Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 373.31

Дата публикации 13.06.2018

Развитие познавательной сферы младших школьников с помощью подвижных игр

Завьялова Татьяна Павловна
канд. пед. наук, профессор кафедры теоретических основ физиатрического воспитания ИФК, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, zavyalova53@mail.ru
Аржонухина Елена Ивановна
студент кафедры психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, malika_green@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития познавательной сферы младших школьников с помощью подвижных игр. В данной работе освещено одно из ключевых положений из Федерального государственного стандарта начального общего образования о достижении матепредметных результатов, а также приведены новейшие данные исследований международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA - 2015) и данные о результатах российской олимпиады «Наше наследие», проводимой среди учащихся вторых классов. В работе отражено не только теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, но и эмпирическое исследование, проводимое на базе МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени. В исследовании приняли участие два третьих класса (контрольный и экспериментальный) в общем количестве 72 учащихся. Главное отличие экспериментального класса от контрольного состояло в систематическом применении разработанной программы подвижных игр, развивающих познавательную сферу младших школьников. По итогу исследовательской работы были разработаны практические рекомендации по применению подвижных игр в условиях начальной школы.
Ключевые слова: развитие познавательной сферы, младшие школьники, подвижные игры, метапредметные результаты, методика применения подвижных игр

Development of the cognitive sphere of junior schoolchildren with the help of mobile games

Zavyalova Tatyana Pavlovna
candidate of pedagogical sciences, professor theoretical bases of the physiatric education of IFC, Tyumen State University, Russian Federation, Tyumen
Arzhonukhina Elena Ivanovna
student of the Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Tyumen State University, Russian Federation, Tyumen

Abstract: The article is devoted to the development of the cognitive sphere of junior schoolchildren with the help of mobile games. This paper highlights one of the key provisions from the Federal State Standard of Primary General Education on the achievement of material-related results, as well as the latest data from the studies of the international program for evaluating the educational achievements of students (PISA-2015) and the results of the Russian Olympiad "Our Heritage" among second-grade students. The paper reflects not only the theoretical study of psychological and pedagogical literature on the problem under study, but also an empirical study conducted on the basis of the MAOU School No. 63 in Tyumen. The study involved two third classes (control and experimental) in a total of 72 students. The main difference between the experimental class and the control class consisted in the systematic application of the developed program of mobile games that develop the cognitive sphere of junior schoolchildren. As a result of the research work, practical recommendations were developed on the use of mobile games in elementary school conditions.
Keywords: development of the cognitive sphere, junior schoolchildren, outdoor games, meta-subject results, methods of using mobile games


В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство [10]. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, предлагается иное содержание, подходы и др. Эти изменения регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и регулируют деятельность учителей [14].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования выдвигает личностные, предметные и метапредметные требования к результатам освоения основной образовательной программы. Однако учителя зачастую уделяют большое внимание усвоению предметных результатов, тогда как усвоению метапредметных результатов уделяется необоснованно малое внимание [6]. Эти факты подтверждаются исследованиями PISA [4], констатирующими невысокий уровень читательской и математической грамотности, а также результатами российской олимпиады «Наше наследие», где среди участников 2-ых классов тюменские школьники заняли 72 место в индивидуальном и 46 в коллективном зачете [9].

Таким образом, выявлено противоречие между потребностью в качественном развитии познавательной сферы младших школьников и недостаточностью внимания усвоению метапредметных результатов. Следовательно, возникает необходимость в поиске средств, стимулирующих познавательную сферу младших школьников. К ним относятся подвижные игры, которые в практической реализации применялись необоснованно мало. Исследований, касающихся применения подвижных игр в работе с тюменскими школьниками обнаружено недостаточно. Что и определило актуальность нашего исследования.

Объект исследования – процесс развития познавательной сферы младших школьников.

Предмет исследования – методика использования подвижных игр при развитии познавательной сферы младших школьников.

Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие познавательной сферы младших школьников 9-10 лет.

Мы предположили, что подвижные игры, применяемые в учебно-воспитательном процессе младших школьников, положительно повлияют на развитие познавательной сферы учащихся начальных классов, повышение познавательной активности, улучшение успеваемости при условиях:

- качественного анализа познавательной сферы всех учащихся класса;

- выявления половых различий в уровне развития познавательной сферы;

- систематичности и дифференциации применения подвижных игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам развития познавательной сферы младших школьников, применению подвижных игр в условиях начальной школы.
  2. Произвести сравнительный анализ существующих подходов к развитию познавательной сферы младших школьников.
  3. Выбрать методики психодиагностики и определить актуальное состояние познавательной сферы младших школьников контрольного и экспериментального классов.
  4. Разработать и реализовать программу подвижных игр, влияющих на развитие познавательной сферы младших школьников, проверить ее эффективность.

Теоретико-методологическая база исследования стали:

  • концепция взаимосвязи физического образования и умственного (П.Ф. Лесгафт) [5];
  • теория игры (Й. Хёйзинга, Д. Б. Эльконин) [11, 12];
  • теория развития познавательных процессов (Л.С. Выготский) [1].

Методы исследования:

  1. методы теоретического уровня – анализ психолого-педагогической литературы;
  2. методы эмпирического уровня – психодиагностика, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение;
  3. методы обработки данных – математическая обработка данных.

Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени. В исследовании приняли участие 3 «А» класс (экспериментальный класс) в количестве 36 учащихся и 3 «В» (контрольный класс) в количестве 36 учащихся.

В нашей работе мы рассматривали два основных аспекта: познавательную сферу младших школьников и подвижные игры, которые могут стимулировать познавательные процессы учащихся начальных классов.

Познавательная сфера – «совокупность психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира: природной и социальной среды» [2, с. 42]. Память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание являются составляющими познавательной сферы. Младший школьный возраст является благоприятным, сенситивным периодом для интенсивного совершенствования познавательной сферы. По мнению специалистов, существуют внушительное количество подходов, являющихся действенными, конструктивными и продуктивными. Однако условия современной школы диктуют необходимость изучить роль подвижных игр в развитии познавательных процессов младших школьников и методики их применения в начальной школе.

Подвижная игра – «вид игровой деятельности, в котором ярко выражена роль движений» [3, с. 7]. Подвижные игры являются сложным двигательным процессом, в который входит целый комплекс самых различных раздражителей для играющих. Подвижная игра призвана оказывать положительное влияние на организмы играющих при ее методически грамотной организации. Важно учитывать предварительную подготовку, в которую входит не только выбор места и определение задач игры, но поиск способов привлечения неактивных участников; специфику объяснения игры и определение водящих; разделение играющих на команды и выбор капитанов; особенности разбора игры и регулирование нагрузки. При проведении игры необходимо следить не только за развитием интереса участников к игре, но и за переутомлением и перевозбуждением.

Для исследования уровня развития познавательной сферы нами были отобраны методики психодиагностики, позволяющие диагностировать зрительную память, восприятие, воображение, объем внимания, скорость мышления, определение запаса слов, находящихся в активном словаре ребенка.

Результаты констатирующего исследования в экспериментальном классе отражены на рис. 1 и 2.

Рисунок 1. Уровни развития познавательной сферы девочек экспериментального класса в начале исследования, n = 13 (февраль 2018 г.)

Исходя из данных рис. 1, можно сделать вывод, что у девочек экспериментального класса зрительная память, воображение, объем внимания, скорость мышления имеют средний уровень развития, что составляет 39%, 54%, 54%, 31% испытуемых. Выявлен очень низкий уровень развития речи (62% испытуемых). Учащимся необходимо пополнить запас слов, находящихся в активном словаре. Восприятие, как показали результаты методики, развито на очень высоком уровне, что соответствует 92% испытуемых.

Рисунок 2. Уровни развития познавательной сферы мальчиков экспериментального класса в начале исследования, n = 14 (февраль 2018 г.)

Данные рис. 2 свидетельствуют о том, что у мальчиков экспериментального класса преобладает средний уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, воображение и память, что соответствует 57%, 50%, 50% испытуемых. Диагностирование восприятия выявило очень высокий уровень развития (100% учащихся). На критически низком уровне развития находится запас слов в активном словаре мальчиков, что встречается у 50% учащихся. При диагностике скорости мышления стало известно, что у мальчиков экспериментального класса преобладает очень высокий уровень развития, что составляет 43% испытуемых.

Результаты констатирующего исследования в контрольном классе отражены на рис. 3 и 4.

Рисунок 3. Уровни развития познавательной сферы девочек контрольного класса в начале исследования, n = 19 (февраль 2018)

Данные рис. 3 позволили определить средний уровень развития зрительной памяти, воображения, что соответствует 85% и 68% испытуемых. На очень высоком уровне развиты мышление (95% учащихся) и восприятие (95% учащихся). Поскольку исследование выявило, что средний и низкий уровень развития речи имеют 37 % девочек, то возникает необходимость в целенаправленных педагогических воздействиях.

Рисунок 4. Уровни развития познавательной сферы мальчиков контрольного класса в начале исследования, n =9 (февраль 2018)

Данные рис. 4 свидетельствуют о том, что у мальчиков контрольного класса на очень высоком уровне развиты мышление и восприятие, что встречается у 100% учащихся в обоих случаях. На среднем уровне развиты внимание, воображение и память, что соответствует 78%, 67% и 56% учащимся. Так же, как и у девочек, в срочной коррекции нуждается речь мальчиков (44% испытуемых).

Таким образом, у мальчиков и девочек экспериментального класса зафиксирован очень высокий уровень развития восприятия, определен высокий уровень развития памяти, средний уровень развития внимания и очень низкий уровень развития речи. У мальчиков и девочек контрольного класса зафиксирован очень высокий уровень развития мышления и восприятия, выявлен средний уровень внимания, памяти, воображения, на низком уровне находятся речь. Полученные результаты могут быть связаны с различными причинами, среди которых отсутствие применения эффективных методов стимулирования познавательной сферы.

Получена дополнительная информация об успеваемости учащихся МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени (табл. 1), составленная на основании отчета о самообследовании [8].

Таблица 1. Количество выпускников начальных классов школы № 63 г. Тюмени, окончивших обучение на «хорошо» и «отлично»

 

Общеобразовательные классы

Количество выпускников (%)

2014 г.

2015 г.

 

2016 г.

 

2 классы

65

58

59,6

3 классы

51

63

51,8

4 классы

61

48

53,9

2-4 классы

59

56

55,4

Табличные данные позволяют определить тенденцию к снижению успеваемости младших школьников. 

Исследование предусматривало целенаправленное педагогическое наблюдение. Было зафиксировано, что учитель не организует целенаправленную двигательную активность с целью предотвращения утомления детей. Мы замечали, что у многих детей фиксируются позы, нарушающие осанку, не соблюдается расстояние между глазами и текстом.

Данные констатирующего исследования дали возможность выработать исходные позиции, целевые установки для определения содержания использования подвижных игр при развитии психической сферы младших школьников. Нами была разработана программа применения подвижных игр «Развиваемся, играя», отвечающая возрастным анатомо-физиологическим особенностям младших школьников. Игры отбирались с учетом возрастных особенностей учащихся, условиями начальной школы, возможностями игр в развитии познавательной сферы и проводились во время уроков на фоне утомляемости детей, перемен и классных часов. Примеры некоторых игр приведены в рис. 5.

Рисунок 5. Примеры игр, стимулирующих познавательную сферу младших школьников

Во время проведения игр наблюдалось улучшение настроения учащихся, а после игр наблюдалась их заинтересованность в уроке.

Чтобы определить эффективность реализации программы подвижных игр «Развиваемся, играя» в учебно-воспитательном процессе младших школьников, необходимо произвести сравнительный анализ результатов психодиагностики.

Динамика уровней развития познавательных процессов у обоих классов отражена в табл. 2.

Таблица 2. Динамика уровней развития познавательных процессов учащихся экспериментального класса и контрольного класса (май – 2018 г.)

Познавательные процессы

Начало исследования

Конец исследования

Эксперименттальный класс (%)

 

 

 

Д

Оч. Низ.

Низ.

Сред.

Выс.

Оч. Выс.

Оч. Низ.

Низ.

Сред.

Выс.

Оч. Выс.

Восприятие

0

8

0

0

92

0

0

0

0

100

М

0

0

0

0

100

0

0

0

0

100

Внимание

Д

0

15

54

31

21

0

0

43

21

14

М

7

14

57

22

0

10

15

40

25

10

Память

Д

15

23

39

15

8

0

21

29

36

14

М

7

22

50

7

14

12

18

24

35

12

Мышление

Д

8

22

31

8

31

0

36

21

36

21

М

7

7

29

14

43

0

15

5

10

50

Воображение

Д

0

23

54

31

14

0

0

43

36

7

М

0

43

50

7

20

0

0

30

35

15

Речь

Д

62

23

15

0

0

21

43

14

14

7

М

50

21

29

0

0

25

30

20

15

10

Познавательные процессы

 

Контрольный класс (%)

 

 

 

Д

Оч.

Низ.

Низ.

Сред.

Выс.

Оч.

Выс.

Оч.

Низ.

Низ.

Сред.

Выс.

Оч.

Выс.

Восприятие

0

5

0

0

95

0

0

0

14

90

М

0

0

0

0

100

0

0

0

17

83

Внимание

Д

0

0

58

42

0

0

0

62

33

5

М

0

0

78

22

0

0

0

75

25

0

Память

Д

0

0

85

15

0

0

0

81

19

0

М

11

11

56

22

0

0

17

58

17

8

Мышление

Д

0

5

5

5

85

0

0

14

10

76

М

0

0

0

0

100

0

0

0

25

75

Воображение

Д

0

5

68

27

0

10

14

43

33

0

М

0

22

67

11

0

0

38

48

14

0

Речь

Д

16

37

37

10

0

10

30

43

19

0

М

44

11

34

11

0

25

33

25

17

0

Табличные данные свидетельствуют о том, что у обоих классов улучшились показатели уровней развития познавательной сферы, однако более существенную положительную динамику мы можем обнаружить у экспериментального класса.

Таким образом, разработанная программа применения подвижных игр «Развиваемся, играя», способствует развитию познавательной сферы младших школьников. Программа «Развиваемся, играя» позволяет:

- снизить утомляемость во время уроков;

- активизировать работу познавательных процессов;

- повысить познавательную активность;

- улучшить успеваемость.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования. Завершающим этапом нашей работы стала разработка практических рекомендаций по применению подвижных игр при развитии познавательной сферы младших школьников.

  1. С целью развития познавательной сферы младших школьников необходимо произвести психологическое тестирование, позволяющие определить актуальный уровень развития познавательных процессов учащихся.
  2. Для стимулирования познавательной сферы с помощью подвижных игр необходимо учесть особенности возрастного развития, различия в уровневых характеристиках памяти, мышления, воображения, речи, восприятия, внимания у школьников обоего пола.
  3. В период подготовки к проведению подвижной игры необходимо соблюдать методические принципы организации и проведения подвижных игр, а также предусмотреть способы привлечения к игре максимального количества учащихся младших классов.
  4. При проведении подвижной игры необходимо учитывать эмоциональное, физическое состояние школьников. 
  5. Подвижные игры необходимо проводить во время проведения уроков, классных часов, учитывая фон утомления школьников, а также во время перемен.
  6. С целью профилактики нарушения осанки у младших школьников рекомендуется систематическое проведение физкультурных пауз, физкультурных минуток.
  7. Подвижные игры, проводимые во время перемен, требуют тщательного наблюдения за техникой исполнения правил игры и безопасностью играющих. 
  8. Подвижные игры, проводимые в классе во время классного часа, также требуют тщательной подготовки инвентаря, безопасного помещения и значительной длительности проведения.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Аст Астрель Хранитель, 2008. – С. 132-212, 577-584.
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА• М, 1999. – С. 42 - 125.
3. Жуков, М.Н. Подвижные игры. Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
4. Ковалева, Г.А. Основные результаты международного исследования PISA-2015. URL: http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf (Дата обращения: 29.01.2018).
5. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды. – М.: Юрайт, 1988. – С. 217-253, 278-325.
6. Метапредметные результаты – это показатели освоения программы основного общего образования. URL: http://fb.ru/article/244904/metapredmetnyie-rezultatyi---eto-pokazateli-osvoeniya-programmyi-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (Дата обращения: 21.02.2018).
7. Митрофанова, С.А. Подвижные игры на логопедических занятиях [Электронный ресурс] / Логопедический портал: Всероссийский образовательный сайт. – Режим доступа: http://logoportal.ru/podvizhnyie-igryi-na-logopedicheskih-zanyatiyah/.html (Дата обращения: 29.01.2018).
8. Отчет о результатах самообследования МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени. URL: – Режим доступа: http://school63tmn.ru/about/doc/otchet_31-08-2016.pdf (Дата обращения: 29.01.2018).
9. Списки финалистов олимпиады «Наше наследие» среди 2-4 классов. URL: https://olimpiada.ru/news/11844 (Дата обращения: 18.04.2018).
10. Харченко Н.И. Современные инновационные технологии в школьном образовании // Инновационная школа. – 2016. – № 4. С. 80-84.
11. Хёйзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры. – М: Прогресс-традиция, 1997. – С. 21-45, 110-121.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры - 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 74-176, 319 - 336.
13. Ясько А.И., Баймагамбетова А.С. Учебно-методическое пособие по подвижным играм. – Костанай, 2015. – С. 5-11.
Список источников
14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. – N 5408.

Расскажите о нас своим друзьям: