Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 37.378

Дата публикации 21.11.2018

Современная система оценки качества высшего образования

Майер Наталья Сергеевна
Начальник отдела организационно-методической работы, Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург, NSMayer@fa.ru

Аннотация: В статье представлена структура современной системы оценки качества образования, рассмотрены процедуры и требования, направленные на достижение задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 гг., описаны преимущества и недостатки функционирующих процедур оценки качества, проиллюстрирована система взаимодействия ВУЗа с потребителями образовательных услуг в процессе оценки качества. С точки зрения эффективного управления предлагается изучить понятие качество образовательной услуги с помощью принципов проектного управления и замкнуть качество образовательного процесса на трех объектах ограничений: времени, содержании и стоимости. В качестве самого современного способа оценки качества образования выступает процедура самооценки, которая во многом базируется на рассмотренной в статье и применяющейся в США системе саморегуляции.
Ключевые слова: качество образования, проектный менеджмент в образовании, самооценка образовательной организации, федеральная целевая программа развития образования, тройственная ограниченность в образовании

Modern system of higher education quality assessment

Mayer Natalya Sergeevna
Head of organizational and methodical work Department, St. Petersburg branch of the Federal state educational budget institution "Financial University under the Government of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia, NSMayer@fa.ru

Abstract: The article presents the structure of the modern system of education quality assessment, considers the procedures and requirements aimed at achieving the objectives of the Federal target program of education development for 2016 – 2020, describes the advantages and disadvantages of the functioning quality assessment procedures, illustrates the system of interaction of the University in the process of quality assessment. From the point of view of effective management, it is proposed to study the concept of quality of educational services using the principles of project management and to close the quality of the educational process at three objects of restrictions: time, content and cost. As the most modern way to assess the quality of education is the self-assessment procedure, which is largely based on the self-regulation system considered in the article and used in the United States.
Keywords: quality of education, project management in education, self-assessment of educational organization

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.2017 г. №1243 с 1 января 2018 г. досрочно прекращается реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [3]. Данная федеральная целевая программа интегрирована в госпрограмму, срок которой – с 2018 по 2025 гг., а основное отличие – переход на механизмы проектного управления. Данное решение было принято в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ, которые переводятся на механизмы проектного управления (утверждены Постановлением Правительства от 12.10.2017 г. №1242) [2]. Данным Постановлением государственная программа «Развитие образования» переводится на проектное управление с 2018 года. Перевод госпрограммы на механизмы проектного управления  предусматривает выделение в ее составе проектной и процессной частей [3].

В новой редакции госпрограммы определены основные цели, первая из которых -  качество образования.

Отсюда возникает необходимость обратиться к трактовке определения «качество образования», сформулированного в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. Согласно закону «Об образовании», качество образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, ст. 2].

Федеральная целевая программа развития образования на 2018 – 2025 гг. является инструментом, обеспечивающим «доступность качественного образования» и, как следствие, предусматривала выполнения ряда обеспечивающих задач:

-включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;

-обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов;

-формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;

-создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных  образовательных достижениях;

-создание системы мониторинговых исследований качества образования;

-формирование унифицированной системы статистики и сбора информации на основе международных стандартов.

Во исполнение вышеперечисленных задач на протяжении последних лет в системе образования внедрялись новые, а также трансформировались действующие процедуры и требования к деятельности образовательных организаций.

С целью определения и оценки качественных критериев образования, существует ряд конкретных инструментов и процедур, среди которых как инструменты внешней, так и внутренней системы оценки качества. Указанные инструменты и процедуры описаны в таблице 1.

Таблица 1. Современная система оценки качества образования [6]

Мероприятие / процедура

Нормативно-правовой акт, регламентирующий мероприятие/процедуру

Система критериев и показателей оценки

Преимущества

Недостатки

Государственная аккредитация

Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности"

Направлена на оценку качества УСЛОВИЙ представления образовательных услуг

Систематическая, обязательная процедура

Проводится экспертами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, следовательно имеет место человеческий фактор

Мониторинг эффективности

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 222 от 13.03.2017 г. "О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования" (издается ежегодно)

7 критериев (показателей эффективности), каждый из которых имеет «пороговое значение». Проводится ежегодно

Обеспечивает высокий уровень надежности и технологичности процедуры

4 из 7-ми показателей эффективности носят финансово-экономический характер, параметр «эффективность» рассматривается в разрезе деятельности ВУЗа, как хозяйствующего субъекта

Профессиональная общественная аккредитация

Статья 96 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 

Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля

Высокая степень вовлеченности работодателей в процесс оценки качества образования и уровня освоения образовательной программы выпускником

Носит объективный характер только для практико-ориентированных программ (СПО, магистратура).

Самообследование

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»

Оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию

Носит обязательный, регулярный характер

Носит номинальный характер

Самооценка

Современные редакции ФГОС 3+

Внутренняя оценка качества образовательной деятельности на основе постоянного мониторинга и периодической оценки образовательных программ

Призвана вовлечь в процесс оценки качества всех потребителей образовательных услуг

В качестве объекта оценки качества выступает образовательная программа, а не процесс

Как видно, функции оценки качества распределены по различным уполномоченным органам, тем не менее практически ни один из них не имеет прямой, объективной заинтересованности в справедливой оценке качественных критериев. Отсюда возникает необходимость иллюстрации взаимодействия образовательной организации с различными субъектами, в т.ч., проводящими оценку качества.

Рисунок 1. ВУЗ в системе оценки качества образования [6]

Как видно из рисунка 1, ВУЗ находится в системе взаимодействия с потребителями образовательных услуг, они, в свою очередь, участвуют в системе внешней оценки качества путем включения в процедуру государственной аккредитации и профессиональной общественной аккредитации. Тем не менее, как было определено ранее, даже такие процедуры, как ПОА и государственная аккредитация имеют ряд недостатков, именно поэтому рисунок 1 дополнен «треугольником тройственной ограниченности».

Многие современные исследователи занимаются проблемой внедрения методологии проектного управления в ВУЗе и доказывают эффективность ее применения. В контексте данной статьи на основе принципов проектного управления ВУЗ формирует качественную образовательную услугу, балансируя между тремя ограничениями: временем, содержанием и стоимостью проекта (в данном случае в качестве проекта выступает образовательный процесс). Форма указанных ограничений в образовательной среде описана в таблице 3.

Таблица 2. Формула тройственной ограниченности в образовательном процессе

Ограничение

Проявление в образовательной среде

Содержание

Проблема содержания проявляется в контексте определения качества образовательной программы, т.к. именно она описывает формы, методы, приемы и результаты обучения. Также к проблеме содержания можно отнести условия обучения, такие как инфраструктура, кадровое и социальное обеспечение образовательного процесса.

Время

Образовательная программа, как любой проект имеет жесткие временные ограничения (срок освоения образовательной программы). Основная проблема заключается в том, что на этапе формирования образовательной программы необходимо иметь четкое представление о востребованности продукта (выпускника), как ключевого результата образовательного процесса. Ни больше, ни меньше, чем утверждено ФГОС,  образовательный процесс длится не может, следовательно необходимо предугадать на 4 года вперед, как должен выглядеть востребованный выпускник.

Стоимость

Как было указано в Таблице 1, одна из важнейших процедур оценки качества – проведение мониторинга эффективности, 60% показателей которого носят финансово-экономический характер. Кроме того, современные ВУЗы находятся под прессом приведения численности НПР в соотношение 1 НПР=12 студентов, а также приведение численности АУП в соотношение 40% АУП – 60% НПР. В совокупности эти факторы способствуют стремлению удешевить образовательный процесс путем увеличения нагрузки на 1 единицу НПР, увеличение доли обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий и т.п.

Внедрение принципов проектного управления образовательным процессом необходимо не только для решения проблем тройственной ограниченности, но и в связи с тем, что в центре треугольника находится качество продукта (работ, услуг). Как было доказано в результате анализа таблицы 1, ни одна из действующих процедур оценки качества не определяет в качестве объекта качество услуги, что является существенным упущением.

Современная, но пока не разработанная процедура оценки качества – самооценка. Технологически и методологически данная процедура не определена; нет ясности: кто должен оценивать образовательную услугу, какие должны быть критерии оценки, сможет ли потребитель объективно оценить образовательный процесс, какие характеристика качества услуги принимаются к оценке?

Процесс самооценки образовательной организации можно сравнить с системой саморегуляции, функционирующей в США. Процедура саморегуляции проводится на уровне всего учебного заведения и использует несколько инструментов:

1.Аккредитация специальными организациями, обладающими четко сформулированными стандартами и требованиями к периодичной самооценке со стороны потребителей образовательных услуг.

2.Аккредитация образовательных программ профессиональными сообществами.

3.Оценка образовательных программ, инициированная образовательной организацией, и нацеленная на перераспределение ресурсов и образовательных приоритетов.

В процессе оценки качества образовательных программ в США важнейшую роль играют профессиональные общественные ассоциации, основная цель которых – поддержка высокой степени престижа своей профессии и компетенции ее представителей.  Такой способ  аккредитации, на основании внутри университетской самооценки, способствует повышению качественного уровня деятельности учебных заведений. Она стимулирует проведение разнообразных мероприятий по модернизации содержания образовательных программ, активизации образовательного процесса, широкому использованию новейших технических средств обучения.

Ключевой вывод из вышеописанного состоит в том, что современные инструменты оценки качества образования имеют ряд преимуществ, но не совершенны. На основе реализации принципов ФГОС 3+ возникает объективная необходимость реализации процедуры самооценки ВУЗа с использованием принципов проектного управления, как наиболее ориентированных на качество услуги, а также ориентация на международный опыт лучших практик самооценки и саморегуляции.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 г. №1242 «Об утверждении Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ, которые переводятся на механизмы проектного управления».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 г. №1243 «О досрочном прекращении с 1 января 2018 г. реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2015 № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2017 №222 "О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования"
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 №308 «О проведении в 2017 мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях»
6. Майер Н.С. Управление качеством в образовательной организации с применением цифровых технологий - Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2018. № 8(50) – 11-16 с.

Расскажите о нас своим друзьям: