Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 371.037.1

Дата публикации 26.02.2020

Психологические характеристики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Раскопина Екатерина Игоревна
магистрант 2 курса, Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г.Арзамас, katya.raskopina.96@mail.ru
Калинина Татьяна Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент, Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г.Арзамас, kalininatv@list.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема оказания психологической помощи сотрудникам социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в профилактике склонности к профессиональному выгоранию, среди которых: недостаточный уровень эмоциональной устойчивости, психоэмоциональное напряжение, повышенный уровень тревоги, неуверенность в собственных силах. В статье представлены результаты изучения склонности сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних к профессиональному выгоранию. Предпринята попытка разработки программы психологической профилактики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Ключевые слова: выгорание, эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, социально-реабилитационный центр, профилактика.

Psychological characteristics burnout of employees of the social rehabilitation center for minors

Raskopina Ekaterina Igorevna
2 year undergraduate, Arzamas branch of NNSU named after N.I. Lobachevsky, Arzamas
Kalinina Tatyana Valentinovna
candidate of psychological sciences, associate professor, Arzamas branch of NNSU named after N.I. Lobachevsky, Arzamas

Abstract: This article deals with the problem of providing psychological assistance to the staff of the social rehabilitation centre for minors in preventing the tendency to burn out professionally, including: insufficient level of emotional stability, psychoemotional tension, increased level of anxiety, uncertainty in their own forces. The article presents the results of the study of the tendency of employees of the social rehabilitation centre for minors to burn out professionally. An attempt has been made to develop a programme of psychological prevention of professional burnout of employees of the social rehabilitation centre for minors.
Keywords: burnout, emotional burnout, professional burnout, social rehabilitation center, prevention


В современном мире огромное количество профессий подвержено повышенным нервно-психическим перегрузкам. Специалисты погружены в состояние постоянного стресса, в котором им сложно управлять своим поведением, переживаемыми эмоциями, возникает злоба, и даже агрессия. Как правило, человек не понимает, что с ними происходит, откуда исходят причины таких реакций. Однако все они свидетельствуют о наличии глубоких эмоциональных проблем, связанных с  формированием эмоционального выгорания человека. Синдром эмоционального выгорания присущ людям, профессий типа «человек-человек», к ним относится и специалисты социально-реабилитационных центров.

Проблема изучения синдрома профессионального выгорания чрезвычайно актуальна и в данный момент времени. В 1974 году психиатр Герберд Фрейденбергер ввёл понятие «burnout», которое обозначало эмоциональное истощение. Данный термин применялся с целью обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, инициированного продолжительной задействованностью в эмоционально-напряжённых обстоятельствах жизнедеятельности [5, с.98].

Проблема эмоционального и профессионального выгорания людей порождает острый научно-практический интерес исследователей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что  термины «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» в научной литературе довольно часто соотносят с одной и той - же симптоматикой, а зачастую и синонимизируют. Однако, при более подробном изучении проблемы, можно увидеть и различия. Так, В.В.Бойко характеризует синдром эмоционального выгорания как «сформированную личностью систему психологической защиты ввиду исключения эмоциональных впечатлений в ответ на выбранные психотравмирующие влияния; кроме того, увеличение области негативных, неблагоприятных эмоций и снижение положительных эмоций» [3, 21].

В то время, как К. Маслач характеризует профессиональное выгорание как встречное противодействие на продолжительные профессиональные стрессы межличностного взаимодействия [6, с.256].

Мы понимаем под синдромом профессионального выгорания совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Иногда синдром эмоционального выгорания обозначается термином «профессиональное выгорание», что даёт возможность расценивать данный процесс как ответную реакцию на продолжительные стрессы профессионального общения [1, с.134].

А. Ленгле в своём долгосрочном исследовании социальных работников установил, что повышение степени выгорания сопряжено с повышением степени профессионального стресса [1, с.150].

В различных современных научных издания проблема профессионального выгорания рассмотрена в достаточно полном объеме. С.И. Любарская и А.В. Миликова отмечают, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Данный синдром в большинстве случаев развивается у людей, занятых в сфере социальной работы (система «человек-человек») [6, с.256]. Тем не менее, рассмотрение данной проблемы касаемо сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является не столь обширным, как хотелось бы, данная проблема является довольно актуальной.

Изучение изучения частоты возникновения синдрома эмоционального выгорания у экспертов различной профессиональной деятельности Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой показало, то что, среди  специалистов, работающих в социальной сфере, существует значительное число лиц с признаками профессионального выгорания, отнесенными авторами к высокому и среднему уровням.

 Социальные профессии, основным звеном которых являются долговременные, эмоциональные и когнитивно сложные обстоятельства взаимодействия с людьми, предъявляют существенный запрос и к качеству общения и к высокому уровню коммуникабельности, так как от данных качеств и свойств личности в значительной мере зависит интерперсональное взаимодействие [1, с.136].

В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда и педагогической психологии является исследование и поиск способов профилактики профессионального выгорания среди работников социальной сферы с учетом специфики их профессиональной деятельности [4, с.87].

Работа по профилактике синдрома профессионального выгорания должна начинаться со своевременного проведения диагностики специалистов, а так же ежегодного мониторинга их состояния и отслеживания динамики. Продолжительный период времени базовым методом диагностики выгорания служила понятная и простая в применении технология К. Маслач и С. Джексон [6, с.256]. Помимо нее, для выявления степени профессионального выгорания используется методика В.В. Бойко [1, с.137]. В данном исследовании мы изучаем профессиональное выгорание сотрудников социально-реабилитационного центра. Данные специалисты работают в системе «человек-человек» и  наиболее часто сталкиваются напрямую с негативными переживаниями и эмоциями окружающих, принимают их на себя, что со временем непременно ведет к эмоциональному истощению и выгоранию. С данными специалистами – психологами, социальными педагогами, педагогами, социальными работниками, логопедами и другими сотрудниками, необходимо проводить целенаправленную работу по профилактике профессионального выгорания, что мы планируем осуществить в будущем на базе исследования.

Исследование профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних проводилось на базе ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Шатковского района». В исследовании приняли участие сотрудники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 25 до 45 лет. Отличительными особенностями сотрудников социального центра для несовершеннолетних является высокая эмоциональная нагрузка, «контактная» работа по типу человек-человек, которая приводит к неизбежному психологическому истощению, и, как следствие, профессиональному выгоранию.

Для этого использовался следующий комплекс методик:

  1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»(MBI) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой);
  2. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин);
  3. «Определение психического выгорания» (А.А. Рукавишников).

При подборе методик учитывалось их соответствие возрастным особенностям испытуемых, а также то, насколько полно данные методики могут осветить различные аспекты профессионального выгорания.

Первая методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»(MBI) (MBI) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой) показала следующие результаты, представленные ниже на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты по опроснику на выгорание (MBI) К.Маслач и С.Джексон (адаптация Н.Е.Водопьяновой)

Проведенное первичное исследование с использованием опросника на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой) дало следующие результаты: по шкале эмоциональное истощение преобладает средний уровень эмоционального истощения – 60% (12 человек), высокий уровень выявлен у 30% (6 человек) и низкий уровень эмоционального истощения выявлен у 10% (2 человека). Высокие показатели свидетельствуют о снижении у сотрудников остроты чувств, отсутствии эмоциональных реакций, и, как следствие, возникновении негативных установок по отношению к субъектам профессиональной деятельности, возрастании эмоциональной дистанции в межличностных отношениях. Низкий уровень говорит о том, что у сотрудников гармоничное эмоциональное состояние, имеются положительные установки на деятельность. Средний уровень свидетельствует о том, что периодически сотрудники испытывают упадок сил и эмоциональное напряжение, растет и накапливается эмоциональное истощение.

По шкале деперсонализации высокий уровень выявлен у 40% (8 человек), средний уровень у 50% (10 человек) и низкий уровень у 10% (2 человека). Высокий уровень деперсонализации подкрепляется высказываниями о безразличии к тому, что происходит с подчиненными, коллегами и о том, что испытуемые стали более «черствыми» по отношению к тем, с кем работают. Резко увеличивается цинизм, снижается мотивация (мотивационно-личностное истощение), в итоге развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям и деструктивные поведенческие реакции (забывание, дистанцирование от профессиональных обязанностей, снижение рабочей продуктивности). Низкий уровень говорит о том, что сотрудники адекватно оценивают свое личностное положение в коллективе, ценят собственные достижения и успехи. Средний уровень свидетельствует о том, что систематические наблюдается безразличное и эмоционально отрешенное отношение к работе, снижение продуктивности.

Наиболее показательной в данной методике является такая шкала, как редукция личных достижений. Анализ результатов показывает, что большей доле сотрудников социального центра соответствует высокий уровень редукции личных достижений: 60% (12 человек). Большинство сотрудников социального центра в настоящий момент не видят, что благодаря своей работе они уже сделали в жизни много действительно ценного, не все имеют много планов на будущее и верят в их осуществление, не всегда удается спокойно справляться с эмоциональными проблемами. Средний уровень выявлен у 30% (6 человек). В сотрудников отмечена негативная самооценка, занижение своих профессиональных достижений и успехов, негативизм по отношению к служебным достоинствам и возможностям, снижение результативности в деятельности. У 10% (2 человека) выявлен низкий уровень, что свидетельствует о наиболее адекватной оценке своих достижений.

На следующем этапе исследования нами была использована методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин). Самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных потребностей, в ситуации неудовлетворенности таковых, могут возникать отрицательные эмоциональные переживания и как следствие – психоэмоциональное напряжение, которое в дальнейшем приводит к профессиональному выгоранию.

Таблица 1. Обобщенные результаты первичной диагностики, полученные с помощью экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников

Шкалы

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Здоровье

20%

50%

30%

Психоэмоциональный стресс

40%

50%

10%

Удовлетворенность жизнью в целом

30%

40%

30%

Удовлетворенность условиями жизни

40%

50%

10%

Удовлетворенность основных жизненных потребностей

40%

50%

10%

Исследование, проведенное с помощью экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников и позволило определить, что только 20% сотрудников социального центра оценивают свое здоровье как хорошее, 50% сотрудников социального центра как среднее, остальные (30%) – как плохое. По шкале «Психоэмоциональный стресс» у 40% выявлен высокий уровень, то говорит о том, что они относятся к группе лиц, нуждающихся в психологической помощи. У 50% сотрудников социального центра выявлен средний уровень психоэмоционального стресса, и только у 10% выявлен низкий уровень. По шкале удовлетворенности жизнью в целом у 30% сотрудников социального центра показатели находятся на высоком уровне, что свидетельствует о состоянии удовлетворенности жизнью, о психологическом благополучии, однако часть сотрудников социального центра (30%) дают низкую оценку своей жизни в целом. Обобщенная оценка по шкале удовлетворенности условиями жизни для всех сотрудников социального центра свидетельствует об удовлетворительном качестве жизни, но по отдельным подпунктам респонденты выставляли 2 или даже 1 балл, что может рассматриваться как источник стресса. Так 60%, оценили такие условия жизни как деньги, доход и возможность использования денег как очень плохие; 30 сотрудников социального центра оценили в 2 балла возможности общения с искусством. По пятой шкале удовлетворенности основных жизненных потребностей средняя оценка находится на среднем уровне, но по отдельным подпунктам испытуемые выставляли низкие баллы. Так стороны жизни, такие как, работа (характер труда, отношение к работе, возможности), материальное благополучие и жизненные перспективы были оценены (30%) как плохие.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что сотрудники социального центра отличаются недостаточным уровнем эмоциональной устойчивости и, как следствие, находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что выражается в повышенном уровне тревоги, раздражительности, неуверенности в собственных силах, негативной оценки своих перспектив и личных достижений, что в свою очередь может приводить к эмоциональному выгоранию.

На следующем этапе исследования была использована методика «Определение психического выгорания» (А.А.Рукавишникова), котораяпоказала следующие результаты, представленные ниже на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Определение психического выгорания» (А.А.Рукавишникова)

Проведенное исследование с использованием опросника «Определение психического выгорания» (А.А. Рукавишникова) дало следующие результаты:   у 10% сотрудников выявлены крайне низкие показатели психического выгорания, что говорит об их полной удовлетворенности работой в социальном центре, это говорит о том, что данных сотрудников полностью устраивает работа в центре, их психологическое самочувствие хорошее; однако количество сотрудников с такими показателями крайне мало; у 20% сотрудников социального центра обнаружены низкие показатели психического выгорания;   у 30% - определены средние показатели, что свидетельствует о наличии некоторых признаков профессионального выгорания; у 20% диагностирован высокий уровень психического выгорания, с данной категорией необходима специальная работа по преодолению выгорания; у 20% выявлен крайне высокий уровень психического выгорания, что свидетельствует об отрицании своей работы, себя в целом, полном психологическом истощении.

Таким образом, анализируя данные по всем трем методикам, можно сделать вывод о том, что возникает необходимость разработки программы психологической профилактики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Исследования показали, что, учитывая интегративный характер понятия профессионального выгорания, профилактическая работа по его предупреждению  должна вестись по всем ее составляющим: на психофизиологическом уровне – овладение приемами релаксации и аутотренинга; на когнитивном уровне – формирование способности адекватно воспринимать и анализировать жизненные ситуации; на эмоциональном уровне – эмоциональная устойчивость развивается как способность осознания и выражения эмоций; на поведенческом уровне – обучение эффективным способам поведения и разрешения трудных ситуаций, формирование уверенного поведения, развитие мотивации достижения успеха, помощь в личностном росте.

Исходя из полученных диагностических данных,  нами разработана комплексная программа психологической профилактики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Цель программы –  профилактика профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Задачи программы:

- познакомить с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

- формирование навыков психической саморегуляции;

- актуализировать потребность в личностном росте;

- формирование способности адекватно воспринимать и анализировать жизненные ситуации.

Реализация информационной составляющей программы планируется в форме лекции-беседы на тему «Профессиональное выгорание – как предупредить опасные последствия». Время проведения – 1 час (1 занятие). Второй этап программы – основной, проводится в форме социально-психологического тренинга, включает 6 занятий, каждое из которых ориентировано на овладение определенными социально-психологическими знаниями, умениями и навыками. Для проведения программы необходимо не менее 3-х месяцев с периодичностью занятий два раза в месяц. Продолжительность каждого занятия составляет примерно один  академический час.

Таким образом, проблема оказания психологической помощи сотрудникам социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в профилактике склонности к  профессиональному выгоранию оказывается актуальной и требующей внимания психологов в данный момент времени. Сотрудников социального центра отличает недостаточный уровень эмоциональной устойчивости, вследствие чего они находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что выражается в повышенном уровне тревоги, раздражительности, неуверенности в собственных силах. На основании первичной диагностики была предпринята попытка разработки программы психологической профилактики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, призванная формировать положительную мотивацию к развитию своей эмоциональной устойчивости; снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения; способствовать формированию уверенного поведения; развить способность понимания своих эмоций и эмоций других людей; обучить способам саморегуляции эмоциональных состояний. В дальнейшем мы планируем реализовать данную программу при работе с сотрудниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и отследить динамику результатов по итогам ее реализации.


Список литературы

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
2. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов. Образование и наука. 2016. – 336 с.
3. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебной пособие [Электронный ресурс]. – Электрон.дан./ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 76 с.
4.Костюнина С.К, Калинина Т.В. Психологическая помощь сотрудникам реабилитационного центра для трудных подростков в профилактике профессионального выгорания // Современные достижения молодежной науки 2019 сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2019. –254 с.
5. Кустова В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов - социальных педагогов. Дис. … канд. псих.наук. – Иркутск, 2007. – 166 с.
6. Любарская С. И., Миликова А. В. Проблема профессионального эмоционального выгорания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 256-257. — URL https://moluch.ru/archive/232/53950/ (дата обращения: 22.02.2020). – 438 с.

Расскажите о нас своим друзьям: