Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №8(13) Август, 2017

УДК 378

Дата публикации 31.08.2017

Развитие нравственных ценностей у студентов технического вуза в системе преподавания гуманитарных дисциплин

Тарасова Екатерина Николаевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры Инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

Аннотация: В данной статье выявлен содержательно-целевой аспект развития нравственных ценностей у студентов в системе преподавания гуманитарных дисциплин. Рассмотрен воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании нравственного сознания личности студента, а также педагогический аспект интегративного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки.
Ключевые слова: нравственные ценности, воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, психолого-педагогическая подготовка, интегративный подход

Development of students` moral values while teaching humanities at technical university

Tarasova Ekaterina Nokolaevna
PhD, Associate professor of Psychology and Pedagogy Chair (PPC) of FSBEO HPE “KNRTU”, Kazan

Abstract: This article reveals the content-based aspect aimed at developing student moral values while teaching humanities. In order to form awareness of moral values among students we considered educational capacity in teaching humanities as well as pedagogical aspect of integrative approach in psychological and pedagogical training.
Keywords: moral values, educational capacity in teaching humanities, psychological and pedagogical training, integrative approach

В связи с социальной востребованностью повышения нравственной культуры подрастающего поколения, усилением нравственно формирующей функции современного образования, его ориентации на ценностно-смысловое освоение окружающей действительности, меняются требования к подготовке современного специалиста. Важнейшим условием формирования личности студента становится развитие его высших потребностей, ценностных ориентаций. Неоценимую роль в этом процессе играют дисциплины гуманитарного цикла, способствующие развитию мировоззренческой культуры молодого человека, его ценностного сознания, характеризующегося бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, стремлением к добру и справедливости. При этом, реализация интегративного подхода призвана аккумулировать воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин и обеспечивать постижение содержащихся в них общечеловеческих нравственных ценностей.

Идеи формирования нравственных ценностей личности отражены в  работах Л.С. Выготского, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, Л.И. Рувинского, Л.И. Новиковой, Е.В. Бондаревской, Л.И. Анцыферовой, Л.П. Буевой, Н.Л. Селивановой, И.А. Липского и др.; исследования, посвященные анализу воспитательного потенциала учебных дисциплин, процесса обучения принадлежат Г.Г. Габдуллину, Л.А. Воловичу, И.Э. Ярмакееву, П.Н. Осипову и др.; идеи интегративного похода отражены в работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, С.М. Гапеенкова, С.Б. Игнатова и др.

По мнению И. Ярмакеева, реальная практика показывает, что вузы, как правило, не уделяют должного внимания формированию нравственно-смысловой сферы профессиональной деятельности будущего специалиста, сводя образовательный процесс к его информационной и технологической составляющим, выражающимся в «передаче» студентам знаний, умений и навыков [7].

Между тем, вузовское техническое образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на молодое поколение. В особенности это относится к блоку учебных дисциплин гуманитарной направленности. Специфика гуманитарных предметов в формировании нравственных ценностей личности студента с позиций современной образовательной парадигмы заключается в том, что они не могут быть усвоены на уровне значений. Существенным критерием усвоения в данном случае является смысл, отношение, которые вырабатываются через диалог, внутреннюю полемику с другими субъектами – педагогом, другими обучаемыми, авторами идей, концепций, произведений, входящих в содержание образования. На первый план выходит ценностное отношение к изучаемому объекту [8]. Вследствие этого, для гуманитарного образования приоритетное значение имеет не столько объяснение, сколько понимание эмоциональных переживаний, мыслей и поступков человека, оценка его деятельности в моральном плане.

В связи с этим, педагогический аспект интегративного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки студентов в целях их нравственного развития, формирования ценностных ориентаций, на наш взгляд, заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становились специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности студента, его устойчивыми жизненными ориентирами путем перевода их в субъективные ценностные ориентации. Во-первых, это – общечеловеческие ценности, (истина, жизнь, счастье, свобода, честь и др.). Во-вторых, это – ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений (труд, гуманизм, красота, знание, Отечество и др.). И, наконец, это – ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность и др.).

Опора на интегративный подход в системе психолого-педагогической подготовки будущих специалистов предполагает системное единство гуманитарных знаний, объединение в едином процессе всех видов и уровней учебно-познавательной деятельности, единение преподавателя и студентов в ходе психолого-педагогической подготовки. Так, к примеру, содержание дисциплины «Педагогическая антропология» предусматривает глубокие и тесные методологические и мировоззренческие взаимосвязи с философией, социологией, культурологией, этикой, психологией, а   также   с   другими   дисциплинами   общекультурной   и профессиональной   подготовки   специалиста.   Лишь   на   основе   усвоения   этих взаимосвязей возможно формирование у студентов единой и целостной научно-философской и образно-эмоциональной картины мира, морально-этического мировоззрения. Интегрируя в себе современные представления о человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре, о наиболее продуктивных для современной педагогики идеологии, стратегии и технологиях воспитания, данный курс имеет обширные, разносторонние возможности воспитания гармонично-развитой, нравственно-ориентированной личности, формирования ее жизненной и профессиональной позиции. Различные альтернативные подходы и трактовки профессионально — нравственных явлений и процессов дают возможность будущему специалисту не только глубоко осмыслить их, но и выработать собственную мировоззренческую позицию с учетом своего индивидуально-личностного опыта, прежде всего нравственного характера.

Согласно точке зрения И.Э. Ярмакеева, воспитательный потенциал учебной дисциплины является совокупностью мировоззренческих, аксиологических, культурологических аспектов и соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов учебной и внеаудиторной работы, творческая актуализация которых позволяет не только успешно реализовать воспитательную функцию процесса обучения, но и значительно обогатить целевой, содержательный и процессуальный компоненты общего и профессионального воспитания будущих специалистов [8].

В связи с этим, особенно актуальным становится проведение на занятиях психолого-педагогической направленности цикла этических бесед с использованием эмоциональных, деятельностно — ориентированных форм педагогического влияния на обучающегося, таких как педагогические задачи, тесты и др.; упражнений индивидуального тренажа, направленных на развитие логики, воображения, на формирование нравственных чувств обучающихся; проведение диспутов, дискуссий, написание эссе нравственной проблематики, способствующее нравственной рефлексии студентов, развитию образного, аналитического мышления; создание специальных «эмоциогенных» ситуаций общения. При этом, создавая морально-этические ситуации, «можно подвести студентов к самостоятельным выводам, отношениям, оценкам. Обучающиеся, в свою очередь, должны: а) объяснить моральную ситуацию; б) дать критическую оценку поведения других людей; в) осуществить выбор своего поведения; г) дать критическую оценку своего решения, принятого в ситуации морального выбора» [4, с. 36-37].

К примеру, один из разделов учебной дисциплины «Педагогическая антропология» «Человек как предмет научного изучения» может включать в себя такие воспитательные единицы, как диспут на тему «Почему антропологическое знание является важным для педагога?»; этическую беседу на тему «Нравственность человека как способность ориентироваться на высшие ценности» (как метод осмысления студентами своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения). К развиваемым при этом нравственным личностным качествам студента можно отнести формирование профессионально-нравственного сознания, нравственных чувств, моральной мотивации поведения. Раздел дисциплины «Культура как антропологический феномен» позволяет включить в себя творческую работу «Условия оптимального взаимодействия человека и культуры», позволяющую сформировать нравственные установки студента, его ценностное отношение к культуре. Раздел «Воспитание как антропологический процесс» подразумевает использование эмоциональных, деятельностно-ориентированных форм педагогического влияния на студента, таких, как творческие задания, педагогические задачи, тесты, ситуации морального выбора как методы организации социального опыта студентов; организацию и проведение группового воспитательного дела. Формируемыми при этом личностными нравственными качествами студентов становятся нравственное отношение к окружающей действительности, представления обучающихся о нравственном идеале, формирование нравственного восприятия и переживания, моральной мотивации деятельности и поведения и т.д.

При этом, ориентация педагога в процессе образовательно-воспитательной деятельности на принципы: гуманизации, ценностной ориентации студентов, личностно — ориентированный принцип, принцип сотрудничества, дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса, деятельностный принцип, принцип диалогичности, принцип профессиональной направленности определяют педагогическую интеграцию как целостный взаимообусловленный процесс, направленный на целостный результат – воспитание целостной личности.

Особое значение принадлежит использованию в процессе занятий методов: убеждения, побуждения к сопереживанию, воспитания эмоционально-положительной  отзывчивости   на  прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире, методов само-:  самоанализа; самокритики; самопознания; самовоспитания, самообучения, самообразования, самообладания, самоограничения, самоконтроля и самостимулирования, методов педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения (пример, разъяснение, обращение к совести, к чувству справедливости, к самолюбию и чести, внушение, упражнение и др.). Реализуемые при этом инновационные технологии образовательно-воспитательной деятельности: организации и проведения группового воспитательного дела, проектного обучения, личностно-ориентированного обучения (гуманно-личностные технологии, сотрудничества, свободного воспитания), информационно-коммуникационной технологии,  индивидуального рефлексивного самовоспитания, технологии воспитания на основе проектно-парадигмального подхода призваны оказывать личностно-формирующий эффект педагогической интеграции, направленность на человека, его самореализацию и преображение как важнейший итог всего педагогического процесса.

Особое значение в процессе психолого-педагогической подготовки студентов в целях их нравственного самосовершенствования приобретает также личность педагога, нравственная культура которого выступает как «сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств, характеризующих степень развития и саморазвития нравственных мотивов, ценностей, убеждений, знаний, умений, чувств и способностей, ко­торые он проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми ценно­стями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной деятельности принято считать нормативны­ми и (или) идеальными» [6].

Итак, содержательно-целевой аспект развития нравственных ценностей у студентов технического вуза в системе гуманитарной подготовки, с опорой на интегративный подход, предполагает формирование личностной позиции студента, включающей в себя  осознание общественной значимости своей профессии, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы принципов и гуманистических ценностных ориентаций на социально-профессиональную активность.


Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / Е.В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2004. – 120 с.
2. Воропаев М.В. Нормативно-гуманистические воспитательные системы: опыт экспериментального изучения [Текст] / М.В. Воропаев. – Тамбов: ТОИПКРО, 2003. – 214 с.
3. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Интегративный подход в моделировании современного образования/ С.Б. Игнатов, В.А. Игнатова// Социально-экономические технологии, Выуск 1, 2013 , с.99-103
4. Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности / И.А. Липский. – Тамбов, ТГУ, 2000. – 32 с.
5. Осипов, П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе: Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы. – Казань: РИЦ «Школа», 2011. – 224 с.
6. Сироткин Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: науч.-метод. пособие / Л.Ю. Сироткин, С.Ф. Егерева. – Казань: Изд-во КГПУ, 2005. – 79 с.
7. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И.Э. Ярмакеев // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 86-92.
8. Ярмакеев, И. Э. Гуманитарные смыслы педагогического образования / И.Э. Ярмакеев //Народное образование. Педагогика. -2006.-№1.- С.42-45

Расскажите о нас своим друзьям: