Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 614.8:355.58(045)

Дата публикации 16.04.2018

Разработка технологии педагогических подходов при формировании компетентности будущих руководителей в области культуры безопасности жизнедеятельности

Романченко Леонид Николаевич
Кандидат военных наук, доцент, Доцент кафедры «Безопасность Жизнедеятельности», Финансового университета при Правительстве РФ г. Москва, r.Lenia@yandex.ru

Аннотация: В ходе профессионального обучения студентов педагогических учебных учреждений происходит формирование определенных профессиональных компетенций, умения эффективно решать педагогические задачи. Основной компетенцией учителей технологии является организационно-управленческая компетенция, которая включает в себя нормативно-методологические, социально-личностные, ресурсные и методические установки. Важная роль отводится именно организационно-управленческой компетенции будущих педагогов в связи с тем, что учителю технологии необходимо уметь не только тщательно спланировать занятие, но и организовать деятельность учащихся. Уроки технологии являются важным этапом не только общей, но и специальной подготовки учащихся. Суть организационно-управленческой деятельности учителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее адекватные методы и средства, педагогические пути и направления обучения и воспитания. Поэтому в процессе подготовки студентов (будущих учителей технологии), важно разработать систему мероприятий, которая будет направлена на выработку организационно-управленческой компетенции.
Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, организационно-управленческая компетенция, обучение, учитель технологии, производственные работы, компетентностный подход, рефлексия

«Development of the technology of pedagogical approaches in forming the competence of future leaders in the field of safety culture»

Romanchenko Leonid N.
Professor of the Department "life Safety» Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, r.Lenia@yandex.ru

Abstract: In the course of professional training of students of pedagogical educational institutions, certain professional competencies are formed, the ability to effectively solve pedagogical tasks. The main competence of technology teachers is the organizational and managerial competence, which includes normative-methodological, social-personal, resource and methodological guidelines. An important role is assigned precisely to the organizational and managerial competence of future teachers in connection with the fact that the technology teacher needs to be able not only to carefully plan the activity, but also to organize the activities of the students. Technology lessons are an important stage not only of general, but also special training of students. The essence of the organizational and managerial activity of the teacher is to choose the most appropriate methods and means, the pedagogical ways and directions of child upbringing. Therefore, in the process of preparing students (future technology teachers), it is important to develop a system of measures that will be aimed at developing organizational and managerial competence.
Keywords: general competence, professional competence, organizational and managerial competence, vocational training, training, technology teacher, production work, competence approach

В ходе профессионального обучения студентов педагогических учебных учреждений осуществляется подготовка будущих педагогов на функциональном или тактическом уровне. При этом подразумевается, что у студентов происходит формирование определенных профессиональных компетенций, умения эффективно решать педагогические задачи.

Основной компетенцией учителей технологии является организационно-управленческая компетенция (далее ОУК), которая включает в себя нормативно-методологические, социально-личностные, ресурсные и методические установки.При этом важная роль отводится организационно-управленческой компетенции будущих педагогов в связи с тем, что учителю технологии необходимо уметь не только тщательно спланировать занятие, но и организовать деятельность учащихся.

Суть организационно-управленческой деятельности учителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее адекватные методы и средства, педагогические пути и направления воспитания студента. Поэтому в процессе подготовки студентов (будущих учителей технологии), важно разработать систему мероприятий, которая будет направлена на выработку организационно-управленческой компетенции.

Формирование организационно-управленческой компетенции студентов осуществляется в учебно-профессиональной деятельности под руководством педагога до перехода к самостоятельной творческой деятельности с обязательным приобретением рефлексивных умений.

Рефлексивные способы выделяются как особое психологическое условие, способствующее осознанному, целенаправленному развитию организационно-управленческой компетенции. Рефлексия помогает студенту сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Предусматривается использование в учебном процессе технологии управленческих решений. В процессе формирования организационно-управленческой компетенции учителя ставятся задачи развития способности организовывать самостоятельную деятельность, закрепления и совершенствования организационно-управленческих навыков и практических знаний и умений, обучения способам планирования, контроля и коррекции деятельности в образовательном процессе.

Процесс формирования организационно-управленческой компетенции учителя осуществляется в рамках компетентностного и рефлексивно-деятельностного подходов. Одним из основных условий подготовки учителя к осуществлению организационно-управленческой деятельности является проблемная ситуация, которая ставится в центр изучения на занятии и требует принятия решения.

Основы формирования организационно-управленческой компетенции как готовности и способности учителя к осуществлению организационно-управленческой деятельности рассматриваются нами как педагогические условия, представляющие собой совокупность объективных обстоятельств и возможностей.

Нами были выделены следующие педагогические условия формирования организационно-управленческой компетенции будущего учителя технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности: целевое, содержательное, технологическое.

Целевое условие предполагает определение приоритетных конечной и промежуточной целей образовательного процесса учителя, принципы и подходы к отбору и конструированию содержания обучения для эффективного формирования организационно-управленческой компетенции учителя.

Конечная цель – подготовка учителя к осуществлению организационно-управленческой деятельности путем реализации адекватных педагогических условий ее формирования.

Процесс формирования организационно-управленческой компетенции учителя осуществляется в рамках компетентностного и рефлексивно-деятельностного подходов.

Основными принципами формирования организационно-управленческой компетенции учителя являются принципы целостности, активизации деятельности, самообразования, профессиональной направленности. Реализация целевого условия требует дополнительной разработки содержания образовательного процесса учителя, способствующей целенаправленному и эффективному формированию организационно-управленческой компетенции учителя.

Основой содержательного условия является проблемная ситуация, которая ставится в центр изучения на занятии и требует принятия решения. Студенты анализируют проблему, собирают и оценивают информацию, и на основе этой информации принимают решение.

Технологическое условие формирования организационно-управленческой компетенции учителя подразумевает использование в учебном процессе технологии управленческих решений и рефлексивных способов. Принятие решения – это основа управления, которое представляет собой результат конкретной управленческой деятельности руководителя.

В работе О. Усачевой отмечается следующий процесс  последовательности принятия решения [10].

Выработка и принятие решений:

 определение и постановку цели ОУК;

 изучение проблемы на основе получаемой информации;

 выбор и обоснование критериев эффективности принимаемого решения;

 обсуждение различных вариантов решения проблемы;

 выбор и формулирование оптимального решения;

 принятие решения.

Организационно-управленческая компетенция важна при организации обучения студентов культуре безопасности жизнедеятельности.

 Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности.

На основе анализа исследований и научных  работ  предлагается следующая последовательность способов по формированию технологии культуры безопасности жизнедеятельности:

1) восприятие, воспроизведение того, что объясняет и показывает педагог и анализ осуществленной деятельности студентом и преподавателем;

2) организация студентами групповой деятельности с использованием элементов менеджмента и рефлексивных способов на основе инструкций преподавателя;

3) рефлексия деятельности студентами в группах по заранее подготовленным методикам преподавателя;

4) совместная рефлексия деятельности студентов и преподавателя;

5) самостоятельная, творческая деятельность студентов, связанная с ее организацией, управлением и рефлексией образовательного процесса.

Формирование умения студента самостоятельно управлять своей деятельностью должно проходить поэтапно: от воспроизводящих, копирующих действий педагога, применения знаний в учебно-профессиональной деятельности под руководством педагога до перехода к самостоятельной творческой деятельности с обязательным приобретением рефлексивных умений, способствующих осознанному, целенаправленному развитию организационно-управленческой компетенции.

Для формирования организационно-управленческой компетенции студентов, способности самостоятельно управлять своей учебной деятельностью используется метод деловых игр. Обсуждение мероприятий по выполнению управленческих решений, инструктирование и упражнения близки целям деловых игр.

При такой технологии педагог на подготовительном этапе продумывает и планирует учебную ситуацию до мелочей, но в конкретной ситуации, как правило, ограничивается ролью консультанта. Обучение, ориентированное на действие, предполагает сочетание самых разных способов взаимодействия на учебных занятиях, в основе которых лежит индивидуальное приобретение и присвоение знаний.

Ее целью является подготовка студентов к самостоятельной деятельности через обучение, которое систематически тренирует их в принятии решений в условиях, близких к профессиональной деятельности.

При использовании этих методик педагог не занимает центральную, управляющую всем ходом занятий позицию. Он находится на заднем плане и ограничивается ролью консультанта.

Нужно предвидеть возможный ход занятий, чтобы быть готовым к всевозможным ситуациям. Кроме этого, нужно разработать учебные листы для постановки заданий и листы с основной информацией и держать их наготове, если последует запрос информации.

Технология всего учебного процесса выстраивается таким образом, чтобы студенты могли думать, сомневаться, не соглашаться, искать, приходить к решению, самостоятельно формулировать выводы, обсуждать их с однокурсниками и педагогами. В основе такого обучения лежит индивидуальное приобретение и присвоение знаний.

В современном занятии по БЖД должна быть полностью отражена классическая структура современного урока. Вместе с тем, применяются различные инновационные методики и формы работы. При этом, применяются различные технологии подачи информации, которые позволяют применять собственные творческие разработки. Технологии применяются при построении  и подборе учебного материала, а также при определении основного содержания курса, способа подачи информации. Часто применяется форма подачи материала в виде тренинга. Правильно подобранные технологии позволяют создать ситуацию, в которой учащиеся учатся самостоятельно усвоить новые знания. Все это позволяет обрести комплекс новых практических знаний и умений, получить компетенцию, и обеспечить ее полное усвоение.

Основные компетенции в области культуры жизнедеятельности формируются с помощью различных педагогических технологий:

I.Технология интегрирования учебных дисциплин (В.В. Сериков, В.И. Загвязинский, Е.Ю. Сухаревская). Данная технология направлена на интеграцию образовательного процесса. При этом педагогический процесс направлен на формирование как предметных, так и метапредметных результатов. Данная технология позволяет отразить объективные связи, приобщить участников педагогического процесса к научно-исследовательской деятельности, творчеству. Метапредметная интеграция отражается в следующих занятиях:[4].

1.1. Часто применяют интеграцию образовательных процессов по БЖД и естествознанию. В частности, большое внимание уделяется изучению нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельности в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Также исследуется уголовная ответственность за террористическую деятельность, рассматриваются алгоритмы оказания первой медицинской,неотложной помощи.

1.2. В ходе изучения блока (модуля)№1 дисциплины БЖД, также происходит интеграция культуры БЖД в образовательный процесс. Это хорошо прослеживается в рамках изучения особенностей автономного пребывания человека в системе «человек – среда обитания». Также изучаются чрезвычайные ситуации природного характера, катастрофы, их последствия, способы ликвидации их последствий и оказания помощи населению.

1.3. В рамках урока БЖД, биологии, физической культуры изучаются темы, связанные с формированием здорового образа жизни. Важное значение имеет внедрение здоровьесберегающих технологий, привитие стремления к активному образу жизни, активным занятиям физической культурой, спортом. [4].

1.4. Интеграция культуры жизнедеятельности в образовательный процесс также осуществляется  и на уроках истории, информатики. В рамках данных предметов исследуются боевые традиции, осуществляется элементарная подготовка по физической культуре, рукопашному бою. Значимость приобретает исследование боевых традиций Вооруженных Сил РФ.

В результате освоения данной дисциплины существенно возрастает число учащихся, у которых возрастает качество усвоения информации, приобретаются и закрепляются практические навыки, повышается осознанность и мотивация к занятиям БЖД, изучению культуры жизнедеятельности. Также это существенно снижает затраты времени на усвоение учебного материала. Количество изученной информации закрепляется и органично переходит в качество изученной информации.

II. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения [5].

Применяются с целью формирования у студентов умений и навыков, позволяющих работать с информацией, обрабатывать ее и систематизировать. Также при помощи этой технологии развиваются коммуникативные навыки учащихся. Осуществляется подготовка человека в рамках информационного поля. Такая технология позволяет расширить коммуникативные навыки до уровня международного общения, которое осуществляется посредством сети Интернет.

Данная технология направлена на повышение качества образовательного процесса, а также на степень усвоения информации. В рамках данной технологии происходит формирование информационной культуры, культуры безопасности жизнедеятельности. Технология позволяет заложить основы эстетики. Происходит активное применение графических материалов, мультимедийных технологий, презентаций, ресурсов сети Интернет. Современным активным методом является применение методической копилки, портфолио. Определенный интерес представляет формирование методической копилки презентаций. Также осуществляется разработка новых материалов, в частности, разработка уроков, конспектов для интерактивной доски. Их можно широко применять в рамках педагогического подхода.

При подготовке к занятиям широко применяются материалы Интернет, различные слуховые и визуальные образы, электронные издания. Ведется отчетная и рабочая документация. Также формируются условия для привлечения учащихся к научной, исследовательской, культурной деятельности. Всего этого удается достичь благодаря принципу наглядности, новизны. Все это повышает уровень учебной мотивации учащихся.

III. Игровые технологии (Шмаков С.А.).

Данная технология позволяет сформировать у учащихся творческую активность, индивидуальность. Игровые технологии можно применять в ходе занятия, в качестве отдельного элемента или целостного образовательного процесса. Широкое применение нашли такие игры, как «Своя игра», «Что? Где? Когда?». Данные игры позволяют работать с понятиями, терминами. Применение таких методов дает возможность систематизировать, закрепить и обобщить информацию [2].

Таким образом, можно проиграть различные модели, риски в рамках природных, техногенных и антропогенных чрезвычайных ситуаций по  курсу дисциплины БЖД.

Также широкое применение находит применение тестовых заданий, кроссвордов, ребусов, загадок, поговорок. Это дает возможность активизировать познавательные процессы, мыслительную деятельность учащихся. 

Вывод: таким образом, в современном занятии по дисциплине БЖД должна быть полностью отражена классическая структура современной технологии педагогической деятельности. Вместе с тем, применяются различные инновационные методики и формы работы.

При этом применяются различные технологии подачи информации, которые позволяют применять собственные творческие разработки. Технологии применяются при построении и подборе учебного материала, а также при определении основного содержания курса, способа подачи информации.

Часто применяется форма подачи материала в виде тренинга. Правильно подобранные технологии позволяют создать ситуацию, в которой учащиеся учатся самостоятельно усвоить новые знания. Все это позволяет обрести комплекс новых практических знаний и умений, получить ключевую компетенцию, и обеспечить ее полное усвоение.

Таким образом, рекомендуется педагогическим работникам в практической профессиональной деятельности для формирования ключевых компетенций культуры БЖД применять следующие современные образовательные технологии (методики), используемые в соответствии со стандартами обучения:

I.Технология проблемного обучения (И.А.Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Е.И Пассов). Основные цели: - развитие познавательных и творческих способностей педагогов - активизация мышления. - формирование коммуникативных умений. - повышение мотивации к самообразованию.

II.Групповые технологии (Г.К. Селевко)

Цель: активизация коллективной познавательной деятельности.

Задачи: - формирование личной ответственности, - развитие коммуникативной культуры, навыков взаимообучения, взаимоконтроля и взаимопомощи.

III.Личностно-ориентированный подход (Якиманская И.С.)

Общение с педагогами, привлечение к методической работе на уровне их возможностей и способностей. Раскрытие потенциала педагога. Стимулирование педагогов к высказываниям. Создание психологически благоприятного климата для естественного самовыражения.

IV.Информационные компьютерные технологии (А.И. Яковлев).

Развитие коммуникативных навыков, умений работать с информацией. Развитие умений принимать оптимальные решения. Повышение уровня компетентности педагогов в области современных информационных технологий. Распространение лучшего профессионального опыта. Обмен педагогической информацией.

V.Игровые технологии (С.А.Шмаков)

 Основные цели: - активизация познавательной деятельности педагогов; - развитие интереса к представляемому материалу через игровую деятельность; - соединение теории и практики; - обеспечение единства эмоционального и рационального; - повышение эффективности методической работы.

VI.Технология управленческой деятельности старшего воспитателя (К.Ю.Белая) .

Анализ деятельности, детальное планирование и организацию повседневной работы педагогов детского сада. Создание предпосылки для взаимодействия субъектов педагогического процесса и обеспечение педагогам соответствующей эмоционально- психологической атмосферы.

VII.Информационно- коммуникационные технологии (Т.С.Комарова)

Научить педагога пользоваться современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Через использование ИКТ значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития cтудента.

VIII.Информационно-коммуникативные технологии (Н.В. Апатова, В.П. Беспалько).

Повышение качества обучения за счет реализации возможностей ИКТ. Возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме[6].

IV.Технология «Портфолио» или формирование позитивного имиджа педагога (авторы Шепель В.М., Почепцов Г.Г., Калюжный А.А.) [7].

Выявления талантливых библиотекарей, стимулирования их инновационной деятельности и совершенствования профессионального мастерства.

В результате применения данных технологий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности, существенно возрастает число учащихся, у которых возрастает качество усвоения информации, приобретаются и закрепляются практические навыки, повышается осознанность и мотивация к занятиям БЖД, изучению культуры жизнедеятельности.

Кроме того это существенно снижает затраты времени на усвоение учебного материала. Количество изученной информации закрепляется и органично переходит в качество изученной информации.


Список литературы

1.Бозина И.Г. Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета: Научный журнал. – 2007. №300. – Т. 1. – С. 180-183
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
3. Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0743-8
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 1999. – 384 с.
5.Кругликов Г.И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.».
6.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие. ГОУ ОГУ 2006г.
7. Шепель В.М. Имиджелогия: учебное пособие /В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. 254 с.

Расскажите о нас своим друзьям: