Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 373.2

Дата публикации 30.11.2017

Семейный детский сад: изучение мнения нижегородских семей

Селезнева Элеонора Игоревна
студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород
Циро Анастасия Сергеевна
студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород
Ханова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: В работе характеризуется состояние проблемы организации семейных дошкольных групп и детских садов в практике российского образования, обоснованы преимущества и трудности создания семейных детских садов. Приведен анализ результатов анкетирования нижегородских семей по вопросу о востребованности этой формы дошкольного образования, выделены ключевые тенденции. Подчеркнуто, что необходима разработка единых федеральных требований к алгоритму открытия и регистрации семейных групп и детских садов.
Ключевые слова: многодетные семьи, образовательная программа, семейная дошкольная группа, семейный детский сад, родители-воспитатели, профессиональная компетентность

Family kindergarten: the study of the opinion of Nizhny Novgorod families

Selezneva Eleonora Igorevna
postgraduate student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Tsiro Anastasiya Sergeevna
postgraduate student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Khanova Tatyana Gennadievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The paper describes the problem of organization of family preschool groups and kindergartens in the practice of Russian education, the advantages and difficulties of creating family kindergartens are justified. The analysis of the results of questioning of Nizhny Novgorod families on the question of the relevance of this form of preschool education is given, key trends are highlighted. It is emphasized that it is necessary to develop uniform federal requirements for the algorithm for opening and registering family groups and kindergartens.
Keywords: families with many children, an educational program, a family preschool group, a family kindergarten, parents-educators, professional competence

Семейный детский сад как новая вариативная форма дошкольного образования с каждым годом увеличивает свою популярность среди российских семей, имеющих детей дошкольного возраста. Специалисты убеждены, что такая практика может служить, в первую очередь, одним из способов разрешения проблемы обеспеченности детей дошкольными учреждениями. Отметим, что единого документа, регулирующего режим функционирования семейных групп и детских садов, на сегодняшний день, к сожалению, нет. Минобрнауки России в своем письме от 27 сентября 2012 г. № 08-406 дало лишь общие рекомендации, касающиеся организации семейных групп при муниципальных дошкольных учреждениях [3]. Согласно этому документу, семейные группы при детских садах стали открываться в отдельных регионах как вариативная форма дошкольного образования, организация и деятельность которых регулируется местными нормативными документами. Соответственно, подходы к созданию семейных детских садов в разных регионах разные, хотя есть и единые требования: открыть семейный детский сад может только многодетная семья; семейный детский сад может функционировать только как структурное звено ДОУ, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования [4]. В силу этих требований, семейный детский сад чаще всего возникает как группа муниципального дошкольного учреждения на дому (в обычной городской квартире или частном доме), где присмотр и уход за детьми, а также образовательные услуги детям оказывают их родители. Бесспорными преимуществами семейного детского сада являются следующие: небольшая наполняемость группы (от 3 до 8 детей), близость к месту проживания, успешная адаптация детей, психологический комфорт и эмоциональная безопасность.

Статистика показывает, что в 2016 году 10,7 тыс. детей получили дошкольное образование в семейных группах при ДОУ, что составило 0,2% от общей численности детей, получивших дошкольное образование; а уже к началу 2017 года только в Москве количество семейных детских садов составило более тысячи, что позволило охватить более трех воспитанников.

Между тем, в регионах развитие этой формы дошкольного образования идет значительно более медленными темпами, что связано, прежде всего, с низкой поддержкой семейных детских садов органами местной власти, недостаточной правовой поддержкой семейных форм дошкольного образования [1]. Изучение данных по Нижегородской области, показывает, что за период с 2011 по 2013 гг. в рамках реализации областной целевой программы «Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 годах» в регионе было построено 92 семейных детских сада на 920 мест, а к концу 2017 г., согласно прогнозам экспертов, количество мест в дошкольных учреждениях Нижегородской области с учетом прироста мест за счет создания семейных детских садов и семейных групп возрастет на 2580 [2].

В рамках научного исследования, проводимого авторами статьи, было организовано анкетирование нижегородских семей, нацеленное на выявление степени осведомленности и уровня знаний родителей о семейных детских садах и группах, их популярности среди многодетных семей Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие всего 69 семей Нижнего Новгорода, в том числе 17 многодетных семей, средний возраст респондентов составил 34 года. Из опрошенных семей являются многодетными 26,1%, не являются многодетными 60,9%, планируют стать многодетными 8,7 %.

Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, среди которых были следующие: Знаете ли вы, что многодетная семья в условиях обычной квартиры может самостоятельно открыть семейный детский сад? Известно ли вам, что работать воспитателями в семейном детском саду могут сами родители (в случае, если у них нет профильного педагогического образования, то после прохождения ими специальных курсов)? Известно ли вам, что если родители работают в семейном детском саду, то у них идет трудовой стаж и им выплачивается заработная плата? Поддерживаете ли вы идею открытия семейных детских садов в многоквартирных домах (в условиях квартиры, где проживает многодетная семья)? и т.д.

По результатам анкетирования выяснилось, что только 30,4%, из числа опрошенных знают о существовании семейных детских садов: «что-то слышали о этом» 39,2%; не знают о существовании 30,4%. Больше половины респондентов (61%) не знают, что родители могут самостоятельно открыть семейную группу. 71% родителей не известно, что они могут самостоятельно работать воспитателями в семейном детском саду, получать заработную плату и накапливать трудовой стаж, занимаясь воспитательной деятельностью своих детей. Однако, после получения необходимой информации, готовы открыть свой детский сад, в том числе и по причине привлекательности социально-коммерческой деятельности, 25% респондентов, не захотели — 37,5% многодетных респондентов. Такое количество нежелающих может быть вызвано, на наш взгляд, озвученными проблемами при организации и регистрации семейной группы, даже несмотря на имеющиеся положительные факторы. 60,9% поддерживают идею открытия детского сада в квартире, что обусловлено еще и тем, что больше половины опрошенных (52%) недовольны качеством оказываемых услуг муниципальными детскими садами по разным причинам.

На основании полученных результатов были сделаны выводы:

  1. В Нижегородской области родители детей дошкольного возраста недостаточно осведомлены о семейной форме детского сада как вариативной по ряду причин: дефицит информации по открытию семейного детского сада, сложности в получении консультации в органах управления образованием, отсутствие справочных материалов в ДОУ.
  2. Данная проблема носит, к сожалению, общероссийский характер. По мнению специалистов, необходима разработка на федеральном уровне нормативной документации, регламентирующей деятельность семейных групп и детских садов, в ее числе: порядок финансирования надомного труда родителей-воспитателей, режим осуществления дошкольного образованиями специалистами, участие детей из семейных групп в праздниках, проводимых в основном учреждении и др.
  3. Учитывая, что 25% опрошенных многодетных семей заинтересовались открытием своей семейной группы и хотели бы получить четкие инструкции, необходимо на федеральном уровне принять решение о единых рамочных условиях развития сети семейных детских садов для того, чтобы упростить процедуру их открытия и регистрации, обеспечить правовую поддержку матерей-педагогов.
  4. В ходе проведения исследования многими родителями отмечалось, что необязательность педагогического образования неизбежно приведет к сложностям в проведении разных форм образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, поэтому необходима организация обучения (переподготовки) родителей-воспитателей, не имеющих профильного педагогического образования, в целях формирования их педагогической компетентности.
  5. Целесообразным представляется проектирование работы муниципальных дошкольных учреждений по популяризации новой формы дошкольного образования среди многодетных родителей. Размещение подобной информации возможно в печатных и интернет-изданиях, на сайте ДОУ, информационных стендах, а также при непосредственных встречах с родителями, консультациях, собраниях, др.

Список литературы

1. Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Потанина П.Ю., Гладкова Н.Е. Особенности формирования правовой компетентности будущего педагога дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 32-35; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11660 (дата обращения: 12.07.2017).
2. Областная целевая программа "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 годах" // Режим доступа: https://gu.nnov.ru/situations/obrazovanie/oblastnaya-tselevaya-programma.html (дата обращения 26.11.2017).
3. Письмо Минобрнауки России от 27.09.2012 N 08-406 "Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ" // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151521/ (дата обращения 22.11.2017).
4. Ханова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 5 (77). – С. 82-90.

Расскажите о нас своим друзьям: