Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 159.92

Дата публикации 19.06.2018

Динамика толерантности в учебно-профессиональной деятельности студентов (будущих учителей информатики, математики и физики) в компетентностном формате

Павлова Евгения Вячеславовна
аспирант, кафедра общей и прикладной психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, e-mail: melarosa@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается толерантность как одна из наиболее значимых психологических характеристик современного человека и важнейшее профессиональное качество учителя. Высказана точка зрения о необходимости целенаправленного развития толерантности у будущих учителей-предметников как внутреннего условия формирования компетенций студентов. В статье представлены результаты эмпирического исследования, показывающие особенности динамики толерантности у будущих учителей информатики, математики и физики. Полученные данные говорят о снижении общей коммуникативной толерантности у студентов в середине учебно-профессиональной деятельности, что может осложнить их профессиональное становление. Результаты исследования обращают внимание на необходимость совершенствования образовательной среды ВУЗа для обеспечения развития толерантности у будущих учителей-предметников. Полученные данные позволяют решать задачи повышения качества подготовки будущих профессионалов в ВУЗе.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, толерантность, студенты бакалавриата

Dynamics of tolerance in the educational and professional activity of students (future teachers of informatics, mathematics and physics) in a competence-based format

Pavlova Evgenia Vyacheslavovna
Postgraduate Student, Department of General and Applied Psychology, Leningrad State University named after А.S. Pushkin, St. Petersburg

Abstract: The article considers tolerance as one of the most significant psychological characteristics of modern man and the most important professional quality of the teacher. A point of view is expressed about the need for a purposeful development of tolerance among future subject teachers as an internal condition for formation of the competences of students. The article presents the results of empirical research, showing the features of the dynamics of tolerance in future teachers of informatics, mathematics and physics. The obtained data speak of a decrease in general communicative tolerance among students in the middle of educational and professional activities, which can complicate their professional development. The results of the research pay attention to the need to improve the educational environment of the university to ensure the development of tolerance among future subject teachers. The obtained data allow to solve problems of improvement of quality of training of the future professionals in higher school.
Keywords: competence approach, competences, tolerance, undergraduate students

В условиях сближения мировых сообществ с разными культурами, языками, уровнями политического и экономического развития, происходящего в современном мире, толерантное общество видится единственно возможным. В Декларации принципов толерантности, утвержденной на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, указывается, что «толерантность – это не только заветный принцип, но и необходимость мира и экономического и социального прогресса всех народов». День 16 ноября провозглашен в Декларации ежегодным Международным днем толерантности [12].

Толерантность признается одной из наиболее значимых психологических характеристик современного человека. Согласно Н.Л. Кобесашвили, «основным содержанием понятия «толерантность» является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям других людей, их взглядам, убеждениям, вере и т.д.» [5, с. 3]. По мнению В.В. Бойко, тенденции отношения к людям в целом просматриваются в уровне общей коммуникативной толерантности. Коммуникативная толерантность относится к стержневым характеристикам личности, она в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность – положение в ближайшем окружении и на работе. Человек с высоким уровнем коммуникативной толерантности уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам, совместим с очень разными людьми [2].

Вместе с тем толерантность, по мнению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, является одним из важнейших профессиональных качеств учителя [6, с. 354]. В Российской педагогической энциклопедии толерантность названа в перечне профессионально-обусловленных характеристик учителя [10, с. 491]. Е.И. Кустова включила толерантность в список личностных качеств учителя, которые чаще всего встречаются в психолого-педагогической литературе [7, с. 11]. М.Г. Синякова отнесла толерантность к профессионально-психологическим характеристикам педагога, востребованным в поликультурном образовательном пространстве в условиях современного общества [11, с. 46-47].

Рассматриваемая психологическая характеристика сопряжена с компетенциями, которыми должны овладеть студенты направления подготовки «Педагогическое образование» при освоении образовательных программ в процессе обучения в ВУЗе. Так, в соответствии с ФГОС ВПО толерантность сопоставима с ОК-3 и ОК-14, в соответствии с ФГОС ВО (уровень высшего образования «бакалавриат» с одним или двумя профилями подготовки) она сопоставима с ОК-5, в соответствии с ФГОС ВО-бакалавриат – с УК-5 и ОПК-4. С точки зрения О.А. Ивасюка, личностные качества являются внутренним условием формирования соответствующих им компетенций [4, с. 9]. Следовательно, в компетентностно-ориентированном образовательном процессе развитие у студентов бакалавриата толерантности как фактора, содействующего формированию компетенций, приобретает важное значение.

Особенности психического развития человека в возрастном интервале, на который приходится обучение по программам бакалавриата (юность и молодость), являются основанием для развития толерантности у будущих учителей-предметников. С точки зрения Ю.В. Пайгуновой, после 18 лет толерантность достигает высокого уровня развития [8, с. 23-25].

Высшая школа имеет возможности мобилизовать возрастные резервы и обеспечить развитие рассматриваемого качества, обусловливающего формирование компетенций. По свидетельству М.А. Писаревской, высшие учебные заведения играют важную роль в формировании у молодёжи толерантности. Они «призваны создавать социокультурную среду, оказывающую непосредственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения студентов» [9, с. 5].

Целью данного исследования стало изучение особенностей динамики толерантности у студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Информатика», «Физика» (ИФБ) и «Математика», «Информатика» (МИБ) в процессе учебно-профессиональной деятельности. Исследование было организовано методами «поперечного» и «продольного» (методом лонгитюда) срезов. В нем приняли участие студенты бакалавриата Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Выборку для поперечного среза составили 63 студента ИФБ и 105 студентов МИБ разных курсов обучения (с 1 по 5 курс). Выборку для лонгитюда составили 10 студентов ИФБ и 12 студентов МИБ. Наблюдение за студентами одного и того же набора производилось в процессе их обучения с 1 по 3 курс. Исследование осуществлялось с использованием методики «Диагностика общей коммуникативной толерантности», разработанной В.В. Бойко, позволяющей на основе поведенческих признаков определить выраженность общей коммуникативной толерантности у студентов [2]. Статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась с помощью непараметрического U-критерий Манна-Уитни и непараметрического Т-критерия Вилкоксона.

Результаты изучения динамики общей коммуникативной толерантности (поперечный срез) свидетельствуют о том, что у студентов ИФБ от первого к четвертому курсу происходит количественное увеличение значений показателя, характеризующего развитие общей коммуникативной толерантности, (Uэмпир. = 28, различия значимы с доверительной вероятностью 95%) и уменьшение к концу обучения (Uэмпир. = 56,5, различия значимы с доверительной вероятностью 95%). У студентов МИБ от первого к третьему курсу происходит количественное увеличение значений показателя, характеризующего развитие общей коммуникативной толерантности, (Uэмпир. = 103,5, различия достоверно значимы с доверительной вероятностью 99%) и уменьшение к концу обучения (Uэмпир. = 83,5, различия достоверно значимы с доверительной вероятностью 99%). В связи с тем, что шкала является обратной, речь идет о снижении общей коммуникативной толерантности у студентов с ее дальнейшим увеличением. Наблюдаемое снижение толерантности в середине процесса обучения может быть связано с мотивационными факторами, побудившими в свое время студентов отдать предпочтение данному направлению подготовки, с некоторым истощением психологических ресурсов личности. Вероятно, зафиксированные положительные изменения в проявлениях общей коммуникативной толерантности к концу обучения происходят в связи с моделированием профессионально-ролевого поведения будущими учителями во время педагогических практик.

Для подтверждения выявленных особенностей динамики толерантности у студентов бакалавриата проводилось лонгитюдное исследование. В ходе данного исследования у студентов ИФБ и МИБ было обнаружено количественное увеличение значений показателя, характеризующего развитие общей коммуникативной толерантности, от 1 к 3 курсу. В связи с тем, что шкала является обратной, речь идет о снижении у студентов общей коммуникативной толерантности. В результате статистической обработки данных зафиксированы значимые различия между группами студентов ИФБ 1 и 3 курсов (Тэмпир. = 1, различия достоверно значимы с доверительной вероятностью 99%). Вместе с тем значимых различий между группами студентов МИБ 1 и 3 курсов выявлено не было.

Остановимся подробнее на сравнительном анализе среднегрупповых значений показателей, характеризующих поведенческие признаки, на основе которых определялась выраженность общей коммуникативной толерантности у студентов ИФБ.

Полученные данные свидетельствуют о том, что

  • значения ряда показателей повышаются от первого к третьему курсу: «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» (статистически незначимо), «Использование себя в качестве эталона при оценке других» (Тэмпир. = 9,5, различия значимы с доверительной вероятностью 95%), «Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (статистически незначимо), «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера» (Тэмпир. = 6,5, различия значимы с доверительной вероятностью 95%);
  • значение показателя «Стремление подгонять партнера под себя, сделать его удобным» повышается ко второму курсу (Тэмпир. = 3, различия достоверно значимы с доверительной вероятностью 99%) и далее к третьему курсу не изменяется;
  • значения ряда показателей повышаются ко второму курсу: «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров» (Тэмпир. = 5,5, различия значимы с доверительной вероятностью 95%) и «Неумение приспосабливаться к партнерам» (Тэмпир. = 5, различия значимы с доверительной вероятностью 95%) и далее снижаются к третьему курсу (статистически незначимо);
  • значение показателя «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» снижается ко второму и далее к третьему курсу, значение показателя «Категоричность или консерватизм в оценках людей» снижается ко второму курсу и далее повышается к третьему курсу (все изменения статистически незначимы).

Таким образом, отмечается повышение к третьему курсу значений шести из девяти показателей, что свидетельствует о снижении общей коммуникативной толерантности у студентов (чем больше баллов по конкретному поведенческому признаку, тем ниже уровень коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами). Существенное нарастание проявления нетерпимости по ряду аспектов отношений студентов с окружающими говорит о том, что у них усиливается тенденция оценивать поведение, образ мыслей, отдельные характеристики людей, исходя из собственного «Я»; проявлять нетерпимость к таким состояниям партнера по общению, как усталость, отсутствие настроения и т.д.; подгонять других к своему характеру, привычкам, притязаниям, настаивать на принятии своей точки зрения. Данный феномен можно объяснить тем, что, согласно Ю.В. Батеновой, профессиональная подготовка в условиях применения информационно-коммуникационных технологий связана с существенными изменениями в самоотношении у студентов: у них растет уверенность в себе, «повышаются показатели самоценности и самопривязанности до самодостаточного уровня с выраженным чувством превосходства над окружающими» [1, с. 8].

Обратим внимание на поведенческие признаки, получившие наибольшие среднегрупповые значения. Это позволит определить аспекты отношений студентов с окружающими, в которых они склонны более всего проявлять нетерпимость. Так, у будущих учителей информатики и физики зафиксированы относительно высокие среднегрупповые значения по следующим поведенческим признакам:

  • у первокурсников – «Категоричность или консерватизм в оценках людей» (средний балл 6,10);
  • у второкурсников и третьекурсников – «Неумение приспосабливаться к партнерам» (средний балл 7,50 и 7,20 соответственно) и «Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (средний балл 6,30 и 6,40 соответственно).

Такое нарастание нетерпимости к окружающим, возможно, связано с особенностями образовательной среды. Можно предположить, что причиной являются дисциплины, обусловленные спецификой профилей подготовки, преподавание которых приходится по учебному плану на третий курс.

Важно отметить, что у третьекурсников наименьшее среднегрупповое значение получил поведенческий признак «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» (средний балл 3,70). Следовательно, на третьем курсе обучения будущие учителя информатики и физики стремятся сохранить структуру личности партнера по общению.

Проведем сравнительный анализ среднегрупповых значений показателей, характеризующих поведенческие признаки, на основе которых определялась выраженность общей коммуникативной толерантности у студентов МИБ.

Полученные данные свидетельствуют о том, что

  • значение показателя «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» повышается к третьему курсу (статистически незначимо);
  • значения показателей «Использование себя в качестве эталона при оценке других», «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров», «Стремление подгонять партнера под себя, сделать его удобным», «Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности», «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера» и «Неумение приспосабливаться к партнерам» повышаются ко второму курсу и далее снижаются к третьему курсу (все изменения статистически незначимы);
  • значение показателя «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» снижается ко второму курсу (статистически незначимо) и далее повышается к третьему курсу (Тэмпир. = 14, различия значимы с доверительной вероятностью 95%), значение показателя «Категоричность или консерватизм в оценках людей» также снижается ко второму курсу и далее повышается к третьему курсу, однако изменения статистически незначимы.

Таким образом, отмечается повышение ко второму курсу значений семи из девяти показателей, что свидетельствует о снижении общей коммуникативной толерантности у студентов (чем больше баллов по определенному признаку, тем ниже уровень коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами). Существенное нарастание проявления нетерпимости по одному из аспектов отношений студентов с окружающими, говорит о том, что у них снижается способность принимать индивидуальные особенности других людей. Возможно, причина этого кроется в том, что, согласно Ю.В. Батеновой, профессиональная подготовка с применением информационно-коммуникационных технологий связана с повышением у студентов показателей самоценности и самопривязанности, выраженности чувства превосходства над окружающими [1, с. 8], а следовательно, они не всегда легко переносят индивидуальность других людей.

Обратим внимание на поведенческие признаки, получившие наибольшие среднегрупповые значения, чтобы определить аспекты отношений студентов с окружающими, в которых они склонны более всего проявлять нетерпимость. Так, у будущих учителей математики и информатики зафиксированы относительно высокие среднегрупповые значения по следующим поведенческим признакам:

  • у первокурсников – «Категоричность или консерватизм в оценках людей» (средний балл 7,75);
  • у второкурсников – «Категоричность или консерватизм в оценках людей» (средний балл 7,17) и «Использование себя в качестве эталона при оценке других» (средний балл 7,08);
  • у третьекурсников – «Категоричность или консерватизм в оценках людей» (средний балл 7,67), «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» (средний балл 7,50) и «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» (средний балл 7,50).

Такое нарастание нетерпимости к окружающим может объясняться особенностями образовательной среды. Возможно, причиной являются дисциплины, преподавание которых приходится по учебному плану на второй курс.

Важно отметить, что у третьекурсников наименьшее среднегрупповое значение получил поведенческий признак «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера» (средний балл 3,00). Следовательно, на третьем курсе обучения будущие учителя математики и информатики становятся соучастными и сопереживающими по отношению к дискомфортному состоянию окружающих.

Таким образом, данные говорят о снижении общей коммуникативной толерантности у студентов бакалавриата в середине учебно-профессиональной деятельности, что может осложнить их профессиональное становление.

Полученные результаты обращают внимание на необходимость совершенствования образовательной среды ВУЗа с целью компенсации негативных последствий влияния информационно-коммуникационных технологий и обеспечения развития толерантности у будущих учителей информатики, математики и физики в ходе образовательного процесса.

Эффективными для целенаправленного развития толерантности являются программы, разрабатываемые учеными, включающие лекции, дискуссии, беседы, «круглые столы», конференции, тематические вечера, тренинги и т.д. [3], [5].


Список литературы

1. Батенова Ю.В. Особенности развития личности будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2004. – 19 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
3. Гапонова С.А., Корнилова Н.С. Динамика коммуникативной толерантности студентов – будущих государственных и муниципальных служащих // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т.1. № 1. С. 163-185. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document209.pdf (дата обращения: 23.06.2018).
4. Ивасюк О.А. Профессионально-значимые качества личности студентов психолого-педагогического образования в соответствии с новыми ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 8-12.
5. Кобесашвили Н.Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2009. 22 с.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
7. Кустова Е.И. Особенности формирования профессионально важных качеств личности учителя у студентов во время педагогических практик: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 2008. 24 с.
8. Пайгунова Ю.В. Развитие толерантности в онтогенезе личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 1. С. 20-27.
9. Писаревская М.А. Проблема формирования толерантности у студенческой молодёжи // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Том 7. №4 (29). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/96PVN415.pdf (дата обращения: 08.06.2018).
10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах. Том II. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научн. изд. «Большая российская энциклопедия», 1999. 672 с.
11. Синякова М.Г. Развитие профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве России: автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.07. М., 2013. 52 с.
12. DECLARATION OF PRINCIPLES OF TOLERANCE URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13175&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 07.07.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: