Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 378.016:811

Дата публикации 30.04.2018

Развитие навыков говорения у студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

Макарова Татьяна Николаевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург, rowanta@mail.ru

Аннотация: В данной статье обосновывается необходимость развития навыков говорения на иностранном языке у студентов неязыковых вузов. Анализируются основные условия и приемы развития коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку. В данной работе рассмотрены такие приемы, как дискуссии, работа над текстом, ролевые игры, проектная работа. Особое внимание уделяется творческим упражнениям при работе над устной речью, которые стимулируют обучающихся к общению и снимают языковой барьер. Автор приходит к выводу, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции у обучающихся, которое возможно благодаря высокой мотивации студентов, правильно подобранным материалам и методам обучения.
Ключевые слова: навыки устной речи, иностранный язык, общение, мотивация, дискуссия, ролевые игры, проектная работа

Development of speaking skills in students of non-linguistic universities in the process of foreign language teaching

Makarova Tatyana Nikolaevna
teacher of Foreign languages department, Ural State Agrarian University, Russia, Ekaterinburg, rowanta@mail.ru

Abstract: This article justifies the need to develop foreign language speaking skills in students of non-linguistic universities. Main conditions and techniques of developing communicative skills in the process of foreign language teaching are analyzed. This paper investigates such educational techniques as discussions, activities related to texts, role-playing, project work. Particular attention is paid to creative activities in developing speaking skills which stimulate learners to communicate and help overcome the language barrier. The author concludes that the main goal of foreign language teaching is the development of communicative competence in students which is possible due to high motivation in students, properly selected materials and teaching methods.
Keywords: speaking skills, foreign language, communication, motivation, discussion, role-playing, project work

На сегодняшний день иностранный язык как дисциплина входит в обязательную программу в любом высшем учебном заведении. Он необходим как для будущей профессии, так и для личностного развития.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативное обучение иностранному языку представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы по своим основным качествам оно должно быть подобно процессу общения. Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т. е. развитие навыков говорения.

При следовании принципу коммуникативной направленности вся система работы преподавателя подчинена созданию у обучающихся мотивации к говорению на изучаемом языке. На занятиях по иностранному языку обучению общению способствуют методические приемы, которые имеют педагогический эффект в условиях, если преподаватель умеет чётко формулировать задания, умело использовать средства обучения, а также создавать благоприятные условия для речевой деятельности: когда обучающимся хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке, когда они имеют возможность высказывать свои мысли, не боясь при этом допустить ошибки [2].

Важное значение в обучении навыком говорения имеет создание такой речевой ситуации, которая стимулировала бы у студентов интерес к заданию и желание выполнить его. Следует адаптировать обучающихся к ситуации, развивать критическое мышление, умение высказывать свою точку зрения о решении волнующих проблем: взаимоотношений в семье, проблем молодежи, образования. Следовательно, становится актуальной проблема мотивации высказывания. В этой связи возникает необходимость её обеспечения путем постановок перед обучающимися таких заданий, которые вызвали бы у них стремление согласиться с предлагаемой точкой зрения или опровергнуть её, а не просто «отмолчаться» или односложно ответить на вопрос преподавателя.

Таким образом, для достижения высокой эффективности занятия и обеспечения мотивации обучающихся нужно тщательно продумывать приемы, стимулирующие обучающихся к общению. Для достижения мотивации высказывания возможно использовать различные приемы получения кратких и развернутых высказываний, например:

1) Гипотетические вопросы, которые побуждают обучающихся делать предположения: “If people had no weapon would the war be possible?”

2) Личностно-ориентированные вопросы, которые побуждают обучающихся выражать свое мнение или проявлять собственную реакцию: “What do you suggest he should…? What would you do if you were…? Would it be better to…?”

3) Общие вопросы, которые помогают обучающимся соотносить обсуждаемую проблему с более широким понятием или явлением: “Is this good or evil?”

4) Провокационные утверждения, которые обеспечивают полное вовлечение обучающихся в обсуждение темы. Они побуждают их высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу, аргументировать её, не соглашаться с «провокацией» и имеют большое значение для развития речи обучающихся на занятиях по иностранному языку.

Часто обучающимся нечего сказать по теме или проблеме, им не хватает языковых или речевых средств. Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана. Следующие рекомендации могут оказать практическую помощь:

1) Занятия по развитию навыков говорения должны опираться на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы.

2) Помимо грамматических структур обучающимся необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, её логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования.

3) Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определённых пробелов информационного плана, но и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме [2].

Развитие навыков говорения на основе текста называется в отечественной методике методом обучения устной речи «сверху вниз». Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом.

Некоторые виды таких упражнений, которые можно использовать при работе над текстом и устными темами:

1) Составление плана пересказа текста и рассказ по плану.  При составлении планов преподаватель даёт 10-15 минут на подготовку. Несколько студентов зачитывают свои планы, которые затем обсуждаются группой, и выбирается лучший вариант.

2) Текст делится на несколько логически законченных частей. Каждую часть преподаватель раздает студентам. Первым начинает пересказывать свою часть тот студент, которому досталось начало текста. Во время его пересказа остальные студенты должны догадаться, кому следует продолжить. По окончании пересказа одного студента преподаватель может предложить любому студенту пересказать, то, что он услышал.

3) Преподаватель начинает рассказ, предлагая студентам закончить его, придумать вариант концовки.

Общение на занятиях активизируется при помощи дискуссии. Любой из проблемных вопросов может служить материалом для дискуссии. Для успешного проведения дискуссии следует выбрать такую тему, которая близка обучающимся и интересует их. Можно провести дискуссию об известном фильме, понравившейся книге или даже провокационной картине. В последнем случае студенты могут не только описать то, что они видят, но и рассказать, например, нравится им картина или нет, как они относятся к изображённым персонажам, какие события предшествовали данному моменту, как, по их мнению, будут развиваться события далее. Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает обучающихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями.

Другой эффективный метод, который преподаватель может успешно использовать для вовлечения студентов в коммуникацию, это ролевые игры. Использование ролевых игр дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету [1]. Ролевая игра активизирует стремление студентов к контакту друг с другом и создает условие равенства в речевом партнерстве. Также ролевая игра дает возможность неуверенным в себе обучающимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии студенты-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а неуверенные студенты предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантная ситуации и задачи общения, и правильно отреагировать на реплику.

Другой способ, стимулирующий речевую деятельность студента, – метод проекта, который можно активно использовать в работе. Работа над проектом – это творческий процесс, развивающий активное самостоятельное мышление человека, обучающий его не просто запоминать информацию, а применять знания на практике [3]. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для её решения обучающимся требуется не только глубокое знания языка, но и умение использовать сведения из разных областей, прогнозировать результаты и видеть разные варианты решения проблемы. Более того, проектная работа развивает у обучающихся чувство ответственности, умение общаться и выступать публично. Темы могут быть самыми разнообразными. Приоритет отдаётся личным интересам обучающихся, что позволяет более творчески использовать языковые средства и знания об окружающем мире. Проектная работа может выполняться индивидуально, а также в паре или группе.

Можно сделать вывод, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных навыков у студентов. В свою очередь, уделяя внимание развитию навыков говорения, преподаватель в значительной степени повышает мотивацию к изучению иностранного языка у обучающихся, так как они видят результаты своего труда, а именно, достигнутую цель общения. Обучение коммуникативным навыкам будет намного эффективнее, если обучающихся заинтересовать, показать им, что даже изучение иностранного языка может быть интересным занятием. Повышения мотивации к говорению на иностранном языке можно достичь при помощи таких приемов, как обсуждение проблемных вопросов, использования ролевых игр и проектной работы.


Список литературы

1. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-tekstom-na-uroke-inostrannogo-yazyka-1
2. Муратова А.С. Специфика развития навыков говорения у студентов неязыковых вузов // Альманах современной науки и образования. – 2006. – № 2 (9): в 3-х ч. – Ч. II. – C. 120-121.
3. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

Расскажите о нас своим друзьям: