30.

Расскажите о нас своим друзьям: