Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 796.01

Дата публикации 12.12.2019

Развитие скоростно-силовых качеств у детей с задержкой психического развития на уроке физической культуры

Бойко Наталия Александровна
К.пед.н., доцент кафедры ТиМФВ, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут, nkitay77@mail.ru
Иванова Алина Геннадьевна
Студентка, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития скоростно-силовых качеств на уроке физической культуры детей с задержкой психического развития среднего школьного возраста и посредствам внедрения в учебный процесс средств и методов, способствующей развитию этих качеств. Целью статьи является экспериментально обосновать средства и методы развития скоростно-силовых качеств у детей с ЗПР на уроке физической культуры. Автором предприняты попытки реализации средств и методов на уроке физической культуры с детьми старшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, дети старшего школьного возраста, физическая культура, скоростно – силовые качества, средства и методы.

Development of speed-power qualities in children with mental retardation at a physical education lesson

Boyko Natalia Aleksandrovna
PhD in Philology, associate professor, Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut
Ivanova Alina Gennadevna
Student, Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut

Abstract: This article discusses the problem of the development of speed-strength qualities in a lesson in physical education of children with a delay in the mental development of secondary school age and through the introduction of a methodology in the educational process that promotes the development of these qualities. The aim of the article is to experimentally substantiate the methodology for the development of speed-power qualities in children with ZPR at a physical education lesson. The author attempts to implement tools and methods in a physical education lesson with children of high school age with a mental retardation.
Keywords: mental retardation, children of high school age, physical education, speed - power qualities, means and methods

В современном обществе все больше внимания уделяется физической культуре, как важному элементу здорового образа жизни. В зависимости от цели, задач и мотивации к использованию средств физической культуры можно улучшить свои кондиционные способности, укрепить двигательные навыки, повысить уровень здоровья и оказать положительное воздействие на познавательную сферу, что особенно важно в воспитании детей с задержкой психического развития [1, с.54; 2].

Привлечение детей с ограниченными возможностями к активным занятиям физической культурой является важным звеном в учебно-воспитательном процессе специальных коррекционных учреждений.

С каждым годом увеличивается количество детей имеющих нервно-соматические заболевания. Это одна из главных проблем современного общества. Причиной нервно-соматических заболеваний являются различные неблагоприятные факторы, способствующие появлению многих заболеваний, которые влияют на нервную систему, общее состояние и развитие детей. Доказано, что кроме нервно-соматических заболеваний, существуют психогенные факторы, которые вызваны неблагоприятными социальными условиями, влияющими на нервную систему и развитие детей. Данные факторы приобрели существенную актуальность в социуме, так как являются одной из причин задержки психического развития. При ЗПР страдают высшие психические функции физические качества, связанные с психофизиологическим состоянием [4, с. 4; 5, с.112].

Таким образом, проблемная ситуация заключается в обосновании и внедрении средств и методов развития скоростно-силовых качеств на уроке физической культуры детей с задержкой психического развития среднего школьного возраста.

Цель исследования: экспериментально обосновать средства и методы развития скоростно-силовых качеств у детей с ЗПР на уроке физической культуры.

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств у детей на уроке физической культуры.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств у детей с ЗПР на уроке физической культуры.

2. Разработать средства и методы развития скоростно-силовых качеств у детей с задержкой психического развития на уроке физической культуры.

3. Экспериментально обосновать эффективность средств и методов развития скоростно-силовых качеств у детей с задержкой психического развития на уроке физической культуры.

Исследование проходило на базе школы №38 г. Сургута. В качестве испытуемых выступали учащиеся 9 классов с задержкой психического развития. Было выбрано два класса, из каждого взяли по 10 человек (юноши).

Учебная работа с данным видом нозологии предусматривает двигательные действия с частой сменой заданий, так как повышаются адаптационные двигательные возможности обучающихся с задержкой психического развития [3, с.41].

В процессе эксперимента мы разработали и внедрили средства и методы развития скоростно-силовых способностей детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры, которые состояли из специальных упражнений, направленных на развитие скоростно –силовых показателей и трех методов: метод динамических усилий, игровой, круговой тренировки.

В рамках исследования проводилась оценка уровня развития скоростно-силовых способностей, посредством контрольных упражнений.

Для того, чтобы проверить эффективность предложенных средств и методов мы провели исследование уровня развития скоростно-силовых способностей в процессе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (табл.1,2).

Из таблицы 1 видно, что результаты анализа скоростно-силовых способностей показали достоверность всех различий (P < 0,05), кроме одного: прыжок в длину с места (Р > 0,05). Это говорит нам о том, что в целом средства и методы для развития скоростно-силовых качеств оказалась эффективной и дала большой прирост почти всех показателей (рис. 1).

Рисунок.1. Результаты анализа физических показателей экспериментальной группы до и после эксперимента

Из таблицы 2 видно, что результаты анализа скоростно-силовых способностей показали недостоверность всех различий (P > 0,05). Это говорит нам о том, что прирост показателей наблюдается, но незначительный, т.к. школьная программа не предусматривает целенаправленного развития отдельных физических качеств (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты анализа физических показателей контрольной группы до и после эксперимента

Из таблицы 3 видно, что результаты анализа подъема ног из положения лежа за 30 секунд, прыжков через скакалку на двух за 30 секунд, сгибания и разгибания рук в упоре лежа за 30 секунд показали достоверность различий (Р<0,05), что свидетельствует о том, что апробированная нами методика для развития скоростно-силовых качеств оказалась эффективна и может использоваться в процессе развития отдельных физических качеств (скоростно-силовые) на уроках физической культуры лиц среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

В ходе исследования нам удалось достичь наивысших результатов в подъеме и опускании туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (Р<0,01), что говорит о том, что подобранные средства и методы развития скоростно-силовых качеств являются доступными и способствуют повышению положительных результатов.

Результаты анализа прыжка в длину с места и прыжка в высоту с места показали недостоверность различий (Р>0,05), что свидетельствует о том, что произошел незначительный прирост показателей.

Рисунок 3. Результаты анализа физических показателей экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента

В ходе исследования, на этапе констатирующего эксперимента, мы убедились, что показатели развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры на начало эксперимента находятся на одном уровне, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. После внедрения в образовательный процесс, разработанных нами средств и методов на уроках физической культуры, мы убедились, что они действительно эффективны, следствием чего является значительный прирост показателей скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

 

                                                                                                                                                                                                                         


Список литературы

1. Бойко Н.А. Исследование временных и пространственных представлений учащихся с задержкой психического развития на уроках физической культуры /Н.А.Бойко, И.А. Киласьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (130). – С. 54-58.
2. Бойко Н.А. Коррекция психофизического состояния учащихся старшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами физической культуры / Н.А.Бойко, В.Н. Бойко // Теория и практика физической культуры. – 2017. - № 8. – С. 50-52.
3. Боляк В.В. Анализ научных разработок в области адаптивного физического воспитания школьников классов коррекции / В.В. Боляк, С.Ю.Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. - № 2 (12) . – С.41-45.
4. Летова Е.А. Методические рекомендации по коррекции познавательных процессов у детей с задержкой психического развития на занятиях фитнес-аэробикой / Гос. Образоват. Учреждение высш. Проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. Гос. Пед. ун-т» / Е.А. Летова, Л.А. Семенов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – 58 с.
5. Летова Е.А. Влияние занятий адаптивной физической культурой, направленных на коррекцию познавательной сферы, на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития / Е.А. Летова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 1 (143) – С. 112 - 115.

Расскажите о нас своим друзьям: