Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 159. 92

Дата публикации 30.12.2019

Соотношение особенностей генеративности и переживания одиночества в период вхождения во взрослость

Полякова Мария Константиновна
аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, PolyakovaMK@mail.ru
Твердохлебова Анастасия Михайловна
младший научный сотрудник, Национальный Медицинский Исследовательский Центр им. В.М. Бехтерева, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассматриваются результаты, полученные в ходе эмпирического исследования особенностей интеграции структуры генеративности и переживания одиночества в период вхождения во взрослость. В исследовании приняло участие 52 респондента (10 мужчин и 42 женщины) в возрасте 19-22 лет. Были использованы следующие методы: Шкала генеративности Лойолы, Список генеративных действий, модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса–Леви, Дифференциальный опросник переживания одиночества. Показано, что разные аспекты генеративности имеют разное соотношение с особенностями отношения к одиночеству: позитивное отношение к уединению возрастало вместе с частотой совершения генеративных действий, в то время как генеративная направленность возрастала вместе с зависимостью от общения и деструктивными переживаниями одиночества. Описаны особенности переживания одиночества в зависимости от различных аспектов метальных репрезентаций генеративности: для респондентов, в чьей картине ментальных репрезентаций значимое место уделялось ролевым особенностям генеративности (быть наставником, семьянином и др.), было более характерно более позитивное отношение к одиночеству; для тех, у кого на первый план были выдвинуты личностные особенности (напр. повлиять на других людей собственным примером, оставить память о себе как о хорошем человеке), было характерно острое деструктивное переживание одиночества.
Ключевые слова: генеративность, генеративная направленность, ментальные репрезентации, одиночество, переживание одиночества, уединение, вхождение во взрослость

The ratio of the peculiarities of generatively and feelings of loneliness in the period of entering into adulthood

Polyakova Maria K.,
Postgraduate, Developmental and Differential Psychology Department, Faculty of Psychology, St. Petersburg State University, Russia, St.Petersburg
Tverdokhlebova Anastasia M.
Junior Researcher, Federal state budgetary institution “V. M. Bekhterev national research medical center for psychiatry and neurology” of the Russian federation ministry of health, Russia, St.Petersburg

Abstract: The article considers the results obtained in the course of empirical research of the peculiarities of integration of generativity structure and loneliness experience in the period of entering adulthood. The study involved 52 respondents (10 men and 42 women) aged 19-22 years. The following methods were used: Loyola generativity scale (LGS), list of generative actions (GBC), modification of the technique "Unfinished sentences" Sachs–levy, Differential questionnaire experiences of loneliness (DOPO), questionnaire. It is shown that different aspects of generativity have a different relationship with the characteristics of the relationship to loneliness: positive attitude to solitude increased with the frequency of generative actions, while generative orientation increased with dependence on communication and destructive experiences of loneliness. Features of loneliness experience depending on various aspects of mental representations of generativity are described: for respondents in whose picture of mental representations the significant place was given to role features of generativity (to be the mentor, the family man, etc.), more positive attitude to loneliness was more characteristic; for those at whom personal features were brought to the fore (eg. to influence other people by his own example, to leave a memory of myself as a good person), was characterized by acute destructive experience of loneliness.
Keywords: generativity, conscious concern, mental representations, loneliness, experience of loneliness, solitude, entering adulthood

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А

Введение. Стремительные темпы развития современного общества приводят к тому, что новое поколение проживает свою жизнь в качественно иных условиях жизни, чем их родители. Такое положение дел сказывается на механизмах и формах межпоколенческого диалога. Это оказывает влияние как на общество в целом, так и затрагивает благополучие отдельно взятого человека.  Таким образом, проблема передачи своего опыта, знаний и культурных ценностей является важной и актуальной для всех областей науки, затрагивающих вопросы человекознания.

В своих работах мы указывали на то, что передача своего жизненного опыта и ценностей тесно связана с психологическим благополучием человека [9]. Поэтому изучение особенностей межпоколенческого взаимодействия может помочь раскрыть как особенности социальных изменений, так и описать факторы личного благополучия человека. На наш взгляд эти особенности наиболее полно раскрыты с позиций изучения генеративности.

В своём исследовании мы используем определение генеративности как направленности человека на совершение личностного «вклада» в заботу и поддержание того, что останется после его смерти – влияние на следующие поколения и окружающую среду. Такое определение было сформулировано в результате анализа психологической литературы, в которой понимание генративности изменилось с момента введения его Э.Эриксоном [14] и прошло путь осмысления с как теоретической (J. Kotre, D.S. Browning и др.), так и с эмпирической (D.P. McAdams, R.L. Logan, E. de St. Aubin и др.) точек зрения. При этом понимание генеративности было различным в разных странах. Так, например, в Японии генеративность определяется не как личностная характеристика, а как социальный феномен, причем охватывающий не только будущие поколения, но затрагивающий взаимодействие со старшими поколениями и подвержен влиянию религиозных учений [15].

В России понятие генеративности рассматривается в основном при теоретическом описании периода взрослости, однако понимание феномена базируется в основном на идеях Э.Эриксона без учёта развития научного понимания понятия, а также вне контекста особенностей российского менталитета. Генеративность как форма межпоколенческой трансмиссии во многом зависит от культурных особенностей, приобретая разные очертания в зависимости от норм и традиций определенного общества. Так, понимание особенностей отражения (а именно ментальных репрезентаций) в сознании россиян характерных черт воплощения себя в деятельности, результаты которой будут полезны следующим поколениям, является важной и актуальной задачей.

Вводя понятие генеративности, Э.Эриксон отмечал, что в процессе жизни человека задачи более поздних этапов развития базируются на приобретенном опыте на более ранних этапах [2, 14]. Также результаты исследований указывают на более раннее становление генеративности, чем было предсказано теоретическими моделями [16, 17]. Таким образом, при вступлении во взрослый возраст, который является наиболее продуктивным периодом жизни, у человека уже имеются сформированные внутренние структуры и сложившаяся картина мира о возможностях реализации себя в следующих поколениях.

В контексте описанного выше состояния разработанности темы генеративности в России и за рубежом изучение ментальных репрезентаций генеративности у россиян в период  вхождения во взрослость позволит внести вклад в понимание особенностей межпоколенческой трансмиссии в России.

Помимо межпоколенческого диалога в настоящее время изменениям подвержен и межличностный диалог в целом. С развитием и расширением возможностей коммуникации возрастает ощущение нереализованности этих возможностей. Так, Д. Рисмен и О. Тоффлер указывали на негативный эффект научно-технической революции, заключающийся в ускорении темпов жизни, и проявляющийся в возрастании чувства одиночества и ощущении человека «одного в толпе» [19].  Однако проблема одиночества имеет множество разнообразных подходов. Так, например, одиночество рассматривалось как конфликт человека и общества [1], как синоним изоляции [5, 13]. Вместе с этим обращалось внимание и на позитивные аспекты одиночества: одиночество рассматривалось Ж.-П. Сартром как «путь в себя» [11], А. Камю рассматривал одиночество как внутреннюю свободу [6]. В настоящее время авторы теоретических и эмпирических исследований указывают на то, что низкая вовлеченность в связи с другими людьми может быть проинтерпретирована по-разному и иметь различные механизмы и свойства [3, 4, 7, 11].

Таким образом, рассмотрение особенностей ментальных репрезентаций о межпоколенческом диалоге в контексте особенностей вовлечения в межличностный диалог в период вхождения во взрослость является целью нашего исследования.

Цель и методы исследования. Целью настоящего эмпирического исследования стало изучение соотношения особенностей выраженности генеративности и переживания одиночества в период вхождения во взрослость.

Методы исследования:

1. Шкала генеративности Лойолы (LGS), О.Ю. Стрижицкой, М.К. Поляковой (2018), для изучения генеративной направленности  [12, 18];

2. Список генеративных действий (GBC), измеряющий частоту совершения действий, носящих генеративный характер [18].

3. Модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса–Леви. Для исследования ментальных репрезентаций генеративности нами были составлены следующие предложения:

  • Мои родственники и друзья считают, что мне нужно…
  • Порой мне говорят, что уже пора…
  • Люди хотят, чтобы о низ запомнили то, что…
  • Когда я думаю о моём наставнике, мне хочется…
  • Я поддерживал человека младше меня тем, что…
  • За свою жизнь я хочу достигнуть следующих целей:
  • Если весь день я не смогу ни с кем говорить, то я…
  • Если я ни с кем не хочу разговаривать, это значит, что …
  • Люди проявляют доброту ко мне, потому что …
  • Я добр к другим людям, потому что …
  • Я доброжелателен к тем людям, которые…

4. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО)  Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева использовался для изучения особенностей включения в межличностный диалог.  Опросник состоит из 40 вопросов, разделенных на три основные шкалы, состоящих из восьми субшкал [8].

Были использованы следующие статистические критерии анализа данных: r-Пирсона, t-критерий Стьюдента, F-критерий Фишера. При математической обработке данных проводилась проверка групп на нормальность распределения при помощи критерия Колмогорова-Смирнова.

Выборка. В исследовании приняло участие 52 человека с разным уровнем образования в возрасте 19-22 лет, из них 10 мужчин и 42 женщины.

Изложение основного материала статьи. Для изучения связей уровня генеративной направленности с особенностями переживания одиночества использовался параметрический корреляционный анализ (результаты представлены в табл. 1).

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа связей генеративности и переживания одиночества

 

LGS

GBC

Изоляция

-0,481**

0,111

Самоощущение

-0,134

0,012

Отчуждение

-0,083

0,033

Дисфория

0,355*

-0,103

Проблемное одиночество

0,233

-0,489**

Потребность в компании

0,243

-0,233

Радость уединения

-0,434**

-0,155

Ресурс уединения

-0,339*

0,246

Общее переживание одиночества

-0,298*

0,068

Зависимость от общения

0,315*

-0,298*

Позитивное одиночество

-0,485**

0,098

Примечания. * — p < 0,05; ** — p < 0,01.

Показатель уровня степени генеративной направленности продемонстрировал связи со всеми основными шкалами переживания одиночества: с общим переживанием одиночества (r=-0,30; p=0,047), зависимостью от общения (r=0,32; p=0,035) и позитивным одиночеством (r=-0,49; p=0,001). Обращая внимание на субшкалы, из которых они состоят, можно заметить, что генеративная направленность была связана с низкими уровнями ощущения изолированности (r=-0,48; p=0,001), радости уединения (r=-0,43; p=0,003), склонности воспринимать одиночество как ресурс (r=-0,34; p=0,023) и высоким уровнем дисфории (r=0,36; p=0,02). Показатели частоты совершения генеративных действий были обратно связаны с зависимостью от общения (r=-0,30; p=0,047), а именно с восприятием одиночества как проблемы (r=-0,49; p=0,001). Таким образом, генеративная направленность была связана с негативными аспектами отношения к уединению, тогда как респонденты, не зависимые от общения, чаще совершали генеративные действия.

Особенности ментальных репрезентаций генеративности

На основе ответов респондентов на незаконченные предложения типы репрезентаций генеративности были сформированы в категории. В данной статье будут описаны те категории, которые были связаны с переживанием одиночества.  Полученная сетка категорий, которая будет освещена нами, представлена в табл. 2.

Таблица 2. Типы ментальных репрезентаций генеративности

Категория

Краткое описание

Примеры

Личностные качества

Быть взрослой, ответственной, самостоятельной, смелой, позитивной

«от меня ждут того, что я стану более взрослой», «мне нужно стать более самостоятельной», «наконец быть ответственным человеком», «перестать тревожится по пустякам», «быть более открытым и позитивным»

Ролевая модель

Профессионал, семьянин, зарабатывающий человек

«мне уже пора начать зарабатывать», «создать семью», «стать профессионалом»

Мировоззрение

Рассказал что-либо, поделился размышлениями

«рассказал, что из любой ситуации есть выход», «делюсь размышлениями о жизни», «обратил внимание на то, что есть много разный вариантов как вести себя в одной ситуации»

Ответы респондентов с более высоким уровнем генеративной направленности чаще включали в себя представления о том, что от людей их возраста ожидают определенный уровень развития личностных качеств. Так, возрастные ожидания включали три сферы: семейную, профессиональную и личностную. Респонденты, которые указали личностные особенности в качестве возрастных ожиданий, обладали большей генеративной направленностью по сравнению с теми, кто указал семейную сферу (t=2,18; p=0,036). Кроме того, более высокий уровень генеративной направленности продемонстрировали респонденты, которые отметили, что поддержали людей младше их тем, что раскрыли свои взгляды, то есть совершили действие, связанное с мировоззрением, по сравнению с теми, кто оказал помощь реальным действием (F=10,09; p<0,0001). Таким образом, более высокий уровень генеративной направленности был у тех респондентов, кто делал акцент при завершении предложений, основываясь на внутриличностных аспектах, а не ролевых моделях или реальных действиях.

Для выявления взаимосвязей особенностей генеративности с переживанием одиночества мы сравнили результаты анализа открытых ответов, выявляющих особенности ментальных репрезентаций генеративности, и особенности переживания одиночества. Сравнивались ответы респондентов включающие оцениваемый критерий с ответами, в которых не было упомянуто данной категории. Результаты этого анализа представлены в табл. 3.

Таблица 3. Связи особенностей переживания одиночества с особенностями генеративности

Критерий

Подкритерий

Описание

Общее переживание одиночества

Зависимость от общения

Позитивное одиночество

Личностные

качества

Возрастные

ожидания

Ответы на завершение фразы «порой мне говорят, что уже пора…»  включали в себя представления о возрастных ожиданиях формирования личностных особенностей.

t=16,34;

p<0,0001

(выс)

t=1,76;

p=0,19

t=0,008;

p=0,93

 

Культурные

традиции

Подкатегория включает варианты завершения предложения «мои родственники и друзья считают, что мне нужно …», в которых респондент отметил, что от него окружающие ожидают становления личностных особенностей.

t=1,28; p=0,26

t=2,05; p=0,16

t=13,19; p=0,001

(низ)

Ролевая модель

Семейная

Окончания предложения «мои родственники и друзья считают, что мне нужно …», в которых упомянут семейный контекст.

t=4,21; p=0,045

(низ)

t=5,87; p=0,02

(низ)

t=2,3; p=0,14

 

Профессиональная

Ответы на незаконченное предложение «порой мне говорят, что уже пора…» включали особенности профессионального становления.

t=0,08; p=0,78

t=5,16; p=0,03

(низ)

t=1,56; p=0,22

Мировоззрение

Ответы на предложение «Я поддерживал человека младше меня тем, что…» включали  поддержку другого человека путём раскрытия отношения и передачи своих знаний.

t=11,84; p=0,001

(выс)

t=1,12; p=0,29

t=0,69; p=0,41

(выс.) – высокие значения фактора при упоминании в открытом ответе данного критерия

(низ.) – низкие значения фактора при упоминании в открытом ответе данного критерия

 

Обсуждение. Полученные результаты свидетельствуют в первую очередь о том, что в ранней взрослости генеративная направленность тесно связана с негативным отношением к уединению, то есть одиночество ими рассматривается как проблема. Такой проблемный характер переживания межличностного диалога по всей видимости может побуждать их искать реализации в следующих поколениях. Предыдущие исследования указывают на связь генеративности с проблемами в достижении жизненных целей [10]. Так, был поднят вопрос о характере стремления к реализации себя в следующих поколениях. Возможно, результаты данного исследования уточняют сферы, в которых проявляется эта нереализованность, являющаяся движущей силой для развития генеративной направленности. Нужно отметить также, что частота генеративных действий не отличалась в зависимости от особенностей ответов на открытые вопросы. Более того, частота генеративных действий была обратно пропорционально связана с зависимостью от общения, а именно с восприятием одиночества как проблемы. Таким образом, направленность на реализацию себя и непосредственные действия имели разную интеграцию с особенностями важности выстраивания межличностного диалога. Возможно, это говорит о том, что именно желание воплощения себя в следующих поколениях связано с неудовлетворенностью в общении и невозможностью найти удовлетворение в уединении, в отличие от его реального воплощения. Это поднимает вопрос об основаниях генеративной направленности.

Рассмотрим подробнее связи особенностей ментальных репрезентаций генеративности с особенностями переживания одиночества. Так, если у респондентов имелось представление о том, что от взрослого человека ожидают определенный уровень развития личностных качеств, у них было выше переживание одиночества. При этом уединение гораздо реже являлось ресурсом для тех, кто считал, что культура и общество побуждают человека к определенному развитию личностных качеств. Оба показателя ожиданий от человека как носителя определенных личностных качеств были связаны с негативными аспектами одиночества. При этом ролевые модели были связаны с позитивными аспектами: у людей, кто отметил семейную сферу в качестве объекта социальных ожиданий, общее переживание было ниже, а у тех, кто отметил профессиональную сферу в качестве объекта возрастных ожиданий, ниже была зависимость от общения. Также интересно, что и поддержка младшего через раскрытие мировоззрения, была выше у респондентов, кто ярко переживал ощущение одиночества.

Таким образом, можно заметить, что те аспекты метальной репрезентации генеративности, которые были позитивно связаны с генеративной направленностью (личностные особенности и мировоззрение), были также связаны с негативными аспектами переживания одиночества. В то же время те, кто указал семейную сферу в качестве сферы общественных ожиданий, обладали более низким уровнем генеративной направленности и вместе с этим более низким уровнем деструктивных переживаний одиночества.

Мы видим два возможных варианта интерпретации результатов. Во-первых, возможно, мы видим именно возрастную специфику становления генеративности. Согласно теории Э. Эриксона, во взрослом возрасте человек приобретает достаточное количество опыта, знаний и навыков для того, чтобы реализовать их в следующих поколениях. Однако в переходном  периоде нет жизненного багажа, который мог бы помочь человеку реализовать свой потенциал в формах труда, полезный для других людей, в том числе и следующих поколений. То, что у людей, которые совершают генеративные поступки в настоящее время, ниже ощущение одиночества как проблемы и зависимости от общения в целом, может поддерживать это предположение: реальное осуществление генеративности снижает ощущение деструктивного одиночества.

Во-вторых, возможно, результаты свидетельствую об общих особенностях генеративности. Возможно, нереализованность в общении в настоящем времени у людей, которые считают, что другие люди предъявляют требования к личным качествам других людей, ведёт к становлению направленности на осуществление межпоколенческого диалога. То есть, такие люди, не находя поддержки в самом себе (в уединении) и удовлетворения в имеющихся социальных контактах (общее переживание одиночества), желают компенсировать это в следующих поколениях.

Однако такие результаты являются предварительными и лишь задают направление для дальнейшего исследования. Количество респондентов не позволяет применять выводы, однако позволяет увидеть некоторую тенденцию и поставить вопросы для дальнейшего исследования.

Выводы.

1. Было выявлено, что уровень генеративной направленности обратно связан с позитивным отношением к уединению, тогда как частота генеративных действий обратно связана с зависимостью от общения. Мы можем предположить, что это указывает на различную специфику связей генеративности с особенностями выстраивания межличностного диалога.

2. В контексте рассмотрения особенностей ментальных репрезентаций генеративности можно отметить схожую картину: личностные аспекты ментальных репрезентаций связывались с отрицательными характеристиками отношения к уединению, тогда как ролевые особенности (что в большей степени затрагивает сферу действий, то есть реалистичное представление возможностей проявления генеративности) по всей видимости интегрированы в структуру положительного отношения к уединению. Возможно, это говорит о том, что в ранней взрослости направленность на реализацию себя в следующих поколениях без конкретных действий ведёт к фрустрации в области межличностных связей и ощущению необходимости в постоянных контактах. При этом реальная реализация или наличие очевидных путей реализации генеративности не сопровождается тревогой относительно межличностных контактов, что сказывается на благоприятном переживании уединения.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. — 1980
2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 212-242.
3. Бердяев Н.А. Опыт философии одиночества и общения. М.: Республика, 1993. 390 с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. 260 с.
5. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, 1911. Кн. 1
6. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. — М., 1989.
7. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С.В. Куртиян //Ин-т молодежи. - М., 1995
8. Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - № 1. - С. 55–81.
9. Полякова М.К. Генеративность и ценностные ориентации в разные периоды взрослости // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 1. С. 88-97
10. Полякова, М. К., Стрижицкая, О. Ю. Генеративность и некоторые психологические особенности взрослых людей // Психология XXI века: российская психология в контексте мировой науки. Материалы международной научной конференции молодых ученых, СПб, 2016. С. 146-147
11. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989.
12. Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2018. № 1. С.94-102
13. Швабл Ю. М., Данчева О. В. Одиночество. Киев, 1991
14. Эриксон Э. Г. Детство и общество. — СПб.: Ленато: АСТ, 1996. — 592 с
15. de St. Aubin E. & Bach M.. Explorations in generativity and culture. In L. Jensen (Ed.) Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective 2015 pp. 653-665
16. Frensch K. M., Pratt, M. W., & Norris, J. E. Foundations of generativity: Personal and family correlates of emerging adults’ generative life-story themes // Journal of Research in Personality, 2007 (41), pp. 45–46
17. Lawford HL, Ramey HL. "Now I know I can make a difference": Generativity and activity engagement as predictors of meaning making in adolescents and emerging adults. Dev Psychol. 2015 Oct. 51(10), pp. 1395-1406
18. McAdams D., de St. Aubin E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, vol. 62, no. 6, pp. 1003–1015.
19. Risman D., Denney R. & Glazer N. The lonely crowd. - New Haven: Yale University Press, 1950, pp. 315

Расскажите о нас своим друзьям: