Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 37.03

Дата публикации 20.06.2019

Развитие критического мышления в преподавании иностранного языка

Апресян Карине Генриховна
старший преподаватель, Российский университет транспорта (РУТ МИИТ), кафедра «Лингводидактика», karine.apresyan@gmail.com

Аннотация: В статье описываются требования и умения, необходимые PR-специалисту для решения профессиональных задач и делается акцент на необходимости формирования и развития у студентов критического мышления в процессе обучения в ВУЗе. Цель статьи - поделиться практическими идеями о развитии критического мышления в контексте преподавания английского языка обучающимся направления «Реклама и связи с общественностью». В статье приведены методы и приемы, используемые преподавателями для развития критического мышления у обучающихся, такие как «введение в тему», графическое представление информации в виде таблиц, графиков и интеллект карт, «метод Сократова диалога», деловые ролевые игры, перевод с иностранного языка на русский и с русского на иностранный, подготовка и проведение презентаций и консультаций, активное чтение. Применение вышеперечисленных методов преподавателями иностранного языка на занятиях способствует развитию критического мышления у обучающихся и повышению мотивации изучения иностранного языка, а также позволяет превратить обучение из рутинной работы в целенаправленную деятельность.
Ключевые слова: критическое мышление, деловые ролевые игры, активное чтение, интеллект-карты, предтекстовые и послетекстовые задания, метод Сократова диалога, презентации и консультации, визуальные организаторы, реклама, связи с общественностью, PR-специалист

Fostering Learner's Critical Thinking Skills in foreign language teaching

Apresyan Karine Henrichovna
senior teacher, Russian University of transport (RUT MIIT), the department of "Linguodidactics»

Abstract: This article describes some career requirements for PR-specialists and explains why a curriculum aimed at developing critical thinking skill while teaching foreign languages to students majoring in PR and Advertising may benefit the learners. The aim of the article is to share some practical ideas about critical thinking development within English language teaching contexts. To enhance critical thinking in learners, foreign language teachers use various methods and techniques such as “Lead-in”, “Socratic Questioning”, “Mind-maps”, “Consultations and Presentations”, “Business role plays”, “Active Reading”, “Translations”. All these activities are parts of a lesson or exercise that require a learner to inquire more thoroughly about language or ideas in order to achieve a better understanding. Thus, foreign language teachers should integrate critical thinking activities into their lessons to promote critical thinking in students, to make them be more interested in learning process and turn the lesson from routine into interactive, interesting and challenging one.
Keywords: critical thinking, business role plays, active reading, mind-maps, pre-text and post-text assignments, Socratic methods, presentations and consultations, visual organizers, advertising, public relations, PR specialist

В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Он должен уметь воспринимать и  перерабатывать информацию, обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, иметь развитое критическое мышление, и, кроме того, владеть иностранными языками, так как знание минимум одного иностранного языка стало существенным компонентом профессиональной деятельности специалиста.

В современном мире развитых технологий, мы сталкиваемся с серьезной информационной перегрузкой. Сейчас как никогда важно, чтобы мы, преподаватели, помогли обучающимся развить навыки критического мышления, являющиеся одним из важных понятий современного образования. Важно, чтобы обучающиеся научились просеивать, четко и логично рассматривать и анализировать  информацию полученную из СМИ, эффективно и действенно формировать мнения или воздерживаться от суждений, когда это необходимо, делать логические выводы, строить доказательства и применять полученные результаты.

Несмотря на то, что в научной среде и литературе термин «критическое мышление» появился впервые в середине двадцатого века, в профессиональном языке преподавателя он стал использоваться сравнительно недавно. Автор исследования «Эксперимент по развитию критического мышления» Э. Глейзер определяет критическое мышление как способность думать критически, состоящую из трех основных компонентов: умение взвешенно рассматривать проблемы; знание основных методов логического исследования и аргументации; готовность применять эти методы [7]. Однако сама концепция критического мышления не является продуктом 20 века  и использовалась на протяжении всей истории человечества.

Греческий философ Сократ (5 в до н.э.) разработал диалектический метод, построенный на вопросах и ответах. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них [2, с.27-28]. Взяв за основу диалектический метод Сократа, преподаватель предлагает студентам ряд острых вопросов, подводя их к тому, чтобы они смогли продумать, проанализировать, проверить и описать свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения.

Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума, представляющая собой иерархический порядок когнитивных навыков, который многие преподаватели применяют для планирования урока, разработки учебных планов, персонализации и дифференциации обучения, оценки сложности заданий, разработки онлайн-курсов и т.п. Целью данной системы является поощрение развития таких форм, мышления как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов. С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов от самого базового до самого продвинутого: Знание (knowledge) - Понимание  (comprehension) - Применение (application) - Анализ (analysis) - Синтез (synthesis) - Оценка (evaluating) [6].

В 2001 году ученые Л. Андерсон и Д. Красволл предложили свой вариант измерительной шкалы и внесли некоторые изменения в Таксономию Блума. Таксономия Л.Андерсона и Д.Красволла ставит следующие  цели: Помнить (Remember) - Понимать  (Understand)  - Применять (Apply) - Анализировать (Analyze) - Оценивать (evaluate) - созидать (Create) [5]. Упражнения, разработанные преподавателями по таксономии Л. Андерсона и Д. Красволла, развивают критическоe мышлениe, способствуют активному обучению и позволяют студентам  практиковать различные уровни когнитивных областей.

На основе анализа различных определений критического мышления, можно сказать, что ему присуще пять характерных особенностей: 1) свобода независимого мышления, что является основой для формирования уверенного мнения и формирования отношения; 2) информация, которая является отправной, а не конечной точкой критического мышления; 3) запоминание или обучение на основе памяти больше не является достаточным или достижимым, учитывая количество доступных данных; 4) критическое мышление начинается с вопросов, с проблем, которые необходимо решить; 5) чтобы ориентироваться в сложной реальности, обучающиеся должны быть восприимчивы к проблемам и открыты для поиска решений.

Деятельность специалиста в области рекламы и PR предполагает у него наличие сформированных умений логического, аналитического и критического мышления для выполнения поставленных перед ними задач, таких как установление и поддержание многосторонних контактов между организациями, целевой и предполагаемой аудиторией, государственными и общественными организациями, предотвращение конфликтов и недопонимания, ликвидация слухов и опровержение клеветнической информации, создание имиджа и репутации фирмы, разрешение и предотвращение кризисных ситуаций и т.д.  Одной из основных целей работы PR-специалистов является воздействие на состояние общественного мнения и их деятельность ориентирована на формирование имиджа и репутации компании, бренда, торговой марки.

Опираясь на теоретический анализ деятельности специалиста в сфере рекламы и PR были выделены требования и умения, необходимые для решения профессиональных задач, такие как:

1. владение знаниями о рынке средств массовой информации и тенденций на рынке рекламы;

2. обладание журналистскими навыками такими как сбор, анализ и обработка информации;

3. умение правильно подать информацию о компании, продукте, услуге или клиенте;

4. умение пользоваться основными технологиями, обеспечивающими двусторонние коммуникации: встречи, дискуссии, собрания, круглые столы и т.д. или технологиями, создающими основу таких коммуникаций как исследования общественного мнения, контент-анализ прессы и т.п.

Так как деятельность PR специалиста весьма многообразна, список требований и умений объёмный и разнообразный, однако твердо можно утверждать, что критическое мышление является одним из основных требований. В связи с этим, при обучении иностранному языку студентов данной специальности, преподавателями кафедры используются различные методы, направленные на развитие критического мышления. Наиболее часто применяемыми приемами являются:

  • введение в тему (Lead-in);
  • метод Сократова диалога (Socratic Questioning);
  • графическое представление информации в виде таблиц, графиков и интеллект карт (Mind-maps);
  • подготовка и проведение консультаций и презентаций (Consultations and Prezentations);
  • деловые ролевые игры (Business role plays: Negotiations, Organization of PR events, Crises management, etc.);
  • чтение (Active Reading, Dipping into and Skimming);
  • перевод с иностранного языка на русский и с русского на иностранный. (Translations).

Рассмотрим некоторые из вышеприведённых методов.

Введение в тему (Lead-in) «разогреть студентов» - призвано вызвать интерес к новой теме путем обращения студента к предыдущему опыту или знаниям, которые имеют отношение или связаны с новой темой. Роль преподавателя заключается в стимулировании студентов к использованию фоновых знаний по изучаемой теме, бесконфликтному обмену мнениями в группах, систематизации информации, полученной от студентов. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение ценно. В связи с этим на занятиях студентам надо давать возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы  свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем, самостоятельно принимать решения. При этом важно также понимать, что критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным, обучающиеся вправе принимать идею или убеждения другого человека, как свои собственные. Таким образом, существующие знания и опыт студентов могут быть использованы для персонализации урока, тем самым пробуждая в студентах заинтересованность к обсуждаемому материалу, ведь мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. В качестве задания студентам можно предложить следующее [1]:

1. составить список известной информации;

2. рассказ-предположение по ключевым словам;

3. перепутанные логические цепочки;

4. верные и неверные утверждения;

5. систематизация материала графически;

6. ответить на открытые вопросы;

7. сравнить и обосновать свою точку зрения.

При использовании метода «Активное чтение» (Active reading)  преподаватель составляет такие задания которые обязывают студентов к внимательному и целенаправленному чтению текста до конца, нахождению ответов на поставленные преподавателем вопросы, извлечению и интерпретации определенной информации, определению ее значимости, а также выявлению и оценке последствий принятия того или иного решения проблемы, обоснованной доводами аргументации своей позиции, и конечно логическому осмыслению доводов оппонента, сопоставлению их с фактами и оценке контраргументов.

С этой целью преподавателями кафедры  составлены предтекстовые и послетекстовые задания, которые способствуют развитию у студентов не только критического, но и аналитического и логического мышления.

Типы заданий:

1. Аргументированно прокомментируйте следующие предложения;

2. Ответьте на следующие вопросы, обсудите с партнером объективность своих ответов;

3. Обсудите в группе следующие утверждения. С какими утверждениями вы согласны, а с какими нет? Почему?

4. Прочитайте следующие предложения и назовите, какие предложения не соответствует информации в тексте;

5. Заполните интеллект карту  и изложите ее содержание;

6. Изложите основные факты, представьте свое решение и обоснуйте его;

7. Опираясь на информацию текста, сделайте краткое сообщение по заданной теме.

Консультации и презентации. В своей деятельности специалисты по  рекламе и PR часто дают консультации и презентации по вопросам связанным с проведением той или иной рекламной компании, организацией и проведением мероприятий, продвижением продукта или услуги на внутреннем или внешнем рынке, и т.п.

Для их успешного проведения требуются сформированные умения аналитического и критического мышления, в частности умение принимать решения, в том числе в нестандартных ситуациях, внимание к деталям, способность к межкультурной коммуникации, умение работать с большим объемом информации, умение убеждать, и главное очень критично оценивать свою компанию и знать продукт/услугу в деталях. Кроме того, необходимо уметь анализировать полученную информацию, рассматривать конфликтую/неблагоприятную/кризисную ситуацию с разных позиций, и готовить аргументы в пользу того или иного варианта ее решения.

Например, при изучении темы «Маркетинг», студентам дается следующие задания: 

1. Найдите информацию о той или иной компании/их продукции/предоставляемой услуге и подготовьте презентацию продолжительностью не более пяти минут по теме «Маркетинг микс продукции/предоставляемой услуги»SWOT и PESTLE analyses»;

2. Найдите (в электронных и печатных СМИ) материал о громких маркетинговых компаниях и подготовьте презентацию продолжительностью не более пяти минут по теме «How to convert your website into an effective marketing tool»;

3. Найдите (в электронных и печатных СМИ) материал о маркетинге на транспорте  и подготовьте презентацию продолжительностью не более пяти минут по теме «Marketing policy of JSC Russian Railways».

Роль преподавателя заключается в том, чтобы научить обучающихся отбирать и ранжировать  информацию, а также уметь ее грамотно и правильно презентовать. Обучающимся может быть предложено оценить презентацию, обсудить и дополнить информацию, внести необходимые корректировки и представить их обоснование. 

Одним из популярных методов развития творческого мышления является графическое представление материала. Схемы, таблицы, интеллект-карты  четко и ясно отражают взаимоотношения между идеями, а процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Темы изучаемые на занятии проф-ориентированного, углубленного или делового английского языка весьма разнообразны, часто взаимосвязаны и, конечно, несут новую информацию в большом объёме, и студентам необходимо не только понять, обобщить, конкретизировать, систематизировать, оценить информацию, но и запомнить/выучить новую лексику. Применение визуально-графических средств способствует запоминанию и удержанию в памяти необходимой информации поскольку они четко отражают смысловые цепочки, проясняют задачи, собирают воедино большое количество информации и тем самым упорядочивают и организуют мышление.

Например при изучении темы «Branding Decisions» для лучшего усвоения, понимания  и закрепления материала студентам предлагается графическое представление информации (рис.1).

Branding decisions – 4 brand strategy decisions to build strong brand


Рисунок.1 Branding Decisions [8]

Графическое представление информации можно применять на всех этапах учебной работы. Например: Прочитайте текст «Promotion tools in marketing» еще раз и заполните интеллект карту недостающей информацией, обсудите ее со своим партнером (рис.2).

Рисунок 2. Promotion tools

Деловые ролевые игры. Обучение деловому английскому языку включает темы о корпоративном или деловом управлении, финансах, людских ресурсах, решении кризисных ситуаций, переговорах и т.п. Использование деловых игр во время занятий является методом эффективного обучения, так как снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности и способствует решению таких задач как усвоение нового учебного материала, закрепление  словарного запаса, развитие креативных способностей студентов.  Деловые игры имеют гибкую структуру и могут быть основаны на кейсах, письмах (запросах, ответах, рекламациях, приглашениях, и т.п.) и описании различных ситуаций для обеих сторон. Кроме того, деловые игры дают возможность студентам развивать компетенции необходимые для выбраннной ими профессии. Деловая игра составляется с использованием соответствующего речевого материала и включает в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций [4, с. 45-48]. Как отмечает Н.И. Торунова, «введение де­ло­вой игры в вузовский педагогический процесс способствует формированию про­фессионального становления личности специалиста» [3].

Секрет успеха деловых игр заключается в их способности представлять реальные проблемы, базироваться на реальном ре­чевом материале, отражающем конкретную ситуацию обще­ния в профессиональной сфере и непосредственно практиковать знания и навыки, так как студентам предоставляется безопасная среда (отсутствие реальных экономических рисков) для погружения в корпоративные проблемы, которые возникают в реальных компаниях. Другим ключевым аспектом деловых игр является интерактивное обучение. Деловые игры повышают мотивацию студентов, так как в процессе игры обучение становится личностным и приобретает эмоциональный контекст. Многочисленные исследования показывают, что наш мозг лучше запоминает знания, если мы активно участвуем или взаимодействуем при их изучении. Кроме того, деловые игры расширяют знания о межкультурных различиях, так как тренируют в ходе игры образцы поведения в конкретно приведенных ситуациях с «участием» зарубежных партнёров. И, конечно, обучающиеся лучше понимают и запоминают языковые модели, так как деловая игра предоставляет возможность практического применения иностранного языка.

Темы для проведения деловой игры для студентов направления «Реклама и связи с общественностью» весьма разнообразны и интересны.  Например: Recruitment, Marketing mix and Market Research, Marketing Promotions, Advertising, organization of Events and Exhibitions, и т.п.

Например, для закрепления темы «Marketing a new brand» преподаватель делит студентов на две команды: 1) представители PR агентства и 2) представители компании, обратившейся в агентство за помощью в продвижении нового бренда на рынке. Первой группе студентов выдаётся краткое изложение о новом бренде, стране, где компания-клиент собирается представлять новый бренд, данные о маркетинговом исследовании рынка, и культурных особенностях страны. Второй группе студентов выдаётся краткое изложение о новом бренде и компании, представителями которой они являются. Студентов предоставляете немного времени, чтобы прочитать и подготовиться к ролевой игре. Таким образом , обучающиеся имеют возможность применить полученные знания и языковые модели по темам «Маркетинг», «Маркетинг Микс», «Маркетинговое исследование рынка» и «Межкультурные коммуникации» и вести себя как можно более профессионально, делая вид, что являются сотрудниками указанных компаний.

Метод Сократова диалога (Socratic Questioning) является эффективным способом обучения критическому мышлению и полезным инструментом для преподавателя. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и понимания проблемы. Правильно сформулированные вопросы, применяемые во время занятия, создают у студентов ощущение причастности к изучаемому материалу и используются преподавателем в ходе размышлений, дебатов, дискуссий, оценки и анализа содержания материала.  Вопросы способствуют более глубокому пониманию изучаемого материала, усвоению информации. Метод Сократа можно применять как для закрепления пройденного материала, так и для изучения нового. Вопросы обычно составляются преподавателем заранее, хотя, как показывает практика, новые вопросы могут быть предложены обучающимся, отталкиваясь от их ответов на заранее подготовленные вопросы преподавателя.  

Например:

1. Which of the press releases is the best one and why?

2. Can you analyse approaches in PR campaign of _______ (any name of a company) taking into account the PEST and SWOT analysеs?

3. What makes this PR-activity not ethical? Can you bring an example of ethical PR campaign?

4. Why did this PR campaign fail?

5. Why are you sure that SWOT analysis in this situation can be helpful?

6. What makes this brand unique?

Переводы с иностранного на русский и с русского на иностранный. Основной целью изучения иностранного языка в неязыковом вузе является подготовка студентов к речевому взаимодействию в профессионально-деловой и социокультурных сферах межкультурной устной и письменной коммуникации. Конечной целью обучения студентов является практическое освоение ими иностранного языка на уровне достаточном для  осуществления межкультурной коммуникации в профессиональной сфере. Изучая иностранный язык, студент не должен сравнивать его со своим родным языком, а принять культурологические различия и отличительные особенности способов словесного выражения. Задачей преподавателя является научить студентов не только понимать язык, но и культуру, обычаи, образ жизни людей страны изучаемого языка, так как язык не отделим от культуры и  культура накладывает свои отличительные черты  на лексику, грамматическую структуру языка и т.д. Практикуя технику критического мышления при попытке выявить сходства и различия в том, как одно и то же языковое клише выражается словами на другом языке, делает процесс обучения более интересным  и культурно обогащающим.

Учитывая информационную насыщенность текстов, связанных со специальностью «Реклама и Свази с общественностью», сложными терминами, различными грамматическими структурами, отсутствующими в русском языке, перевод с иностранного языка на русский и с русского на иностранный обеспечивает лучшее понимание языковых и культурологических различий. Подобные задания выполняют несколько функций:

1. способствуют лучшему пониманию новой информации;

2. развивают аналитическое и логическое мышление;

3. активизируют интеллектуальную деятельность студента, ускоряет процесс усвоения нового материала и обогащает словарный запас.

Для извлечения новой информации по изучаемой теме можно дать выборочный перевод текста и задание к нему. Например: «Прочитайте отрывок из текста без словаря, определите содержит ли текст какую-нибудь новую информацию. Если да, обсудите ее с партнером. Внесите в свою  интеллект-карту новую информацию. Переведите текст на русский язык».

Пример задания на перевод с иностранного языка на русский:

Success of any organisation is influenced by factors operating in its internal and external environment; an organisation can increase its success by adopting strategies that manipulate these factors to its advantage. A successful organisation will not only understand existing factors but also forecast changes, so that it can take advantage of changes within the environment in which it operates. A PEST analysis is used to identify the external forces affecting an organization. The framework examines opportunities and threats due to Political, Economical, Social and Technological forces. A PEST analysis incorporating legal and environmental factors is called a PESTLE analysis.

Пример задания на перевод предложений на английский язык.

1. PR следует рассматривать как социокультурное явление.

2. Эффективность PR-деятельности чаще всего определяется ее ценностным содержанием.

3. Деятельность PR-специалистов в компаниях подняла на новый уровень качество и результативность работы фирм.

4. Связи с общественностью в государственных структурах отличаются от PR-деятельности коммерческих организаций как по своему характеру, так и по поставленным целям и задачам.

5. PR-специалисты должны, во-первых, не пренебрегать своими профессиональными обязанностями, а во-вторых, должны хорошо разбираться в действующем законодательстве.

В заключении следует отметить, что, используя методы развития критического мышления на уроках иностранного языка, преподаватель развивает личность учащегося в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Благодаря критическому мышлению процесс обучения из рутинной работы превращается в целенаправленную деятельность, так как собирая и анализируя данные, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, учащиеся приходят к решению реальных жизненных проблем. Неотъемлемым фактором критического мышления является умение убедительно и четко выражать свою точку зрения и  приводить убедительные аргументы. Задачей преподавателя также является выработка таких качеств у обучающихся, как терпимость и умение слушать других. Для достижения этих задач важно проведение во время занятий всевозможных видов парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий. Таким образом можно сказать, что развитие критического мышления требует применения активного и интерактивного обучения в рамках учебного процесса, особенно когда студентам предлагается применять критическое мышление при сравнении их взглядов и идей, при оценке доводов, при попытке разобраться в актуальности и справедливости  требований, внесении ясности и точности в утверждениях. Важно также учитывать тот факт, что  необходимо иметь дело как с позитивными, так и с негативными аспектами ситуации и, таким образом, прийти к объективному решению. Процесс формирования критического мышления является интеграционным процессом образования, так как затрагивает различные сферы развития, становления и формирования личности. Использование технологии развития критического мышления на занятиях делает процесс обучения более эффективным, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка, совершенствованию знаний и культуры учащихся.


Список литературы

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке, Москва, Просвещение, 2011 г.
2. Канке В.А. Электронный учебник "Философия" 2001, стр.27-28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.bsu.az/books_200/N_41.pdf
3. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., Высшая школа, 1988.
4. Майсейкова В. Е., Сидорова Е. А. Роль деловой игры на уроках английского языка в подготовке выпускников суворовских училищ к выбору будущей профессии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 45-48. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14205/
5. Anderson, L. W. & Krathwohl, D. R. (2001). Taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman.
6. Bloom, B.S., (Ed.). (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman
7. Glaser Edward M. An Experiment in the Development of Critical Thinking Teacher’s College // Columbia University. – 1941 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766
8. Marketing insider. [Электронный ресурс]. https://marketing-insider.eu/marketing-explained/part-iii-designing-a-customer-driven-marketing-strategy-and-mix/branding-decisions/

Расскажите о нас своим друзьям: