Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 378

Дата публикации 23.10.2018

Самомаркетинг преподавателя как средство повышения его конкурентоспособности

Рютина Лариса Николаевна
канд. педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Иркутск, Lara.r158@yandex.ru
Фетисов Иван Анатольевич
старший преподаватель, кафедра строительство железных дорог, мостов и тоннелей, Иркутский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Иркутск
Агапова Наталия Сергеевна
студент, 3 курс,факультет системы обеспечения транспорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Иркутск, nata.aga.158@mail.ru
Дербенева Маргарита Алексеевна
студент, 3 курс,факультет системы обеспечения транспорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Иркутск, Derbeneva_1998@mail.ru

Аннотация: В данной статье исследуются всевозможные взгляды на сущность и концепцию понятия « конкурентоспособность » как профессионально-личностного качества преподавателя и значение самомаркетинга преподавателя в обеспечении образовательной стратегии государства направленной на конкурентоспособность российского образования в технических университетах. Также в данной работе представлена структура конкурентоспособной личности с помощью метода интегральных характеристик. В статье рассматривается компетентность преподавателя как система неизменяющихся качеств личности. Кроме того в рамках этой работы представлены несколько определений самомаркетинга с разных точек зрения и его функции как социально – экономического явления. Статья предназначена для обучающихся всех направлений, специальностей, форм обучения, а также для всего профессорско-преподавательского состава, лаборантов, техников и всех интересующихся данной тематикой.
Ключевые слова: самомаркетинг, современный преподаватель, конкурентоспособность, профессионально-значимое качество

Self-marketing teacher as a means of improving its competitiveness

Rutina Larisa Nikolaevna
cand. pedagogical Sciences, associate professor Department of physical culture and sports, Irkutsk state university of railway, Russia, Irkutsk
Fetisov Ivan Anatolievich
senior lecturer, Department of construction of Railways, bridges and tunnels, Irkutsk state university of railway, Russia, Irkutsk
Agapova Natalia Sergeevna
student, 3 year, Faculty of Transport support system, Irkutsk state university of railway, Russia, Irkutsk
Derbeneva Margarita Alekseevna
student, 3 year, Faculty of Transport support system, Irkutsk state university of railway, Russia, Irkutsk

Abstract: This article examines all kinds of views on the essence and concept of the concept of "competitiveness" as a professional and personal quality of the teacher and the importance of self-marketing of the teacher in ensuring the educational strategy of the state aimed at the competitiveness of Russian education in technical universities. Also in this paper the structure of competitive personality using the method of integral characteristics is presented. The article deals with the competence of the teacher as a system of unchanging qualities of the person. In addition, this work presents several definitions of self – marketing from different points of view and its function as a socio-economic phenomenon. The article is intended for students of all directions, specialties, forms of education, as well as for the entire teaching staff, laboratory assistants, technicians and all those interested in this topic.
Keywords: self-marketing, modern teacher, competitiveness, professionally significant quality

Усовершенствование системы образования в Российской Федерации связано с социальными и экономическими преобразованиями. Поменялась значимость современного преподавателя. С одной стороны, у преподавателя появилась значительная независимость в выборе способов, методов, технологий обучения и воспитания растущего поколения, а с другой стороны - увеличилась ответственность за  принятые решения, так как современное общество предъявляет большие требования к выпускникам университетов. В соответствии с ожиданиями социума - это личность, обладающая рядом жизненно-значимых компетенций и способна использовать приобретенные  в университете знания и навыки на практике, что даёт ему возможность самореализации и саморазвития, вырабатывает способность стремительными темпами реагировать на запросы современного мира. Неоспорим и тот факт, что конкурентоспособных выпускников может, подготовить лишь преподаватель, который сам конкурентоспособен. Данный факт всколыхнул перемены ожиданий к индивидуальным знаниям, качествам и умениям преподавателей. Эти обстоятельства предопределили появление в преподавательской практике и концепции трудности формирования конкурентоспособности современного преподавателя, которая обусловлена воздействием неких условий. Каждое из условий рассмотрим по отдельности.

Также важен тот факт, что обеспечение конкурентоспособности  образования в России становится задачей государственного уровня. Правительство Российской Федерации в последнее время проявляет огромный интерес к развитию образования в стране. Главные требования к личности нынешнего преподавателя нашли своё отражение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", Национальной доктрине образования Российской Федерации и других нормативных документах.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом, основной задачей современной педагогической науки является обеспечение соответствия целевых ориентиров, содержания, качества образования современным социальным нуждам. На сегодняшний день выпускник университета должен владеть такими качествами как «дисциплинированность, исполнительность, коммуникабельность, самокритичность, уметь быстро и четко принимать сложные решения и быть настойчивым в  достижении поставленных перед ним целей и задач» [1].

Особый интерес проявляют к способности адаптироваться в новых условиях и быть продуктивным. Воспитание конкурентоспособной личности стало одним из главных критериев оценки качества образования.

В Стратегии современного развития Российской Федерации «Инновационная Россия - 2020» главным образом выделяется важность формирования конкурентоспособности преподавателя. В этой стратегии особо отмечается то , что«одна из основных задач в образовательной сфере –это становление сильных конкурентоспособных преподавателей, управленцев и исследователей».

Доказательство значимости развития конкурентоспособности преподавателей проявляется только в модели «Российское образование - 2020: модель образования для современной экономики», в этой модели трактуется о том, что «главным ресурсом образования был и остается кадровый». Но для того чтобы, использовать эту новую модель в 2017-2020 гг. в системе образования необходимо провести коренные кадровые изменения. Это не означает, что старые кадры должны быть полностью заменены новыми. Правительство, предъявляя совершенно новые требования к личности педагога, наблюдает некие направления для изменений преподавателей. Педагогу нужно разработать и составить для себя план саморазвития и обучения. Преподавателю необходимо учитывать не только то, что он должен обучать студентов, но и то, что он сам должен учиться и развиваться. Это сказывается на том, что студентам становится не интересно обучаться у педагога, который внутренне перестал развиваться. Саморазвитие преподавателя - это основа, мастерства и профессиональной пригодности, следовательно - увеличение его конкурентоспособности.

Получается так, что в основном практически все современные государственные документы в сфере образования, так или иначе, напрямую или косвенно определяют значение необходимости развития конкурентоспособности преподавателей. Рассмотренные и проанализированные нами нормативные документы указывают на усложнение профессиональных требований к преподавателям, актуализируют его саморазвитие и способность работать с разными категориями студентов, создавать стратегию как развития обучающихся, так и стратегию своего собственного  роста компетентности.

Общественный фактор является немаловажным фактором, определяющим проблему формирования конкурентоспособности преподавателей.

Исходя из исследований ВЦИОМ, наблюдается то, что при выборе университета для своих детей жители России стали большое внимание уделять качеству преподавательского состава.  Большая часть россиян считает, что важным показателем хорошего университета является  "хороший" преподаватель. 45,5% россиян убеждены в том, что "Хороший преподавательский состав — это основа качества университета". Ключевой в оценке родителями университета является личность преподавателя. В результате этого 93% анкетированных важным аспектом при выборе университета для своих детей считают наличие там педагогов, "пользующихся уважением знакомых и родственников".

Перед тем как подать заявление, родители ищут информацию о преподавателях на официальных сайтах университетов, личных блогах педагогов и в профессиональном сообществе. Каждый родитель хочет, чтобы его детей обучал профессионал своего дела. С одной стороны,  говорится о том, что общество, предъявляя большие требования к личности преподавателя, определяет важность  роли педагога в образовании, а с другой стороны, мы можем говорить о том, что данная ситуация приводит к конкуренции между преподавателями и университетами в целом. Между вузами идет жесткая «маркетинговая война» за привлечение обучающихся (желательно одаренных детей) и тем самым за репутацию учебного заведения и соответствующие денежные ассигнования.

Термин «конкурентоспособный преподаватель» на данный момент хоть и является актуальным, но ещё полностью не разработан в педагогике. Таким образом, открывая широкое пространство для разных исследований на тему конкурентоспособности в образовании.

Так, Л.М. Митинав своем исследовании показала попытку структурировать представление о понятии конкурентоспособность в преподавательском контексте. В соответствии с ее мнением, имеется три области в развитии конкурентоспособности человека: сфера деятельности, индивидуальных отличительных черт и общения [2].

Разработанная Л.М. Митиной структура конкурентоспособной личности представлена  интегральными характеристиками:

1. Направленность личности на профессию, на других людей, на себя как на профессионала, предметную сторону деятельности.

2. Гибкость личности - взаимосвязь и взаимообусловленность личностных качеств: эмоциональных, поведенческих, интеллектуальная гибкость (область индивидуальных отличительных черт, которые проявляются во внутренних и внешних формах активности).

3. Профессионализм личности - обладание знаниями и навыками,  умение применять необходимые знания и способы в профессиональной деятельности. Главная роль в данной характеристике отводится коммуникативным умениям, навыкам делового общения и саморазвитию личности.

Данная структура позволяет более точно сформулировать в своем сознании понятие «конкурентоспособный преподаватель».

Под конкурентоспособностью преподавателя  понимается умение наибольшего расширения пределов личных способностей с целью формирования и удержания своей собственной оригинальной личностной и высококлассной позиции в профессиональной и социальной сфере. Достижение данной цели потребует от преподавателя непрерывного развития и улучшения, использования его активности, заинтересованностей, формирование системы стабильных индивидуальных качеств, которые делают допустимым осуществление поставленных задач на достаточно высоком профессиональном уровне.

Самомаркетинг является одним из главных  направлений педагогического маркетинга и играет важную роль в повышении конкурентоспособности преподавателя.

Существуют множество различных подходов к пониманию сущности современного маркетинга, основы маркетинговой компетентности управляющих и преподавателей и, как результат, к понятию самомаркетинг» [3;4;5;6]. Некоторые говорят, что это «самопродвижение себя на рынке труда, а другие считают, что это  умение показывать своё преимущество перед конкурентами, т. е. представление своих индивидуальных качеств»[7, с.3].

В большей степени  подходит следующее  определение П.Г. Перерва, который считает, что самомаркетинг является «взаимосвязанным комплексом мероприятий, включающих в себя объективную оценку своих умений и знаний, психологических характерных черт и деловых свойств в данной ситуации, применительно к конкретному рабочему участку. А также комплекс средств и способов улучшения, увеличения уровня и качества своих умений и знаний, развития в нужном направлении своих психологических характерных черт и индивидуальных деловых свойств.

Существуют предположения, что «самомаркетинг» - это способность преподавателя занимать установленную конкурентную позицию, приобретать нужные для  рынка труда профессиональные и индивидуальные свойства и показывать достигнутые результаты с использованием технологических процессов.  И согласны с точкой зрения Л.М. Семеновой,что нынешнему преподавателю необходимо «осуществлять непрерывное исследование именно тех изменений, которые происходят как во внутренней среде организации, так и во внешней среде, на основе данных изменений необходимо проводить коррективы в своей деятельности, моделировать процесс приобретения новых профессиональных компетенций» [2].

В этом случае компетентность преподавателя рассматривается как систему не изменяющихся качеств личности, обеспечивающую большую эффективность и результативность преподавательской деятельности. Здесь говорится не только о высоких результатах самой работы преподавателя, но и выборе средств и методов, направленных на формирование личностных компетенций студентов. Говоря о саморазвитии как о ресурсе своей конкурентоспособности, преподаватель удовлетворяет свои потребности за счет развития  таких качеств личности и компетенций, которые гарантируют ему хорошие результаты в  профессиональной деятельности и успех в личной жизни.

«Профессиональное саморазвитие преподавателя — это осознанная, имеющая определённые цели, система повышения компетентности преподавателя, развитие профессионально важных свойств личности с учётом внешних социальных запросов, условий преподавательской работы и личной программы развития» [8, с.23]. Это процедура накопления качественных изменений профессионально-значимых личностных качеств и улучшения своего внутреннего мира, подключение внутренней активности преподавателя, приводящая к абсолютно новому способу профессиональной жизнедеятельности. Причиной профессионального саморазвития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Роль самомаркетинга в обеспечении конкурентоспособности представлена в таблице 1.

Таблица 1. Роль самомаркетинга в обеспечении конкурентоспособности

Компетенции конкурентоспособной личности

Цели самомаркетинга

Умение наблюдать за изменениями окружающей обстановки

Научиться анализировать ситуацию вокруг себя

Умение развивать новые компетенции

Саморазвитие

Умение управлять уже имеющимися компетенциями

Научиться выявлять свои сильные и слабые стороны

Познать себя

Поднять своё конкурентное преимущество

Научиться преподносить себя, выделиться.

Из представленной выше таблицы видно, что в экономике очень похожи концепции самомаркетинга личности и организации. В отличие от действующего в экономических дисциплинах понятия конкуренции, успешности, занятия лидерской позиции и т.п., связанного в той или иной степени с целью получения прибыли, в понятие «самомаркетинг» преподавателя вкладывается абсолютно другой смысл. Системообразующим звеном самомаркетинга преподавателя ставится не организация, а педагог. В качестве первой составляющей комплекса маркетинга «product» выступает развитие его личности, его знаний, навыков и индивидуальных свойств. Требования рынка труда - это те требования, которые предъявляет государство и общество. Самомаркетинг предполагает составление уникальной программы саморазвития субъекта.

Самомаркетинг преподавателя направлен на то, чтобы:

1. Преподаватель ставил перед собой более высокие цели;

2. Преподаватель смог достигнуть успеха не только в образовательной деятельности, но и во всех сферах жизни;

3. Получил самоудовлетворение от достигнутых успехов;

4. Научился подавать свои профессиональные и личностные возможности лучше, чем другие;

5. Преподаватель научился анализировать ситуацию внешней среды;

Согласно мнению И.Ю.Ильиной «Самомаркетинг — это способность людей, составлять для себя  план саморазвития личности, Данная программа достижения успеха призывает личность к конкретным действиям, последовательным шагам для достижения намеченной цели, заставляет преодолевать, встречающиеся на пути трудности и дает удовлетворение от осознания своей значимости и полезности для общества» [9].

Вследствие этого, теория самомаркетинга - предполагает не просто идею продвижения результатов работы преподавателей. Это комплексный подход к саморазвитию личности, когда субъект находится в условиях конкуренции и должен оценивать своё положение в обществе, свои возможности и инициативы,  приобретенные и нужные знания и умения, личную предприимчивость и активную жизненную позицию.

Как социально-экономическое явление, самомаркетинг выражается в следующих функциях:

- Информационная - выявление и предоставление актуальной и более качественной информации об уровне развития личных и мотивационных критериев конкурентоспособности каждого преподавателя;

- Распределительная - закрепление преподавателя по месту работы и его эффективное использование на основе учёта и объективной оценки конкурентных личностных и мотивационных качеств;

- Модифицирующая - выявление и формирование качественных характеристик преподавателя, которые обеспечивают удовлетворение потребности в труде в течение полного жизненного цикла;

- Стимулирующая - неизменный контроль над воспроизводством личных конкурентных преимуществ, обеспечение удовлетворения персональных потребностей и тем самым повышение мотивации к труду;

- Управленческая - функция, позволяющая устранить дисбаланс между работником и его индивидуальными качествами.

По Фрэнку Бейджеру выделим следующие этапы самомаркетинга::

1. Постановка личной цели. На данном этапе важную роль играют мотивация и стремление личности.

2. Определение социальной группы, которая подходит для достижения цели? Хорошо, если преподаватель проанализирует не только внешнюю среду (запросы общества и государства), но и проведет оценку той среды, в которой он работает с точки зрения конкуренции. Такой качественный анализ даёт толчок к изменениям.

3. Изучение, какими полезными для данной социальной группы знаниями и умениями обладает личность. Чему нужно научиться? Проводя самоанализ собственных способностей, преподаватель выявляет те, которые являются актуальными на данный момент и удовлетворяют запросам общества. А также выявляет пробелы в своих знаниях и умениях, строит планы на их развитие.

4. Представление своих способностей для презентации в своей целевой социальной группе (Как  лучше преподнести то, на что способен?) На данном этапе важно продемонстрировать все свои лучшие личные и профессиональные качества, показать своё превосходство перед конкурентами.

5.А нализ результатов и постановка дальнейших задач. Рефлексия помогает определить следующие задачи саморазвития и вернуться к первому этапу самомаркетинга, т.к. процесс качественных изменений нельзя считать завершённым.[9, с. 16]

Исследователями выделяются самопрезентация и самопродвижение  как наиболее часто применяемые средства самомаркетинга преподавателя.

Самопрезентация – это процесс демонстрации себя в любых социальных условиях с учетом существующих способов действия и поведения. Целью профессиональной самопрезентации является позиционирование профессионала перед другим профессионалом или клиентом. Смысл заключается в том, чтобы показать, что они имеют дело с опытным, хорошо подготовленным специалистом. Необходимость представлять себя выступает в роли мощного импульса, который активизирует профессиональную деятельность и саму личность в различных областях.

Понятие самопрезентация произошло от латинского слова, и в переводе означает «самоподача», то есть демонстрация себя другим людям. В английском толковом словаре это  означает управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего вида другим людям.

Теоретические разработки по проблеме самопрезентации личности принадлежит зарубежным учёным таким, как И. Гофман, М. Снайдер, Р. Чалдини, и Т. Иттман. В российской психологии имеется несколько иных подходов к изучению понятия «самопрезентация». Исходя из этого, Е.Л. Доценко рассматривает это понятие как демонстрационное поведение, целью которого является создание определённого впечатления для получения определённого результата.

Г.В. Бородина считает, что самопрезентация - это процесс управления восприятием путём целенаправленного привлечения к особенностям своего внешнего вида, поведению и т.д.

Таким образом, основной и видимой стороной самопрезентации является вербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций и в социальном взаимодействии, по-другому, акт самовыражения речевыми методами в официальном и повседневном окружении. В процессе коммуникации происходит передача и восприятие информации различного типа: эмоции, настроения, информации и т.д. Эффективность и результативность данного принципа состоит в профессиональном использовании приемов убеждения.

Представление преподавателем своих профессиональных качеств  происходит во время различных мероприятий: конкурсов, открытых занятий, при составлении резюме и собеседовании с работодателем, а также в тех случаях, когда есть необходимость продемонстрировать себя в сети Интернет, либо, размещая информацию о себе на сайте университета, в котором он работает. Необходимость в виртуальном присутствии в Сети ставит перед преподавателем задачу самостоятельно заниматься профессиональной самодемонстрацией в Интернете, для этого он использует новые средства информационно-коммуникационных технологий.

Одним из основных видов самопрезентации преподавателя является реклама или же самореклама. Самореклама–это формирование наибольшей известности лично для себя. В настоящее время преподаватели довольно таки часто используют саморекламу себя и своей деятельности в социальных сетях. С помощью виртуальных сетей преподаватели общаются со своими студентами и размещают свои профессиональные достижения в сфере  образования. Таким образом, преподаватели привлекают к себе внимание и показывают собственное преимущество перед конкурентами.

Исследование данного определения «самопрезентация» в современной научной литературе дает возможность говорить о том, что оно действительно может быть заложено в качестве основы процесса формирования конкурентоспособной личности. Участие  в анкетировании профессорско-преподавательского состава позволяет оценить уровень профессионализма, новаторства и включает в себя такие понятия как самоимиджирование, самореклама, самопрезентация и самопродвижение. Примерная анкета самодемонстрации личности преподавателя представлена в таблице 2.

Таблица 2. Самодемонстрация личности преподавателя

Виды деятельности

Самоимиджирование

Самореклама

Самопрезентация

Самопродвижение

Представление себя как личности и профессионала

 

+

+

+

Взаимодействие с профессиональным сообществом

 

+

+

 

Трудоустройство

+

+

+

+

Образовательная

деятельность

+

 

+

+

Применение информа­ционно-коммуникативных технологий

 

+

+

+

Представление профессиональных качеств

+

+

+

+

Из представленной таблицы видно, что современному преподавателю в своей профессиональной деятельности довольно часто приходится сталкиваться с самомаркетингом. Освоение элементовсамомаркетинга позволит преподавателю быть успешным, востребованным, а следовательно-конкурентоспособным.

Следующей категорией, входящей в теорию самомаркетинга является - самопродвижение. Самопродвижение – это представление доказательств своей компетентности с целью того, чтобы преподавателя оценили по достоинству и благодаря этому получить достаточное преимущество при выборе кандидатов или назначения на должность. В качестве самопродвижения преподаватель может использовать диплом, подтверждающий его квалификацию, сертификаты за участие в конкурсах и грамоты студентов. Современный преподаватель очень часто сталкивается с этими категориями самомаркетинга не только в своих основных видах педагогической деятельности, но и при трудоустройстве. Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующий вывод, что самомаркетинг является фактором в развитии конкурентоспособности преподавателя и способствуют его саморазвитию. Успешный результат самомаркетинга представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы самомаркетинга

Примечание:

1. Подход к самомаркетингу будет комплексным, т.е. саморазвитие преподавателя будет проходить с двух сторон: профессиональной – личностной;

2. Процесс этот будет постоянным, непрерывным и сознательным;

3. Процесс этот будет творческим, т.е. саморазвитие педагогом будет рассматриваться как «творение» собственной личности.

Таким образом, образовательная стратегия государства заключается в том, что  инновационная модель необходима для подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Она  направлена на оказание помощи преподавателю в становлении в качестве субъекта не только своего профессионального, но и личностного развития для самостоятельного решения профессионально-значимых, социальных, и личностных проблем. А в современных условиях одной из приоритетных задач повышения квалификации преподавателей становится развитие их личностных ресурсов за счет познания и наращивания ими своей уникальности. Так как техническим университетам нужны творческие личности, способные саморазвиваться, самореализовываться, успешно позиционировать себя на рынке труда. Преподавателю как личности необходимо для учебного процесса обучающихся ориентироваться на социально важные приоритеты. И  вследствие этого преподаватель обязан решать нестандартные задачи в условиях неопределенности.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovus.biz/media/uploads/resources/lnnovative-Russia-2020.pdf
2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. -М.: Академия, 2014. - 320 с.
3. Донина И.А. Проблема становления маркетинговой компетентности руководителя образовательного учреждения//Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. №64. С. 26-28.
4 .Донина И.А. Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессионально-личностная характеристика//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 164.
5. Донина ИА, Иванова ТД., Шерайзина Р.М. Профессиональная подготовка руководителя образовательной организации: маркетингово-компетентностный подход//Монография. Санкт-Петербург, 2013
6. Донина И.А. Аксиологический подход как методологическая основа становления маркетингово-профессиональной компетентности руководителей общеобразовательной организации//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 2. С. 155-158.
7. Семенова Л.М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда II Вестник южноуральского государственного университета, серия: экономика и менеджмент. 2017. №4.
8. Ильина И.Ю. Самомаркетинг как новая адаптационная стратегия преподавателя вуза//Экономика образования. 2016. №2(93).
9. Фрэнк Бейджер. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий бизнесмен. – М., 1998 Ю.А.Лях, И.А.Донина, Е.А.Медник, Е.А.Стырова, 2018

Расскажите о нас своим друзьям: