Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 371.322.2

Дата публикации 07.06.2018

Развитие самоорганизации младших школьников при работе с образовательными блогами

Гладкова Любовь Николаевна
старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, РФ, г.Тюмень, lngladkova13@gmail.com
Гавриш Анастасия Васильевна
студент 4 курса, направления: Педагогическое образование: начальное образование, Тюменский государственный университет, РФ, г.Тюмень, nastasagavris@gmail.com

Аннотация: В данной статье представлены способы развития самоорганизации у детей младшего школьного возраста при работе с образовательными блогами в учебном процессе. Проанализировав современные цифровые инструменты, которые можно использовать в работе учителя начальных классов, авторы предлагают использовать образовательные блоги как значительный ресурс для развития самоорганизации младших школьников. Описана процедура работы на трех этапах: вводный, основной, заключительный. Образовательные блоги рассматриваются как эффективное средство обучения, позволяющее стимулировать учащихся к организации самостоятельной деятельности, которая требует гибкости мышления, волевых усилий, воображения, активности и самостоятельности при решении учебных задач. Результатом совместной деятельности младших школьников при организации работы в образовательном блоге является создание классного образовательного блога, веб-страницами которого являются результаты реализованных проектов по разным учебным предметам начальной школы.
Ключевые слова: самоорганизация, ученик начальной школы, образовательный блог, методические рекомендации, процесс обучения, электронная образовательная среда

Development of self-organization of younger students when working with educational blogs

Gladkova Lyubov Nikolaevna
senior lecturer of the Department of General and social pedagogy, Tyumen state University Russia, Tyumen
Gavrish Anastasia Vasil'yevna
4-year student, directions: Pedagogical education: primary education, Tyumen state University Russia, Tyumen

Abstract: This article presents the ways development of children's self-organization of primary school age when working with educational blogs in the educational process. After analyzing the modern digital tools that can be used in the work of primary school teachers, the authors propose to use educational blogs as a significant resource for the development of self-organization of primary school students. The described procedure works in three stages: introductory, basic, final. Educational blogs are considered an effective means of learning, which allows to encourage students to organize independent activities, requiring flexibility of thinking, willpower, imagination, activity and independence in solving educational problems. The result of the joint activities of younger students in the organization of work in the educational blog is the creation of a class educational blog, web pages of which are the results of the implemented projects on various subjects of primary education.
Keywords: self-organization, primary school student, educational blog, guidelines, learning process, e-learning environment

На современном этапе развития образования формирование и развитие самоорганизации учащихся является одним из основных запросов, которые общество предъявляет к образованию. В соответствии ФГОС НОО в начальной школе «основным результатом является формирование общеучебных навыков, которые обеспечивают возможность продолжения образования в основной школе, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для целей решения учебных задач» [7]. Объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Ведущая задача в начальной школе заключается в воспитании учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации.

Это, в свою очередь, актуализирует вопрос об организации целенаправленной работы по развитию самоорганизации младших школьников.

«Стратегия развития информационного общества на 2017- 2030 годы», утвержденная 09.05.2017 г., рассматривает, как одно из положений, электронные средства и сетевые информационные сервисы как механизмы совершенствования обмена знаниями и организации непрерывного самообразования. В этой системе ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ИКТ ресурсам и технологиям самообразования, что на практике мало [6].

Значительный ресурс для достижения этих результатов имеют современные социальные сервисы, а в частности образовательные блоги. В современной практике существует лишь частичное использование образовательных блогов, которое не носит системный характер.

Поэтому проблема развития самоорганизации младших школьников с включением в образовательный процесс образовательных блогов, как решающий фактор в формировании у учащихся умения учиться, приобретает первостепенное значение.

Самостоятельная организация своей деятельности является одним из условий становления младшего школьника субъектом деятельности. Формирование способности учащихся к самоорганизации выступает как одно из важных учений в развитии самостоятельной и автономной личности, которая способна принимать и нести ответственность за свой личностный выбор [5]. Опираясь на базовые научные подходы А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова мы исходим из понимания самоорганизации младшего школьника как деятельности и способности личности, способная уметь рационально подходить к организации своей деятельности. Это проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий [1, с.307], [2, с.10].

Что же касается образовательного блога, то термин «Блог» происходит от английского «blog», обозначающего действие, а Web-logging или блоггинг – «вход во Всемирную паутину или веб, в которой человек ведет свою коллекцию записей» [4, С. 13].

Блог, согласно идее использования педагогического потенциала виртуального пространства Е. Д. Патаракина, позволяет расширить образовательное пространство. Школа перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Благодаря своей интерактивности, блог может стать не только основой для общения, получения информации или её обмена, но и площадкой для изучения и обсуждения учебных и творческих заданий [4, с. 15].

В ходе экспериментального исследования мы выявили уровень самоорганизации  младших школьников. В исследовании приняли участие 24 учащихся 3 класса ЛГ МАОУ «гимназия №6», г. Лангепас.

В качестве диагностического инструментария была использована методика: «Опросник для изучения особенностей самоорганизации учебной деятельности младшего школьника И.Ю. Луцевой» [3].

Проведя интерпретацию, мы выделили три группы учащихся: с высоким уровнем самоорганизации, со средним уровнем и с низким уровнем.

В результате проведенного констатирующего исследования высокий уровень развития самоорганизации диагностирован у 5 человек (21%), средний – у 11 человек (46%) и низкий – у 8 человек (33%) (см. рис.1).


Рисунок 1. Результаты диагностики уровня развития самоорганизации младших школьников на констатирующем этапе эксперимента с использованием методики «Опросник для изучения особенностей самоорганизации учебной деятельности младшего школьника (И.Ю. Луцева), n = 24 человека, 15.01.18 г.

Как видно из представленных данных, по результатам констатирующего эксперимента высокий уровень самоорганизации продемонстрировали 5 детей (21%). Эти учащийся могут ставить перед собой цель и проявлять активность для ее достижения, способны создавать оригинальные идеи, принимать нестандартные решения.

У 11 человек (46%) отмечается средний, «зреющий» уровень. Такие учащиеся медленно переключают внимание с одной задачи на другую, могут создавать что-то новое, но в среднем темпе, могут достаточно хорошо выполнить свою работу, но не стремятся этого делать.

8 детей (33%) продемонстрировали низкий уровень самоорганизации. Эта группа детей с трудом может использовать свой потенциал и волевые качества.

Таким образом, на констатирующем этапе педагогического эксперимента, мы установили, что у учащихся преобладает средний уровень развития самоорганизации.

Согласно логике развития самоорганизации учебной деятельности, работа с учащимися предполагает реализацию последовательных этапов, на каждом из которых применяются соответствующие способы работы в образовательном блоге.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о недостаточном внимании к проблеме поиска новых методов самоорганизации младших школьников посредством использования информационного пространства. Для этого нами были разработаны способы организации проектной деятельности при ведении образовательного блога, которые позволили бы развивать самоорганизацию каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.

Целевая группа – обучающиеся начальной школы – 9-11 лет,,

Форма организации учебно-воспитательного процесса –взаимодействие в сети Интернет, внеклассные мероприятия и проектная деятельность.

Итоговый продукт - создание блога классом.

Ожидаемые результаты: повышение уровня самоорганизации младших школьников и создание единого информационно-образовательного пространства при помощи образовательных блогов; создание блога класса, обсуждение и выполнение проектов при помощи блога класса; развитие у детей целеустремленности, мотивации, познавательной активности, воображения, фантазии при работе и создании блога класса.

Способы развития самоорганизации младших школьников при работе с образовательными блогами:

Вводный этап – знакомство учащихся с образовательными блогами. В рамках использования уже существующих образовательных блогов в сети Интернет учащимся предлагается классная и внеклассная деятельность по освоению информации на учебных предметах начальной школы

 На уроках можно поработать над заданиями к готовым блогам учителей начальных классов, например:

  • блог класса: https://blogklassa2014.blogspot.ru;
  • блог «Электронная тетрадь ученика»:  http://ksusha25.blogspot.ru.

Определение целей ведения блога, выступление на родительском собрании для ознакомления родителей учащихся, внедрение такого вида работы в виртуальном пространстве.

Основной этап – предоставляется возможность дополнения либо комментирования блогов. Учителем создается общеклассный образовательный блог, работа организуется над учебными и проектными заданиями в рамках определенной тематики предмета начальной школы.

Этап 1. (Этап подражания) учитель курирует работу учащихся в образовательном блоге класса, выполнение заданий осуществляется по готовому образцу при помощи учителя или по алгоритму;

Этап 2. (Этап частичной самоорганизации) учащимся позволяется частично самостоятельно работать над учебными заданиями по совместно разработанным памяткам выполнение учащимися самостоятельно части работы, нахождение некоторых способов их осуществления;

Этап 3. (Этап полной самоорганизации)  учащиеся самостоятельно могут работать в образовательном блоге, брать инициативу наполнения блога на себя. Учащиеся выполняют работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности.

Заключительный этап – организация коллективной рефлексии по результатам работы. Подведение результатов проведенной образовательной работы с младшими школьниками с использованием образовательного блога.

Следует отметить, что данные способы работы в образовательном блоге  могут быть легко адаптированы под любое тематическое планирование образовательных программ начальной школы.

После использования способов развития самоорганизации младших школьников при работе с образовательными блогами в учебно-воспитательном процессе нами было проведено контрольное исследование.


Рисунок 2. Результаты диагностики уровня развития самоорганизации младших школьников на контрольном этапе эксперимента с использованием методики «Опросник для изучения особенностей самоорганизации учебной деятельности младшего школьника (И.Ю. Луцева), n = 24 человека, 15.03.18 г.

По данным диаграммы (рис.2), мы можем сделать вывод, что после реализации программы в классе показатели на каждом уровне изменились в лучшую сторону.

На высоком уровне располагалось только 5 учеников (21%) класса. После реализации программы показатели увеличились  лучшую сторону. Со среднего уровня на высокий уровень перешло 2 учащихся (29%).

На среднем уровне показатели класса также изменились в лучшую сторону. До реализации программы на среднем уровне находилось 11 учащихся (46%), после реализации программы с низкого уровня на средний уровень перешло 2 учащихся (54%).

На низком уровне из 8 учащихся (33%) осталось 4 учащихся (17%).

Таким образом, разработанные способы позволяют работать над повышением уровня самоорганизации не только традиционными формами и средствами, но использовать образовательные блоги в решении воспитательных задач классного руководителя. Использование образовательных блогов в учебной  и внеучебной деятельности в начальной школе может преобразовать традиционное преподавание учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала младшими школьниками, и самое главное, повысив учебно–познавательный интерес и способность самостоятельно учиться.


Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
3. Луцева И.Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника [Электронный ресурс] // Современная педагогика. 2015. № 1. – Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3294 (Дата обращения: 13.01.2018).
4. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. –176 с.
5. Титаренко Н.Н. Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников [Электронный ресурс] // Библиотека диссертаций РГБ. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002738728 (Дата обращения: 23.11.2017).
Список источников
6. О стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420397755 (Дата обращения: 20.10.2017).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 53с.

Расскажите о нас своим друзьям: