Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 378.126

Дата публикации 13.12.2018

Проектирование индивидуальной методической системы преподавателя в условиях компетентностного образования

Ильевич Татьяна Петровна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, г. Тирасполь, astera7107@rambler.ru
Назарова Галина Федоровна
магистрант, Факультет педагогики и психологии, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, г. Тирасполь
Федоренко Алена Вячеславовна
магистрант, Факультет педагогики и психологии, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, г. Тирасполь

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования индивидуальной методической системы преподавателя. Выделены отдельные подходы к проектированию методической системы и методических комплексов в системной организации обучения в вузе, при этом проектирование методической системы рассматривается с позиции компетентностного образования. Структура методической системы преподавателя включает содержательно-целевой, технологический и рефлексивный компоненты. Индивидуальная методическая система преподавателя представлена как личностно-профессиональная организационная модель педагогической деятельности, реализуемая согласно принципам базовых образовательных технологий. В связи с этим, методическая компетентность рассматривается как взаимообусловленная система профессиональных знаний и навыков в области проектирования, планирования, самоуправления, анализа и рефлексии профессиональной деятельности преподавателя.
Ключевые слова: методическая система, методический комплекс, компетентностное образование, педагогическое проектирование, педагогическое планирование

Designing an individual methodical system of a teacher in conditions competency education

Ilyevich Tatyana Petrovna
Ph.D., Associate Professor, Department of pedagogy and modern education technologies, Shevchenko State University of Pridnestrovie, Moldova, Tiraspol
Nazarova Galina Fedorovna
Master student Faculty of Pedagogy and Psychology, Shevchenko State University of Pridnestrovie, Moldova, Tiraspol
Fedorenko Alyona Vyacheslavovna
Master student Faculty of Pedagogy and Psychology, Shevchenko State University of Pridnestrovie, Moldova, Tiraspol

Abstract: The article discusses the features of designing an individual methodological system of a teacher. Separate approaches to the design of the methodological system and methodological complexes in the system of organization of training at the university are highlighted, while the design of the methodical system is considered from the perspective of competence education. The structure of the teacher’s methodical system includes the content-targeted, technological, and reflexive components. The individual methodological system of the teacher is presented as a personal-professional organizational model of pedagogical activity, implemented in accordance with the principles of basic educational technologies. In this regard, methodological competence is considered as an interdependent system of professional knowledge and skills in the field of design, planning, self-management, analysis and reflection of the teacher’s professional activities.
Keywords: methodical system, methodical complex, competence education, pedagogical design, pedagogical planning

Согласно ФГОС-3+ высшего образования выпускник направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) должен обладать готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11), а также готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12). Данные компетенции в комплексе составляют основные требования к методической подготовленности будущего преподавателя. Проблема проектирования методической системы преподавателя в теории и методике профессионального образования сегодня остается открытой и недостаточно исследованной.

Проектирование в настоящее время считается важной частью образовательной деятельности. Этот процесс включает в себя: моделирование систем образования на разных уровнях (федеральных, государственных и муниципальных), управление, планирование и контроль развития инновационных образовательных систем и пр. Традиционная система подготовки преподавателей в процессе накопления ими собственного педагогического опыта имеет ряд достоинств и недостатков, что показывает необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы проектирования индивидуальной методической системы преподавателя как проблемы непрерывного компетентностно-ориентированного образования.

Развитие методической деятельности преподавателя в аспекте формирования и развития профессиональных компетенций рассматривается в работах А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Серикова, С.Б. Серяковой, А.В. Хуторского и др. Авторы отмечают, что в условиях постоянного развития профессиональной сферы деятельности система компетенций у педагогов-профессионалов выстраивается как процесс становления не только «эталонных» характеристик, но и инновационных новообразований, которые помогают решать нестандартные профессиональные задачи. При этом, образовательные технологии в методической работе рассматриваются как важный фактор, ответственный за стабильность и успешность субъектов образовательного процесса.

В последнее десятилетие проблеме организации методической системы преподавателя профессиональной школы были посвящены работы С.Я. Батышевой, Л.Ф. Беликовой, Е.В. Григоренко, Э.Ф. Зеера, Е.В. Игониной, Н.Е. Эргановой и др.

Некоторые авторы отмечают значимость и разнообразие подходов к проектированию методической системы, которая складывается в практике подготовки, организации и процессе преподавания в высшей школе. Однако, именно проективный подход позволяет рассматривать методическую работу преподавателя как систему профессиональной деятельности, позволяя решать многие проблемы реализации технолого-методической составляющей деятельности педагога. Так, Л.Ф. Беликова и Н.Е. Эрганова называют явление «проективности» органичным свойством почти всех педагогических явлений и процессов, поскольку, по мнению авторов, образование предполагает проектирование человеком своей жизнедеятельности в пространстве развития социально-педагогического опыта [1].

Сегодня проектирование осуществляется в социально-культурном контексте проблемы, и оно взаимодействует и дополняет социально-культурные, психологические и образовательные, технические и технологические, организационные и административные аспекты. Образовательная проекция является компонентом многоуровневой деятельности преподавателя, она может быть также связана с гностической функцией (поиск методов и средств взаимодействия со студентами) и коммуникативной, что выражается в проектировании индивидуальной методической системы [4].

Индивидуальная методическая система преподавателя рассматривается в данном исследовании как личностно-профессиональная модель организации деятельности преподавателя, системно и последовательно реализующего педагогические задачи в соответствии с базовой технологией обучения. Проектирование методической системы является отдельным видом педагогического проектирования и связано с субъектным опытом педагога и развитием его профессиональной культуры [5].

Система моделирования деятельности преподавателя высшей школы и ее структура были предложены в 1980-е годы В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур, которая включала следующие компоненты: формулировка целей функционирования педагогической системы; описание содержания обучения с учетом основных дидактических принципов (последовательности, доступности, научности, неизбыточности, наглядности и пр.); разработка дидактических процедур в соответствии с алгоритмом избранной технологии обучения (проектной, проблемной, модульной); конкретизация организационных форм обучения, что предполагает выбор и корректировку условий, факторов и дидактической организации педагогического процесса. Кроме того, авторы отмечают влияние уровня методической культуры преподавателя на качественный результат обучения в целом [2, 3].

Обучающая деятельность преподавателя вуза в системе компетентностно-ориентированного обучения включает комплекс различных видов организационной, обучающей, воспитательной, развивающей, диагностической и прогностической деятельности, реализуемый в виде: планирования, организации учебно-познавательной деятельности, формирования компетенций у обучаемых, стимулирования и мотивирования познавательной деятельности обучаемых, педагогического диагностирования, контроля и корректировки учебного процесса и пр. [6].

Проектирование индивидуальной методической системы также может рассматриваться как траектория индивидуального развития в системе педагогических отношений, в предварительной разработке ключевых деталей предстоящего взаимодействия с обучаемыми (технологический алгоритм). Можно отметить, что данный феномен возник в результате становления последних тенденций в развитии теории образования и инновационной практики подготовки педагогических кадров. Если представить систему проектирования индивидуальной методической системы молодого преподавателя как компонент современных педагогических технологий, то проектирование методической системы в условиях компетентностного образования можно рассматривать на уровне проектирования авторской технологии обучения.

Методическая система в целом является компонентом педагогического управления, выполняющим различные функции: мониторинговую, аналитическую, прогностическую, инновационно-технологическую. Формами методической работы (на уровне образовательной организации, образовательного подразделения) могут быть: методический совет, педагогический совет, педагогическая мастерская, инновационная педагогическая лаборатория, экспериментальная педагогическая площадка и пр. В рамках указанных форм работы реализация инновационно-технологической функции методической составляющей образовательной организации является наиболее проблематичной, поскольку часто связана с неготовностью педагогического коллектива к инновационным преобразованиям.

Анализ методической системы способен выявить недостатки и недочеты в организации компетентностного образования с точки зрения социальных, государственных и личных требований. Анализ проектирования методической системы предполагает сначала рассмотрение ее структуры, состояния каждого отдельного компонента и взаимосвязь между ними. В данном случае методическую систему можно рассматривать как совокупность общих принципов определения целей образования, выбора образовательного содержания, организации учебного процесса и оценки результатов обучения.

Примером структурирования методической системы может послужить методический портфолио преподавателя, учебно-методический комплекс или «рабочий стол» педагога. Так, компонентами методического портфолио могут быть: содержательно-целевой компонент (программа учебной дисциплины, соответствующая требованиям ФГОС); технологический компонент (методические рекомендации к различным видам работ); контрольно-рефлексивный компонент (фонд оценочных средств учебного модуля); дополнительные материалы (список основной и дополнительной литературы; карта обеспеченности учебного модуля; извлечения из основных нормативных документов и правовых актов и пр.).

Компетентностный подход в решении ряда методических проблем может быть реализован на основе принципов технологий профессионально-ориентированного образования, отвечающих требованиям теории и практики высшего образования (системности, научности, структурности, алгоритмичности, диагностичности, воспроизводимости и пр.). Методическая компетентность преподавателя, при этом, включает в себя знания и навыки в области проектирования, планирования, анализа, рефлексии, самооценки профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, в процессе подготовки профессионалов компетентностное образование играет ведущую роль в развитии методико-технологической культуры и общей компетентности будущего педагога-профессионала, что значительно облегчает процесс адаптации молодого педагога в профессиональной среде, повышает его конкурентоспособность. Неотъемлемой частью системы проектирования индивидуальной методической деятельности преподавателя является теоретическая подготовка и методическое обеспечение, при этом способность быстро координировать профессионально значимую информацию становится универсальной компетенцией, лежащей в основе методической культуры преподавателя. Актуальная методико-педагогическая информация может быть различных видов: знания об опыте образовательных проектов в различных учебных заведениях; опыт проектирования инновационной деятельности; теоретические и эмпирические исследования в области решения проблемных образовательных ситуаций. В связи с этим информационно-технологический аспект проектирования индивидуальной методической системы преподавателя является перспективным направлением исследования дидактики высшей школы.


Список литературы

1. Беликова Л.Ф., Эрганова Н.Е. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015. – 87 с.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.
3. Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения // Народное образование. – 2017. – № 3-4. – С.105–113.
4. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. и др. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С. 5–14.
5. Ильевич Т.П. Формирование проектных компетенций у будущих педагогов средствами задачного тренинга // Педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 45–47.
6. Настольная книга преподавателя: учебное пособие / Сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Современное слово, 2005. – 544 с.

Расскажите о нас своим друзьям: