Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10(15) Октябрь, 2017

УДК 373.2

Дата публикации 05.10.2017

Приобщение детей к гуманным способам взаимодействия: анализ проблемы

Ежкова Нина Сергеевна
Профессор кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого», РФ, г.Тула,
Силаева Екатерина Андреевна
Студент факультета психологии, ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого», РФ, г.Тула

Аннотация: В статье рассматривается проблема приобщения детей к гуманным способам взаимодействия, делается акцент на эмоциональной составляющей представления о гуманных взаимоотношениях.
Ключевые слова: гуманные взаимоотношения, взаимодействия, дошкольники

Initiation of children to the humane methods of interaction: the analysis of the problem

Ezhkova Nina Sergeevna
Professor, Department of psychology, Tula state pedagogical University named after L.N. Tolstoy, the Russian Federation, Tula,
Silaeva Ekaterina Andreevna
Student of the faculty of psychology, Tula state pedagogical University named after L.N. Tolstoy, the Russian Federation, Tula

Abstract: The article considers the problem of introducing children to the humane methods of interaction, the emphasis on the emotional component of beliefs about humane relations.
Keywords: humane relationship, interaction, preschoolers

Дошкольное образование не может успешно осуществляться без приобщения детей к гуманным способам взаимодействия. В современных условиях жизни, когда продолжают переосмысливаться, а порой и полностью изменяться многие философские, этические, эстетические взгляды на культуру, вопросы социокультурного развития, акцентирования внимания на значимости разнохарактерных гуманных проявлений звучат особенно актуально. Выступая составляющими жизнедеятельности человека, гуманные проявления раскрывают главные стороны жизни общества, сущность ценностных отношений, активизируют и направляют инициативные действия, поведение ребёнка (В.А.Караковский, С.И.Маслов, Н.Д.Никандров, Р.Х.Шакуров и др.).

  Приобщение детей к гуманным способам взаимодействия – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, становлению образного  мировидения и личностно-смысловых позиций (Я — концепции ребёнка), по созданию условий для успешной самореализации в совместных  видах  деятельности, иными словами, направлена на обогащение субъективного мира человека. На этапе дошкольного детства уместно говорить об эмоционально-образном уровне постижения ценностных категорий, связанных с взаимоотношениями через художественное слово, звук, цвет, композицию, которые в структуре личности интериоризируются в ценностные представления и эмоционально-ценностные отношения.

В дошкольной педагогике описаны три основных направления приобщения детей к гуманным способам взаимодействия, поведения и, соответственно, три подхода к проектированию ценностно-ориентированного образовательного материала в данном направлении:

— развитие представлений о гуманных взаимоотношениях. В таком подходе такие отношения через регистрируемые воздействия воспринимаются как задаваемые извне эталоны, окрашенные определенными переживаниями;

— усвоение социальных установок, к которым сводится эффект ценностной регуляции. В таком понимании гуманные отношения присваивается направляющая и избирательная функции. Они рассматриваются в качестве образцов-эталонов, регуляторов взаимодействия с людьми;

 — создание развивающего пространства, ценностно-ориентирующей среды: произведения художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, т.д., которые открывают перед детьми разные способы проявления гуманных взаимоотношений.

Обобщая исследовательский материал можно сказать, что существует множество оснований, по которым можно структурировать и иерархизировать многообразие таких отношений.

Приобщение к гуманным способам взаимодействия должно протекать в логике переживания, эмоциональной сопричастности и чувственного восприятия. Это предполагает использование и соответствующих форм педагогической работы. Остановим на такой форме работы как эмоционально-смысловое общение.  Эмоционально-смысловое общение относится к числу своеобразных и в то же время универсальных форм педагогической работы. Специфичной формой является потому, что такое общение направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения к ценностям жизни. В связи с этим организация и процесс осуществления такого общения протекает в логике не когнитивного или «знаниевого» подхода, а эмоционального принятия воспринимаемой информации. Универсальной формой является потому, что такое общение может использоваться не только при освоении ценностно-ориентированного содержания, но и образовательного материала в целом.

Название эмоционально-смысловое обусловлено тем, что такое общение предполагает воздействие на эмоции детей, побуждение к переживанию смысловой стороны общения.

Организуя такое общение важно создавать эмоциональный настрой на общение – создание эмоциогенной ситуации, позволяющей детям раскрепоститься, пробудить в них эмоции, адекватные предстоящей теме разговора. Это может достигаться посредством использования разных видов искусства (музыки, живописи, поэтического слова, балета, т.д.), создания воображаемых, проблемно-игровых ситуаций, внесение сюрпризности, перевоплощения в сказочных персонажей, побуждения к собственным действиям через драматизацию, активизацию игрового поведения. Эмоциональный настрой  задает тон последующему общению, поэтому очень важно подобрать такие средства, которые позволят не только заинтересовать детей, но и пробудить неравнодушное отношение к обсуждаемой теме,  вызвать эмоции. В процессе общения приоритет отдается  диалоговым методам. Для этого педагог создаёт атмосферу, поддерживающую активность детей через внесение проблемности и обеспечение возможности открыто выражать свои переживания, оценивать рассматриваемые ценностные категории: вежливое отношение, заботливое, доброжелательное и т.д. В общении с детьми целесообразно использовать их личный, ранее освоенный опыт. Обращение к личному опыту позволяет значительно обогатить эмоциональную сторону общения, субъектную позицию детей в нём. А соединение образного восприятия гуманных взаимоотношений с пережитыми жизненными ситуациями придают ценностному образу конкретные субъективно-пристрастные параметры, субъективные личностно-значимые смыслы. Наиболее очевидной формой обогащения образного постижения гуманных взаимоотношений выступает деятельность субъекта. Важное поддерживать разноплановые гуманные проявлений детей.

В приобщении дошкольников к такой ценности жизни как гуманные взаимоотношения и взаимодействия важную роль играет личность педагога. Выступая посредником между ребенком и миром отношений именно, он обеспечивает возможность их постижения не просто информируя, показывая способы гуманного взаимодействия, давая возможность почувствовать красоту, величие, смысл таких действий как заботливое, отзывчивое и др. Иными словами, выстраивает педагогическую работу, опираясь на природнозаданные свойства дошкольников, среди которых основное место занимает эмоциональность ребёнка.

Расскажите о нас своим друзьям: