Медицинская психология | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 616.895.4+159.923

Дата публикации 27.02.2018

Специфика социального взаимодействия лиц с расстройствами депрессивного типа

Кринова Татьяна Дмитриевна
магистрант кафедры клинической и специальной психологии, Институт психологии социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Староверова Марина Семеновна
канд. псих. н., доцент кафедры клинической и специальной психологии, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

Аннотация: В статье рассматриваются нарушения, выявленные в сфере социального взаимодействия, у лиц, страдающих депрессивными расстройствами. Описаны специфические психические изменения, возникающие в ходе болезни и влияющие на сферу коммуникации больных. Представлены данные научного исследования, свидетельствующие о взаимосвязи между развитием депрессивного расстройства и социальной дезадаптации. Рассмотренное исследование проводилось на испытуемых, находящихся на стационарном лечении. Испытуемые были отобраны по ряду критериев, в частности, наличие диагностированного аффективного расстройства депрессивного типа. При помощи клинико-психопатологического исследования были выявлены три типа депрессивных расстройств и присущие для них нарушения в сфере социально-психического функционирования.
Ключевые слова: аффективные расстройства, депрессия, социальное взаимодействие, социальные навыки, дезадаптация, поведенческие нарушения, интерперсональная сфера

Specificity of social interaction of persons with disorders of depressive type

Krinova Tatyana Dmitrievna
graduate student of Foreign Special and Clinical Psychology, Institute of Psychology of Sociology and Social Relations
Staroverova Marina Semenovna
Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

Abstract: The article deals with the violations found in the sphere of social interaction in persons suffering from depressive disorders. Specific mental changes that occur during the course of the illness and affect the communication of patients are described. The data of scientific research, evidence of the relationship between the development of depressive disorder and social disadaptation are presented. The study was conducted on subjects undergoing in-patient treatment. Subjects were selected for a number of criteria, in particular, the presence of a diagnosed affective disorder of a depressive type. With the help of a clinical-psychopathological study, three types of depressive disorders and their inherent violations in the sphere of socio-psychological functioning were identified.
Keywords: affective disorders, depression, social interaction, social skills, disadaptation, behavioral disorders, interpersonal sphere

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра под понятием депрессия мы рассматриваем депрессивный эпизод (подрубрика F32), который, вне зависимости от тяжести случая, характеризуется очевидным снижением активности больного и его заинтересованности жизнью, ухудшением настроения, подвергается влиянию сама способность радоваться. Для людей с таким расстройством характерна быстрая утомляемость, нарушение сна, сниженный аппетит, страдает самооценка и уверенность в себе. Могут проявляться соматические симптомы в виде психомоторной заторможенности, тревожности, быстрого сброса веса, сниженного уровня либидо [1].   

Важность изучения изменений, возникающих в сфере социального взаимодействия, у людей с аффективными нарушениями подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (А.Б. Холмогорова, В.К. Зарецкий, О.Д. Пуговкина, Л.С. Паламарчук, Мак-Каллоу Дж., Плужников И.В., Alsarraf J.J., Nilsson Y., Hansenne М., Kuyken W., Brewin C.R. и другие).

На навыки социального взаимодействия людей, страдающих расстройствами депрессивного типа, влияют такие факторы как снижение уровня мотивации к общению, изменение установок по отношению к общению, искажение способности получать удовольствие от акта социального взаимодействия. Также следует отметить, что для таких людей характерны когнитивная ригидность, эгоцентричность, низкий уровень осознания своих интрапсихических процессов и общее снижение эмоционального и социального интеллекта.[2, с. 81-83].

При рассмотрении научной литературы, посвященной нашей теме, можно сделать выводы, что, несмотря на многообразие подходов и приемов в исследовании поставленной темы, существуют очевидные трудности в анализе и сопоставлении полученных результатов исследований. Отдельной трудностью литературных изысканий является дефицит исследований, определяющих, являются ли нарушения в сфере социального взаимодействия следствием развития болезни и являются её неотъемлемой частью или они предшествуют ей.

В нашей статье мы рассмотрели исследование К.А. Кошкина, которое было посвящено нарушениям в сфере социальной адаптации и проведено при участии 100 стационарных больных с выявленными нарушениями депрессивного типа с различными подтипами апатического аффекта [3, с. 51]. 

В работе рассматривается специфика функционирования больных в различных социальных сферах с применением клинико-психопатологического метода исследования.

Испытуемые отбирались в соответствии с рядом критериев:

1) расстройство диагностирование с использованием критериев МКБ-10 (подрубрики F 31.3, F 32, F 33, F 34);

2) исключались пациенты с расстройствами депрессивного типа в стадии психоза или признаками шизофренического процесса;

3) исключались пациенты с органическими патологиями, а также хроническими формами зависимости.

В исследовании приняли участие пациенты двух возрастных групп 17-30 лет и 41-50 лет. Преобладающее количество участников (более 55%) находились в семейных отношениях и имели детей.

Показатели уровня развития социально-психических функций регистрировали на этапе поступления в клинику и при выписке, в ходе исследования было выявлено, что резкое ухудшение по всем показателям социального функционирования наступало после начала развития болезни и распределялось в следующей последовательности по убыванию степени воздействия:

  1. сфера сексуальных потребностей, реализация увлечений и интересов;
  2. сфера профессионального взаимодействия, реализация пациента в бытовой сфере, сфера социального взаимодействия;
  3. сфера самообслуживания.

Однако, также было выявлено, что у различных подтипов депрессивных расстройств нарушения социально-психических функций отличались.

Для апатической депрессии (51% испытуемых) в большей степени были характерны нарушения социального функционирования, чем для апато-тоскливой (18%) или апато-тревожной (23%).

У больных первой группы наиболее подвержена влиянию оказалась сексуальная сфера в отношении реализации своего сексуального поведения. В ходе дальнейшего течения заболевания страдали бытовые и межличностные обязанности, в последнюю очередь изменению подвергались сферы общения и интересов, что и приводило к осознанию собственных изменений и обращению в медицинские учреждения за специализированной помощью. Изменения трактовались больным как нарастание уровня усталости. Профессиональная сфера, также как и сфера реализации интересов, практически не подвергалась изменениям, только в части объемов функционирования. На основании этих данных был сделан вывод, что у больных этой группы нарушения, в большей степени, выражались в регламентированных сферах, предполагающих взаимодействие с окружающим миром [3, с. 52]. 

Для пациентов с апато-тоскливым подтипом расстройства более характерными оказались нарушения в профессиональной сфере и межличностных обязанностях. Изменения рассматривались пациентами как следствие отсутствия бодрости и некоей сонливости. Наименьшие затруднения возникали в областях реализации своих сексуальных потребностей и увлечений, обращение за помощью инициировалось родственниками.  Таким образом, нарушения проявлялись в сферах, требующих личной вовлеченности.

Для последней группы, характеризующейся тревожным подтипом болезни, не были выявлены изменения социально-психических функций, которые можно было бы рассматривать как нарушение.  Однако, отмечались выраженные затруднения в сферах, связанных с самостоятельным ответственным участием.  

Таким образом, мы видим, что, вне зависимости от подтипа депрессии, у больных выявлен ряд нарушений в различных сферах социального взаимодействия, отдельно стоит отметить, что для всех подтипов характерны специфические нарушения в сфере общения, их коммуникация поверхностна и не имеет эмоционального отклика [3, с. 54].

Дальнейшие исследования в этой области позволят усовершенствовать диагностические мероприятия и дифференцировать их по выраженности апатического аффекта и степени дезадаптации, а также повысить качество лечения больных, страдающих расстройствами аффективного спектра.


Список литературы

1. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://mkb-10.com
2. Пуговкина О.Д. Нарушения социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 4. – С. 80–97.
3. Нарушения социально-психического функционирования больных с различными подтипами апатической депрессии К.А.Кошкин ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»[Электронный ресурс]:журнал «Трудный пациент» 2011:режим доступа: http://t-pacient.ru/articles/6687/

Расскажите о нас своим друзьям: