Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 796

Дата публикации 31.10.2018

Проблемы межведомственного взаимодействия в сфере спорта и физической культуры в России

Морозова Лада Владимировна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Lada-69@inbox.ru
Мельникова Татьяна Игоревна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, tat-kulya@rambler.ru
Виноградова Ольга Петровна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, sledi84@mail.ru

Аннотация: В статье проанализированы особенности структуры управления физической культурой и спортом в России. Авторы особое внимание уделили проблемам межведомственного взаимодействия и роли государства в развитие спорта в нашей стране. Основная цель исследования: поиск эффективных механизмов государственного регулирования в области спорта и физической культуры в целом. В ходе исследования установлены базовые условия реализации принципа межведомственного взаимодействия в развитии спорта. Авторы статьи, изучив взаимоотношения между всеми субъектами спорта, считают актуальной проблемой в сфере спорта на сегодняшний день. Поэтому реализация принципа межведомственного взаимодействия даст толчок в развитии спортивной индустрии и интерес в обществе к физической культуре.
Ключевые слова: законодательное регулирование, взаимодействие, спортивная отрасль, субъекты спорта, федерация, клубы, бизнес, социальная сфера, самоуправление

Problems of interagency cooperation in the field of sports and physical education in Russia

Morozova Lada Vladimirovna
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Melnikova Tatiana Igorevna
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Vinogradova Olga Petrovna
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg

Abstract: The article analyzes the features of the management structure of physical culture and sports in Russia. The authors paid special attention to the problems of interdepartmental cooperation and the role of the state in the development of sports in our country. The main objective of the study: the search for effective mechanisms of state regulation in the field of sports and physical education in general. The study established the basic conditions for the implementation of the principle of interagency cooperation in the development of sports. The authors of the article, having studied the relationship between all the subjects of sports, consider it a pressing problem in the field of sports today. Therefore, the implementation of the principle of interdepartmental interaction will give impetus to the development of the sports industry and an interest in society in physical culture.
Keywords: legislative regulation, interaction, sports industry, subjects of sport, federation, clubs, business, social sphere, self-government


Структура спортивной отрасли – это отображение взаимоотношений между всеми субъектами спорта – государственными и муниципальными учреждениями, общественными объединениями, спортивными федерациями и клубами, компаниями по производству спортивного оборудования и специализированными торговыми сетями, научными и образовательными организациями, а также сетями фитнеса. Однако важно учесть, что правила взаимоотношений между всеми субъектами спорта определяются государством. Вследствие чего межведомственное взаимодействие играет ключевую роль в развитии спорта в Российской Федерации.

Цель исследования: анализ проблем государственного регулирования между субъектами спорта и поиск эффективных механизмов их решения.

Из источников научной литературы и правовых документов достоверно известно, что разнообразие форм верховной власти проявляется в наличии двух ветвей организационной структуры управления - законодательной и исполнительной власти и разветвления исполнительной власти [1;2;3;4 и т.д.].

В настоящее время в спортивной сфере функционирует управленческая модель взаимодействия центра с субъектами Российской Федерации, местными органами самоуправления, общественными организациями. Однако существуют некоторые проблемы взаимодействия.

На современном этапе межведомственное взаимодействие в развитии индустрии спорта проявляется не только в деятельности различных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, но и внутри всей сферы спорта. Имеется в виду, общественные организации – федерации и клубы, коммерческий и промышленный сектор спортивных товаров и услуг, представители которых на принципах коллегиальности и саморегулирования формируют советы, рабочие группы, комиссии.

Важно отметить, что начало этому процессу положено на самом высоком уровне – в Совете при Президенте РФ по физической культуре и спорту создана Межведомственная комиссия по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности [6]. В задачи этого органа входит определение ключевых проблем развития спортивной отрасли и постановка задач по их решению.

В наши дни существуют различные варианты прогнозирования кадровых потребностей спортивной отрасли. В основном прогнозируемое количество обычно связывается с финансово-экономическими показателями и лишь отчасти с количественными показателями нарастания/уменьшения спортивного резерва, находящегося в прямой зависимости от демографической ситуации, что ведёт к невозможности разработки точного математического аппарата, удовлетворяющего потребностям корректного прогноза.

Следующей по релевантности проблемой является оценка эффективности имеющейся базы спортивных сооружений в части её загруженности, а также возможностей её вывода на самоокупаемость, а в перспективе и получения прибыли от её эксплуатации.

Проблема сбыта спортивных товаров и оборудования целиком и полностью связана свыше обозначенной проблемой спортивных сооружений, однако, и не только с ней. В гораздо большей степени она связана с социокультурными и этнокультурными предпочтениями населения в развитии конкретных видов спорта, что обуславливает повышенную зависимость от локализации, когда один и тот же строительный или событийный проект не может быть повторён, а значит, возможности тиражирования опыта и потенциального удешевления сильно снижаются.

Проблема обеспечения безопасности в спорте большей частью не уникальна, она свойственна тем же вызовам, что возникают при проведении любых культурно-массовых мероприятий [1].

Стратегические цели государства и общества предопределяют содержание и направленность межведомственного взаимодействия. Должен иметь место и учёт специфики территориальных особенностей развития спортивной инфраструктуры, выраженных в специфике законодательного регулирования в сфере спорта в субъектах РФ, наличии специализированных учреждений и объединений, кадрового потенциала и сложившихся этнокультурных и социокультурных предпочтений в отношении развития конкретных видов спорта в регионе [5].

Проведя исследования, нами определены базовые условия реализации принципа межведомственного взаимодействия в развитии спорта:

  • регулярная необходимость в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров индустрии спорта и смежных отраслей, обуславливающее создание целостного механизма формирования заказа на подготовку кадров и дополнительного профессионального образования;
  • модернизация существующей базы спортивных сооружений и наращивание её потенциала с учётом покрытия потребностей смежных отраслей – образования, культуры, спорта и других; работа по аттестации спортивных объектов и внесения их в соответствующий реестр Минспорта России;
  • формирование современной системы финансового и юридического сопровождения деятельности субъектов спортивной индустрии, включая реализацию сетевых форм взаимодействия и модульных программ поддержки предпринимательства, создания специальных кластеров в технопарках, субсидирования инновационных программ технологического обеспечения, включая создание ресурсных центров, обеспечивающих распространение инновационных технологий, соответствующих современному уровню понимания технического прогресса;
  • выработка единых подходов и обеспечение согласованности в вопросах разработки комплексных программ развития территорий с учётом сложившейся инфраструктуры спорта, промышленности, торговли, образования, культуры, туризма и др.;
  • организация взаимодействия спортивных учреждений с социальными учреждениями с целью установления тесных контактов с волонтёрскими, молодёжными, патриотическими и просветительскими движениями и проектами в целях поощрения их совместной деятельности в области спорта;
  • осуществление комплексной оценки результативности и достижений в развитии спортивной индустрии в условиях межведомственного взаимодействия.

Таким образом, в межведомственные органы следует привлекать представителей бизнеса, политики, социальной сферы, органов государственной власти, местного самоуправления, гражданского общества, искусства и военных. Важно, чтобы каждый участник такого сетевого взаимодействия обладал не только должными компетенциями, но главное – вполне определённым материальным, информационным, научным и человеческим капиталом, который служил бы решению задач межведомственного взаимодействия [4].

Однако не стоит забывать, что государственное регулирование физической культуры и спорта должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.

На данный момент в структуре управления физической культурой и спортом существует проблема межведомственного взаимодействия

При решении этого вопроса стоит учесть, что участие в программах межведомственного взаимодействия должно предоставлять возможность развития тех проектов, которые реализуют, в первую очередь, сами члены советов, что приведёт к целостности процесса, и позволит проводить критический отбор приоритетных проектов государственно-частного партнёрства. В социальном плане подобное партнёрство содействует развитию и модернизации отрасли, а также создаёт новые рабочие места [3, с.151].

Реализация принципа межведомственного взаимодействия в развитии спортивной индустрии позволит обеспечить неуклонный рост интереса в обществе к спорту и ценностям сотрудничества.


Список литературы

1. Гуреева Е.А., Скрыль Т.В., Сухановский Ю.А., Аскаров А.Д. Экономическая эффективность мероприятий массового спорта // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 9. - С. 12–15.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399. - Дата обращения 24.10.2018.
3. Морозова Л. В., Кирьянова Л. А., Мельникова Т. И., Емельянцев С. Л. Финансирование физической культуры и спорта в России. // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2018. - Т. 9. - В. 3(35). - С. 147 - 151.
4. Сегал А. П. Прогноз как технология pr // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике.- 2015. - Т. 1, № 1. - С. 61–65.
5. Скрыль Т.В. Механизм территорий опережающего развития как элемент устойчивого экономического развития // Экономика образования. - 2016. -№ 2 (93).- С. 135–147.
6. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 года N 1058 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта".

Расскажите о нас своим друзьям: