Психофизиология | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018
УДК 159.91
Дата публикации 11.01.2018
Психологическое благополучие курсантов высшего военного учебного заведения
Кузнецова Екатерина Вениаминовна
медицинский психолог НИЛ (военной психофармакологии) НИО (медико-психологического сопровождения), НИЦ ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» МО РФ, РФ, г. Санкт-Петербург
Аннотация: В работе рассмотрено психологическое благополучие курсантов с высоким и низким уровнем военно-профессиональной мотивации, их ценностные ориентации и успешность обучения в высшем военном учебном заведении. Курсанты с высокой военно-профессиональной мотивацией обладают высоким уровнем психологического благополучия. Способны создавать условия для удовлетворения личных потребностей и целей. Обследованные с низкой военно-профессиональной мотивацией испытывают сложности в организации повседневной деятельности, могут быть лишены чувства контроля над происходящим вокруг. Имеют низкий уровень психологического благополучия.
Ключевые слова: психологическое благополучие, курсант, военно-профессиональная мотивация
medical psychologist of Research Laboratory (military psychopharmacology) research department (medical and psychological support) research Center Military Medical Academy. S.M. Kirov, Russia, St. Petersburg
Abstract: The paper considers the psychological well-being of cadets with a high and low level of military-professional motivation, their value orientations and the success of training in a higher military educational institution. Cadets with high military-professional motivation have a high level of psychological well-being. They are able to create conditions for meeting personal needs and goals. Those surveyed with low military-professional motivation experience difficulties in organizing daily activities, may be deprived of a sense of control over what is happening around. They have a low level of psychological well-being.
Keywords: psychological well-being, cadet, military-professional motivation
Актуальность. Военная служба является особым видом деятельности, предъявляющая к человеку повышенные требования, как физические, так и психологические [5, 11, 14]. Одним из показателей, характеризующих успешность деятельности военного специалиста, является психологическое благополучие [3, 8, 9, 12]. Высокий уровень психологического благополучия гарантирует способность военнослужащего обеспечить высокую эффективность функционирования в сложных условиях, часто при наличии витальной угрозы [2, 4, 6]. Военнослужащие с низким уровнем психологического благополучия склонны к формированию у них психосоматической патологии [1, 7, 13, 15].
Цель исследования: Изучить особенности психологическое благополучие курсантов с разным уровнем выраженности военно-профессиональной мотивации.
Материалы и методы. В ходе эксперимента было обследовано 99 юношей, курсантов 2-4 курсов высшего военного учебного заведения, в возрасте от 18 до 23 лет. Использованы методики: шкала психологического благополучия К.Рифф (адаптация Л.В. Жуковская и Е. Г. Трошихина) [10], опросник военно-профессиональной мотивации (ВПМ) [16]. Обследуемые были разделены на две группы с высокой (1 группа) и низкой (2 группа) ВПМ.
Результаты и обсуждения.
Были выявлены значимые различия по шкале психологического благополучия К. Рифф, по шкале «управление окружением» (табл. 1). Курсанты с высокой ВПМ обладают властью и компетенцией в управлении окружением, контролируют всю внешнюю деятельность, эффективно используют представляющиеся возможности, способны улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.
Таблица 1. Значимые различия по шкале психологического благополучия К.Рифф
РИФ | Среднее значение | |
Высокая ВПМ | Низкая ВПМ | |
Положительные отношения с другими | 5,4±0,20 | 4,3±0,6 |
Автономия | 7,09±0,3 | 6,2±0,4 |
Управление окружением | 6,1±0,32 | 4,9±0,8* |
Личностный рост | 4,57±0,6 | 3,5±0,4 |
Цель в жизни | 4,6±0,26 | 3,4±0,8 |
Самопринятие | 6,3±0,4 | 5,3±0,7 |
Примечания: * — р<0,05
Обследованные с низкой ВПМ испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относятся к представляющимся возможностям, лишены чувства контроля над происходящим вокруг.
Наблюдается тенденция значимого различия по шкале «положительное отношение с другими». Курсанты с высокой ВПМ способны к эмпатии, устанавливают доверительные отношения с окружающими, идут на уступки во взаимоотношениях. Курсанты с низкой ВПМ изолированы и фрустрированы в межличностных взаимоотношения, испытывают недостаток доверительных отношений.
Также наблюдается тенденция по шкале «самопринятия». Обследованные 1 группы обладает позитивным отношением к прошлому, полностью осознают и принимают свое Я, как позитивные аспекты так и негативные. Обследованные 2 группы разочарованы своим прошлым, не удовлетворены собой, не принимают свои определенные качества.
Полученные данные показывают, что чем выше уровень психологического благополучия курсантов тем лучше показатели психического и физического состояния, от которых зависит жизнедеятельность курсанта.
Выводы.
- Курсанты с высокой военно-профессиональной мотивацией обладают высоким уровнем психологического благополучия. Способны создавать условия для удовлетворения личных потребностей и целей.
- Обследованные с низкой военно-профессиональной мотивацией испытывают сложности в организации повседневной деятельности, могут быть лишены чувства контроля над происходящим вокруг. Имеют низкий уровень психологического благополучия.
Список литературы
1. Глазырина Т.М., Порожников П.А., Ятманов А.Н. Влияние отношения к болезни и уровня артериального давления на уровень нервно-психической адаптации у мужчин призывного возраста // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. № 1. С. 62-65.
2. Глазырина Т.М. Психофизиологическая стрессоустойчивость мужчин призывного возраста с артериальной гипертензией // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 532-533.
3. Глазырина Т.М. Сенсомоторные реакции мужчин призывного возраста с артериальной гипертензией // Психология и психотехника. 2016. № 6. С. 522-525.
4. Днов К.В., Серегин Д.А., Ятманов А.Н. Профилактика суицидального поведения и медико-психологическое сопровождение военнослужащих. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 96 с.
5. Дрынкина Т.И. Социокультурные особенности организационного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 22 с.
6. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 127–128.
7. Порожников П.А., Дорофеев И.И., Ятманов А.Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота // 3-й Азиатско-тихоокеанский конгресс по военной медицине. 2016. С. 46.
8. Солодков А.С., Ильина А.А., Федоров Е.В., Кузнецова Е.В., Ятманов А.Н. Прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 300-304.
9. Солодков А.С., Федоров Е.В., Днов К.В., Чернега И.М., Ятманов А.Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 318–322.
10. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В., Туманова Н.Н., Ятманов А.Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; № 5: 254–258.
11. Федоров Е.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Оценка психофизиологических показателей у водолазов- профессионалов и аквалангистов-любителей устойчивых и неустойчивых к декомпрессионному воздействию // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 1. С. 439-441.
12. Ханкевич Ю.Р., Сапожников К.В., Парфенов С.А., Седов А.В. Оценка эффективности гипоксических тренировок в качестве психофизиологической подготовки подводников // Морская медицина. 2016. Т. 2. № 1. С. 57-63.
13. Шевченко М.И., Королева Н.И., Шемякина Е.Ю., Воспитанник И.В., Дрынкина Т.И., Якимов Ю.М., Марихин С.В., Самойлова О.Д., Самороднов О.В., Тарасова О.И. Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы. СПб., 2015. 132 с.
14. Ятманов А.Н. Личностные особенности моряков // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 676-677.
15. Ятманов А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией. Дис. … канд. мед. наук. С-Пб: ГОУВПО "Военно-медицинская академия", 2010. 147 с.
16. Ятманов А.Н. Совершенствование системы медико-психологического сопровождения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 102 с.