Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 378

Дата публикации 30.11.2017

Студенческая инициатива и досуговое объединение (из опыта работы куратора)

Альмяшова Людмила Викторовна
к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, Кемерово
Митякина Ольга Викторовна
доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, Кемерово
Силкова Мария Александровна
ст. преподаватель кафедры иностранных языков, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, Кемерово

Аннотация: Различные формы внеаудиторной работы способствуют расширению академического и профессионального признания сегодня студента, завтра специалиста с высокой степенью конкурентоспособности. Внеурочная деятельность влияет на развитие творческой активности и личностной успешности будущего специалиста. Добровольные объединения и организации студентов вуза рассматриваются как условие формирования социальной активности молодых людей.
Ключевые слова: студенческие объединения, сферы и уровни активной деятельности, самореализация

Student initiative and leisure (example of work with students)

Almyashova Ludmilla Victorovna
Candidate of Sciense, assistant professor of foreign languages department, Kemerovo Institute of Food Science and Technology (university), Russia, Kemerovo
Mitiakina Olga Victorovna
Assistant professor of foreign languages department, Kemerovo Institute of Food Science and Technology (university), Russia, Kemerovo
Silkova Maria Alexandrovna
Assistant professor of foreign languages department, Kemerovo Institute of Food Science and Technology (university), Russia, Kemerovo

Abstract: Foreign language teachers encourage students’ creativity. Independent student work as an element of competitiveness. Voluntary associations and the organizations of students of higher education institution are considered as a condition of formation of social activity of young people.
Keywords: association of students, the scope and the levels of vigorous activity, self-realization

Целеполагающей основой учебно-воспитательной работы в вузе является создание благоприятных условий для личностного роста обучающихся, для развития общекультурных и профессиональных компетенций. Понятие здорового  образа жизни  относится к ключевым понятиям, организующим всю систему учебно-воспитательной работы вуза  и  конструирующим социокультурную среду вуза. Источником активности в социокультурной среде вуза должен являться сам студент, чем и обеспечивается его превращение в субъект образования, когда «при определенной поддержке преподавателя студент переходит от социальной роли обучающегося … и осуществляет познание обстоятельств и самого себя, сравнивая себя с другими, определяя ориентиры действий в настоящем и будущем. Это стимулирует целевое самообразование, самопознание и самореализацию, которые будут продолжены и вне внимания преподавателя» [1, с.139].

На наш взгляд, социокультурная среда нашего вуза является для студентов, в полной мере, платформой получения опыта инициативной деятельности. Инициативную деятельность при организации досуга можно «расценивать как личностно-развивающий фактор. Общеизвестно, что правильное отношение к организации досуга является установкой на здоровый образ жизни, на свободу выбора, наполнение жизни смыслом» [2,c.318].

Обратимся к описанию одной студенческой инициативы, поддержанной руководством вуза. Так, в 2014 году студенты вуза создали инициативное, досуговое  объединение любителей вышивания.  Вышивка считается одним из самых древних видов творчества человека, со временем, определившимся в форму декоративно-прикладного искусства. В состав объединения вошли 25 студентов (22 девушки и 3 молодых человека), руководителем стала куратор, преподаватель кафедры «Иностранные языки», соруководителем – студентка технологического факультета. Объединение  нашло поддержку со стороны государственного учреждения культуры (ГУК) «Кемеровский областной центр народного творчества и досуга» при  Департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области.

За два года существования объединения студенты приняли участие в ряде мероприятий: в областном семинар-практикуме «Фольклор Кузбасса» по теме: «Вышивка. Национальные орнаменты» в  г. Кемерово; в областном конкурсе-выставке декоративно-прикладного искусства «Рождественская сказка, в г. Кемерово; в областном выставке-конкурсе изделий мастеров по художественной вышивке «Вышитая картина», посвященная празднованию 70-й годовщины  Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов г. Березовский. К данному мероприятию студенты подготовили композицию «Репродукция вышивкой художественных открыток, посвященных Великой Победе» из шести фрагментов. Все имена участников объединения были занесены в банк данных о мастерах Кемеровской области, занимающихся данным жанром художественного творчества. В настоящее время работы участников объединения находятся в музее истории вуза в качестве экспонатов.

Далее мы хотели бы обратиться к исследованию вопроса, насколько популярен в настоящее время данный вид декоративно-прикладного творчества. Материалом исследования послужил журнал «Вышивка для души», подписной индекс по каталогу почты России: 60592. Данный журнал выходит три раза в месяц и публикует схемы вышивок, фотографии готовых работ любителей вышивки, письма читателей. Контекстуальными единицами нашего анализа выступили 121 письмо, тексты писем отобраны методом сплошной выборки из журналов за три года (2006, 2009, 2011гг.).

Эмпирическим методом исследования был выбран контент-анализ, который позволяет перевести текстовую информацию в количественные и качественные показатели (табл.1). В качестве квалитативных характеристик отношения авторов писем к вышиванию как досуговой деятельности, выделяются такие показатели: «авторизованность», «длительность периода занятия вышиванием»,   «социальный статус», «тематические предпочтения», «прагматический аспект», «коммуникативность», «мотивация».

Таблица 1. Количественные и качественные показатели    

качественная хар-ка показатели кол-ная хар-ка  в %
1 авторизованность ФИО, возраст, адрес 100
2 длительность периода занятия вышиванием год,  кол-во лет 67
3 социальный статус род занятий, профессия 43
4 тематические предпочтения указание на темы вышивок 100
5 прагматический аспект вышивки для коллекций, как подарки, украшение быта 34
6 коммуникативность обмен схемами, поиск схем, поиск единомышленников, поиск друзей по переписки, рассказ о вышивальщице 100
7 мотивация эмоции при занятии вышиванием 100

Согласно полученным данным можно сказать, что все авторы писем называют свои имена, возраст и адрес (100%), так как предполагают поиск друзей, единомышленников, занимающихся этим же видом рукоделия, для чего, вероятно,  и  рассказывают о тематике своих вышивок (100%),  видят в журнале средство коммуникации (100%). Кроме того, 100% абонентов  указывают на эмоциональный фактор, сопровождающий данное досуговое занятие.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Инициативные объединения в  студенческой среде являются ценнейшим показателем уровня развития социокультурной среды вуза, доверия между педагогическими кадрами вуза и обучающимися. Воспитание здорового образа жизни должно и можно проводить в режиме сотрудничества и направления со стороны «верхов» и индивидуальной инициативной деятельности со стороны «низов».  Инициативная деятельность создает оптимальные условия для формирования и развития социальных компетенций, стимулирует социальную активность, активную жизненную позицию молодого человека. Такой род досуга как вышивание продолжает оставаться интересным для молодежи  занятием, способствующим коммуникации и дающим положительные мотивации.


Список литературы

1. Устинина Г.Ф. Внеаудиторная деятельность как способ оптимизации образовательной среды вуза// Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества материалы II межрегиональной заочной научно-практической конференции. Казанский государственный университет культуры и искусств. 2015. С. 139-142.
2. Чумакова С.П. Ценностные ориентации на творчество как детерминант личностного развития //Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: Сб. ст. 4 Международной научно-практической конференции. — М.: Издательство «Перо», 2016. — 368 с., С.316-318.

Расскажите о нас своим друзьям: