Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 159.9.072.43

Дата публикации 01.08.2019

Психологические характеристики профессиональной адаптации педагогов в образовательном учреждении пансионного типа

Медведева Снежанна Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры «Психология» Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия, snezhanna_med@mail.ru
Чередниченко Светлана Викторовна
Педагог-организатор, Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище), г. Севастополь, Россия, Svetlana4237@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены требования к личности педагогов учреждений пансионного типа, выделена специфика профессиональной адаптации педагогов в таких учреждениях, приведены результаты эмпирического исследования психологических показателей профессиональной адаптации педагогов в кадетском училище. Особое внимание уделено показателям успешной профессиональной адаптации педагогических работников, показаны психологические характеристики низкой профессиональной адаптации педагогов. Подчеркнута роль психологического сопровождения молодых специалистов в учреждениях пансионного типа,
Ключевые слова: профессиональная адаптация, педагог, учреждение пансионного типа, психологическое сопровождение, психологические характеристики

Psychological characteristics of teachers’ professional adaptation in the boarding type educational institution

Medvedeva Snezhanna Anatoliyevna
Associated Professor of the department “ Psychology” of the Institute of human pedagogical sciences, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
Cherednichenko Svetlana Viktorovna
Teacher-organizer, Naсhimov naval specialized school Dranch (Sevastopol presidential cadet school), Sevastopol, Russia

Abstract: The paper considers requirements to the identity of teachers in the boarding type institutions; the specific of teachers’ professional adaptation in such institutions is emphasized; the empirical results psychological indicators of teachers’ professional adaptation in cadet school are given. Special attention is given to the indicators of successful professional adaptation of pedagogical workers, showing the psychological characteristics of low professional adaptation of the teachers. Emphasized the role of psychological accompaniment of young professionals in boarding establishments.
Keywords: professional adaptation, teacher, boarding type institution, psychological support, psychological characteristics


Современный рынок труда характеризуется изменениями в трудоустройстве, социальном и профессиональном статусе специалистов. Зачастую не удается работать по полученной ранее специальности, нередко приходится осваивать новую квалификацию, включаясь в практическую деятельность, часто не соответствующую профилю основной профессиональной подготовки личности. В связи с этим особую значимость приобретает проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда.

Особую актуальность имеет проблема профессиональной адаптации педагогов к новым условиям, связанным с педагогической деятельностью. От того, насколько успешно пройден период адаптации во многом зависят дальнейший профессиональный рост педагога, его профессиональная успешность и в целом решение остаться в образовании. Изучение проблемы социальной адаптации, в том числе профессиональной, затрагивало интересы многочисленных исследователей, к числу которых можно отнести таких авторов, как: А.К. Маркова, К.А. Абульханова-Славская, С.Д. Артемов, Ф. Б. Березин, Г.А. Балл, И. К. Кряжева, Ю. А. Милославский  и др. Особенности психологической адаптации молодых специалистов раскрыты в работах Н.А. Буравлевой,  В.Н. Брудного, М.П. Будякиной, А.А. Русалиновой, В.А. Шаховой.  Проблеме адаптации педагогов уделяли внимание С.А. Котова, А. Щербаков,  Е. И. Петренко, Л. К. Зубцова, И. В. Малышев, А. И. Матвеева, С. П. Полутина и многие другие исследователи. Среди основных вопросов, раскрытых в работах авторов, можно выделить следующие: профессиональная адаптация молодого учителя как педагогическая проблема; особенности психологического сопровождения молодых педагогов; основные проблемы в период адаптации педагога к образовательному учреждению и ряд других проблем, которые дают возможность определить основные проблемы и наметить пути решения, связанные с адаптацией педагогов к профессиональной деятельности.

Однако, в данных исследованиях речь, как правило, идет о таких образовательных учреждениях, как средняя общеобразовательная школа, дошкольные учреждения, или высшие учебные учреждения. Практически отсутствуют исследования, посвященные особенностям адаптации педагогов в образовательном учреждении пансионного типа. В данных учреждениях атмосфера обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляя более усложненные требования не только интеллектуальным возможностям преподавателя, но и к его психофизиологической конституции, в целом к его личности, и к его социально-психологическому уровню.

Система образования в учреждениях пансионного типа создается в условиях достаточно жесткой конкуренции с традиционной системой образования, прежде всего, со школами, имеющими статус лицеев и гимназий. Для того, чтобы обеспечить конкурентность, учреждения пансионного типа, принадлежащие министерству обороны РФ, стремятся обеспечить своим воспитанникам достаточно высокий, по сравнению с другими учреждениями, уровень образования. Ключевая роль в обеспечении высокого уровня образования в указанных образовательных учреждениях принадлежит педагогам. В этой связи, к педагогам учреждений пансионного типа предъявляются дополнительные требования.

Как отмечает в своей работе А.Я. Зубов, помимо наличия необходимых качеств для осуществления эффективной педагогической деятельности, педагог в учреждении пансионного типа министерства обороны должен обладать следующими качествами:

- иметь достаточно высокий уровень авторитета среди воспитанников, который складывается из таких наиболее значимых личных качеств, как: направленность личности, высокий уровень интеллекта, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств, которые проявляются в повседневной деятельности, общении с окружающими.

- иметь определенные моральные качества, представления о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно;

- педагог пансионного учреждения, выполняющий волю государства, должен иметь четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. В этой связи необходимо иметь такие качества, как принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинять всю свою педагогическую деятельность их достижению.

- обладать способностью мобилизовать все усилия на достижение целей воспитания и обучения, осознавать, что он предстает перед учащимися не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом;

- для того, чтобы добиться выполнения поставленных задач, педагоги, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью, основанных на профессиональной грамотности;

- должны уметь проявлять инициативу, решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска;

- педагог кадетского училища должен проявлять силу характера, способность преодолевать сопротивление, до конца решать поставленные задачи, обладать уверенностью в себе, в своих силах;

- обладать такими качествами как упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции в сочетании с деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью [1].

Сегодня пансионные образовательные учреждения являются престижными для трудовой деятельности педагогов, трудоустройство педагогов в училища пансионного типа происходит в условиях достаточно жесткой конкуренции, как правило на конкурсной основе. Вместе с этим в современной подготовке специалистов в области образования отсутствует спецификация подготовки преподавателей учебных учреждений пансионного типа [2].  На практике, пройдя профессиональный отбор, педагоги, с одной стороны, получают высокую оценку своей деятельности и личностным качествам, с другой – попадают в ситуацию неопределенности и необходимости адаптироваться к новым условиям труда.

Профессиональная адаптация педагога к новым требованиям, связанным с трудовой деятельностью в образовательном учреждении пансионного типа имеет ряд особенностей:

-  в процессе вторичной профессиональной адаптации педагога к новым условиям деятельности происходит оптимизация уже выработанных и закрепленных у него методов и подходов к преподаванию той или иной дисциплины в соответствии с измененными условиями (новые образовательные программы, иные принципы работы и т. д.);

- необходимость адаптироваться к новым стресс-факторам, специфичным для данного вида учебных учреждений (закрытость пансиона, которая порой создает серьезные психологические проблемы для педагогов, вызванные оторванностью от своей семьи, дома, родственников, детей, ограниченным кругом общения, режимными особенностями жизни в пансионе);

- необходимость изменения имеющихся педагогических подходов у учителя, их направленность обеспечение высокого уровня подготовки учащихся, повышение педагогического мастерства для осуществления элитарного образования.

В рамках изучения теоретических подходов к проблеме адаптации педагога к профессиональной деятельности, было выделено, что основными составляющими адаптации являются:

- особенности социально-психологической адаптации личности;

- уровень удовлетворенности трудом;

- наличие мотивации для осуществления педагогической деятельности;

- профессиональная направленность педагога; 

- особенности образовательной среды [3; 4].

Данные составляющие были выбраны в качестве показателей для изучения профессиональной адаптации педагогов, работающих в учреждении пансионного типа. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методы и методики: тестирование («Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд); «Методика изучения интегральной удовлетворенности трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана; «Оценка профессиональной направленности педагога» Е. И. Рогова); анкетирование.

В исследовании принимали участие педагоги филиала НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище) в количестве 30 человек, среди них 18 женщин и 12 мужчин в возрасте от 24 лет до 52 лет. Общий стаж работы педагогов составляет от 1 года до 30 лет. Стаж работы педагогов в кадетском училище составляет от 1 месяца до 2 лет.

Результаты диагностики социально-психологической адаптации, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что большая часть сотрудников достаточно успешно адаптируется к новым условиям профессиональной деятельности (26,6% и 36,6%). Низкая способность приспосабливаться к условиям взаимодействия c окружающими людьми в системе новых межличностных отношений характерна только для трети педагогов (36,6%). К психологическим проявлениям такого уровня адаптации  относятся: заниженная или напротив, завышенная самооценка, критичность по отношению к окружающим, эмоциональная неуравновешанность, склонность к конфликтам, проблемы во взаимоотношениях с коллективом, сложности в становлении межличностных отношений.

Таблица 1. Итоговые показатели социально-психологической адаптации по степени выраженности (методика К. Роджерса и Р. Даймонда)

 

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Адаптация

7

23,3%

13

43,3%

10

33,3%

Самовосприятие

9

29,9%

10

33,3%

11

36,6%

Принятие других

5

16,7%

13

43,3%

12

39,9%

Эмоциональная комфортность

6

19,9%

14

46,6%

10

33,3%

Интернальность

11

36,6%

14

46,6%

5

16,7%

Стремление к доминированию

7

23,3%

15

50,0%

8

26,6%

Итоговый уровень социальной адаптации

11

36,6%

8

26,6%

11

36,6%

Следующим важным показателем, влияющим на процесс адаптации, как показал теоретический анализ проблемы, является удовлетворённость трудом. Результаты  диагностики этого показателя представлены в табл. 2.

Таблица 2. Итоговые показатели интегральной удовлетворенности трудом (методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова)

 

Шкалы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Интерес к работе

8

26,6%

12

39,9%

10

33,3%

Удовлетворенность достижениями в работе

10

33,3%

10

33,3%

10

33,3%

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

5

16,7%

15

50,0%

10

33,3%

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10

33,3%

8

26,6%

11

36,6%

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5

16,7%

16

53,3%

9

29,9%

Предпочтение выполняемой работы высокому заработку

8

26,6%

14

47,7%

8

26,6%

Удовлетворенность условиями труда

3

9,9%

12

39,9%

15

50,0%

Профессиональная ответственность

4

13,3%

6

19,9%

20

66,6%

Общая удовлетворенность трудом

7

23,3%

16

53,3%

7

23,3%

Полученные результаты позволяют нам констатировать, что интегральная удовлетворенность трудом у большинства педагогов, работающих в учреждении пансионного типа находится на среднем уровне, при этом примерно четверть работников (23%) отнесены к низкому уровню интегральной удовлетворенности трудом. Обращает на себя внимание, что наиболее выражена неудовлетворенность достижениями в работе (33,3%) и взаимоотношениями с руководством (33,3%). Большинство сотрудников наиболее удовлетворены условиями труда (50%) и профессиональной ответственностью (66,6%).

Рисунок 1. Распределение результатов диагностики мотивации трудовой деятельности педагогов (по методике К. Замфир в модификации А.А .Реана)

Результаты диагностики, направленной на изучение трудовой мотивации (рис.1) показали, что для большей части педагогов характерен оптимальный  мотивационный комплекс, так как у них преобладает внешняя положительная мотивация (39,9%) и внутренняя мотивация (29,9%). Профессиональная  деятельность таких педагогов мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Однако для трети педагогов (29,9%) их деятельность обусловлена  внешними отрицательными мотивами: мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак», что является характерным для лиц, завершающим трудовую деятельность (по данным Прохоровой М.В, Прохорова В.М.) [5].

Для диагностики профессиональной педагогической направленности была проведена методика «Оценка профессиональной направленности педагога», что позволило определить индивидуальные характеристики каждого педагога. При статистической обработке полученных результатов была установлена положительная корреляционая связь общего показателя социально-психологической адаптации с удовлетворенностью трудом, внутренней трудовой мотивацией, коммуникативностью. Такие данные подтверждают, что выделенные показатели являются значимыми психологическими характеристиками успешности профессиональной адаптации педагогов образовательного учреждения.

По результатам анкетирования среди факторов, мешающих успешной адаптации сотрудников, были отмечены трудности в становлении контактов внутри коллектива (26,6%) и несогласованность трудовых действий (66,6%,).

Выявленные проблемы отличаются от тех, с которыми сталкиваются молодые педагоги в самом начале своего профессионального пути. Так, в работе Петренко Е.И. приводятся результаты опроса молодых учителей и отмечено, что отмечает, что 50 % респондентов указали плохое первое впечатление от встречи с коллективом и администрацией, а также признались, что никаких мероприятий по подготовке к их деятельности на рабочем месте предпринято со стороны администрации учебных заведений не было [4].

Однако, общим является  необходимость управления профессиональной адаптацией педагогов в любом образовательном учреждении, в том числе организация психологического сопровождения таких сотрудников в начальный период их профессиональной деятельности.

В завершении следует отметить, что большинство педагогов кадетского училища достаточно успешно справляются с трудностями профессиональной адаптации в учреждении пансионного типа. Однако примерно треть вновь поступивших сотрудников зачастую сталкиваются с проблемами в адаптационной период, которые вполне могут быть разрешимы при организации специальной работы с вновь поступившими сотрудниками. Психологическое сопровождение таких педагогов, на наш взгляд, может выступать как одно из важных мероприятий наравне с наставничеством и административной поддержкой сотрудников в период их профессиональной адаптации.

Традиционно к мероприятиям такого плана относятся: диагностика профессионально значимых психофизиологических свойств; психологическое консультирование, направленное на снятие тревожности и мобилизации профессиональной активности; психологическая профилактика и коррекция, направленная на обучение сотрудников методам саморегуляции, снятия стрессовых состояний и делового общения в коллективе, на развитие личностного и профессионального роста сотрудников [6]. Основными задачами организации психологического сопровождения педагогов в учреждении пансионного типа могут выступать: коррекция эмоциональной неуравновешенности и склонности к конфликтам; формирование умений в межличностном общении; создание условий для повышения таких профессиональных качеств, как коммуникативные и организаторские способности; создание благоприятной обстановки для взаимодействия между сотрудниками, развитие внутренней в внешней положительной мотивации труда. С целью развития адаптивных возможностей сотрудников можно использовать такие виды работы, как: социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг коммуникации); индивидуально-коррекционную работу; консультативную работу с трудовым коллективом.


Список литературы

1. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища [Текст] А.Я. Зубов // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2015. – С. 12-17.
2. Евдокимов К.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России [Текст] / К.В. Евдокимов, Д.В. Беркин // Инновации в образовании. – 2014. - № 4. - С. 12-19.
3. Брудный В.Н. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов [Текст] / В. Н. Брудный - М.: Владос, 2018. – 284 с.
4. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении [Текст] / Е. И.Петренко // Молодой ученый. - 2017. - №50. - С. 256-260.
5. Прохорова, М.В. Возрастная динамика внутренней и внешней мотивации трудовой деятельности / М.В. Прохорова, В.М. Прохоров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 3. - С. 57-64. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-dinamika-vnutrenney-i-vneshney-motivatsii-trudovoy-deyatelnosti
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-еизд., перераб., доп. /Э. Ф. Зеер – М.: Академический Проект, 2013. – 336 с.

Расскажите о нас своим друзьям: