Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 378.4

Дата публикации 27.09.2019

Развитие инновационной культуры педагогов дошкольной образовательной организации

Зайцева Светлана Александровна
канд.психол.н., доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, НГПУ им.К.Минина, г.Н.Новгород, sz10473@yandex.ru
Рыжечкина Лариса Игоревна
аспирант кафедры экологического образования и рационального природопользования, НГПУ им.К.Минина, г.Н.Новгород, dek1ara@yandex.ru

Аннотация: Целью статьи является описание экспериментальной деятельности по развитию инновационной культуры педагогов дошкольной организации. Обозначено, что перед современной образовательной системой предстала проблема формирования педагога-новатора как носителя инновационной культуры. Анализ инновационной деятельности образовательных организаций позволяет выявить противоречие между формированием качественно новой модели общества с новой философией жизни, заинтересованностью государства в конкурентоспособных, квалифицированных специалистах с высоким уровнем культуры, творческой активности, адаптивности к переменам и недостаточным уровнем осознания функций инноваций в образовании. Анализируется понятие «инновационная культура педагога–воспитателя», описываются основные подходы к сопровождению и развитию инновационной деятельности педагога дошкольной организации. Экспериментально доказывается гипотеза о том, что творческая деятельность и участие в конкурсах различной направленности способствует развитию инновационной культуры педагогов дошкольной организации.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, инновационная деятельность, педагог дошкольной образовательной организации, инновационная культура, инновационное образовательное пространство.

The development of innovative culture of teachers of preschool educational organizations

Zaitseva Svetlana Aleksandrovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and pedagogy of preschool and primary education, NGPU named after K. Minin, Nizhny Novgorod
Ryzhechkina Larisa Igorevna
graduate student of the Department of Environmental Education and environmental management, NGPU named after K. Minin, Nizhny Novgorod

Abstract: The purpose of the article is to describe the experimental activities for the formation of an innovative culture of preschool teachers. It is indicated that the modern educational system faced the problem of forming an innovative teacher as a carrier of innovative culture. An analysis of the innovative activity of educational organizations reveals the contradiction between: the formation of a qualitatively new model of society with a new philosophy of life, the state’s interest in competitive, qualified specialists with a high level of culture, creative activity, adaptability to change and an insufficient level of awareness of the functions of innovation in education. The concept of "innovative culture of the teacher - educator" is analyzed, the main approaches to the support and development of innovative activities of the teacher of the preschool organization are described. The hypothesis is proved experimentally that creative activity and participation in contests of various directions contributes to the development of an innovative culture for preschool teachers.
Keywords: higher education pedagogy, innovative activity, teacher of preschool educational organization, innovative culture, innovative educational space.

Успешность исполнения  федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) всецело находится в зависимости от желания и стремления педагогов внедрять новые и актуальные идеи, от степени готовности и желания реализовывать различные инновации в своей  профессиональной деятельности. В нормативных правовых актах, регламентирующих необходимый уровень профессиональной квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, обращается особое внимание на то, что усвоение новейших образовательных технологий, методов и приёмов, осуществление и активизация их в инновационной педагогической деятельности, исполнение инноваций являются необходимыми условиями для формирования профессиональной компетентности педагога [7].

В настоящее время в структуре современного российского общества происходят значительные социальные перемены, которые обуславливают повышение значимости роли всей системы образования, в том числе включая ступень дошкольного образования. Исследователи проблемы образования в Российской Федерации отмечают (Винокурова Н.В., Иванова А.И., Красильникова Л.В. и др.), что большая часть дошкольных образовательных организаций (ДОО) в данный момент в той или иной степени принимает участие в инновационной деятельности [1, 5, 6]. Наша образовательная система пребывает в состоянии непрерывного усовершенствования, обновления и развития, что характеризуется активным включением воспитателей в инновационную работу в педагогической деятельности. Этот аспект выявляет необходимость предъявления актуальных требований к уровню квалификации педагогических кадров и обуславливает значительность проблемы формирования инновационной культуры у педагогов дошкольной образовательной организации.

Комплекс имеющихся проблем в инновационном образовательном пространстве побуждает к созданию и установлению новых подходов и к организационно-педагогическому обеспечению, которое должно быть нацелено на активизацию развития инновационной культуры воспитателя ДОО, становление педагога-новатора, который обладает высоким уровнем профессионального мастерства, замотивирован на участие в экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в рамках ДОО, регионального и международного уровней, заинтересован в повышении качества личного профессионализма.

Проблема обеспечения инновационной культуры педагога интересовала исследователей на протяжении достаточно длительного времени, но в качестве научного феномена начала изучаться только в последние 20 лет. Отметим, что формирование инновационной культуры педагога начинается еще со студенческой скамьи, в процессе внедрения в учебный процесс активных методов самостоятельной работы, приучения студентов к использованию нестандартных методов работы с обучающимися [4].

Сочетание целей и задач педагогической работы воспитателя с потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями и желаниями детей в  дошкольной образовательной организации подразумевает совместное взаимодействие, которое характеризуется тем, что ребёнка принимают таким, какой он есть, признают его как личность и индивидуальность, общение строится на поддержке и взаимопонимании, что благоприятствует пробуждению инновационного, созидательного, творческого потенциала педагога ДОО.

Проблема исследования развития инновационной культуры педагога в России в определённой степени изучена в конце XX века, данные исследования отражены в научных работах различных ученых: Н.М.Анисимовой, Т.Х.Оганесовой, С.Д.Полякова, А.В.Попова, М.М.Поташника, З.И.Рябикиной, В.С.Лазарева и др. В научных трудах вышеупомянутых учёных инновационная культура в педагоге раскрывалась посредством творческой самореализации и саморазвития [6]. Педагог, определивший и осознавший для себя важность систематического развития инновационной культуры в профессиональной деятельности, открывает ресурсные возможности для саморазвития и самообразования посредством создания и реализации новшеств, а также интеллектуального самосовершенствования.

Инновационную культуру современные ис­следователи трактуют как комплексный социо­культурный феномен, в котором интегрируются проблемы культуры, образования, науки, техники, производства, экономики с социальной практикой. Но особого внимания заслуживает интерпретация понятия «инновационная культура», предложенная Л. Холодковой: «Инновационная культура — это состояние восприимчивости нововведений лично­стью, группой, обществом, их готовность к реа­лизации нововведений как инноваций» [8, c.83]. При этом необходимо указать, что инновационная культу­ра специалистов касается более всего професси­ональных аспектов. В частности, инновационную культуру педагогических работников определяют как систему профессиональных средств личност­ного развития, которые обеспечивают иннова­ционный способ педагогической деятельности, ведущим компонентом которой являются ценно­сти инновационной педагогической деятельности [2].

Таким образом, перед современной образовательной системой предстала проблема формирования педагога-новатора как носителя инновационной культуры.

Анализ инновационной деятельности образовательных организаций позволяет выявить противоречия между:

- формированием качественно новой модели общества с новой философией жизни, заинтересованностью государства в конкурентоспособных, квалифицированных специалистах с высоким уровнем культуры, творческой активности, адаптивности к переменам и недостаточным уровнем осознания функций инноваций в образовании;

- потребностью внедрять актуальные знания и использовать современные способы передачи информации, апробировать инновационные технологии в образовательном процессе и недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности педагогов, низкими экономическими возможностями внедрения инноваций.

Итак, цель нашей статьи -  описание экспериментальной деятельности по развитию инновационной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.

Цели и задачи методической работы с педагогами ДОО, направленные на повышение инновационной культуры, предусматривают эталонные параметры, характеризующие уровень знаний и умений, необходимость формирования и усовершенствования которых обусловлено современными стандартами, потребностями развития образования и уровнем профессиональной компетентности конкретных специалистов [5].

Целевой компонент является системообразующим и оказывает непосредственное влияние на определение содержания, форм и методов работы с воспитателями.

Содержание, формы и методы работы в единстве представляют содержательный компонент системы работы с педагогическими кадрами и призваны обеспечивать условия для творческого развития и профессионального роста; побуждать к научно-исследовательской и экспериментальной работе; оказывать содействие формированию личности педагога, способного развивать свои потенциальные возможности, формировать свой стиль в соответствии с жизненным проектом «желание и умение учиться на протяжении всей жизни».

Инновационные процессы предусматривают и обязательное информационное, ресурсное обеспечение. Главными направлениями работы по внедрению инновационных преобразований в практику ДОО должны стать: широкое внедрение инновационных педагогических технологий в учебный процесс, что создаст дополнительные возможности для разработки и внедрения новых личностно ориентированных образовательных технологий, раскрытия творческого потенциала педагогов и воспитанников; целенаправленное обучение педагогов в системе последипломного педагогического образования использованию новейших педагогических достижений в учебном процессе с помощью специально разработанного интегрированного курса, построенного на применении инновационных образовательных технологий, интерактивных методик обучения и с конкретным практическим результатом.

В нашем эксперименте приняло участие 24 воспитателя.

Все респонденты, принявшие участие в эксперименте, были распределены на экспериментальную группу, включающую 12 человек, а также контрольную группу, что тоже включала 12 человек.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлась диагностика уровня развития инновационной культуры педагогов ДОО.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования необходимо было решить следующие задачи:

1.Определить методику диагностики уровня развития инновационной культуры у педагогов ДОО.

2.Проанализировать отношение педагогов к применению инновационных технологий в своей педагогической деятельности.

3.Выявить предпосылки развития инновационной культуры у педагогов ДОО.

Для решения поставленных задач на констатирующем этапе экспериментально-исследовательской деятельности нами была модифицирована анкета Кучергиной Ольги Викторовны по психолого-педагогическому исследованию «Самооценка методологической культуры учителя». Представим результаты в виде диаграммы.

Рисунок 1.  Сравнительный анализ уровня развития инновационной культуры педагогов экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента

Сравнительный анализ уровня развития инновационной культуры педагогов экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента выявил разный уровень сформированности инновационной культуры у педагогов (Рис.1).

Выполненный анализ результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента предоставил нам информацию, благодаря которой мы выявили, что часть педагогов в экспериментальной (58,4%) и в контрольной группах (66,6%) обладают средним уровнем развития инновационной культуры. На низком уровне инновационной культуры нами замечены в экспериментальной группе – 41,6% и в контрольной – 25% респондентов.

Воспитателей, имеющих высокий и очень высокий уровень развития инновационной культуры, в экспериментальной группе выявлено не было, в контрольной группе был определён один педагог с высоким уровнем развития инновационной культуры – 8,4 %.

На основании анализа результатов констатирующего эксперимента определено, что компоненты инновационной культуры (информационная, методологическая культура, творческое стремление к активности в инновационной деятельности) находятся на недостаточном уровне развития.  На это указывает низкая мотивация к апробации инновационных технологий, невысокий уровень понимания специфической терминологии; недостаток полноценного осознания сущности применения педагогических инноваций в профессиональной деятельности, а также отсутствие знаний об основополагающих теоретических идеях экспериментально-исследовательской деятельности, обобщения передового педагогического опыта.

Формирующий эксперимент по развитию инновационной культуры педагогов дошкольного учреждения включал в себя несколько этапов: информационный, целью которого было формирование знаний об инновационной деятельности педагогов ДОО; творческий, в процессе которого был проведен цикл конкурсов «Педагог – новатор» на уровне ДОО; творческий на уровне региона, страны, мира. Данный этап способствовал повышению не только информационной составляющей инновационной культуры, но и мотивационной. Принимая участие в беседах и дискуссиях, получая новые знания, воспитатели начинали более углублённо понимать и осознавать всю важность освоения и применения педагогических инноваций в своей профессиональной деятельности. Педагоги начали задумываться и планировать свою индивидуальную стратегию педагогической работы. Обмениваясь между собой личным профессиональным опытом, воспитатели учились критическому отношению к педагогическим явлениям и проблемным ситуациям. Воспитатели тренировались рассмотрению ситуации с разных сторон, беря на себя различные роли в деловых играх. Была реализована теоретико-методологическая подготовка педагогов благодаря обогащению, активизации актуальных знаний в области педагогических инноваций. Происходило формирование позитивной установки на успешное совершенствование педагогического процесса в согласованности с современными ориентирами и ценностями дошкольного уровня образования.

В процессе организации творческих конкурсов была замечена высокая активность педагогов ДОО, по материалам практических исследований педагогами  было опубликовано 5 статей в сборнике конференции кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К.Минина (апрель 2019 г).

Для реализации задач контрольного этапа эксперимента нами была повторно использована модифицированная анкета по исследованию уровня инновационной культуры «Самооценка инновационной культуры педагога ДОО»

Рисунок 2.  Сравнительная диаграмма экспериментальной группы и контрольной группы на конец эксперимента

Сравнительный анализ уровня развития инновационной культуры педагогов экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента (Рис.2) выявил разный уровень развития инновационной культуры у педагогов и показал, что в группе, где проводился формирующий эксперимент, и было создано организационно-педагогическое обеспечение, у педагогов значительно повысился уровень развития инновационной культуры. Высокий уровень развития зафиксирован у половины педагогов экспериментальной группы (50%), на низком уровне нет ни одного участника экспериментальной группы, у одного педагога отмечен очень высокий уровень развития инновационной культуры (8,4 %). 

Проводимое экспериментальное исследование позволяет сделать вывод, что развитие инновационной культуры возможно в условиях реализации организационно-педагогического обеспечения, направленного на мотивационную, информационную и операциональную составляющие культуры.


Список литературы

1.Винокурова Н.В. Профессиональная подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - №4. - С.83- 87.
2.Гуцу Е.Г., Няголова М.Д., Рунова Т.А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. - N3. - с.13. DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-13
3.Зайцева О. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО //Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С. 101-109.
4.Зайцева С.А. Активные методы реализации самостоятельной работы студентов// Образование и наука: проблемы и перспективы развития: сб.ст. по матер. Международного электронного Симпозиума 22 декабря 2014 г. – Махачкала. - 2014. - с. 92-98.
5.Иванова А.И. Инновационная деятельность ДОУ // Управление дошкольным тельным учреждением. – 2011. - №5.- С. 76-80.
6.Красильникова Л.В. Информационно-коммуникационная компетентность педагогов как условие реализации требований ФГОС дошкольного образования // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сб.ст.по матер. научно-практической конференции. - Нижний Новгород. - 2017. - С.143-147.
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения: 27.01.2018).
8.Холодкова Л.А. Инновационная культура субъектов профессионального образования: концепция, условия формирования ОАО “Трансфер”. – Спб. – 2005 - №7. - С. 83-87.

Расскажите о нас своим друзьям: