Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 373.2

Дата публикации 14.10.2019

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Бичева Ирина Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия, irinabicheva@bk.ru
Мамсина Анна Анатольевна
студент, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия, annamamsina@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития логического мышления у детей в условиях дошкольной образовательной организации. Обосновывается идея использования комплекта цветных палочек Кюизенера для развития у детей старшего дошкольного возраста таких операций логического мышления, как анализ синтез, сравнение. Приведены результаты сравнительного анализа уровня сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста до и после обучения. Сделан вывод, что универсальность и абстрактность материалов комплекта обеспечивают успешность решения задач развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, формирование познавательной мотивации, развитие умения аргументировать свои замыслы, осознавать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, логическое мышление, развитие логического мышления, цветные палочки Кюизенера

Development of logical thinking in older children

Bicheva Irina Borisovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia,
Mamsina Anna Anatolievna
student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia,

Abstract: This article discusses the problem of developing logical thinking of children in the conditions of a pre-school educational organization. The idea of using a set of color Küisener sticks for the development in children of elder pre-school age of operations of logical thinking such as synthesis analysis, comparison is justified. The results of comparative analysis of the level of formation of logical thinking of children of older pre-school age before and after education are given. It was concluded that the universality and abstractness of the materials of the set ensure the success of solving the problems of development of logical thinking in children of older pre-school age, formation of cognitive motivation, development of ability to argue their plans, awareness of essential elements of various types of activities, their purpose.
Keywords: Pre-school education, pre-school age, logical thinking, development of logical thinking, color Küisener sticks

Дошкольный возраст – важный этап в подготовке гармонично развитой личности ребенка, воспитания и развития психических процессов, формирования основ логического мышления, обеспечивающих осознание и отражение воздействий окружающей действительности. Сенситивным периодом в становлении и развитии логического мышления признается старший дошкольный возраст, физиологические и психолого-педагогические характеристики которого  позволяют целенаправленно развивать у детей такие мыслительные операции как анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация (Л.С.Выготский, З.А.Зак, Я.З.Неверович, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддъяков, Т.А.Рибо, Х.М.Тепленькая, Д.Б.Эльконин и др.). Исследования  ученых свидетельствуют, что «мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях», а также процесс познавательной действительности, при котором субъект оперирует различными обобщениями (понятиями, категориями, образами) [1, с. 328].  Специфика мышления в том, что оно дает возможность понять законы существования объективного мира, позволяя человеку предвидеть будущее и планировать практическую деятельность. В процессе мыслительной деятельности знания переносятся из одной ситуации в другую, устанавливаются отношения условий деятельности к ее цели, происходит преобразование данной ситуации в подходящую обобщенную схему [2, с. 53]. На этапе старшего дошкольного возраста ребенок сталкивается с проблемой разрешения задач, которые требуют установления отношений и зависимостей между несколькими свойствами и явлениями. В исследованиях Н.Н.Поддъякова отмечается, что у детей 4-6 лет формируются умения и навыки, которые содействуют изучению внешней среды посредством «анализа свойств предметов и воздействия на них с целью изменения», что характеризует развитие наглядно-действенного мышления, которое «способствует накоплению фактов и сведений об окружающем мире, созданию основ для формирования представлений и понятий» [3, с. 189]. Устанавливая зависимость между явлениями или объектами, ребенок овладевает способностью понимать ситуацию, которая требует специального разрешения. Осознание непонятности воспринимаемого создаёт потребность объяснения и понимания явления. Тем самым появляются предпосылки развития новых форм мыслительной деятельности – ребенок начинает использовать мышление для познания того, что не входит в пределы его собственной деятельности [4, с. 52]. К старшему дошкольному возрасту преобладающей формой наглядно-образного мышления становится наглядно-схематическая. Приобретая черты обобщенного, данная форма мышления считается основой для формирования логического мышления. Как подчеркивает З.А.Зак, развитие образного мышления у детей старшего дошкольного возраста способствует созданию представлений, лежащих в основе абстрактных понятий [4].

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может решить проблемную ситуацию, используя три способа мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста проявляются в том, что ребенок способен решать мыслительные задачи в представлении, рассуждать, объяснять процессы и явления, проявляя пытливость, гибкость, самостоятельность в процессе поисковой и планирующей деятельности.

Нами проведено изучение уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогического эксперимента, который проводился  в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №121 «Рябинушка», г. Нижний Новгород, В исследовании приняли участие 32 ребенка старшего дошкольного возраста.

Исследования проводились по диагностическим методикам (авт. Э.Ф.Замбацявичене), целевая направленность которых представлена в табл. 1.

Таблица 1. Диагностические методики изучения уровня сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Название методики

Цель

«Нелепицы»

Определение уровня развития анализа, логического рассуждения и грамматически правильного выражения своей мысли

«Времена года»

Определение уровня развития синтеза

«Найди отличия»

Определение уровня развития сравнения

Результаты констатирующего этапа показали, что лишь 18,8% детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности исследуемых операций логического мышления. На начало экспериментальной работы преобладают значения очень низкого и низкого уровней. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления, прежде всего таких операций, как анализ, синтез, сравнение, а также умения рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Важным условием развития логического мышления является целенаправленное обучение и воспитание посредством игровой деятельности [5, 6, 7, 8, 9]. Поэтому на этапе формирующего эксперимента нами разрабатывался и апробировался комплекс педагогических мероприятий, основанный на материале комплекта цветных палочек (полосок) Х.Кюизенера. К особенностям данного дидактического материала можно отнести его универсальность, абстрактность, возможность моделировать свойства, числа, отношения, устанавливая зависимость между ними при помощи цвета и длины [10, 11]. Посредством использования логических палочек Кюизенера решались следующие задачи:

- сформировать у детей математические представления о кодировании и декодировании информации, кодировании со знаком отрицания, алгоритме, классификации, абстрагировании, сравнении, разбиении;

- развивать умения выявлять и называть свойства объектов, обобщая их по свойствам и объясняя различия и сходства;

- способствовать развитию пространственных представлений, умений самостоятельно решать задачи, проявляя воображение.

Развивающие игры и упражнения, основанные на материале комплекта цветных палочек (полосок) Кюизенера, осуществлялись с учетом возрастных особенностей детей и выявленного уровня развития логического мышления. Отбирая упражнения, учитывалась их взаимосвязь (способов действия, результатов, наличие общих и постепенно усложняющихся элементов) и возможность сочетания с упражнениями, которые проводятся с другими дидактическими средствами [12, с. 78]. Игровые элементы вводились в форме игровой мотивации (строим лесенку для птички, чиним забор и т.д.) и в виде соревнования (кто быстрее скажет, составит, сделает). Использовались упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных отношений, понятий, действий, а также комплексные упражнения на решение нескольких задач или вариантов решения задачи (составить «поезд» одинаковой длины из 2-х, 3-х или 4-х «вагонов», измерить одной и той же палочкой-меркой разные палочки, одинаковые палочки разными мерками-палочками, измерить простой и составной меркой и т.д.). Затем переходили к заданиям построить сложные фигуры с условием: по взаимному расположению, заданному общему количеству палочек и т.д.

В процессе работы с детьми особое внимание уделялось использованию целостных инструкций, разъяснениям, пояснениям, указаниям, контролю и оценке выполнения заданий. Поскольку деятельность по инструкции связана с формированием у детей внутреннего плана умственных действий, процесс освоения данного навыка предполагал четыре этапа. На 1 этапе инструкция подразумевала 1-3 простых, четко обозначенных действий. На 2 этапе детям предлагались инструкции из 2-5 действий. В основе работы был знакомый материал, наглядные подсказки, ориентиры последовательности выполнения и качества действий. На 3 этапе в инструкцию вводились вариативные задания (если…, то…) и задания для самопроверки (сколько грибов на полянке, сосчитайте; выберите палочку, соответствующую их количеству; если на полянке больше 5 грибов, поставьте палочку слева; если меньше - справа). На 4 этапе дети не получали четкой инструкции и должны были самостоятельно находить соответствие числа и цвета, выделять необходимую последовательность действий с помощью схематических изображений.

Повышение  интереса детей к самостоятельному поиску решения обеспечивалось проблемно-практическими заданиями. Например, при выполнении упражнения «Варим манную кашу» применялись проблемно-поисковые вопросы: В рецепте указано, что на одну ложку крупы надо взять две ложки воды. Как это можно сделать с помощью мерок? Подумайте, сколько следует добавить воды в крупу, чтобы правильно сварить кашу? Вспомните, какое правило при измерении с помощью мерок мы должны учитывать? (мерка должна быть одна, каждая мерка отмечается предметом, для того, чтобы не сбиться при их счете). Как мы узнаем, сколько нам потребуется воды?  (на каждую мерку крупы нужно отмерить по две мерки воды). Сделайте вывод: равно ли количество мерок воды и количество мерок крупы или нет. Объясните свой ответ.

Работа с палочками Кюизенера осуществлялась как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Чередование индивидуальных и подгрупповых форм предоставляло каждому ребенку возможность самостоятельно ответить на поставленный вопрос, предложить свою гипотезу и осуществить практические пробы, получить одобрение правильным действиям, при необходимости – косвенную помощь (например, подумать еще раз, по-другому).

Проверка эффективности экспериментальной работы в процессе использования цветных палочек Кюизенера проходила на основе сравнения уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста до и после обучения. Результаты контрольного исследования показали положительную динамику по всем исследуемым показателям сформированности логического мышления у детей экспериментальной группы. Прежде всего, после обучения «очень низкий» и «низкий» уровни сформированности анализа, синтеза и сравнения у детей данной группы не выявлены. Следовательно, целенаправленное и системное использование палочек Х.Кюизенера в воспитательно-образовательном процессе способствует решению задач развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивая формирование познавательной мотивации, развитие умения аргументировать свои замыслы, осознавать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения.

Актуальность исследуемой проблемы приводит к выводу о необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации и обуславливает определение эффективных форм методической работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста [13, 14].


Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство «Питер», 2015. 720 с.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Сфера, 2006. 277 с.
3. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.М.: Педагогика, 1985. 200 с.
4. Зак А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. М.: Аркти, 2001. 144 с.
5. Аббасова О.Е., Корнилова А.А., Петрова О.А. Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 4 (10). С. 185-188.
6. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология) // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 21-29.
7. Меличаева А.М., Ханова Т.Г. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: cборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 6-67.
8. Поверинова М.С., Зозуля О.В. Развитие логического миышления у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2015. № 5. С. 29-32.
9. Шинкарёва Н.А., Дробязгина Т.В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 91-95.
10, Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/ учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Санкт-Петербург, 2013. 128 с.
11. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2003. 72 с.
12. Носова Е.А., Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников // Методическое пособие. СПБ.: Детство-пресс, 2005. 146 с.
13. Бичева И. Б., Мелентович А. В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267-279.
14. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

Расскажите о нас своим друзьям: