Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 355.232.6

Дата публикации 28.04.2018

Реализация педагогического условия "актуализация ценностно-смысловой значимости будущей профессиональной деятельности" в системе формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов

Сафонов Игорь Анатольевич
преподаватель 11 кафедры самолетовождения, филиала Военного учебно-научного центра Военно - воздушных сил «Военно-воздушной академии», в г. Челябинске, Российская Федерация.

Аннотация: В статье исследуется влияние педагогического условия по актуализации ценностно-смысловой значимости будущей профессиональной деятельности курсантов на процесс формирования проектно-технологической культуры. Приведены примеры проводимых мероприятий с курсантами по воспитательной работе. Показаны результаты экспериментальной работы, на основании которых автором сделаны выводы о положительном влиянии данного педагогического условия на уровень сформированности проектно-технологической культуры курсантов военных вузов.
Ключевые слова: курсант, военный вуз, ценностно-смысловое значение, проектно-технологическая культура, проектно-технологическая деятельность

Implementation of the pedagogical condition "actualization of the valuable significance of the future professional activity" in the system for forming the project-technological culture of military university courses

Safonov Igor Anatolievich
lecturer of the 11th Aircraft Training Department, a branch of the Military Training and Research Center of the Air Force of the "Air Force Academy" in Chelyabinsk, Russian Federation.

Abstract: The article examines the influence of the pedagogical condition on the actualization of the value and semantic significance of the future professional activity of cadets on the process of forming a design and technological culture. Examples of ongoing activities with cadets on educational work are given. The results of experimental work are shown, on the basis of which the author made conclusions about the positive impact of this pedagogical condition on the level of formation of the design and technological culture of military cadets.
Keywords: курсант, военный вуз, ценностно-смысловое значение, проектно-технологическая культура, проектно-технологическая деятельность

Успешность проектно-технологической деятельности военнослужащего в большей степени зависит от понимания курсантом ценностно-смысловой значимости профессии военного, поскольку смысл любой деятельности заключается в потребностях курсантов и выражается в его мотивах. Педагогическое воздействие и определение ценностных ориентиров воспитательного процесса для осмысления ценностно-смыслового значимости будущей профессии курсантами должно быть основано на содержании образовательного процесса, обращенного как в будущее, так и в прошлое.

Организация воспитательной работы по развитию ценностно-смысловой значимости к будущей профессиональной деятельности, позволяет пополнить мировоззрение курсантов следующими ценностными мотивами: верность воинскому долгу, самоутверждение среди сослуживцев (курсантов) через творческую проектную деятельность, освоение сложной военной техники, войсковое товарищество.  Достижение некоторых мотивов требует от курсантов обладания  проектно-технологической культурой.[1,2,3,5,6]

Реализация данного педагогического условия проходила в условиях филиала Военного учебно-научного центра "Военно-воздушной академии" в г. Челябинске. При реализации с курсантами были проведены учебные и внеучебные мероприятия. Нами были определены следующие направления воспитательной работы: аналитическое (военно-исторические конференции, беседы, конкурсы, викторины), информационное (использование потенциала отечественной военной истории, экскурсии в музей, изучение идей прошлого и соотношение с настоящим), соблюдение воинских ритуалов и церемоний (участие в параде Победы, участие в построении при принятии воинской присяги, а так же при выпуске курсантов).

Например, в  процессе изучения дисциплины "Военная история" с курсантами проводились дискуссии, посвященные теме воинских ценностей, а так же их роли в обществе и жизни военнослужащего. Приведем примеры нескольких вопросов рассматриваемых на семинарах (рисунок 1). 

Рисунок 1. Вопросы семинаров, посвященных воинским ценностям

При изучение других учебных дисциплин так же было обращено внимание на воинские ценности и идеалы, на лекционных и практических занятиях приводились примеры из жизни знаменитых штурманов авиации, анализировалось военно-профессиональное поведение.

Во внеучебной воспитательной деятельности нами были проведены мероприятия по посещению ветеранов войн и участников боевых действий курсантами участвовавшими в параде победы; создание фотовыставки "Лучшие выпускники ЧВВАКУШ" с последующим обсуждением.

Большой интерес у курсантов вызвали мероприятия по просмотру патриотических фильмов , посвященных военной авиации ("В восемнадцать мальчишеских лет", "Пилоты", "Повесть о настоящем человеке"), с последующим обсуждением основных идей. В следствии чего у курсантов выясняются профессиональные ориентиры, приходит понимание значимости их профессиональной деятельности для благополучия страны. Курсанты видят со стороны свою будущую деятельность, и понимают важность правильной организации профессиональной деятельности.

Организация викторин обеспечивает повышение интереса к будущей профессиональной деятельности. Например, нами была проведена викторина "Моя будущая профессия - штурман!". Приведем несколько вопросов из нее (приведены на рисунке 2).

Рисунок 2. Вопросы из викторины "Моя будущая профессия - штурман!"

При проведении экспериментальной работы по реализации модели формирования проектно-технологической культуры и рассматриваемого педагогического условия, мы пришли к выводу, что актуализируя ценностно-смысловую значимость профессиональной деятельности курсантов военных вузов уровень проектно-технологической культуры повышается. Так, число курсантов с низким и достаточным уровнем проектно-технологической культуры уменьшился на 58,6% и 6,9% соответственно, а с высоким уровнем выросло на 65,5%. Диаграмма изменения уровней сформированности проектно-технологической культуры курсантов с применением данного условия показана на рисунке 3.

Рисунок 3. Изменение уровней сформированности проектно-технологической культуры курсантов с применением педагогического условия по актуализации ценностно-смысловой значимости будущей профессиональной деятельности

Таким образом, реализация педагогического условия повышает ценностно-смысловое отношение будущей профессиональной деятельности курсантов, что побуждает их к проектно-технологической деятельности. Это повышает эффективность разработанной нами педагогической модели формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов, однако для наилучшего функционирования модели необходима реализация всех выделенных нами педагогических условий.[4]


Список литературы

1. Коковина Любовь Николаевна Ценностно-смысловые ориентации личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti
2. Котенёва Екатерина Борисовна Психологические аспекты изучения ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности у социальных работников: к постановке проблемы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-izucheniya-tsennostno-smyslovyh-otnosheniy-k-professionalnoy-deyatelnosti-u-sotsialnyh-rabotnikov-k
3. Лымарев В.Н. Педагогические условия эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18146 (дата обращения: 08.12.2017).
4. Сафонов, И.А. Педагогические условия эффективности системы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов. [Текст]/ И.А. Сафонов//«Вестник современных исследований» Выпуск № 3-2 (18), 2018. - С. 70-75
5. Сафонов, И.А. Актуализация ценностно-смысловой значимости будущей профессиональной деятельности при формировании проектно-технологической культуры [Текст]/ И.А. Сафонов // Сборник статей XII международной научно-практической конференции, часть I, Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2017. - С. 224-225
6. Уварина, Н.В. Социальный аспект проблемы классификаций психолого-педагогических концепций развития творческой личности [Текст]/Н.В. Уварина // "Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего" Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. Москва 2017. - С. 313-319

Расскажите о нас своим друзьям: