Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 377.8

Дата публикации 11.12.2019

Профессиональная подготовка преподавателей физкультуры в высшей школе

Ракитин Владислав Вячеславович
Доцент (кафедра «Физическое воспитание и спорт»), Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара
Лобачев Дмитрий Анатольевич
ст. преподаватель (кафедра «Физическое воспитание и спорт»), Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара
Дмитриева Марина Сергеевна
студент 4 курса инженерно-технологического факультета, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара, MarinaDmitrieva1999@yandex.ru

Аннотация: Уровень развития общества определяет степень качества образования, которая напрямую зависит от компетентности преподавателей. Профессиональная подготовка в высшей школе является наиболее важным этапом в процессе образования будущего преподавателя физкультуры, так как высшие учебные заведения (далее ВУЗ) является последней ступенью перед началом профессиональной деятельности будущего-специалиста педагога.
Ключевые слова: Компетентность, профессионализм, физическая подготовка, преподаватель, физическая культура, специалист, качество педагогического образования.

Professional training of physical education teachers in higher education

Rakitin Vladislav Vyacheslavovich
Associate Professor (Department of Physical education and sport), Samara state technical University, Russia, Samara
Lobachev Dmitrij Anatol'evich
Senior lecturer (Department of Physical education and sport), Samara state technical University, Russia, Samara
Dmitrieva Marina Sergeevna
4rd year student of engineering and technology faculty, Samara state technical University, Russia, Samara

Abstract: The level of development of society determines the degree of quality of education, which directly depends on the competence of teachers. Professional training in higher education is the most important stage in the process of education of the future physical education teacher, as higher education institutions (hereinafter the UNIVERSITY) is the last step before the beginning of professional activity of the future-specialist teacher.
Keywords: Competence, professionalism, physical training, teacher, physical culture, specialist, quality of pedagogical education

Рост государства определяет развитие всех сфер жизни общества. Особую роль в данном процессе является образование, степень которого зависит от качества профессиональной подготовки педагогов.  Каждое направление образования имеет большой вклад в формировании личности подрастающего поколения. Особую роль в жизни человека играет физическая культура. Формирующаяся новая система физической культуры предусматривает  необходимость соответствующих изменений подготовке преподавателей  физической культуры в системе высшего педагогического образования. Это отражается  в содержании нового образовательного стандарта, новых учебных планах и программах, переходе на пятилетний срок обучения, поиске путей совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.

Цель исследования заключается в анализировании  профессиональной подготовки преподавателей в сфере  высшего образования в области физической культуры и спорта, а также найти пути повышения качества образования будущих преподавателей.

Достижение цели исследования предполагает совершенствование сферы образования по направлению "физическая культура", которое основано на применении методов дидактического моделирования профессиональной деятельности.

Авторы статей «Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования» и «Подготовка учителя в условиях перестройки». И О. А. Абдулина и Н.Н.Загрязнина считают, что основными проблемами в подготовке специалистов является несоответствие личностных качеств студентов с требованиями профессии: будущий квалифицированный педагог должен быть эмоционально стабилен, иметь уравновешенную нервную систему, обладать такими качествами как социальная смелость и активность [1, 2].

Подготовка будущих  преподавателей физкультуры в высших школах предусматривает их полноценное обеспечение роста профессиональной готовности,  эффективное формирование профессионально-значимых знаний, умений и навыков, с помощью  которых будущие специалисты приобретают практические навыки в области своей будущей профессиональной деятельности. В своей статье «Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом ВУЗе»  А. Г. Проливаев анализирует проблемы подготовки будущих специалистов в области физической культуры. По словам автора, одной из значимых проблем подготовки будущих преподавателей является повышенная теоритизированность и отсутствие практики. Автор пишет: «…выпускники педагогических ВУЗов, имея солидный «багаж» теоретических знаний, не способны реализовать его в повседневной деятельности школы…» [3].

В статье Л.В Грызловой рассматриваются актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации высшего образования на примере Мордовского государственного педагогического института им. Евсеева. Анализируя структуру кадров в области физической культуры и спорта [4].

Стоит отметить, что одно из направлений совершенствования высшего образования связано с изменениями в законодательной сфере. Новые изменения сопровождаются новыми направлениями практической деятельности студентов к будущей профессии. Один из эффективных методов решения данной проблемы это внедрить инновационные технологии.

Большую роль в подготовке кадров  играет применение практической деятельности в процессе образования. Чем раньше специалист начнет приобретать практические навыки, пусть даже на самом базовом уровне, тем больше у него шансов повысить уровень своей профессиональной готовности и компетентности. Способности личности формируются и реализуются только  благодаря опыту и практике. Реализацию практической деятельности можно осуществить с помощью деловых  игр, которые  могут быть применены в процессе профессиональной подготовки будущих преподавателей на учебно-практических занятиях как основное технологическое средство в педагогическом ВУЗе. Деловая игра это некий метод, с помощью которого можно максимально приблизить ситуацию к  профессиональной деятельности специалиста. Это учебно-практическая, имитационно - подготовительная деятельность будущих специалистов, которая является  этапом перехода от игровой деятельности к практической. Дидактическая игра является  универсальный технологическим инструментом организации учебно-практической деятельности будущих преподавателей, который позволяет  снизить уровень психофизиологического перенапряжения реализацией процесса на соответствующем эмоциональном фоне деятельности его участников. Игровая деятельность, состоящая из игровых действий, составляющих в комплексах определенные функции, может определяться и как действенная, профессиональная подготовка человека к труду.

В своей статье Е.В. Быстрицкая анализирует систему организации деятельности студентов физкультурных педагогических направлений для повышения качества их профессиональной педагогической подготовки. Процесс организации индивидуальной деятельности студентов не имел  бессознательную форму, а  это означает, что, не приобретал персональный характер, не формируя у студентов убеждения в том, что «самостоятельная деятельность педагога — его личная ответственность» [5].

Теоретические знания в подготовке специалистов имеют также большую роль, как и практические. Будущий педагог должен иметь знания не только   по теории и методики физической культуры и спорта, но и  физиологии, биомеханики, анатомии и других наук, необходимых для организации физической культуры и спорта в образовательном учреждении.

Таким образом, профессиональная  готовность и компетентность  будущего преподавателя физической культуры определяется степенью знаний и навыков, полученных в результате практической и теоретической деятельности одновременно.

С учетом выше сказанных требований можно сформировать общие профессиональные качества и функции преподавателя физической культуры в высшем образовательном учреждении:

  • владение предметом преподавания и методикой,
  • психологическая подготовка,
  • общая эрудиция,
  • широкий культурный кругозор,
  • педагогическое мастерство,
  • владение образовательными технологиями,
  • знание ученического коллектива
  • организаторские умения и навыки,
  • научная увлеченность,
  • педагогический такт,
  • педагогическая техника,
  • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
  • коммуникативные навыки [6].

В настоящее время темпы роста науки и техники позволяют использовать различные методы  повышения уровня знаний студентов в различных направлениях. Появляются новые программы и методы для качественной подготовки тем или иным профессиям, которые не только  не только помогают накопить большое количество навыков, но и увеличивают возможность повышения общей культуры, а также позволяют  будущим специалистам реализовать свой и творческий потенциал.

Подготовка будущих педагогов физической культуры предполагает в первую очередь разработку и внедрение учебных программ и различных методик, с помощью которых студент будет познавать информацию по содержанию учебной деятельности. Качество овладения знаниями и умениями также зависят от преподавателя, как он преподносит содержание программы. Очень важную роль в преподавании имеет последовательность действий, структура процесса учебной деятельности, методы мотивации для будущих специалистов. Таким образом,  требование повысить качество образования  будущих преподавателей, было и остается важным и актуальным во все времена.


Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования - М.: Просвещение. 1990-141с.
2. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки - М.: Педагогика, 1989- 208с.
3. Поливаев А.Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений на основе учета-индивидуально-психологических //Педагогическое образование и наука. 2012. №2 94-96 с.
4. Грызлова Л.В. «Подготовка профессиональных кадров по физической культуре и спорту в условиях модернизации высшего образования» /Теория и практика физической культуры //2015-й год, №8, август - 13-14 с.
5. Быстрицкая Е.В. «Система организации самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях модернизации профессионального педагогического образования»/Теория и практика физической культуры //2016-й год, №11, ноябрь -7-86 с.
6. Жуйкова Т.П. Профессиональная педагогическая направленность в формировании личности будущего учителя //Наука и бизнес. 2013. №1- 19с.

Расскажите о нас своим друзьям: