Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 378.14

Дата публикации 17.02.2020

Реализация дисциплины «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе» в сетевом взаимодействии педуниверситета и школы

Иванова Наталья Валентиновна
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, ivanova30nv@yandex.ru
Воробьева Наталья Александровна
заместитель директора, МАОУ №186 «Авторская академическая школа», РФ, г. Нижний Новгород, n.vorobyova@bk.ru
Апполонова Елена Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ «Школа 169», РФ, г. Нижний Новгород, schooln169@inbox.ru

Аннотация: В статье раскрыты основные содержательно-организационные аспекты сетевого взаимодействия Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и школ в рамках реализация дисциплины «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе» со студентами – будущими учителями начальных классов. Проанализирован образовательный потенциал сетевого взаимодействия в рамках дисциплины «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе», выявлены его положительные эффекты для участников взаимодействия. Особое внимание уделено нивелированию антимотивации учебной деятельности студентов в процессе сетевого взаимодействия педуниверситета и школы.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, готовность к обучению в основной школе, младший школьник, антимотивации учебной деятельности

Implementation of the discipline "Problems of readiness of primary school children to study in main school" in the network interaction of the pedagogical University and the school

Ivanova Natalia Valentinovna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Vorobieva Natalia Alexandrovna
Deputy Director, MAOU No. 186 " Author's academic school», Nizhny Novgorod, Russia
Appolonova Elena Viktorovna
primary school teacher, MBOU «School 169», Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article reveals the main content and organizational aspects of network interaction between the Nizhny Novgorod state pedagogical University named after K. Minin and schools within the framework of the discipline "Problems of readiness of primary school children to study in main school" with students-future primary school teachers. The article analyzes the educational potential of network interaction in the framework of the discipline "Problems of readiness of primary school children to study in main school", and reveals its positive effects for participants of interaction. Special attention is paid to leveling the anti-motivation of students' educational activities in the process of network interaction between the pedagogical University and the school.
Keywords: network interaction, readiness to study at the main school, primary school children, antimotivation of educational activities


На современном этапе развития отечественного образования потребность в сетевом взаимодействии, системном сотрудничестве вузов и школ актуальна и обоюдна, поскольку данное взаимодействие обеспечивает существенное расширение собственных образовательных возможностей для каждого из учреждений. Для школ сетевое взаимодействие с вузом позволяет на более качественном уровне решать проблемы профессиональной ориентации, формирования профильных знаний и компетенций старшеклассников  (А.А. Зобнина [1]; А.А. Елисеева [2]). Для вузов – это не просто возможность привлечения потенциальных абитуриентов, но и своевременное развитие у них необходимых личностных, метапредметных компетенций, что в дальнейшем повлияет на подготовку более востребованного выпускника (В.В. Дёмин, Е.А.  Суханова [3]; Е.А. Суханова, А.А. Зобнина [4]). Кроме того сетевое взаимодействие вузов со школами способствует успешному формированию у студентов «мягких навыков» (soft skills), позволяющих быть успешными независимо от специфики деятельности и профессионального направления (А.С. Патлина, Е.Д. Попова [5]).

Особое значение сетевое взаимодействие со школами имеет для педагогических университетов, поскольку для будущих педагогов принципиально важна возможность овладевать профессиональными компетенциями в условиях погружения в реальную педагогическую деятельность (Е.М. Любимова, И.А.  Борисов [6]; И.А. Щуринова, В.П. Тарантей [7]). Анализ публикаций позволяет констатировать, что в настоящий момент сетевое взаимодействие педагогических университетов со школами преимущественно раскрыто в аспектах организации педагогической практики студентов, трудоустройства выпускников, информатизации образования [6, 7, 8, 9,10]. Остаются крайне мало и фрагментарно освещенными вопросы реализации сетевого взаимодействия педвуза со школой в контексте изучения студентами конкретных дисциплин и оценки образовательных эффектов подобного взаимодействия, что делает материалы нашей статьи актуальными.

Цель статьи – представить основные содержательно-организационные аспекты сетевого взаимодействия педагогического университета со школами в рамках реализация дисциплины «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе», раскрыть его образовательный потенциал.

В понимании сетевого взаимодействия в образовании мы основываемся на определении А.А. Симоновой и М.Ю. Дворниковой [11]. По мнению авторов,  «сетевым взаимодействием можно назвать взаимодействие, в котором образовательные учреждения осуществляют совместную деятельность, создают и реализуют совместные проекты, т. е. при котором между ними происходит не чисто информационный, но деятельностный контакт» [11, с. 38]. При этом, «сеть» трактуется современными авторами как «структура для обеспечения процесса, с помощь которой две или более организаций сотрудничают для достижения общих целей» [8, с. 36]. К преимуществам сетевого взаимодействия в образовании относят: привлечение к совместной деятельности компетентных партнеров, возможность восполнения дефицита собственных ресурсов за счёт кооперации с другими субъектами, высокий уровень инновационной активности участников [2, 4, 6]. В диссертационном исследовании Т.А. Зубаревой доказано, что сетевое взаимодействие способствует обновлению «содержания, форм и средств организации образовательного процесса, на основе совместной коллективной распределенной деятельности участников сети, включая руководителей, учителей, учащихся» [12, с. 5].

Дисциплина «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе» изучается студентами НГПУ им. К. Минина по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и профилю «Психология и педагогика начального образования» на четвертом (последнем) курсе бакалавриата. В соответствии с ФГОС высшего образования и профессиональным стандартом педагога дисциплина ориентирована на формирование у обучающихся такой профессиональной компетенции как «готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования» (ПК-12). Цель дисциплины – формирование у обучающихся представлений об основных проблемах готовности младших школьников к обучению в основной школе, о возможностях их предупреждения и преодоления. Существенное место в дисциплине занимают содержательно-организационные аспекты выстраивания взаимоотношений со всеми субъектами образовательной среды (психологами, администрацией, родителями, педагогами среднего звена, четвероклассниками) для совместного предупреждения трудностей в адаптации детей к обучению в основной школе. Освоение дисциплины позволит будущим педагогам подготовиться к обеспечению преемственности между начальной и основной школой. Конечно же, изучение данной дисциплины, как и любой другой, возможно в классическом варианте, однако как показывает наш опыт, гораздо продуктивнее она реализуется в сетевом взаимодействии, на базе школ-партнеров в полном соответствии с деятельностным подходом к подготовке педагогических кадров.

Взаимодействие НГПУ им. К. Минина и, в частности, кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, со школами г. Нижнего Новгорода  в рамках дисциплины «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе» осуществляется на основе договора о стратегическом партнерстве и договора о деятельности экспериментальной площадки. По рассматриваемой дисциплине кафедра сотрудничает с МАОУ №186 «Авторская академическая школа» и МБОУ «Школа 169». В школах реализуется модель локальной личностно развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования [13]. На базе школ преподавателем кафедры инициируется создание сетевых проектных команд, в которые входят студенты педуниверситета, учителя параллели четвертых и пятых классов, представители психологической службы школы и администрации, преподаватели вуза. Целью команды является организация психолого-педагогического сопровождения по подготовке четвероклассников к переходу в основную школу. Актуальность выполнения данной цели обоснована и доказана в целом ряде современных психолого-педагогических исследований [14, 15, 16, 17, 18, 19 и других]. Кратко раскроем основные виды деятельности участников команды.

Студенты:

  • проведение диагностики готовности четвероклассников к переходу в основную школу и обработка ее результатов;
  • участие в разработке, организации и проведении мероприятий по преемственности начальной и основной школы; 
  • разработка материалов для дистанционного просвещения родителей по проблемам готовности четвероклассников к переходу в основную школу, о трудностях адаптации к среднему звену;
  • участие в подготовке и проведении встречи сетевой команды, выступление с сообщениями и другое.

Преподаватели вуза:

  • участие в составлении и реализации программы диагностики готовности четвероклассников к переходу в основную школу;
  • лекторий и практический семинар для студентов и педагогов по проблемам специфики развития детей на границе младшего школьного и подросткового возраста, адаптации к средней школе;
  • научное обоснование технологий и форм работы в рамках сетевого взаимодействия, руководство в подготовке отчетов и публикаций о проделанной работе и другое.

Специалисты школы (педагоги, психологи, администрация):

  • обеспечение условий, предоставление ресурсов для педагогической деятельности студентов в рамках содержания дисциплины;
  • участие в разработке, организации и проведении мероприятий по преемственности начальной и основной школы;
  • обеспечение дистанционного просвещения родителей с использованием материалов, подготовленных студентами, знакомство родительской группы с итогами диагностики детей, их готовности к переходу в основную школу;
  • участие в работе сетевой команды и другое.

Для выявления образовательного потенциала сетевого взаимодействия в рамках реализация дисциплины «Проблемы готовности младших школьников к обучению в основной школе» были использованы следующие  методы: 

  • проведение фокус-групп с педагогами, психологами и администрацией школы, преподавателями вуза и студентами – участниками совместной деятельности; 
  • анкетирование студентов – участников взаимодействия;
  • контент-анализ рефлексивных эссе студентов.

По итогам проведенной диагностики выделены и обобщены положительные результаты и эффекты рассматриваемого сетевого взаимодействия. В рамках фокус-групп с субъектами сетевых команд было зафиксировано понимание того, что совместная работа позволяет эффективно решать актуальные задачи школ, в частности, такую острую проблему как преемственность между ступенями образования.

Педагоги, психологи, представители администрации школ отметили:

1. существенное расширение диагностического ресурса школы за счет привлечения студентов к изучению готовности четвероклассников к обучению в основной школе;

2. обогащение и обновление форм и технологий работы по проблеме преемственности начальной и основной школы;

3. актуализацию и углубление знаний о психологических аспектах развития детей на границе младшего школьного и подросткового возраста;

4. учет в собственной педагогической практике результатов и содержания современных  научных исследований по проблеме адаптации школьников к новой образовательной ступени.

Студенты как представители вуза  выделили:

1. приобретение специальных профильных знаний по новой дисциплине и существенное углубление знаний по ряду изученных психолого-педагогических дисциплин;

2. развитие навыков сбора и интерпретации диагностических данных;

3. формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать с различными субъектами образовательной среды школы;

4. совершенствование навыков комплексного решения реальных профессиональных практических задач.

Особое внимание при анализе ответов студентов на вопросы анкеты и в контент-анализе рефлексивных сочинений было сосредоточено на маркерах антимотивации учебной деятельности. Наш интерес был обусловлен результатами серии исследований [20, 21], выявивших значимые детерминанты антимотивации учебной деятельности студентов педвуза.  В первую очередь, нам было важно определить наличие в сетевом взаимодействии антимотивов учебной деятельности, детерминированных психодидактическим компонентом образовательной среды вуза. В рамках сетевого взаимодействия было установлено, что ни содержание, ни организация дисциплины не имели маркеров антимотивации учебной деятельности для студентов. Напротив, 68% студентов в рефлексивных эссе отметили, что  реализация учебной дисциплины в сетевом взаимодействии со школой существенно повысила их учебную мотивацию. Следовательно, можно говорить о том, что освоение учебной дисциплины в условиях реальной профессиональной деятельности способствует нивелированию антимотивации учебной деятельности у студентов.

В заключении отметим, что проблема реализации сетевого взаимодействия в сфере высшего педагогического образования является важной и требует своего дальнейшего изучения и анализа. Представляется значимой в качестве перспективы нашей работы разработка диагностического инструментария для оценки образовательного потенциала сетевого взаимодействия педагогического вуза и школы для всех участников сети.


Список литературы

1. Зобнина А.А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. № 1 (15). С. 114-125.
2. Елисеева А.А. Использование методики выявления образовательного потенциала сетевого взаимодействия вузов и школ в решении задач развития образования // Вопросы науки и образования. 2019. № 4 (49). С. 136-152.
3. Дёмин В.В., Суханова Е.А. Сетевое взаимодействие исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы // Информатика и образование. 2015. № 6. С. 3–7.
4. Суханова Е.А., Зобнина А.А. Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №. 2 (35). С. 77-85.
5. Патлина А.С., Попова Е. Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №2 (35). С.94-103.
6. Любимова Е.М., Борисов И.А. Сетевое взаимодействие школа-вуз как средство погружения студентов в профессиональную деятельность // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19426 (дата обращения: 06.01.2020).
7. Щуринова И. А., Тарантей В. П. Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия «школа-вуз» как фактор развития исследовательских компетенций у студентов – будущих педагогов: проблемы и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 166–170. URL: http://e-koncept.ru/2015/95716.htm. (дата обращения: 03.01.2020).
8. Титова Л.Н., Зиятдинова И.Ф., Дмитриев В. Г. Сетевое взаимодействие школа – педвуз (на базе МОБУ СОШ № 2 Старобалтачево РБ) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №6. С. 36-39.
9. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогический вуз как центр сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях малого города // Мир науки, культуры, образования. 2010. №. 6-1.С.165-168.
10. Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18081 (дата обращения: 04.02.2020).
11. Симонова А.А., Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций // Педагогическое образование в России. № 5. 2018. С. 35-40.
12. Зубарева Т.А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2011. 24 с.
13. Иванова Н.В., Сорокина Т.М. Модель локальной личностно развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования // Психология обучения. 2018. №9. С.42-54.
14. Крайникова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Том 9. № 8. С. 149-154.
15. Денисова А.А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 83-91.
16. Котова С.А. Начальная и средняя школа: на пути от обособленности к преемственности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 1. С. 50-55.
17. Коджаспиров А.Ю. Формирование личностной готовности учащихся 10-12 лет к обучению в основной средней школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 23 с.
18. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь. 2007. 118 с.
19. Уфимцева Л. П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на II ступень обучения // Начальная школа. 2004. № 4. С. 12-16.
20. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Коробова Л.В. Средовой подход к диагностике антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического вуза //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1553. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18338 (дата обращения: 15.10.2019).
21. Ivanova N., Minaeva E. Antimotivation determinants of educational activity among pedagogical university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 214. С. 59-66.

Расскажите о нас своим друзьям: