Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 378

Дата публикации 28.01.2019

Профессиональная подготовка специалиста-продюсера в вузе как педагогическая проблема

Величкина Ольга Владимировна
старший преподаватель, аспирант ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», olga_velichkina@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс обучения студентов – будущих продюсеров телевидения в вузе, анализируется состояние исследуемой проблемы в научно-педагогической литературе. Обосновывается актуальность практико-ориентированной подготовки телевизионных продюсеров, приводятся результаты исследования, направленного на выявление актуальных должностных обязанностей продюсера телевидения, предлагается корректировка программы производственной практики с целью формирования у студентов компетенций в рамках организационно-творческой деятельности продюсера телевидения.
Ключевые слова: продюсер телевидения, практико-ориентированная подготовка, организационно-творческая деятельность, обучение в вузе, педагогическая проблема, развитие образования

Producers Professional Training at the Graduate School as a Pedagogical Issue

Velichkina Olga
Senior teacher, postgraduate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, ‘Krasnodar State University of Culture’

Abstract: The article considers the educational process for students getting TV producer qualification and analyses the problem being investigated in academic pedagogical literature. It provides rationalization for the actual applicability of the practice-oriented TV producers training. It also brings forward some results of investigation which was directed to find out the exact list of TV producers job duties, to correct the externship program for student competences shaping within a framework of TV producers organizational and creative activities.
Keywords: TV producer, practice-oriented training, organizational and creative activities, higher education, pedagogical issue, education development

Профессиональное образование в России в последние годы находится в состоянии постоянного поиска оптимальных путей развития. Основной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Быстро развивающийся рынок труда нуждается в специалистах нового типа, владеющих разносторонними знаниями, высоким уровнем компетентности в профессиональной области, умением свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, способностью адаптироваться к требованиям работодателей [5].

Неслучайно требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ предполагает создание и внедрение учебных программ, с учетом мнений работодателей, диктующих запросы реального рынка труда. Большая открытость и возможность для инициативы и активности всех заинтересованных сторон образовательного процесса, включая высшие учебные заведения, самих обучающихся и работодателей через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность – становятся сегодня приоритетом [1].

В такой ситуации в учебном процессе возникает необходимость в тесной взаимосвязи с профессиональной трудовой сферой, использовании ее наработок. Актуальной является разработка и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, уровень мотивации, привлекательность процесса познания и, как следствие, повышение качества образования.

Такой подход актуален, прежде всего, для отраслей, в которых требуются специфические знания, умения и навыки, например в сфере телевидения, в которой наблюдаются постоянные изменения, касающиеся профессиональных компетенций специалистов, в связи с разработкой и внедрением новых технологий.

Специфика телевизионного производства продиктовала и необходимость внедрения в образовательные учреждения высшего образования специальности «Продюсерство». Сегодня профессия продюсера занимает значительное место в работе телекомпаний, такие специалисты задействованы в производстве программ разных форматов и должны обладать обширной теоретической и практической базой. К тому же, на требования, предъявляемые к должностным обязанностям продюсера телевидения, влияет развитие цифровых технологий, что обуславливает постоянные изменения, касающиеся особенностей производства и трансляции телевизионного контента, а также взаимодействия с аудиторией телеканалов [2].

Необходимость профессиональной подготовки продюсеров телевидения в нашей стране назрела в 1990-ые годы. Именно в этот период началось становление профессии продюсера в российской телеиндустрии. Первые российские специалисты в области продюсирования не имели специального образования. Необходимые навыки ими осваивались опытном путем в процессе работы. Постепенно в вузах культуры и искусств стали появляться сначала краткосрочные курсы, позже полноценные программы обучения по направлению «Продюсерство». Пионерами разработки учебных программ в этой сфере стали образовательные организации, где велась подготовка кадров в сфере экранных видов искусств - Всероссийский государственный институт кинематографии им.С.А.Герасимова, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им.М.А.Литовчина, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Позже по направлению «Продюсерство» стали обучаться студенты и других вузов.

Современная практика профессиональной подготовки продюсеров телевидения в России связана с реализацией государственного образовательного стандарта, обучение проходит по программе специалитета. Такая подготовка имеет ряд аспектов, связанных со спецификой телевещания, особенностями экономики современного телерынка и предполагает компетентность в творческих, производственных и организационных вопросах [7].

В вузах, где осуществляется подготовка продюсеров телевидения, проведена серьезная работа по разработке учебных курсов, дисциплин, модулей, в рамках которых будущие специалисты получают основные знания в области телевизионного и кинопроизводства, экономической деятельности, гуманитарного образования. Созданы учебные пособия, например, в работах П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, Г.П. Иванова [4] представлены особенности продюсирования кино и телепроектов.  Продюсерская деятельность с точки зрения экономического феномена и механизма производства в отечественной социально-культурной сфере рассмотрена в трудах Т. Н. Парсадановой [6] А.А. Тютрюмова, Ю.М. Сумина, Т.Н. Суминовой, И.Ю. Левитиной.  

Тем не менее, учитывая ускоряющиеся темпы развития и совершенствования современной техники, многие устоявшиеся представления о специфике телепродюсирования устарели, требуют пересмотра и корректировки. Кроме этого, специалисты отмечают небольшой объем и невысокий уровень практических занятий в отечественных вузах, что связано, в том числе, с недостаточной материально-технической базой для оснащения собственных производственных студий, нехваткой опытных специалистов-практиков среди преподавателей, отсутствием системной работы с предприятиями – будущими работодателями.

С другой стороны, вопросы профессиональной подготовки продюсеров телевидения не в полной мере исследованы и в педагогической науке. Разрабатываются вопросы профессионального образования журналистов или режиссеров, тогда как сфера телевизионного продюсирования с точки зрения методов и технологий обучения остается мало изучена. Система профессиональной подготовки продюсеров телевидения сегодня нуждается в научно обоснованных и практически апробированных педагогических технологиях. Это позволит повысить уровень квалификации педагогических работников вузов, которые преподают дисциплины для продюсеров, поможет решить проблемы, возникающие при составлении учебных программ.  Следовательно, с целью совершенствования профессиональной подготовки телевизионных продюсеров необходимо выявление таких педагогических условий, которые позволили бы добиться повышения эффективности данного процесса и отвечали бы современным требованиям.

Одним из способов решения проблемы является усиление практико-ориентированного подхода к обучению будущих продюсеров телевидения. Для этого необходима актуализация сведений о производственных требованиях работодателей, методологической разработке новых учебных программ, отвечающих современным требованиям. В целом, многие исследователи видят в практико-ориентированном обучении возможность разрешения болезненного для отечественной системы образования противоречия между мощной фундаментальной подготовкой выпускников высшей школы и их слабой ориентированностью на использование этих знаний в создании востребованного на рынке продукта [3].

В рамках нашего исследования проведен опрос сотрудников 5 телеканалов и 3 производящий студий, действующих в Краснодарском крае и г. Москва, с целью определить должностные обязанности продюсера телевидения, которые он выполняет в своей повседневной деятельности.  В результате было выявлено, что большинство продюсеров телевидения выполняют работу, связанную с организационно-творческой деятельностью, а именно: осуществляют работу по поиску и верификации информации;  занимаются организацией, планированием и подготовкой отдельных сегментов телевизионных программ; взаимодействуют с экспертами и спикерами в рамках создания телепрограмм.

Анализ рабочих программ лекционных и практических занятий по направлению «Продюсерство», выявил, что организационно-творческой работе продюсера телевидения в учебном процессе уделено недостаточно внимания, в то время как в реальной профессиональной сфере требуются опыт именно в этом направлении. В связи с этим, считаем актуальным внедрение специальной практико-ориентированной технологии обучения будущих продюсеров в вузе, направленной на освоение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, которые позволят сформировать у студентов компетенции, связанные с организационно-творческой деятельностью.


Список литературы

1. Егорченкова, С.А. Стратегия управления развитием потенциала персонала образовательного учреждения как основное условие обеспечения его конкурентоспособности / С.А. Егориченкова. – с. Зиянчурино, 2013. – 34 с.
2. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях/ под ред. А.Г. Качкаевой, А.А. Новиковой, Р. Е. Юркиной. - М.: Издательские решения, 2016. - 380 с.
3. Мажар Е.Н. Проблемы практико-ориентированности профессионального образования. // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Сборник научных статей IX международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО В.А. Сластёнина. Под общей редакцией А.И. Смоляр. 2018. С. 141-144
4. Мастерство продюсера кино и телевидения: учеб. Для студентов вузов обуч. По специальности «Продюсер кино и телевидения» и др. кинематографич. специальностям/ под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 863 с. (Серия «Медиаобразование»)
5. Окатова О.В. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования. //Актуальные проблемы современной науки и образования. Новые образовательные и информационные технологии в подготовке специалистов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. IX. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 358 с.
6. Парсаданова Т. Н. Телепродюсерство. Современные аспекты. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство». (Серия "Продюсерство"). — М.: Юнити-Дана, 2016. — 231 с.
7. Профессиональная подготовка медиапродюсеров [Текст] / П. К. Огурчиков, В. В. Падейский // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - С.48-53.

Расскажите о нас своим друзьям: