Социальная психология | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 316.473

Дата публикации 31.01.2020

Роль личностного фактора в продолжительности первого впечатления о другом человеке

Эргашев Пулат Собирович
доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии религии и педагогики, Международная исламская академия Узбекистана, Узбекистан, г.Ташкент, pulat-ergashev@rambler.ru

Аннотация: В статье представленны результаты научного исследования влияния личностных особенностей перципиента (субъекта межличностного восприятия) на продолжительность первого впечатления о другом человеке. Представленные данные доказывают, что личностные черты субъекта восприятия выступают важнейшим фактором продолжительности первого впечатления в межличностном познании. В частности, доказывается, что продолжительность первого впечатления о другом человеке при отсутствии дальнейшего контакта с ним, во многом, зависит от таких качеств субъекта восприятия как активность в установлении контактов, самоконтроль в процессе взаимодействия, эмпатичность и мягкосердечность, стремление к независимости и доминированию, спонтанность в эмоциональной сфере, склонность к риску, чувствительность и женственность.
Ключевые слова: социальная перцепция, первое впечатление, продолжительность впечатления, индивидуально-психологические качества, личностные черты

The role of the personal factor in the duration of the first impression about another person

Ergashev Pulat Sobirovich
Doctor of Psychology, Docent Associate Professor of the Department of psychology of religion and pedagogy, International Islamic Academy of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent

С середины прошлого века проблемы восприятия и понимания человека человеком представляют собой предмет комплексных исследований в мировой психологической науке. В российской психологической науке становление психологии межличностного познания как самостоятельного научного направления, в первую очередь, связано с исследованиями А.А.Бодалева, его учеников и соратников. Именно в группе, руководимой А.А.Бодалевым, впервые начали проводиться систематические исследования теоретических и прикладных проблем познания людьми друг друга [14, с.113].

В работах российских психологов рассматриваются структурные и физиологические основы первого впечатления [4], [5], [6], возрастные и индивидуальные [2], [7], [9], профессиональные [11], [16], социально-демографические [9], [12] особенности его формирования. Исследователями также определено значение лицевых характеристик объекта восприятия [13], его возрастных и статусно-ролевых качеств [18] ситуационного фактора в формировании первого впечатления [24], исследованы особенности образования впечатления в педагогическом взаимодействии [26], [27], проблемы сознательного управления формированием впечатления о себе [25].

При анализе как классических, так и новейших исследований в области психологии первого впечатления нельзя не заметить, что основное внимание исследователей концентрируется на проблеме формирования впечатления, а конкретнее, именно на его детерминантах различного уровня. Так, например, в экспериментальной работе С.В.Зорины и О.А.Камзиной было изучено влияние физической привлекательности и аномальности лицевых характеристик на социальные суждения о чертах личности другого человека. В частности, было доказано, что признак аномальности, например, глазной гипертелоризм (увеличение размеров между глазницами. – Э.П.) при низком уровне красоты выступает тем сигналом, который приводит к заниженной оценке надежности объекта восприятия, тогда как при высоком уровне красоты такого влияния аномальности не выявляется [13]. Безусловно, при восприятии незнакомого человека его лицо выступает главным источником той информации, которая в конечном итоге ложится в основу первого впечатления и первичных суждений о его личности. Вместе с тем, считаем, что, во-первых, в вопросе о роли красоты лица объекта восприятия, должна быть сделана некоторая корректировка с учетом субъективных критериев внешней красоты, и во-вторых, опять же, вопрос о длительности при различных комбинациях влияния фактора красота на первое впечатление остается без внимания.

Проблема первого впечатления имеет особое значение в свете вопросов имиджмейкерства, особенно, в структуре так называемых политтехнологий, от эффективности которых, в современном мире, во многом, зависит продвижение конкретной политической кандидатуры. Поэтому этот аспект также привлекает исследователей, внимание которых, в основном, направлено на изучение особенностей восприятия образа политика широкими массами электората. В частности, К.К.Бакулевой, Н.В.Андрияновой, М.В.Петровом, И.В. Головановой были изучены особенности проявления эффекта первого впечатления в политическом восприятии. В работе было выявлено, что негативные оценки привлекательности кандидатов позитивно влияют на дальнейший электоральный выбор. Доказывается, что в ситуации противоречия между первым впечатлением о внешности политического кандидата и новой информацией люди склонны не скрывать данные различия, а подчеркивать их [3]. Несомненно, работы такого характера заслуживают особого внимания, поскольку, в них первое впечатление рассматривается не только как определенное социально-когнитивное явление, а наряду с этим, ставится вопрос о проявлении первого впечатления в принятии решений, другими словами, о его влиянии на конкретные стороны поведения человека. Однако, опять же без обсуждения вопроса о продолжительности первого впечатления, на наш взгляд, возникает ряд вопросов, в частности, о том, как будет проявляться первое впечатление о кандидате у избирателей, которые знакомились с его кандидатурой в разное время относительно того момента, когда непосредственно осуществляется голосование. Одним словом, изучение не только особенностей формирования и его влияния на политическое поведение человека, но также выявления роли хронометражного фактора могло бы существенно дополнить картину внутренней связи первого впечатления и внешнего поведения человека относительно объекта восприятия.

В исследованиях зарубежных психологов также внимание больше обращено на изучение факторов, формирующих первое впечатление. Так, исследователями изучено насколько слова благодарности при завершении электронных сообщений способны формировать приятное первое впечатление об отправителе [34], доказывается негативное влияние невротизма субъекта восприятия при формировании первого впечатления о людях с аутистическим расстройством [33], а также положительное значение знаний перципиента об этом расстройстве для их позитивного первого впечатления об этих людях [36], указывается на значимую роль разборчивости речи объекта восприятия в первом впечатлении о нем [32]. Вместе с тем, заслуживает внимания то, что в работах зарубежных исследователей не редко проблема первого впечатления изучается в контексте его влияние на последующее поведение субъекта восприятия относительно объекта [35] и возможности изменения ранее сложившегося впечатления [37]. Но несмотря на то, что в последнем случае все же поднимается вопрос о продолжительности первого впечатления, здесь по большей части речь идет об изменении первого впечатления после дальнейшего контакта с объектом и получения о нем дополнительной информации.

В целом, научно-теоретический анализ как классических, так и новых исследований в данной области, однозначно показывает преобладание исследований по изучению особенностей формирования первого впечатления. Вместе с тем, ключевым вопросом в проблеме первого впечатления о другом человеке всегда является вопрос о его точности и адекватности. Однако упускается из вида то, что проблема адекватности первого впечатления актуальна только в случае продолжительности первого впечатления. Когда впечатление не отличается продолжительностью, не влияет на состояние и поведение субъекта в более или менее длительный период времени, а наоборот, быстро стирается, вопрос адекватности первого впечатления теряет всякий смысл.

Таким образом, анализ исследований в области психологии первого впечатления показал, что внимание исследователей больше сконцентрировано на проблеме формирования впечатления, тогда как продолжительность сложившегося впечатления не рассматривается в качестве предмета отдельного исследования. В этой связи достаточно примечательным является утверждение Г.М.Адреевой о том, что «…анализ межличностного восприятия как процесса заканчивается анализом порождения, формирования перцептивного образа, дальнейшая «судьба» которого не является предметом специального исследования» [1, с.46], хотя, как отмечал А.Н.Леонтьев «…никакое чувственное знание не является застывшим отпечатком» [17, с.71].

Для изучения особенностей продолжительности первого впечатления и роли в нем личностных качеств субъекта восприятия нами был организован и проведен специальный эксперимент. В технологии экспериментального исследования продолжительности первого впечатления о другом человеке мы не отклонялись от традиционных схем изучения социально-перцептивных процессов, сложившихся в науке. Общая технология исследования продолжительности первого впечатления при отсутствии дальнейшего контакта ранее незнакомых людей состоял из следующего алгоритма эмпирических действий: 1)испытуемым сообщается, что к ним на короткое время зайдет незнакомый человек, за которым нужно наблюдать; 2)организуется экспериментальная ситуация актуального первого впечатления, в которой испытуемые наблюдают за незнакомым человеком; 3)испытуемым предлагается описать свое впечатление о незнакомом лице в свободном словесном портрете и отметить выраженность его некоторых индивидуальных качеств с помощью шкалы списка личностных черт; 4)через две недели проводиться повторное описание и оценка свойств незнакомого человека, но теперь испытуемые выражают свое впечатление по памяти.

Экспериментальные ситуации были организованы по схеме «молчание – чтение», где объекты восприятия молча заходили в группу, коротко и официально приветствовали испытуемых, зачитывали в свойственной себе манере общедоступный текст объемом в полстраницы (вырезки из газетных и журнальных статей). По схеме, обоснованной в специальных исследованиях [9], [15] в каждой ситуации объектом восприятия выступала одна пара участников (по одному человеку мужского и женского пола).

Процесс непосредственного восприятия человека продолжался около 3 минут, что соответствует временным рамкам экспериментальной ситуации первого впечатления и действительному временному интервалу явления актуального первого впечатления о другом человеке [9].

На основе словесных портретов было были составлены импрессиограммы – групповые структуры восприятия незнакомого человека, получаемых с помощью контент-анализа свободных словесных портретов группы субъектов, объединенных по некоторому параметру. По результатам контент-анализа по далее вычислялась статистическая разность объема первого и «второго» впечатления; списки личностных черт обрабатывались с помощью методов факторного и корреляционного анализа.

Психодиагностика личности испытуемых проводилась с помощью «16 факторного личностного опросника Р.Б.Кэттела» (форма А). Результаты психодиагностического обследования личности были обработаны согласно инструкции методики, с переводом «сырых» баллов в стэны.

Испытуемыми выступали всего 43 студента 3-курса филологического направления педагогического вуза, обоих полов, в возрасте 20-21 лет.

По результатам контент-анализа словесных портретов смысловые суждения о незнакомом человеке были объединены в три группы по традиционной схеме, которая широко практикуется в исследованиях проблем социальной перцепции [4]: 1) внешний облик и поведение; 2) внутренний мир; 3) эмоциональное отношение к объекту восприятия.

На основе результатов психодиагностики личности испытуемые были объединены в условные группы. Группирование осуществлялось с учетом высоких показателей (8-10 стэнов) испытуемых по шестнадцати факторам личностного опросника 16 PF (Р.Б.Кэттелл). Для более надежного анализа были отобраны результаты таких условных групп, которые состоят из более десяти испытуемых. Такая лимитация удачно апробирована А.А.Бодалевым в исследованиях с повторными измерениями [5, с.144-145].

В таблице 1 представлены показатели статистической разности полноты первого и «второго» (Г.В.Дьяконов) впечатления испытуемых условных групп по трем категориям элементов восприятия. При этом мера статистической разности объема (полноты) первого и «второго» впечатления рассматривается как своеобразный показатель продолжительности первого впечатления о другом человеке, где значимая разница свидетельствует о меньшей продолжительности незначительное различия – о большей продолжительности впечатления.

Таблица 1. Показатели статистической разности объема первого и «второго» впечатления испытуемых условных групп по разным элементам отражения (по t-критерию Стьюдента)

 

Элементы отражения

Статистические показатели

Условные группы испытуемых

(по факторам личностного опросника 16 PF)

A

(n=15)

E

(n=16)

F

(n=14)

H

(n=15)

I

(n=17)

L

(n=16)

Внешний облик

и поведение

t

2,22

2,44

2,09

2,05

2,77

2,16

р

р≤0,05

р≤0,05

-

-

р≤0,05

р≤0,05

Внутренний

мир

t

1,34

2,17

1,98

2,26

2,07

1,83

р

-

-

-

р≤0,05

-

-

Эмоциональное отношение

t

2,16

2,32

2,17

3,25

1,87

2,09

р

р≤0,05

р≤0,05

р≤0,05

р≤0,01

-

-

Первое, что заслуживает внимание в представленных данных – это сравнительно лучшее сохранение объема первого впечатления о внутреннем мире объекта восприятия, более низкие показатели «второго» впечатления в области описания внешнего облика и эмоционального отношения к объекту при отсутствии каких-либо установок относительно отражения его отдельных качеств. Последнее говорит о том, что в представлениях о незнакомом человеке, с которым после его кратковременного восприятия отсутствовал какой-либо контакт, среди взрослых субъектов восприятия наблюдается преобладание описаний внутренних качеств объекта. Такая ситуация вполне правомерна учитывая, что представление в отличие от восприятия обладает меньшей яркостью и полнотой [8, с.64], отличается более обобщенным отражением явлений и предметов [23, с.186], вместе с тем, для более обобщенных и «бледных» рассуждений, несомненно, больше возможностей при описании качеств внутреннего мира объекта восприятия.

Однако в соответствии с исследовательскими задачами наше внимание привлекает другая особенность продолжительности первого впечатления: уменьшение и увеличение полноты первого впечатления о всех элементах отражения происходит в разных условных группах в разной степени. Так, первое впечатление относительно внешнего облика сохраняет свой объем в большей степени у людей, которых отличает беззаботность, легкость восприятия жизни, экспансивность, высокая значимость эмоциональных контактов (фактор F) [10, с.92], решительность и невосприимчивость к угрозе, свободное вступление в социальные контакты, тяга к риску, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, расторможенность (фактор H) [19, с.43], другими словами, сильная эмоциональная окрашенность, динамичность, даже некоторая навязчивость общения.

Исследования в области когнитивных стилей показывают, что люди, легко включающиеся эмоционально в общение, затрудняющиеся сдерживать импульсивную активность, при переработке информации о своем окружении, как правило, отличаются преобладанием так называемого фокусирующего контроля [28, с.76-77]. Как правило, при преобладании такого контроля человек акцентирует внимание на явных, бросающихся в глаза элементах и игнорирует большую часть объективных деталей. В нашем случае, явно бросающимися в глаза являются элементы внешнего облика, к которым испытуемые условных групп «F» и «H» по причине слабого контроля своей активности, успевают обратить больше внимания, что в будущем, вероятно, приводит к более полному сохранению объема первого впечатления. Кроме того, исследования показывают: людей с импульсивным типом поведения, как правило, отличает доминирование полезависимого стиля [28, с.56], больше присущего перцептивным и образным уровням обработки информации [29, с.255]. Возможно, этим объясняется то, что испытуемые упомянутых групп полнее хранят первое впечатление именно о внешних признаках объекта восприятия.

По данным, представленным в таблице 1, полнота первого впечатления относительно качеств внутреннего мира объекта восприятия в меньшей мере сохраняется в описаниях испытуемых группы «Н». Полагаем, что небрежное отношение к деталям, спонтанность в эмоциональной сфере, склонность к риску, расторможенность, характерное для людей с высокими показателями по этому фактору [10, с.93], способствует быстрому реагированию в ситуации множественного выбора, выдвижению гипотез о личности людей без анализа всех возможных альтернатив. Поскольку первое впечатление в этом случае есть результат относительно не глубокого анализа, вероятно, что такому впечатлению трудно сохранить свой первоначальный объем.

В условных группах «I» и «L» эмоциональное отношение к объекту восприятия сохраняет свою полноту во «втором» впечатлении больше чем в других группах. По-видимому, способность к сочувствию и сопереживанию, склонность к романтизму и женственность одних (фактор I) [19, с.43-44], раздражительность, настороженность, тревожность и беспокойство других (фактор L) [30, с.463], словом, некоторая «обнаженность» эмоциональной сферы, способствует более продолжительному хранению объема первого впечатления в области отношения к объекту. Как подметил Т.Шибутани, когда отсутствует эмпатия, даже человеческие существа рассматриваются наподобие физических объектов [31, с.273]. Последнее, по всей видимости, также играет весомую роль в более или менее лучшем хранении первого впечатления по части эмоционального отношения к объекту восприятия.

Если женщины, как доказывают исследования, лучше, чем мужчины сохраняют воспоминание об особенностях отношений с другими людьми [15, с.249-250], уместно предположить, что личностные качества, связанные с женственностью, чувствительностью и эмоциональной «хрупкостью» могут детерминировать более полное сохранение полноты первого впечатления, особенно, в области эмоционального отношения к человеку. Значительная потеря объема первого впечатления в группе «H», представители которой, по интерпретации Р.Б.Кэттелла, отличаются некоторой «толстокожестью» перед эмоциональностью других [10, с.93], также подтверждает правомерность выдвинутых предположений.

Для более глубокого количественного и качественного анализа в нашем эксперименте испытуемые кроме составления словесного портрета объекта, оценивали его по 20 униполярным четырехбалльным (0,1,2,3) шкалам списка личностных черт (по методике А.М.Эткинда «Список личностных черт»). Как известно, при работе с этими списками, прежде всего, возникает необходимость в преобразовании исходного набора признаков в более компактную и содержательную форму. Подобные задачи эффективно решаются с помощью факторного анализа, который позволяет выделить для некоторого большого числа признаков сравнительно узкий набор «свойств», объединяющих более тесно связанные признаки и называемых факторами [20, с.280]. Как отмечает В.Ф.Петренко, через группировку шкал в факторы можно перейти от описания объектов с помощью признаков, задающихся шкалами к более емкому описанию с помощью меньшего набора категорий [21, с.78]. Кроме того, допускается возможность использовать полученные результаты группировки шкал в факторы в других исследованиях, где будет применяться методика, для которой проводилась факторизация [22, с.80].

По результатам факторного анализа были выявлены четыре значимых фактора, объясняющих соответственно 26,4%, 15,8%, 10% и 6,6% вклада в общую дисперсию: 1) «Деловитость»; 2) «Открытость»; 3) «Активность»;         4) «Агрессивность». Определение названия, последующая интерпретация фактора осуществлялись на основе смыслового инварианта, содержащегося в группе шкал, составляющих соответствующий фактор.

После факторизации появляется возможность изучить содержание первого и «второго» впечатления о разных группах личностных черт объекта восприятия. В таблице 2 представлены коэффициенты ранговой корреляции М.Кендалла (τ), а также уровень их значимости относительно связи между показателями первого и «второго» впечатления. В отдельных столбцах также указаны коэффициенты вероятности совпадения «второго» впечатления с первым – Р=(1+τ)/2, вычисляемые по значению показателей корреляционной связи [20, с.129].

Поскольку значимость факторов убывает с ростом номеров, считается, что исследователь в праве остановиться после выделения первых главных факторов и продолжить дальнейшую работу только с этими факторами [22, с.40]. Поэтому мы решили не привлекать к демонстрации показатели фактора «агрессивность» (Ф4), который характеризуется наименьшим вкладом.    

По данным, представленным в таблице 2, видно, что корреляционная связь между первым и «вторым» впечатлением по фактору «открытость» (Ф2) является значимым в отношении условной группы «I», члены которой, по Р.Б.Кэттелу, обладают повышенной чувствительностью, художественным восприятием мира, артистичностью натуры [19, с.43-44]. Как показывают результаты исследования В.И.Киреенко, такие особенности помогают быстро запечатлеть и относительно дольше сохранять образ человека, ставшего объектом восприятия [5, с.124-125].

По А.А.Бодалеву, индивид своим прошлым как субъект познания всегда лучше подготовлен к анализу и оценке отдельных сторон и качеств конкретной личности, в первую очередь, тех качеств, которые представляют более высокую субъективную значимость для него [5, с.218-220]. Вполне вероятно, что для субъекта восприятия, который не любит «грубых» людей [30, с.463], склонен к проявлению сочувствия и сопереживания [19, с.43-44], требователен к вниманию и помощи [10, с.93], открытость объекта имеет высокую субъективную значимость. Мы полагаем, что именно более высокая субъективная значимость таких черт как: искренность, доброжелательность, жизнерадостность, приветливость в итоге усиливает корреляционную связь между первым и «вторым» впечатлением в условной группе «I» в отличие от других групп испытуемых.

Таблица 2. Меры корреляционной связи первого и «второго» впечатления субъектов условных групп по разным факторам описания объекта восприятия (по коэффициенту ранговой корреляции τ Кендалла)

Условные группы испытуемых

Факторы описания объекта

Ф1

Ф2

Ф3

Показатели соотношения впечатлений

τ

P

τ

P

τ

P

A

(n=15)

0,624**

0,81

0,382*

0,69

0,506 **

0,75

E

(n=16)

0,415нз

0,70

0,049нз

0,52

0,436 *

0,72

F

(n=14)

0,560*

0,78

0,239нз

0,61

0,384 нз

0,69

H

(n=15)

0,688**

0,84

0,275нз

0,63

0,574 *

0,78

I

(n=17)

0,581**

0,79

0,460*

0,73

0,452 *

0,71

L

(n=16)

0,532*

0,76

0,124нз

0,56

0,528 *

0,76

Примечание:* – уровень статистической значимости р≤0,05

** – уровень статистической значимости р≤0,01

 нз – уровень статистической значимости р>0,05

 

Именно субъективной значимостью, на наш взгляд, можно объяснить также значимые показатели продолжительности первого впечатления по фактору «открытость» в условной группе «А», членам которой в большей мере характерна открытость, общительность, активность в установлении контактов и т.п. [19, с.41].  

Необходимо подчеркнуть, что по показателям корреляционной связи между первым и «вторым» впечатлением по фактору «открытость» кроме групп «I» и «А» значительная связь не отмечается ни в одной другой группе. Видимо, для того, чтобы сформировалось более или менее продолжительное впечатление об открытости, искренности, доброжелательности незнакомого человека, в такой ситуации, когда он не вступает в активное межличностное взаимодействие, субъект восприятия должен обладать такими качествами, как мягкость, женственность, романтическая любовь к новым впечатлениям образное восприятие мира, богатое воображение (фактор I), внимательность, добродушность, склонность к переживанию ярких эмоций, живой отклик на любые события (фактор А), которыми отличаются представители этих групп от испытуемых остальных групп.

В результатах представителей группы «Е» можно заметить значимую корреляцию только по третьему фактору («активность») описания объекта восприятия. Как известно, данный фактор представлен такими чертами как импульсивность, настойчивость, энергичность, властность. Известно также, что представителей группы «Е» отличает предпочтение авторитарного стиля руководства, властность, упрямство [19, с.42], стремление к независимости, активность и энергичность [30, с.462]. Вероятно, здесь также проявляется более высокая субъективная значимость для субъекта восприятия одной группы личностных черт объекта.

На примере показателей высоких корреляционных связей по третьему фактору следует отметить, что механизм субъективной значимости, видимо, в отношении некоторых свойств объекта может обнаруживать себя не только в случае, когда субъект обладает такими качествами, но и тогда, когда он такими чертами не отличается. Так, члены одних групп (А, Н) запоминают уровень активности незнакомого человека, так как сами обладают большим запасом этого качества. Представители других групп (I, L) обращают больше внимания, дольше хранят впечатление об этом качестве, в силу того, что сами испытывают недостаток в нем. Последнее можно заметить также в отношении испытуемых группы «F»: первое впечатление не сохранило свое прежнее содержание в значительной мере по Ф2 и Ф3, но имеет значимую корреляцию со «вторым» впечатлением по Ф1. Как известно, среди членов этой группы отмечаются такие качества личности (беспечность, веселость, экспансивность, беззаботность), которые представляют антипод личности со шкалами первого фактора (собранность, рассудительность, сдержанность).

Наконец, по таблице 2 можно отметить, что первое впечатление о деловитости (Ф1) и активности (Ф3) объекта восприятия имеет высокую продолжительность почти во всех группах испытуемых. Мы считаем, что при непродолжительном восприятии незнакомого человека в ситуации, когда тот выполняет какое-либо действие и не вступает в активное взаимодействие, легче подметить в нем степень собранности, деловитости, сдержанности (Ф1), импульсивности, настойчивости, энергичности (Ф3), нежели уровень таких качеств, как искренность, доброжелательность, проницательность, а также чувствительность (Ф2). Последнее, безусловно, напоминает о том, что при обособлении в сторону личностных качеств субъекта восприятия как фактора продолжительности первого впечатления не следует игнорировать роль особенностей ситуации и объекта восприятия в этом явлении.              

Подводя итоги нашего эксперимента и анализа его результатов, нам представляется возможным сделать следующие выводы:

1.Продолжительность первого впечатления о другом человеке при отсутствии дальнейшего контакта с ним во многом зависит от таких качеств субъекта восприятия как активность в установлении контактов, самоконтроль в процессе взаимодействия, эмпатичность и мягкосердечность, стремление к независимости и доминированию, спонтанность в эмоциональной сфере, склонность к риску, чувствительность и женственность.

2. При высокой степени социальной смелости субъекта восприятия, его слабоконтролируемой активности в межличностных отношениях, первое впечатление о другом человеке интенсивнее теряет свой прежний объем в описании качеств внутреннего мира объекта и отношения к нему, но лучше сохраняет свою полноту по части мнения о внешнем облике и поведении.

3.Чувствительность, женственность, способность к эмпатии, кроме того тревожность, склонность к предубеждениям, чрезмерная осторожность во взаимоотношениях способствует продолжительности первого впечатления в сфере эмоционального отношения к объекту восприятия.

4.Первое впечатление о таких личностных характеристиках объекта восприятия, которые представляют более высокую субъективную значимость для субъекта, отличается большей продолжительностью, нежели впечатление о менее значимых качествах объекта.

5.Субъективная значимость личностных черт может проявляться, не только когда субъект восприятия обладает или считает себя обладающим соответствующей чертой личности и высоко ее ценит, но и когда он такой чертой не обладает, однако, вероятно, наделяет ею образы своих идеалов.         


Список литературы

1.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Изд. втор., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
2.Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников// Вопросы психологии. – Москва,1990. – №2. – С.57-62.
3.Бакулева К.К., Андриянова Н.В., Петров М.В., Голованова И.В. Особенности проявления эффекта первого впечатления в политическом восприятии// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. -2017. - №4. – С.27-36.
4.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
5.Бодалев А.А. Личность и общение: Изб. труды. - М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
6.Бодалев А.А. Об исследованиях формирования первого впечатления о человеке в зарубежной психологии// Экспериментальная и прикладная психология/ Учен. записки Ленингр. ун-та, вып.4. – Л., 1971. – С. 57-66.
7.Гоготова Е.В. Особенности первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. … к. психол. наук. – М.: МГОПУ,2002. – 18 с.
8.Гоноболин Ф.Н. Психология: Учеб. пособ. Под ред. Н.Ф.Добрынина. М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
9.Дьяконов Г.В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф. … к. психол. наук. – М.: АПН СССР, НИИ общ. и пед. психол. 1979. – 19 с.
10.Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности/ Под. ред. В.Н.Панферова. – Псков: Изд-во Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. – 280 с.
11.Елисеева Н.И., Зуева Н.А. Особенности восприятия фотопортретов незнакомых взрослых студентами психологами и непсихологами 1 и 4 курсов// Психология общения 2000: проблемы и перспективы: Тез. докл. междунар. конф. 25-27 окт., 2000. – М., 2000. – С.105-107.
12.Еремеев Б.А. Об одном методе изучения социальной перцепции (по материалам первого впечатления) // Методы социально-психологических исследований: Сб. науч. тр.– М.:Наука, 1975. – С.149-155.
13.Зорина С. В., Камзина О. А. Формирование впечатления о человеке как результат целостной и поэлементной обработки лицевых сигналов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. -№ 3. – С. 117–124.
14.Ковалев Г.А. Психология познания людьми друг друга// Вопросы психологии. – Москва,1983. – №1. – С.112-118.
15.Когнитивная психология памяти. – 2-е международное издание/ Под ред. У.Нейсера, А.Хаймен. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2005. – 640 с.
16.Кукосян О.Г. Профессия и познание людей/ Науч. ред. А.А.Бодалев. – Ростов н/ Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1981. – 158 с.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
18.Микляева А.В. Возрастная категоризация в процессе формирования первого впечатления студентов о преподавателе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2010. - №136. – C.14-21.
19.Мургулец Л.В. Социально-психологическая диагностика личности: Учеб. пособие / ЛГУ. – Л.: ЛГУ, 1988. – 46 с.
20.Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
21.Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 400 с.
22.Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, И.Д.Пехлецкий и др.; отв. ред. А.А.Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. – 248 с.
23.Психология. Учебное пособие для пед. институтов /Под. ред. А.Г.Ковалева и др. М.: Просвещение, 1966. – 451 с.
24.Сидоренков А.В., Вишневкина М.Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым//Вопросы психологии. – Москва,2001. –№2. – С.37-47.
25.Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Дисс. … канд. психол. наук. – М.:МГУ,1999. – 123 с.
26.Трухманова Е.Н., Ковалева С.А. Факторы формирования первого впечатления о преподавателе у студентов вуза // Психология, социология и педагогика. -2017. -№3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7918 (дата обращения: 07.02.2019).
27.Урклин И.А. Первое впечатление студента о преподавателе – важнейшая сторона их взаимодействия в учебной деятельности // Экспериментальная и прикладная психология. Учен. записки Ленингр. ун-та, вып. 4. – Л.,1971. – С. 71-77.
28.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
29.Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
30.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
31.Шибутани Т. Социальная психология. Сокр. пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Г.В.Осипова. М., «Прогресс», 1969. – 535 с.
32.Freeman V. Speech Intelligibility and Personality Peer-Ratings of Young Adults with Cochlear Implants//Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2018. - №1 (v 23). – pp.41-49.
33.Grossman R.B., Mertens J., Zane E. Perceptions of Self and Other: Social Judgments and Gaze Patterns to Videos of Adolescents with and without Autism Spectrum Disorder//Autism: The International Journal of Research and Practice. – 2019. - №4 (v 23). – pp. 846-857.
34.Marlow Sh.L., Lacerenza Ch.N., Iwig Ch. The Influence of Textual Cues on First Impressions of an Email Sender//Business and Professional Communication Quarterly. – 2018. - №2 (v 81). – pp.149-166.
35.Samudra, Preeti G.; Min, Inah; Cortina, Kai S.; Miller, Kevin F. No Second Chance to Make a First Impression: The "Thin-Slice" Effect on Instructor Ratings and Learning Outcomes in Higher Education//Journal of Educational Measurement. – 2016. - №3 (v 53). – pp. 313-331.
36.Sasson, Noah J.; Morrison, Kerrianne E. First Impressions of Adults with Autism Improve with Diagnostic Disclosure and Increased Autism Knowledge of Peers//Autism: The International Journal of Research and Practice. – 2019. - №1 (v 23). – pp 50-59.
37.Wood T.J., Pugh D., Touchie C., Chan J., Humphrey-Murto S. Can Physician Examiners Overcome Their First Impression When Examinee Performance Changes?//Advances in Health Sciences Education. – 2018. - №4 (v 23). – pp 721-732.

Расскажите о нас своим друзьям: