Психофизиология | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018

УДК 159.91

Дата публикации 11.01.2018

Психологическое благополучие курсантов высшего военного учебного заведения

Кузнецова Екатерина Вениаминовна
медицинский психолог НИЛ (военной психофармакологии) НИО (медико-психологического сопровождения), НИЦ ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» МО РФ, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В работе рассмотрено психологическое благополучие курсантов с высоким и низким уровнем военно-профессиональной мотивации, их ценностные ориентации и успешность обучения в высшем военном учебном заведении. Курсанты с высокой военно-профессиональной мотивацией обладают высоким уровнем психологического благополучия. Способны создавать условия для удовлетворения личных потребностей и целей. Обследованные с низкой военно-профессиональной мотивацией испытывают сложности в организации повседневной деятельности, могут быть лишены чувства контроля над происходящим вокруг. Имеют низкий уровень психологического благополучия.
Ключевые слова: психологическое благополучие, курсант, военно-профессиональная мотивация

Psychological well-being of cadets of the higher military educational institution

Kuznetsova Ekaterina Veniaminovna
medical psychologist of Research Laboratory (military psychopharmacology) research department (medical and psychological support) research Center Military Medical Academy. S.M. Kirov, Russia, St. Petersburg

Abstract: The paper considers the psychological well-being of cadets with a high and low level of military-professional motivation, their value orientations and the success of training in a higher military educational institution. Cadets with high military-professional motivation have a high level of psychological well-being. They are able to create conditions for meeting personal needs and goals. Those surveyed with low military-professional motivation experience difficulties in organizing daily activities, may be deprived of a sense of control over what is happening around. They have a low level of psychological well-being.
Keywords: psychological well-being, cadet, military-professional motivation

Актуальность. Военная служба является особым видом деятельности, предъявляющая к человеку повышенные требования, как физические, так и психологические [5, 11, 14]. Одним из показателей, характеризующих успешность деятельности военного специалиста, является психологическое благополучие [3, 8, 9, 12]. Высокий уровень психологического благополучия гарантирует способность военнослужащего обеспечить высокую эффективность функционирования в сложных условиях, часто при наличии витальной угрозы [2, 4, 6]. Военнослужащие с низким уровнем психологического благополучия склонны к формированию у них психосоматической патологии [1, 7, 13, 15].

Цель исследования: Изучить особенности психологическое благополучие курсантов с разным уровнем выраженности военно-профессиональной мотивации.

Материалы и методы. В ходе эксперимента было обследовано 99 юношей, курсантов 2-4 курсов высшего военного учебного заведения, в возрасте от 18 до 23 лет. Использованы методики: шкала психологического благополучия К.Рифф (адаптация Л.В. Жуковская и Е. Г. Трошихина) [10], опросник военно-профессиональной мотивации (ВПМ) [16]. Обследуемые были разделены на две группы с высокой (1 группа) и низкой (2 группа) ВПМ.

Результаты и обсуждения.

Были выявлены значимые различия по шкале психологического благополучия К. Рифф, по шкале «управление окружением» (табл. 1). Курсанты с высокой ВПМ обладают властью и компетенцией в управлении окружением, контролируют всю внешнюю деятельность, эффективно используют представляющиеся возможности, способны улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.

Таблица 1. Значимые различия по шкале психологического благополучия К.Рифф

РИФ Среднее значение
Высокая ВПМ Низкая ВПМ
Положительные отношения с другими 5,4±0,20 4,3±0,6
Автономия 7,09±0,3 6,2±0,4
Управление окружением 6,1±0,32 4,9±0,8*
Личностный рост 4,57±0,6 3,5±0,4
Цель в жизни 4,6±0,26 3,4±0,8
Самопринятие 6,3±0,4 5,3±0,7

Примечания: * — р<0,05

Обследованные с низкой ВПМ испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относятся к представляющимся возможностям, лишены чувства контроля над происходящим вокруг.

Наблюдается тенденция значимого различия по шкале «положительное отношение с другими». Курсанты с высокой ВПМ способны к эмпатии, устанавливают доверительные отношения с окружающими, идут на уступки во взаимоотношениях. Курсанты с низкой ВПМ изолированы и фрустрированы в межличностных взаимоотношения, испытывают недостаток доверительных отношений.

Также наблюдается тенденция по шкале «самопринятия». Обследованные 1 группы обладает позитивным отношением к прошлому, полностью осознают и принимают свое Я, как позитивные аспекты так и негативные. Обследованные 2 группы разочарованы своим прошлым, не удовлетворены собой, не принимают свои определенные качества.

Полученные данные показывают, что чем выше уровень психологического благополучия курсантов тем лучше показатели психического и физического состояния, от которых зависит жизнедеятельность курсанта.

Выводы.

  1. Курсанты с высокой военно-профессиональной мотивацией обладают высоким уровнем психологического благополучия. Способны создавать условия для удовлетворения личных потребностей и целей.
  2. Обследованные с низкой военно-профессиональной мотивацией испытывают сложности в организации повседневной деятельности, могут быть лишены чувства контроля над происходящим вокруг. Имеют низкий уровень психологического благополучия.

Список литературы

1. Глазырина Т.М., Порожников П.А., Ятманов А.Н. Влияние отношения к болезни и уровня артериального давления на уровень нервно-психической адаптации у мужчин призывного возраста // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. № 1. С. 62-65.
2. Глазырина Т.М. Психофизиологическая стрессоустойчивость мужчин призывного возраста с артериальной гипертензией // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 532-533.
3. Глазырина Т.М. Сенсомоторные реакции мужчин призывного возраста с артериальной гипертензией // Психология и психотехника. 2016. № 6. С. 522-525.
4. Днов К.В., Серегин Д.А., Ятманов А.Н. Профилактика суицидального поведения и медико-психологическое сопровождение военнослужащих. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 96 с.
5. Дрынкина Т.И. Социокультурные особенности организационного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 22 с.
6. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 127–128.
7. Порожников П.А., Дорофеев И.И., Ятманов А.Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота // 3-й Азиатско-тихоокеанский конгресс по военной медицине. 2016. С. 46.
8. Солодков А.С., Ильина А.А., Федоров Е.В., Кузнецова Е.В., Ятманов А.Н. Прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 300-304.
9. Солодков А.С., Федоров Е.В., Днов К.В., Чернега И.М., Ятманов А.Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 318–322.
10. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В., Туманова Н.Н., Ятманов А.Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; № 5: 254–258.
11. Федоров Е.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Оценка психофизиологических показателей у водолазов- профессионалов и аквалангистов-любителей устойчивых и неустойчивых к декомпрессионному воздействию // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 1. С. 439-441.
12. Ханкевич Ю.Р., Сапожников К.В., Парфенов С.А., Седов А.В. Оценка эффективности гипоксических тренировок в качестве психофизиологической подготовки подводников // Морская медицина. 2016. Т. 2. № 1. С. 57-63.
13. Шевченко М.И., Королева Н.И., Шемякина Е.Ю., Воспитанник И.В., Дрынкина Т.И., Якимов Ю.М., Марихин С.В., Самойлова О.Д., Самороднов О.В., Тарасова О.И. Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы. СПб., 2015. 132 с.
14. Ятманов А.Н. Личностные особенности моряков // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 676-677.
15. Ятманов А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией. Дис. … канд. мед. наук. С-Пб: ГОУВПО "Военно-медицинская академия", 2010. 147 с.
16. Ятманов А.Н. Совершенствование системы медико-психологического сопровождения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 102 с.

Расскажите о нас своим друзьям: