Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 378. 172; 379. 178

Дата публикации 18.08.2016

Состояние физического и психологического здоровья студентов педагогического вуза

Родин Юрий Иванович
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация: Цель исследования: изучение состояния физического и психического здоровья студентов первого курса педагогического вуза. В обследовании приняли участие 60 юношей и 120 девушек 17-18 лет, обучающиеся в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого. Методики исследования: анализ медицинских карт, показателей физического развития и функциональных возможностей; шкала личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, методика самооценки психического здоровья, методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН). Анализ результатов пилотажного исследования: кумулятивное воздействие различных по природе факторов негативно отразилось на состоянии физического и психологического здоровья студентов первого курса. Это выразилось в достаточно высоком проценте студентов, специальной медицинской и подготовительной групп, низких показателях физического развития и функциональных возможностей обследуемых. Высокий и низкий уровень ситуативной и личной тревожности был зафиксирован у 1/3 испытуемых. У каждого десятого обследуемого наблюдалось неблагоприятное самочувствие, снижение активности, ухудшение настроения.
Ключевые слова: физическое и психологическое здоровье, студенты педагогического вуза

The State of the physical and psychological health of students of Pedagogical University

Rodin Yuriн Ivanovich
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Abstract: The purpose of the study: the study of the physical and mental health of first-year students of Pedagogical University took part in the survey 60 boys and girls 120 17-18 years Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy. Research methodology: an analysis of medical records, physical development and data functionality; w Kala Spilbergera-Hanina to determine personal and situational anxiety, Méthot Dick's mental health self-assessment methodology for diagnosing health, activity and mood (SAN). Cumulative impact different factors in nature negative impact on the physical and mental health of first-year students. This was reflected in a fairly high percentage of students, special medical and preparatory groups, low indicators of physical development and survey functionality reported, and the low level of situational and personal anxiety has been fixed at 1/3 examinees. A small number of students observed adverse health, decreased activity, deteriorating mood.
Keywords: physical and psychological health, students of Pedagogical University

Отличительной особенностью современных научных изысканий в области здоровьесбережения является узкодисциплинарный подход, который заключается в том, что в зависимости от научного направления, формулируя альтернативный состоянию болезни прототип, исследователи  дифференцируют понятие полноценного здоровья на составляющие ее части: физическое, психическое, психологическое здоровье, с последующим изучением системообразующих связей, обусловливающих его полноценность. При этом целостность, естественность, динамизм, нетривиальность феномена здоровья человека  утрачивается.  Возникает ощущение его вынесенности за рамки витального потока [6].

Между тем, наличие физического здоровья, является предпосылкой позитивного приобщения человека к миру культуры, освоения ее ценностей и, как следствие психического развития. В свою очередь, своевременное психическое развитие благоприятно сказывается на психическом и психологическом здоровье человека [4].  Быть здоровым, означает проявлять активность по отношению к своему развитию, находиться, в состоянии динамичного равновесия развивающейся соматики, психики, личности как некой целостности, способной не только адекватно осуществлять свое поведение в постоянно меняющейся окружающей действительности, но и адекватно отвечать на вызовы связанные с драматизмом становления человека личностью [1, 6]. В связи с этим актуализируется необходимость изучения состояния здоровья человека в разные возрастные периоды как целостного феномена с учетом условий его обусловливающих.

Особую озабоченность в последние годы вызывает состояние здоровья  студентов младших курсов высших учебных заведений. Современные университеты отличает интенсификация учебно-профессиональной деятельности, которая зачастую сопровождается авторитарным стилем взаимоот­ношений преподавателей и студентов, несоблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, режима труда и отдыха, гиподинамией, отсутствием индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Не способствует сохранению и укреплению здоровья студентов также  экономическая не­стабильность в стране, социальное неблагополучие отдельных семей, падение нравственного уровня и духовных ориентиров населения. В результате, кумулятивное воздействие различных по природе факторов  превышают адаптационные возможности учащейся молодежи, и, как следствие, приводит к истощению резервов организма и психики первокурсников.

В сентябре – октябре 2015 года с целью выявления влияния условий жизнедеятельности на состояние здоровья студенческой молодежи, а также наличия взаимосвязи между показателями физического и психологического здоровья учащейся молодежи нами проведено пилотажное исследование 60 юношей и 120 девушек 17 лет, поступивших на первый курс факультетов математики, физики,  информатики и иностранных языков Тульского государственного педагогического университета  им. Л.Н. Толстого.

Состояние физического здоровья студентов определялось на основе анализа медицинских карт, сравнения данных  физического развития со среднестатистическими возрастными показателями. По полученным данным была рассчитана  гармоничность физического развития студентов. В результате анализа функциональных возможностей  обследуемых по методике Г.C. Никифорова произведена интегральная оценка состояния физического здоровья обследуемых [2]. Психологическое здоровья первокурсников изучалось с использованием следующих диагностических методик: «Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности», «Методика «Самооценка психического здоровья», «Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения» [4, 5]. Анализ результатов обследования проводился с учетом данных психолого-педагогического наблюдения за учебно-профессиональной деятельностью студентов.

С целью изучения взаимосвязи показателей физического и психологического здоровья студентов был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Анализ полученных нами данных выявил негативное состояние физического здоровья большинства юношей и девушек 17 лет. Оно выразилось в достаточно высоком  проценте студентов, отнесенных к специальной медицинской и подготовительной группе. Особую тревогу вызвал большой процент обследуемых, отнесенных к специальной медицинской группе. Таких было выявлено 21% юношей и 31 % девушек. Неутешительны также данные, характеризующие гармоничность физического развития и интегральный показатель физического здоровья. Дисгармоничное физическое развитие выявлено нами у 16 % юношей  и 17 % девушек. Причем, у 5 % – зафиксирована обследуемых длина тела оказалась ниже среднестатистического значения. Избыток массы тела наблюдался у 18 % юношей и 31 % девушек.

Интегральный показатель состояния здоровья у 62 % процентов юношей  соответствовал низкому и ниже среднего уровня. Количество девушек с низким и ниже среднего уровня состояния здоровья составило 61 %. Студентов с выше среднего и высоким уровнем здоровья не наблюдалось  (рис. 1, 2).

Использование шкалы ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина позволил нам дифференцировано измерить тревожность, как состояние, связанное с текущей ситуацией, так и  как личностное свойство студентов. Интерпритация показателей студентов по шкале ситуативной и личностной  тревожности выявила высокий уровень ситуативной тревожности у 27 % юношей и 15 % девушек. Данная категория студентов воспринимала широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу. Они реагировали на них состояниями повышенной тревожности, не  соответствующей величине реальной опасности. Низкий уровень ситутивной тревожности наблюдался  соответственно у 2%  и 14% испытуемых.  Для этих студентов было характерно  депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций состояние (рис 2).

При анализе показателей исследуемых по шкале личной тревожности, мы руководствовались пониманием последней как устойчивой индивидуальной характеристики, отражающей предрасположенность человека воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих их самооценки, самоуважения. Студентов с высокими показателями личной тревожности оказалось соответственно 27 % юношей  и 15 % девушек. Они были склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций. Состояние повышенной тревожности данной категории студентов проявлялось  в самых разнообразных ситуациях, особенно связанных с оценкой его компетенции и престижа (контрольная работа, промежуточная аттестация). Низкий уровень личностной тревожности наблюдался  у 2% студентов  и 14% студенток.  Для этих испытуемых было характерно низкая личностная активность, и низкий уровень мотивационных компонентов учебно-профессиональной деятельности, заинтересованности, сформированности чувства ответственности в решении тех или иных задач (рис. 3).

С помощью методики «Самооценка психического здоровья» мы рассчитали интегральный показатель психического здоровья студентов. Около 60 % испытуемых оценили свое психическое здоровье высоко и 40% —  как соответствующее среднему уровню. У  всех первокурсников  было выявлено душевное равновесие и состояние общего душевного комфорта (рис. 4).

Экспресс-оценка по методике САН выявила неблагоприятное самочувствие у 6 % юношей и 5 % девушек; активности соответственно у 10,5 и 15 % , настроения – 4 и 1 %  студентов и студенток (рис. 5).

В ходе пилотажного исследования было изучено наличие взаимосвязи физического и психологического здоровья студентов. Мы исходили из имеющихся в научной литературе данных о том, что наличие физического здоровья, является предпосылкой позитивного приобщения к миру культуры, освоения ее ценностей и, как следствие психического и психологического здоровья индивида [2].

При сопоставлении отдельных показателей физического и психологического здоровья статистически значимых корреляционной связи не выявлено. Однако наблюдалась тенденция наличия более высокого уровня психологического здоровья у студентов с высокими показателями физического здоровья.

В заключении отметим следующее. Негативное кумулятивное воздействие различных по природе факторов в большей степени отражается на состоянии физического здоровья учащейся молодежи. Оно заключается в достаточно высоком  проценте студентов, специальной медицинской и подготовительной групп, низких показателях физического развития и функциональных возможностей, как юношей, так и девушек 17 лет.

Состояние психологического здоровья первокурсников также вызывают опасения. Негативное состояние проявилось, прежде всего, в высоком, и низком уровне ситуативной и личной тревожности у 1/3 испытуемых. Причем, у юношей преобладал высокий, а у девушек низкий уровень. У незначительной части студентов наблюдалось неблагоприятное самочувствие, снижение активности, ухудшении настроения. К положительному моменту следует отнести испытываемое первокурсниками душевное равновесие и состояние общего душевного комфорта.

Результаты пилотажного исследования дают основание предположить, что низкий уровень физического здоровья выступает одной из предпосылок ухудшения состояния психологического здоровья студентов.

Полученные нами данные является основанием для дальнейшего изучения состояния здоровья студентов-первокурсников, разработки и внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в вузе. На наш взгляд, необходимо переосмыслить в целом подход к здоровьесбережению в вузе. Он должен быть направлен на повышение культуры здоровья студентов, создание здоровьесберегающих условий осуществления учебно-профессиональной деятельности студентов, включая разработку благоприятного для здоровья режима проведения организованных занятий, отдыха, на разработку программы психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения психолого-педагогическими средствами. Заботой об обеспечении полноценного здоровья должен быть обеспокоен профессорско-преподавательский состав и вспомогательный персонал, администрация университета, включая ректора. Вопросы состояния полноценного здоровья студентов необходимо постоянно обсуждать на заседаниях ученого совета и ректората.


Список литературы

1. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья // В.А. Ананьев – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова [Электронный ресурс] СПб.: Питер, 2007. – 960 с. URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3188833/ (дата обращения 12.03.16.)
3. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124−126.
4. Дубровина, И.В. Современное образование и психологическое здоровье школьников // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: материалы Международной научно-практической конференции. – 2009. – С. 4 – 7.
5. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – С.121−122.
6. Родин, Ю.И. Проблема здоровья человека сквозь призму культуры и образования // М.И. Капралова, Д.С. Метелкина. Ежемесячный научный журнал Национальной ассоциации ученых № 2, 2015 (7) / 2015 часть 8. С. 132 – 135.

Расскажите о нас своим друзьям: