Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 796.03

Дата публикации 30.06.2019

Стратегия популяризации физической культуры и спорта в интернет – пространстве

Кирьянова Людмила Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт – Петербург, ludasport@mail.ru
Морозова Лада Владимировна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Lada-69@inbox.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные способы популяризации такой области социальной деятельности, как физическая культура. Проанализированы пути развития физической культуры и спорта, а также массового спорта. Авторы статьи предприняли попытку выяснить эффективность действий интернет-сайтов в популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи. В ходе исследования был выдвинут ряд гипотез для определения стратегии популяризации физической культуры в интернет – пространстве.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, стратегия, развитие, популяризация; интернет - пространство

Strategy for the promotion of physical culture and sports in the Internet space

Kiryanova Lyudmila Aleksandrovna
Cand. ped. Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg
Morozova Lada Vladimirovna
Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: This article discusses the main ways of promoting such a field of social activity as physical culture. Analyzed the development of physical culture and sports, as well as mass sports. The authors of the article attempted to find out the effectiveness of the actions of Internet sites in promoting physical culture and mass sports among young people. In the course of the study, a number of hypotheses were put forward to determine a strategy for the popularization of physical culture in the Internet space.
Keywords: physical culture, sport, strategy, development, popularization; internet space

Информационные технологии играют большую роль в обществе, и конкретно в образовании. В виртуальном пространстве распространяются знания, художественные ценности и различная информация с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей. Отличительной чертой интернет - пространства от традиционных СМИ является интерактивность, возможность для пользователя осуществлять двустороннюю связь. Благодаря этому интернет постепенно усиливает свое влияние на аудиторию, и становится действенным рычагом рекламы и пропаганды среди студенческой молодежи. В связи с этим необходимость в интернет - ресурсах очевидна. Только с их помощью можно пробиться к целевой аудитории, сообщить нужную информацию и получить отклик.

Количество спортивных сайтов в российском сегменте интернета достаточно велико, и от типовых функций они используются в различных сферах деятельности. На рисунке 1 отображены основные интернет – ресурсы, работу которых авторами рассмотрены в качестве порталов, пропагандирующих деятельность физической культуры.

Рисунок 1. Характеристики основных интернет – ресурсов

Цель работы: определить основные направления стратегии усовершенствования агитационных действий интернет - ресурсов в популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи.

При изучении специальной литературы и материалов по данной проблеме [1; 2; 3 и т.д.], преподаватели кафедры физической культуры и спорта Северо-Западного института управления выявили, что проблемы организации, информатизации физической культуры в обществе не в полной мере раскрываются в глобальной сети интернета. Достаточно пассивно ведется пропаганда массового и студенческого спорта в интернет – пространстве. Слабый уровень пропаганды привлечения молодежи к спорту, влечет молодое поколение к иным формам досуга, который, как правило, имеет негативное направление. В целях повышения эффективности методов и средств по популяризации физкультуры среди населения, необходим анализ работы интернет - порталов, с оценкой их деятельности и посещаемости.

Для определения стратегии популяризации физической культуры в интернет – пространстве авторами были выдвинуты на обсуждение гипотезы:

1) «В интернет - пространстве существует ряд интернет-порталов о физической культуре, которые направлены на популяризацию данной области деятельности».

2) «Среди молодежи отсутствуют популяризаторы физической культуры».

3) «Интернет - порталы о физической культуре и спорте не пользуются популярностью».

Таким образом, чтобы подтвердить или опровергнуть данные гипотезы, авторами проведен анализ типовых интернет – ресурсов о физической культуре.

Первым рассматривался портал http://www.fizkultura-vsem.ru/. Данный сайт выполнен в стиле «минимализм», прост в навигации. На сайте в большом количестве присутствует информация, разделенная на категории: «физкультура», «йога», «массаж», «лечебная физкультура». Он выполняет свою функцию популяризации, сообщая посетителям сайта теоретические знания, направленные на закрепление основ здорового образа жизни, правильной гимнастики и профилактики заболеваний. Посещаемость сайта: 12 073 в месяц.

Сайт http://pculture.ru/ популярен среди учителей и преподавателей физической культуры для организации учебного процесса. Данный сайт наполнен учебными программами, государственными стандартами, теоретической и правовой базой. Интересно наличие на сайте рефератов, презентаций и другой полезной информации, которая так же играет немаловажную роль в популяризации физической культуры. Посещаемость сайта 30 730 в месяц.

Третий портал, анализируемый авторами - проект http://www.fizkult-ura.ru/. Интересен форматом отправки сообщений, где пользователи могут оставить свое мнение, узнавать новости спорта, выяснить нюансы волнующих событий. Данный сайт играет роль в популяризации как раз посредством введения данного формата, большого количество статей, литературы, и видеоматериалов. Посещаемость в месяц - 29 436.

Многие порталы в сети Интернет выполняют свою задачу популяризации физической культуры и спорта.

Таким образом, первая гипотеза «В интернет – пространстве, существует ряд интернет - порталов о физической культуре, которые направлены на популяризацию данной области деятельности» является верной.

Следующим рассматривается вопрос наличия популяризаторов ФК (физической культуры) среди молодежи. Большое количество популяризаторов различных сфер деятельности можно найти в социальных сетях (популяризаторы науки, истории, искусства). В данной статье рассматривается «Youtube» и «Вконтакте» - как основные социальные сети.

Сейчас популярен феномен блогера. Человек, ведущий страницу в социальной сети, записывающий видео для собственной аудитории на конкретную тематику, именуется блогером. Среди всех блогеров популярны и такие, которые пропагандируют здоровый образ жизни, занятия ФК и спортом, в частности.

В качестве примера можно назвать блогеров: Алексей Столяров, Мария Соколова, Виталий Дан, и другие. Количество их подписчиков примерно равно количеству подписчиков у развлекательных каналов и страниц блогеров. Среди их видеороликов существуют как развлекательные, так и видео с теорией спорта, фитнеса. Не в прямой форме, но, косвенно, блогеры становятся популяризаторами спорта, здорового образа жизни среди молодежи, примером для подражания в спорте.

Таким образом, вторая гипотеза «Среди молодежи не присутствуют популяризаторы физической культуры» является опровергнутой.

Следующим предоставляется к рассмотрению анализ наиболее популярных сообществ о спорте в социальной сети «Вконтакте».

Молодежные сообщества о физической культуре и спорте выступают в качестве особого сегмента современной культуры, неотъемлемой ее частью, вырабатывающей свою собственную систему культурных символов и знаков, которая отражает характер ценностных ориентаций.

Безусловно, еще одним аргументом являлось пристальное внимание не только отечественной, но и мировой общественности к проблеме сохранения здоровья наций и поддержания здорового образа жизни подрастающего поколения. Особое значение в формировании и распространении этих аспектов среди молодежи, на наш взгляд, имеют социальные сети.

Нами было отобрано 5 групп с самой большой аудиторией:

1) «Спортивная», общее количество участников - 2718743 (из них до 24 лет - 1 264536).

2) «Спорт — это жизнь», количество участников - 1942706 (из них до 24 лет - 950551).

3) «Спорт и мотивация», общее количество участников - 1644501, (из них до 24 лет – 572371).

4) «Я люблю спорт», количество участников - 1534880, (из них до 24 лет – 723485).

5) «Спорт», общее количество участников - 1191391, (из них до 24 лет - 312984).

Сравнительный анализ отмеченных групп позволил нам обозначить как специфические, так и общие характеристики сообществ.

Например, «Спортивная» группа (самая многочисленная) создана в 2011 году, но изначально в сообществе публиковались цитаты, которые не имели отношения к физической культуре и спорту. Лишь в 2013 году администраторы группы стали публиковать посты о вреде алкоголя, табакокурения, группа начала развиваться, появлялись мотивирующие картинки и записи, музыка для тренировок.

Сообщество «Спортивная» содержит видеозаписи о тренировках: «Домашняя программа тренировок для девушек», «Как похудеть. Тренировка пресса», - но опросы, конкурсы, форумы и обсуждения в группе отсутствуют. Администраторам необходимо помнить, чем активнее участники, тем чаще они будут возвращаться в сообщество. Также страница «Спортивной» содержит рекламу, которая не относится к спортивной тематике.

Контент второго по количеству подписчиков сообщества «Спорт - это жизнь» кардинально отличается от первого сообщества. На стартовой странице группы есть основная информация о сообществе, среди администраторов группы есть сертифицированный тренер, которому можно задавать интересующие вопросы.

В данной группе есть информация о спортсменах, новостях спорта, современных проблемах спорта, олимпийских играх, адаптивном спорте; публикуются советы о правильном питании, здоровом образе жизни, о фитнесе; постоянно размещаются картинки с мотиваторами: «Ты можешь лучше!», «Не останавливайся, пока не будешь собой гордиться!» и т.п. Все видеозаписи разделены по папкам: «Полезное», «Фильмы», «Питание», «Тренировки». Ежедневно администраторы пишут о вреде алкоголя, напоминают о значимости здорового образа жизни.

В группе есть оригинальное меню, где можно найти интересующую информацию о тренировках, питании, музыке, книгах, новостях и осуществить быстрый переход от одной темы к другой.

«Спорт и мотивация» тоже содержит описание сообщества: «Красивое тело, диеты, спорт, мотивация? Тебе сюда! Твой фитнес!».

Сообщество «Я люблю спорт» нельзя назвать оригинальным: здесь отсутствует информация о контенте группы, публикуются однотипные записи, картинки, отсутствуют обсуждения, позволяющие подписчикам общаться между собой и обмениваться опытом. В видеозаписях сообщества содержатся полезные файлы о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Администраторам данного сообщества необходимо участвовать в жизни группы: создавать темы обсуждений, участвовать в них, комментировать фото, видео, отвечать на комментарии, вопросы. Активность администратора всегда «оживляет» группу.

Сообщество «Спорт» перенасыщено рекламой. «Спорт» не содержит на стартовой странице информацию о контенте группы. Проанализировав видеозаписи, мы пришли к выводу, что группа создана для женского пола. На стене группы, как правило, публикуются картинки с программами занятий спортом и рецептами правильного питания. В сообществе, на наш взгляд, необходимо добавить конкурсы, игры, обсуждения, позволяющие максимально использовать возможности социальной сети для популяризации физической культуры и спорта.

Таким образом, результаты проведенных нами исследований позволяют сделать вывод о том, что возможности сообществ социальной сети «Вконтакте» недостаточно используются в рамках популяризации физической культуры и спорта. Большая часть молодежи зарегистрирована в социальных сетях, значит именно там молодую аудиторию необходимо приобщать к здоровому образу жизни. Необходимо максимально использовать данные ресурсы.

Третья гипотеза «Интернет порталы о физической культуре и спорте не пользуются популярностью» не имела подтверждения. Сообщества в социальных сетях пользуются популярностью среди молодежи, а, значит, функция популяризации выполняется.

В заключение можно добавить, что популяризация физической культуры и спорта является очень важной задачей как в интернет - пространстве, так и в реальной жизни. Данная задача выполняется, но не в полной мере.

Авторами статьи предлагается ряд действий по усовершенствованию агитационных действий интернет – ресурсов:

  • проведение исследований, определяющие интересы, потребности и мотивации разных групп населения и определение эффективности мероприятий по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни в сети;
  • создание сайтов для детей, пропагандирующие физкультурно-оздоровительные системы и занятия физическими упражнениями в форме компьютерных игр;
  • активное привлечение спортсменов и спортсменов-инвалидов в онлайн-дискуссиях о здоровом образе жизни и занятиях спортом; о преодолении физических проблем, о спортивных достижениях и т.д.;
  • подача информации не только в виде новостей, отчетов, интервью и обозрений, но и в форме видео-уроков, онлайн-тренировок, диалога, обмена новостями и опытом

Основная функция рекламы и пропаганды физической культуры среди молодежи должна заключаться в распространении знаний, информации, нравственных ценностей с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоционального состояния, оказания влияния на поведение молодого человека, и определения приоритетов в жизни.

Путин В.В. в своих выступлениях на раз подчеркивал, что сфера спорта и физической культуры были и остаются одними из приоритетов социальной политики.


Список литературы

1. Кузнецова, Е.В. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи // Социально-экономические аспекты развития современного общества. 2014. С. 132-137.
2. Мальцева, А.В. К вопросу о популяризации физической культуры и спорта среди молодежи в сообществах социальной сети «В КОНТАКТЕ» // Молодежь в новом тысячелетии: Проблемы и решения. 2017. №144-150. С. 132-137.
3. Муртазина Г.Х. Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте: Учебное пособие / Г.Х. Муртазина; НГУ им. Лесгафта – СПб.: [б.и.], 2008.-85с.
4. http://www.fizkultura-vsem.ru/
5. http://pculture.ru/
6. http://www.fizkult-ura.ru/

Расскажите о нас своим друзьям: