Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 13.00.02

Дата публикации 31.08.2019

Создание условий в детском саду и семье по математическому развитию дошкольников средствами проектной деятельности

Махова Дарья Денисовна
воспитатель, МБДОУ детский сад №8 «Белочка», г. Красноармейск, Россия

Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос о создании условий в детском саду и семье по математическому развитию дошкольников средствами проектной деятельности. Раскрывается сущность метода проектов, как средства, активизирующего познавательную активность детей. Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста средствами проектной деятельности понимается как взаимодействие детского сада и семьи. Автором разработан и апробирован проект по формированию математических представлений с непосредственным участием родителей воспитанников.
Ключевые слова: математическое развитие, проектная деятельность, средний дошкольный возраст, сотрудничество, детский сад, семья

Creating conditions in kindergarten and family in math development of preschool children by means of project activities

Mahova Daria Denisovna
еducator, MBDOU kindergarten №8 «Squirrel», Krasnoarmeysk, Russia

Abstract: This article discusses the question of creating conditions in kindergarten and family for the mathematical development of preschool children by means of project activities. The essence of the project method is revealed, as a means of activating the cognitive activity of children. The formation of elementary mathematical representations of children of middle preschool age by means of project activities is understood as the interaction of kindergarten and family. The author has developed and tested a project for the formation of mathematical representations with the direct participation of parents of pupils.
Keywords: mathematical development, project activities, middle preschool age, cooperation, kindergarten, family

На современном этапе развития общества одним из важных вопросов является создание условий в детском саду и семье по математическому развитию дошкольников средствами проектной деятельности. Актуальность данного вопроса продиктована тем, что целостное развитие ребенка-дошкольника представляет собой многогранный процесс, где особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном воспитании немаловажную роль играет математическое развитие – это познавательная деятельность, которая осуществляться на уровне личностного, речевого и эмоционального формирования [5]. Поэтому мы понимаем математическое развитие дошкольников как  изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Как говорил известный, швейцарский педагог-гуманист И.Песталоции: «Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов».

Одним из средств  математического развития детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [3]. В наши дни данный термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольной организации открытой для активного участия родителей [2].

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательной организации, а именно сотрудничества и взаимодействия. Сотрудничество – это общение «на равных», способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства развития ребенка [4]. Существует множество форм совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей. Одной из форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию является проектная деятельность. Особенно важно построить проект  таким образом, чтобы в нем принимали участие не только педагоги и дети, но и родители.

Проект по развитию математических представлений детей средней группы «Раз, два, три, четыре, пять, будем с мамой мы считать»

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность: обеспечить полноценное развитие ребёнка-дошкольника с привлечением родителей к образовательному процессу.

Постановка проблемы: повышение уровня математического развития, активности детей, развития у них интереса к математике с помощью занимательного материала. Вовлечение родителей в образовательный процесс, изготовление дидактических пособий к мероприятию.

Цель проекта: способствовать созданию педагогических условий для развития математических представлений, любознательности, познавательной активности у детей среднего возраста через занимательный развивающий материал, подготовленный вместе с родителями.

Задачи:

Образовательные задачи: закреплять умения узнавать и называть геометрические фигуры, используя занимательный материал; содействовать развитию умения считать в пределах 5, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Развивающие задачи: развивать мыслительные операции: логическое мышление, смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, умению понимать познавательную задачу и выполнять ее; воспитывать умение придти на помощь другому, дружеские взаимоотношения.

Предполагаемые результаты:

1. Повысить уровень математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

2. Активизировать участие родителей в подборе занимательного материала к мероприятию, изготовлении дидактических пособий [1].

Подготовительный этап: определение темы проекта; постановка цели и задач проекта; составление плана основного этапа проекта; подбор методической, познавательной литературы; подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток; привлечение родителей к совместной работе над проектом: подобрать математические загадки, задачки, ребусы, красочно оформить материал; помощь родителей в изготовлении дидактических игр по формированию элементарных математических представлений; оформление папки-передвижки «Математика для дошкольников»; консультация для родителей «Организация игр для детей дома с использованием занимательного материала».

Основной этап: чтение сказок и стихотворений с элементами счета: «Три поросенка», «Семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик – семицветик», «Три медведя»; просмотр компьютерной презентации «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры»; раскрашивание математических раскрасок; конструирование: «Ракета» из кубиков; работа со счетными палочками; дидактические игры с математическим содержанием: «Поезд из кубиков», «Что изменилось?», «Покажи столько же», «Шишки и желуди», «Построй дорожку», «Собери вместе», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний», «Наведи порядок», «На что похожа цифра», «Ступеньки», «Сравни величины», «Разноцветные квадраты», «Цветочная поляна»; отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок; подвижные игры: «Найди себе пару», «Математическая дорожка», «Математический ёжик»; пальчиковые гимнастики; физкультминутки: «Один - два», «Угадай сколько», «Назови три предмета», «Большие и маленькие», «Зарядка».

Заключительный этап: совместный праздник  с родителями «Ярмарка математических игр».

Результаты проекта: Для самостоятельного изучения цифр и фигур, мы расположили в «Математическом центре» энциклопедию, которая была направлена на развитие математических представлений. Дети с удовольствием просматривали каждую страничку книги.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняли и закрепляли представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивировали детей и направляли их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставили дошкольников в условия поиска, пробуждали интерес к победе, тем самым, дети стремились быть быстрыми, находчивыми.

Также для развития математических представлений, мы просматривали презентации «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры» используя мультимедийные ресурсы.

Закончили мы свой проект изготовлением различного дидактического материала совместно с родителями, для дальнейшего праздника «Ярмарка математических игр».

В ходе работы над проектом родители воспитанников стали активными и непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество. Проект позволил им реализовать свои способности и таланты, обогатить знания и умения в воспитании детей. В свою очередь, дети самостоятельно смогли найти способы решения познавательных задач, стремились к достижению поставленной цели, преодолевали трудности, переносили усвоенный опыт в новые ситуации.

Таким образом, разработанный и апробированный проект отвечает основным принципам развивающего обучения, является инновационным и может быть рекомендован для использования педагогами ДОУ.

Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что метод проектов является эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи по развитию математических представлений детей среднего дошкольного возраста.


Список литературы

1. Виничук Ю. Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ» // Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-razvitiyu-matematicheskih-predstavlenii-v-srednei-grupe.html (Дата обращения 07.11.2018).
2. Зайцева Т. Ю. Проектная деятельность в детском саду // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2015. – С. 1-7.
3. Киселева Л. С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – 3-е изд. испр. и доп. М. : АРКТИ, 2011. 96 с.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия»; 1999. - 232 с.
5. Столяр А. А., Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М. : Просвещение, 1988. - 303 с.

Расскажите о нас своим друзьям: