Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020
УДК УДК 616.8
Дата публикации 31.01.2020
Психосоматическая проблема в контексте спортивной травматизации
Андриянова Елена Викторовна
студентка 3 курса группы Б-ПФК-31, Калужский государственный университета организация им. К.Э. Циолковского, Российская Федерация, г. Калуга
Научный руководитель Дувалина Ольга Николаевна
к.псих.н., доцент, Калужский государственный университета организация им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация
Аннотация: В статье представлены особенности современного спорта, факторы, повышающие риск получения травмы спортсменом. Описаны виды спортивных травм и их аспекты изучения. Раскрыты психосоматические проблемы в контексте спортивной травматизации, рассмотрены способы их преодоления и определены возможности их сокращения.
Ключевые слова: Спортивная травматизация, виды спортивных травм, аспекты изучения спортивных травм, психосоматическая проблема, способы преодоления психосоматических проблем.
3rd year student of group B-PFC-31, Kaluga state University organization of them. K. E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga
PhD in psychology, associate Professor, Kaluga state University organization of them. K. E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga
Abstract: The article presents the features of modern sports, factors that increase the risk of injury to an athlete. The types of sports injuries and their aspects of study are described. Psychosomatic problems in the context of sports injuries are disclosed, ways to overcome them are considered, and the possibilities of their reduction are identified.
Keywords: Sports injuries, types of sports injuries, aspects of studying sports injuries, a psychosomatic problem, ways to overcome psychosomatic problems.
Современный спорт сильно отличается от спорта прошлых лет. Он стал более грубым, более активным и более травмоопасным. Профессиональный спорт стал частью человеческой культуры. Он является областью проявления определенных склонностей, возможностей и способностей, человека, которая сопряжена с высокими физическими и моральными нагрузками [1].
Спортивная карьера является ускоренной траекторией жизненного пути, и имеет особые характеристики:
• раннее начало и завершение,
• экстремальные нагрузки и высокий повседневный стресс,
• пиковые переживания,
• очень высокие риски.
Профессиональный спорт всегда сопровождается травмами, которые являются частой причиной завершения карьеры. По статистике только десять процентов женщин и пятнадцать процентов мужчин спортсменов избегают серьезных спортивных травм.
Жесткая конкуренция обуславливает ускоренную ситуация целеустремленного развития, в которой находится спортсмен. А также повышает риск психических и физических травм [2]. Выделяют следующие факторы, повышающие риск получения травмы спортсменом:
• особенности личности;
• зоны нормального функционирования;
• локус контроль;
• особенности биологических ритмов;
• эмоциональный фон;
• уровень стресса и тревоги;
• уровень возбуждения;
• снижение внимания.
Ещё одним фактором травматизации стало объективное усложнение спортивных задач, особенно это касается детского возраста. Поэтому так высок процент детского спортивного травматизма и процент отсева на ранних этапах спортивной карьеры. Поэтому так важно решение такой задачи, как сокращение процента физического и психологического травматизма в спорте.
Спортивная травма является неординарным жизненным событием. Если брать во внимание, что все спортсмены начинают свою карьеру в раннем возрасте, то необходимо отметить, насколько сильно спортивный образ жизни влияет на личность и его психофизические свойства [3].
Со временем юный спортсмен, его психика и его тело, так привыкает к необходимости постоянных нагрузок, что при травмировании он чувствует не только физическую, но и “душевную” боль. Эта боль является отражением внутренних психологических переживаний. Всё же, выбирая данный путь, спортсмен с детства приучен к мысли, что травмы в спорте неизбежны и он отличается высокой компетентностью в стратегиях и навыках совладения.
В спортивной травме как системном явлении выделены следующие аспекты изучения: биографический, феноменологический и ресурсный.
Биографический аспект предполагает включение травмы в историю жизни спортсмена и отражает темпоральность ее течения: предшествующие события, давность травмы по отношению к моменту обследования и отсроченные последствия.
Феноменологический аспект включает рассмотрение переживаний травмы: физической боли и эмоциональных состояний.
Ресурсный аспект предполагает изучение копинг-стратегий и навыков преодоления травмы с оценкой их эффективности. Дифференциально-психологический аспект задает изучение личностных и половозрастных особенностей проживания травмы как особого жизненного события [5].
После травмы спортсмен обязательно обязан пройти курс терапии у психотерапевта. Это необходимо, так как физическая травма всегда сопровождается и психической. Психотерапевт определяет уровень психофизического состояния спортсмена, проводит диагностику его психосоматического состояния, проверяет уровень стресса, которому подвергается спортсмен.
В процедуре психосоматического исследования можно выделить два этапа: диагностический и психотерапевтический.
На диагностическом этапе используются методы диагностической беседы и психологического тестирования. Диагностическая беседа позволяет собрать психосоматический анамнез, создать целостное представление о соматических симптомах и их связи c внешней и внутренней историей развития личности. Главное на этом этапе – выявить связь между началом соматических проявлений и достоверными жизненно важными изменениями, конфликтами и кризисами, которые возникли у человека. Это предполагает знание личности, условий развития в детстве, особенностей социализации, актуальности прошлых переживаний. Диагностическая беседа начинается c вопроса: «С какими жалобами Вы пришли?». Следующий вопрос позволяет уточнить начало болезненных переживаний: «Когда Вы это почувствовали впервые?», необходимо уточнить время вплоть до часа. Решающим является последующий вопрос: «Что случилось в Вашей жизни, когда это случилось?», который позволяет выявить провалы, ситуации искушений, неудач, изменении деятельности, ухудшение жилищных условий. Пациента просят взглянуть ретроспективно на свою жизнь: «Расскажите о себе, может быть, что-то из детства». Диагностическая беседа отчасти носит провокационный характер, психотерапевт подбадривает, задает откровенные вопросы, наталкивает на ответы, не фиксируя на них внимания, но определяя направление размышления и обращая внимание на моменты, когда пациент умолкает, когда появляется пауза, позволяющая выявить, где психическая энергия перенесена в физическую сферу.
Психотерапевт должен учитывать вербальные и невербальное поведение пациента, одежду, мимику, голос, выбор слов, вздохи, раздражительность и др., не прерывая его и давая возможность свободно высказаться, не боясь осуждения [4].
Психологическое тестирование – это использование стандартизованных психодиагностических методов для оценки (качественной и количественной) своеобразных черт личности и поведения [6].
Используют тесты, базированные на самоотчете личности и проективные тесты, с использованием различного стимульного материала.
Психотерапевтический этап базируется на сомато-ориентированной психотерапии Мауэра и личностно-ориентированной терапии Карвасарского [7]. Которые учитывают психосоциальное, личностные факторы и телесные формы функционирования человека. Цель метода - развить адекватное осознание реальности, развить самосознание.
Чтобы сократить влияние травмы на спортсмена используют такие приемы как:
• внутренний диалог,
• психогимнастика,
• релаксация,
• тренировка в общении,
• рисунки собственного тела.
Визуальные изображения, метод актуализации внутреннего психического состояния [8].
Спортсмен переживает глубокий внутренний стресс. Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах [9]. Он и его последствия могут пагубно сказаться на психосоматическом состоянии спортсмена.
Итак, начнем анализ психосоматической проблемы в контексте спортивной травмы. Начнем рассматривать е с детского возраста. Проследим, какие виды физических травм могут нанести тяжелые психосоматические травмы.
Лёгкие травмы – ушибы, синяки, порезы и так далее, не страшны юному спортсмену, так как он уже готов морально, что травмы в спорте будут, и это неизбежно. Такие травмы только помогают улучшить состояние “внутреннего духа”, закрепить внутренний “стержень” спортсмена.
Тяжелые травмы – перелом какой-либо части тела, тяжелое осложнение на внутренние органы, внутреннее кровотечение в следствии разрыва внутренних органов. Такие травмы могут надолго “выбить” спортсмена из соревнований и спортивной жизни. Именно эти травмы наносят большой психосоматический ущерб душевному здоровью спортсмена. В это время спортсмен понимает, что его конкуренты могут спокойно тренироваться и приобретать всё лучшую спортивную форму, а ему предстоит восстановление, и приходится пропускать тренировка из-за травмы. Самое тяжелое в этот момент – это соблюдать предписанный врачом режим. Здесь поможет поддержка родных и близких, а также внимательный и опытный тренер, который поможет пережить травму и подскажет, какие упражнения можно выполнять, а какие нет.
Травмы могут быть по тяжести – легкие, средней тяжести и тяжкие. Малые и средние переживаются спортсменом легче, чем тяжкие. Тяжкие травмы являются самыми тяжелыми для психосоматического состояния спортсмена. Обычно они требуют очень долгого восстановления без возможностей любых тренировок. Такие травмы случаются очень часто в опасных и экстремальных видах спорта. Обычно, после таких травм спортсмен либо полностью выбывает из спорта, либо возвращается в него, но уже в качестве либо тренера, либо комментатора.
Также у спортсмена могут развиться острые и хронические травмы. Острые возникают в следствии внезапного воздействия травмирующего фактора. А хронические травмы, связаны с постоянным воздействием травмирующего фактора на одну и ту же область организма.
Постоянные физические упражнения вызывают специфические для них травмы:
Тендиниты. Это воспаления сухожилий. Это воспалительный процесс в сухожилии, сопровождаемый болевыми ощущениями.
Растяжения связок и сухожилий. Возникают вследствие не верно проведенной разминки перед тренировкой. Недолеченные травмы или недостаточная реабилитация тоже становятся их причиной.
Бурсит. Это воспаление суставной сумки, которая содержит синовиальную жидкость. Чаще всего бывают бурситы плечевого, коленного и локтевого суставов.
Рассекающий остеохондрит. Появляется при частом соударении костей, когда отделяются небольшие частички кости или хряща. Образовывается “суставная мышь”, которая мешает работе сустава.
Перелом. Появляется при резкой нагрузке на кость. Также он сопровождается разрывом внутренних тканей. Самая частая причина перелома – неправильное падение, а правильнее сказать – неправильное приземление после падения.
Ушибы. Они являются следствием резкого и сильного удара по мышечным тканям. Сопровождаются следующими симптомами: опухание, кровоподтек и образование синяка. Самым болезненным является ушиб сустава.
Все эти травмы несут психологическую нагрузку. Анализируя все данные, можно сделать вывод, что существует возможность сократить психосоматические проблемы и их влияние на спортсмена после спортивной травмы. Это достигается профессиональными действиями психотерапевта, моральной поддержкой спортсмена родственниками, тренером и другими спортсменами. Психосоматическое здоровье спортсмена прежде всего является первостепенным вопросом в работе тренера, обучающего детей. Именно детские травмы несут самую тяжелую психическую нагрузку, сопровождая спортсмена всю его последующую карьеру. Тяжесть физической травмы должна компенсироваться посредствам психологического воздействия, во избежание отрицательной психосоматической реакции спортсмена. Необходимо учитывать, специфичность детской и взрослой травмы и реакцию на неё, а также возможные негативные последствия. Все окружающие спортсмена люди: близкие, родные, знакомые, коллеги, а также профессиональный спортивный психотерапевт, - могут помочь ему быстрее реабилитироваться и решить свою дальнейшую судьбу в спорте.
Список литературы
1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии.Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Том 2. - №4. - с. 3-21.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - с.299
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-ое изд. - СПб.: Питер, 2001. - с.260
4. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - с.512
5. Баскакова, Е.Н., Ольшанская, С.А. Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - Том 3. - с. 65
6. Баскакова, С.А. Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - № 2. - с. 96.
7. Бодров, В.А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2009. - с.560
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. - с.398
9. Бочавер, К.А., Выходец, И.Т., Касаткин, В.Н., Квитчастый, А.В. Спортивный психолог. - 2012. - Том 25.-№1.- с. 38-43.
List of used literature:
1. Abulkhanova K. A. the principle of the subject in domestic psychology.Psychology: Journal of the Higher school of Economics. - 2005. - Volume 2. - No. 4.pp. 3-21.
2. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. Strategy of life. - M.: Thought, 1991. - pp. 299
3. Ananyev, B. G. on the problems of modern human knowledge. - 2nd ed. - SPb.: Peter, 2001. - p. 260
4. Antsyferova, L. I. personality Development and problems of gerontopsychology. - M.: Institute of psychology RAS, 2006. - 512 p.
5. Baskakova, E. N., Olshanskaya, S. A. Physical culture, sport-science and practice. - 2013. - Volume 3. - p. 65
6. Baskakova, S. A. Social and clinical psychiatry. - 2010. - No. 2. - p. 96.
7. Bodrov, V. A. Professional fatigue: Fundamental and applied problems. Moscow: Institute of psychology RAS, 2009. - р. 560
8. Bozhovich, L. I. Personality and its formation in childhood. SPb.: Peter, 2008. - p. 398
9. Bochvar, K. A., Son, T. I., Kasatkin, V. N., Witchety, A. V. a Sports psychologist. - 2012. - Volume 25.- No. 1.- pp. 38-43.