Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 37.033:811

Дата публикации 20.04.2018

Развитие экологического сознания у студентов аграрного вуза в процессе обучения иностранному языку

Макарова Татьяна Николаевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург, rowanta@mail.ru

Аннотация: В статье анализируется необходимость развития экологического сознания общества, раскрывается понятие «экологическое сознание», говорится о возможностях экологического образования в высшей школе. Подробно автор описывает специфику образования специалистов сельского хозяйства. Описывается особенность работы аграриев, которая тесно связана с использованием природных ресурсов. Раскрываются преимущества развития экологического сознания у студентов аграрного вуза через обучение иностранному языку, который обладает высоким воспитательным потенциалом. Описывается технология развития экологического сознания на занятиях по иностранному языку посредством коммуникативных задач, игр, мини-конференций. Согласно выводу автора, иностранный язык значительно расширяет возможности экологического образования и может стать эффективным средством развития экологического сознания у студентов.
Ключевые слова: экологическое сознание, высшая школа, сельское хозяйство, обучение иностранному языку, конференция, ролевая игра, коммуникативные упражнения.

Development of environmental awareness in students of the agrarian university in the process of foreign language teaching

Makarova Tatyana Nikolaevna
teacher of Foreign languages department, Ural State Agrarian University, Russia, Ekaterinburg, rowanta@mail.ru

Abstract: The article analyzes the necessity of the development of environmental awareness in society; it defines the concept of "environmental awareness"; it discusses possibilities of environmental education at the higher school. The author describes characteristics of agricultural specialists’ education. The article describes special features of the agrarian work which is closely connected with the use of natural resources. The article reveals benefits of the development of environmental awareness in students of the agricultural school through foreign language teaching which has high educational potential. It describes a pedagogical technology of the development of environmental awareness through foreign language teaching with the help of communicative tasks, games and mini-conferences. According to the author, the subject “foreign language” enhances environmental education and can be an effective means of the development of environmental awareness in students.
Keywords: environmental awareness, higher school, agriculture, foreign language teaching, conference, role play, communicative activities

Обращение к проблеме развития экологического сознания в современной российской науке и педагогике обусловлено рядом причин. Во-первых, в обществе наступает ценностный конфликт, связанный с недостаточной осведомленностью об опасных последствиях  техногенной деятельности человека. Во-вторых, безответственное отношение к природе вызывает все большее загрязнение окружающей среды. И наконец, глобальная модернизация произ­водства приводит к отчуждению людей друг от друга [5, с. 12]. Все это говорит о том, что осознание и решение экологических проблем стано­вится необходимым для дальнейшей полноценной жизнедеятельности общества.

Воспитание экологического сознания в современном обществе может стать средством создания духовных стандартов, необходимых для сохранения среды обитания и здоровья человека, а также приведет к сплочению всего населения. Различные исследования показали, что экологическое сознание постепенно способствует увеличению нравственной силы общества, объединяя населения, народы и научные направления в единое целое для создания новой модели человека, который способен гармонично сосуществовать с окружающим миром и самим собой [2].

Развитие экологического сознания человека – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества [1]. Цель формирования экологического сознания состоит в воспитании у человека ответственного, бережного отношения к природе. Для достижения этой цели необходимо сформировать у людей систему научных знаний о процессах и результатах взаимодействия человека, общества и природы. Необходимо развить у населения экологические ценностные ориентации, которые включают нормы и правила в отношении к природе, умения и навыки по ее изучению и охране. Следует обучить общество грамотному использованию природных ресурсов, что, к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.

Актуальным и востребованным становится процесс повышения экологического сознания в период обучения в высшей школе. Вузам принадлежит особая роль в сфере совершенствования сознания и ценностей студентов, так как в университетах получают образование будущие специалисты, которым предстоит принимать ответственные решения. Несомненно, что повышение качества профессионального образования зависит от развития экологического сознания, существует и обратная зависимость, и высшее образование создает основу для повышения экологического сознания личности. Однако исследования указывают на высокую экологическую пассивность российской студенческой молодежи [3, с. 86]. Российские студенты проявляют достаточно высокий уровень экологической озабоченности при низком уровне экологической деятельности. Большинство российских студентов не обладают опытом и желанием выдвижения и реализации инициатив.

Подготовка специалиста сельскохозяйственного профиля имеет свою специфику. Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Сельское хозяйство – это, в целом, использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Сельское хозяйство – это огромный, постоянно действующий механизм использования и культивирования живых природных богатств. Поэтому в условиях аграрного производства использование природных ресурсов и земли обязательно должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Результаты человеческого труда на земле – это самая необходимая предпосылка жизни каждого общества, на какой бы ступени развития оно не находилось.

В связи с этим, для специалистов сельскохозяйственной отрасли актуальна проблема экологического образования и экологоориентированной профессиональной деятельности будущих специалистов отрасли. Большие надежды в повышении экологического сознания  будущих специалистов возлагаются на систему высшего образования, на научные исследования, организуемые под руководством высших учебных заведений в данном направлении.

Рассмотрим роль иностранного языка в развитии экологического сознания будущего специалиста сельского хозяйства. В силу своего значительного аксиологического потенциала иностранный язык может стать действенным средством развития экологического сознания обучающихся [4]. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» осуществляется посредством ценностного наполнения той информации, которая содержится в упражнениях, текстах для чтения и аудирования, разговорных темах и ситуациях.

При организации процесса обучения со студентами, нами была разработана система занятий с экологическим содержанием для студентов аграрного вуза. В нашу систему включены только аутентичные тексты, несущие важную, научную и интересную информацию. Учебный материал состоит из пяти уроков, текстовый материал которых связан общей тематикой. Структура, каждого урока включает основной текст со списком терминов и послетекстовыми упражнениями. В каждом уроке представлены упражнения, помогающие понять содержание текста и коммуникативные упражнения.

Тематика основных текстов отражает проблемы загрязнения окружающей среды промышленностью и сельским хозяйством, а также последствия вырубки лесов и глобального потепления.

Цель послетекстовых упражнений – помочь обучающимся погрузиться в проблему, лучше понять и запомнить слова и выражения, важные для восприятия содержания текста. Коммуникативные упражнения помогают студентам выразить своё мнение, свою точку зрения, вступить в дискуссию по вопросам, затронутым в тексте, и вести беседу на темы, связанные с охраной окружающей среды. К каждому уроку нами разработаны серия упражнений, направленных на погружение в предложенную ситуацию. Студенту предлагаются такие задания: определить верны или не верны предлагаемые утверждения, исправить неверные высказывания, подготовить сообщение по одной из предлагаемых проблем и др.

Но наиболее интенсивно студенты погружаются в проблему, обсуждая и разрешая те игровые ситуации, которые были разработаны нами и предложены к каждому уроку.

Так, игровые ситуации по теме “Natural disasters” включают в себя три задания.

В первом – для знакомства с темой студентам дается задание изобразить на листе бумаги ситуацию, которую устно описывает преподаватель:

“Draw two houses in the middle. Each house has three windows and a door. On the roof of one of the houses there are two adults and a child. Draw two trees on the left. At the top of the picture draw some clouds. The clouds look grey and it’s raining a lot. In the sky there is a helicopter. Around the houses there is water. The water touches the top windows of the house...”

Далее преподаватель просит студентов посмотреть на получившееся изображение и объяснить, что произошло на картинке.

Следующее задание заключается в следующем: преподаватель по очереди вызывает студентов к доске и дает им карточки с названиями разных стихийных бедствий. Студент должен изобразить стихийное бедствие на доске в виде рисунка либо дать ему определение на английском языке. Остальные студенты должны догадаться, о каком стихийном бедствии идет речь.

В третьем задании преподаватель описывает ситуацию, в которой происходит стихийное бедствие. Студенты играют роль пострадавших, которые ожидают спасателей. Задача каждого из студентов объяснить, почему именно его должны спасти. В конце студенты должны выбрать одного человека, который должен остаться.

На более позднем этапе студентам предлагается провести мини-конференцию на предложенные темы:

а) Вы – учёный, собираетесь сделать доклад, посвященный «Экологическим проблемам в мире». Обсудите эту проблему с коллегами.

б) Вы – молодой ученый, вас пригласили в студию одной телевизионной программы, ведущий берёт у вас интервью. Тема программы «Влияние кислотных дождей на здоровье человека». Подготовьте это интервью.

в) В вашем вузе проходит студенческая конференция, где вы обсуждаете, что можно сделать для предотвращения кислотных дождей. Подготовьте дискуссионное высказывание по данной проблеме.

Разработанное нами содержание изучения иностранного языка построено на исследовании и обсуждении экологических проблем в обществе, попыток их разрешения в современных научных сообществах, что позволяет актуализировать изучение коммуникативных средств и направить их в профессиональное русло.

Итак, развитие экологического сознания студентов аграрного вуза в процессе изучения иностранного языка может быть успешно реализовано через включение эколого-ориентированных технологий обучения иностранному языку, направленных на развитие мотивации эколого-охраной деятельности будущих специалистов, формирования гражданской позиции, профессиональной ответственности.


Список литературы

1. Андреев M.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений меду обществом и природой // Успехи современного естествознания. 2009. №7. С. 143-145
2. Дохова В.В., Сабанова Р.К. Экологическая культура – основа духовно-нравственного воспитания современного человека // Успехи современного естествознания. 2009. №3. С. 49-53.
3. Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. №12. С. 80–89.
4. Макарова Т.Н. Аксиологический потенциал предмета «Иностранный язык» для студентов аграрного вуза // Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 43.
5. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. 384 с.

Расскажите о нас своим друзьям: