Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 378

Дата публикации 18.04.2019

Проектная деятельность как основа развития метапознавательных навыков

Беленкова Юлия Сергеевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара, yubelenkova@mail.ru

Аннотация: Главной задачей современной образования становится создание условий для самореализации, самообразования и саморазвития личности. Поэтому основой педагогической деятельности преподавателя становится использование педагогических технологий, способствующих творческому обучению и развитию познавательных навыков. Для решения данной проблемы необходимо использовать метод проектов. Метод проектов в образовании даёт возможность организовывать самостоятельную работу студентов, развивает способность использовать знания, умения и навыки для достижения поставленной цели.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, метакогнитивные навыки, самоорганизация, развитие самостоятельности

Project activities as a basis for the development of metacognitive skills

Belenkova Yulia Sergevna
lecturer of Foreign languages department, Samara State Technical University, Russia, Samara

Abstract: The paper is focused on self-directed learning, self-instruction and learning to learn as the main requisites for learners’ professional success. The opportunity of revealing students’ cognitive skills, independence and self-directed learning in the process of education is discussed in this paper. In the paper the usage of techniques training metacognitive skills is considered. To solve this problem, we may use a method of projects. In education this method of projects makes it possible to organize students’ independent work and develops the ability to use the knowledge and basic skills to achieve this goal.
Keywords: independent activity, self-education, metacognitive skills, self-organization, development of autonomy

Современное образование предполагает всестороннее развитие личности студента, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию. В процессе самообразования важную роль играют метакогнитивные навыки и навыки самостоятельной работы, которыми должен владеть любой современный специалист [1].

Самостоятельная работа - это планируемая работа, которую выполняют студенты по заданию и под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, развитию познавательных способностей, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами и стратегиями процесса познания [2].

Самостоятельная работа и метакогнитивные процессы тесно связаны между собой, так как метакогнитивные процессы - это регуляция и контроль познавательной деятельности, эти процессы играют важную роль при самостоятельной работе с информацией.

Из этого следует, что при обучении необходимо применять методы и подходы, способствующие развитию метапознавательных навыков и умений студентов.  Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектов, который нацелен на улучшение понимания при работе с материалом, приобретение навыков поиска и анализа новой информации, а также на обучение следующих метапознавательных умений: самостоятельно ставить цели и задачи, выбирать соответствующие стратегии, видеть сложные вопросы и решать их, суммировать прочитанное или увиденное, делать выводы и анализировать результаты своей деятельности.

Применение подобных методов и технологий обучения помогает студентам совершенствовать свои метапознавательные умения, навыки самостоятельной работы. При самостоятельной работе, связанной с поиском и анализом информации в сетях интернет необходимо четко определить план и итоговый результат самостоятельной деятельности студентов, а также способы управления этой деятельностью:

1. поставить перед собой вопросы, на которые нужно найти ответы;

2. определить проблему, которую нужно решить;

3. выбрать стратегию решения поставленных задач;

4. провести анализ собранной информации;

5. рефлексия и самоанализ.

Так, например, при разработке любого проекта студенту необходимо:

- сформулировать тему и название проекта, доказать актуальность и значимость;

- обозначить цели проекта и конечный результат;

- определить список ресурсов для выполнения цели проекта;

- произвести анализ собранной информации и дать свою оценку результатов;

-  подвести итоги, подготовить презентацию и защитить проект [3].

Для эффективного выполнения самостоятельной работы в рамках проектной деятельности необходимо владеть учебными стратегиями, которые представляют собой комплекс учебных действий, направленных на решение различных типов учебных задач. Учебные стратегии определяют ход выполнения самостоятельной работы. Студент выполняет конкретные действия, которые состоят из привычных навыков и способов обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Процесс их формирования начинается с первых ступеней обучения и продолжается в течение всего периода обучения, разные учебные действия образуют устойчивые комплексы действий, автоматически управляющие учебной деятельностью.

Учебные стратегии студентов можно разделить на две группы:

1. Когнитивные стратегии - входящие в них учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации. К ним относятся повторение, заучивание, подчеркивание, выделение, конспектирование, подбор примеров, сравнение, группирование по темам, составление таблиц и схем.

2. Метакогнитивные стратегии - стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью. К метакогнитивным учебным стратегиям относятся: составление плана, постановка и реализация цели, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов [4].

Работа над проектами позволяет педагогам систематически на разных уровнях активности учащихся использовать самостоятельную работу, развивая творческий потенциал учащихся. Самостоятельная работа в рамках проектной деятельности имеет свои особенности. Студенты имеют возможность выбирать способы выполнения действий и учебные стратегии без помощи преподавателя, контролируя их в соответствии с поставленной целью. Такая самостоятельная оценочная деятельность способствует саморегуляции участников. Реализуя проектную деятельность студенты приходят к поставленной цели, к результату самостоятельно, поэтому ценность полученных знаний, личностных качеств, их значимость в самостоятельной проектной деятельности значительно повышается.

Метод проектов в образовании даёт возможность организовывать самостоятельную работу студентов, развивает способность использовать знания, умения и навыки для достижения поставленной цели. Применение проектной технологии в обучении помогает студентам совершенствовать свои метапознавательные умения, навыки самостоятельной работы. Для эффективного осуществления проектной деятельности необходимо владеть учебными стратегиями, которые представляют собой комплекс учебных действий, направленных на решение различных типов учебных задач. Включение в образовательный процесс проектной деятельности расширяет возможности использования самостоятельной работы [5].

Итак, научить самостоятельно добывать знания сегодня важнее, чем усвоить конкретный набор сведений, которые в наше время быстро устаревают. Важными понятиями становятся самостоятельность, рефлексия, самообразование. Самостоятельная работа и метакогнитивные процессы тесно связаны между собой. Применение проектной технологии в обучении помогает студентам совершенствовать свои метапознавательные умения, навыки самостоятельной работы.


Список литературы

1. Беленкова Ю.С. Развитие метакогнитивных способностей студентов энергетических специальностей средствами информационных технологий в процессе обучения иностранному языку // Вестник СамГТУ.Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 2(20). С. 15-22.
2. Титова Г. Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2005. 186 с.
3. Шульгина Е.М. Организация метакогнитивных процессов при обучении иноязычному дискурсу// Язык и культура, 2017, Томск. С. 298-324.
4. Костромина С. Н., Дворникова Т. А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып. 3. Сент. СПб., 2007. С. 295-306.
5. Иванова Л.В., Федорова М.А. Самостоятельная работа как основа проектной деятельности в процессе обучения // Интернет-журнал «Науковедение» 2014. № 6 Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 (Дата обращения 24.03.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: