Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019

УДК 159.9

Дата публикации 26.03.2019

Принцип безопасности в развитии коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Соловьёва Елена Владимировна
кандидат психологических наук, филиал Ставропольского государственного педагогического института, Российская Федерация, г. Ессентуки, solov1ovaev@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема безопасности в развитии коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. Признавая существенность теоретико-эмпирических материалов, полученных на текущий момент по психологии коммуникативного поведения, автор предлагает и обозначает базовые позиции нового вектора ее развития на основе интеграции с исследованиями по психологии безопасности личности.
Ключевые слова: коммуникация; общение; аутистический спектр; коммуникативное поведение

The security principle in the development of communicative behavior in children with autism spectrum disorders

Solovyeva Elena Vladimirovna
Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol branch of the State Pedagogical Institute in the town of Essentuki, Russian Federation, Yessentuki.

Abstract: The article deals with the problem of safety in the development of communicative behavior in children with autism spectrum disorders. Recognizing the significance of theoretical and empirical materials obtained at the moment on the psychology of communicative behavior, the author proposes and identifies the basic positions of the new vector of its development on the basis of integration with research on the psychology of personal security.
Keywords: communication; communication; autistic spectrum; communicative behavior

Коммуникация играет важнейшую роль, как в развитии всего общества, так и в психическом развитии каждого отдельно взятого человека. На общесоциальном уровне она определяет движение опыта между различными группами людей, что создает основу для укрепления связей между ними и создания нового цивилизационно значимого знания [9]. На индивидуальном уровне коммуникация способствует становлению и развитию психических функций человека, определяющих эффективность его субъектной активности и включения в широкое межличностное взаимодействие. Таким образом, коммуникативное поведение является определяющим фактором построения социальной сущности человека, которая, в свою очередь, влияет на содержание и динамику его индивидуального развития. В силу функциональной значимости коммуникативного поведения его проблематика достаточно интенсивно разрабатывается в психологических и педагогических исследованиях (А.А.Бодалев, Г.В.Бороздина, Ж.М.Глозман, В.Н.Куницына, В.А. Лабунская и мн. др.). Вместе с тем, современный этап развития общества обнаруживает некоторые пробелы в частных, но имеющих существенную практическую ценность, аспектах рассмотрения обозначенного предметного поля. Речь идет о научных представлениях относительно особенностей коммуникативного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим, что рассмотрение коммуникативного поведения в психологии находится на стыке изучения общения и поведенческой активности. В самом общем виде под коммуникативным поведением на сегодняшний день целесообразно понимать поведение, реализуемое субъектом в сфере коммуникации, т.е. в рамках установления межличностного взаимодействия с двумя и более по численности людьми. Если психологию общения в большей мере интересует влияние, оказываемое на других людей содержанием и формой информации, транслируемой некоторым ее источником, а психологию поведенческой активности – организация поведения людей в различных ситуациях, то психологию коммуникативного поведения – вопросы построения субъектом своей активности при решении задач взаимодействия. Соответственно, ее проблематика образуется изучением особенностей коммуникативного поведения, факторов, их определяющих, условий и механизмов развития продуктивного и коррекции непродуктивного коммуникативного поведения. Наиболее известная на сегодняшний день систематизация форм коммуникативного поведения человека осуществлена К. Томасом, который выделил в сфере взаимодействия людей формы соревнования, приспособления, компромисса, избегания и сотрудничества. По его мнению, в основе построения данных форм коммуникативного поведения лежат два поведенческих стиля: кооперация, ориентирующая на учет интересов партнеров по коммуникации, и напористость, связанная с отстаиванием субъектом в рамках взаимодействия своих собственных интересов. При этом исследователь считал, что нормой для человека является способность к использованию в межличностном взаимодействии необходимых форм коммуникативного поведения, что позволяет обеспечивать изоморфность всех компонентов коммуникативной ситуации. Речь, соответственно, идет о просоциальном комплексе коммуникативного поведения, включающего в себя вариативное богатство форм данного поведения и норм их адекватного использования в рамках социального взаимодействия [10].

В благоприятных условиях жизни становление просоциального комплекса коммуникативного поведения человека осуществляется равномерно на основе опыта, получаемого им в рамках деятельности различных институтов социализации (семьи, системы образовательных учреждений, общественных образований и т.д.). Вместе с тем, оформление данного комплекса, будучи подверженным действию различных факторов, может испытывать различные тормозящие и деформирующие его влияния. Результатом является превалирование одних форм коммуникативного поведения над другими, препятствующее адекватному использованию их разнообразия при возникновении синтонных ситуаций [8]. Вследствие этого возможно нарушение продуктивного межличностного взаимодействия, образование на индивидуальном уровне различных неблагоприятных для психики эмоциональных и интеллектуальных состояний, блокировка развития связанных с ними психических структур [3; 4].

Как нам представляется, ограничения в состоянии здоровья субъекта являются мощным фактором, определяющим своеобразие становления и развития его коммуникативного поведения. Источники этого своеобразия в своей целостности сводятся к фрустрированности исконно человеческой потребности в установлении разнообразных и динамических контактов с другими людьми, лежащих в основе интериоризации различных форм коммуникативного поведения и присвоения социокультурных норм его организации [5]. В результате, субъектам с ограниченными возможностями здоровья для освоения просоциального комплекса коммуникативного поведения, зачастую, требуется приложения существенных усилий, не у всех имеющихся. Итогом недостаточности возможностей для полноценного освоения всего коммуникативного комплекса являются различные деформации, свидетельствующие о неготовности субъекта выстраивать социально продуктивное коммуникативное поведение. Особенно актуальна данная проблема для детей, страдающих расстройствами психики аутистического спектра.

Главная проблема детей с расстройствами аутистического спектра заключается в сложностях включения в процесс и поддержания межличностного взаимодействия, позволяющего овладевать просоциальным комплексом коммуникативного поведения. Дети с такими нарушениями психики на осознаваемом или не осознаваемом уровне боятся самостоятельного построения коммуникативного поведения. За этим чаще всего скрывается ограниченность полученного ими в данной сфере опыта. Соответственно, задачей педагогов и психологов является оказание помощи детям расстройствами аутистического спектра в развитии просоциального комплекса коммуникативного поведения [2].

Мы исходим из того, что успешность решения этой задачи основывается на привлечении принципа безопасности, получающего все большее распространение на современном этапе развития психологической теории и практики (Е.В.Евмененко, Г.Ю.Козловская и др.) [4, с. 77]. Принцип безопасности в развитии коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра увязывается нами с привлечением для решения соответствующей задачи таких психолого-педагогических ресурсов, которые обеспечивают сохранение объектами воздействия психического благополучия и возможности дальнейшего развития в направлении главной для них жизненной цели [9; 10]. Основной стратегией использования такого рода психолого-педагогических ресурсов может являться вооружение детей с расстройствами аутистического спектра средствами установления подконтрольности над внешними и внутренними факторами, влияющими на построение ими своего коммуникативного поведения [7]. Подчеркнем, что работа в данном направлении должна опираться на основные дидактические принципы, в состав которых мы, в частности, включаем, учет возрастных и индивидуальных особенностей психики детей, сохранение систематичности и последовательности воздействия, единство требований и привлечение жизненного опыта.

Обозначив проблему внедрения принципа безопасности в развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра, мы видим значительные перспективы поиска ее решения. Так, многообещающими представляются исследования, раскрывающие особенности развития у детей с расстройствами аутистического спектра различных форм коммуникативного поведения, эффективность привлечения различных методов и технологий формирования его просоциального комплекса.


Список литературы

1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – М., 2016. С. 104–116.
2. Благодырь Е.М. Понятие и признаки безопасного поведения дошкольников // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. № 6 (172). С. 108-111.
3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2014. – 104 с.
4. Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю. Специальная психология (часть 1). Комплект программ и методические рекомендации к изучению дисциплины для специальностей 031900 «Специальная психология», 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология». Ставрополь, СГПИ, 2015. С. 77 – 79.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю.; ТЦ «Сфера»; НИИ Школьных технологий, 2016. – 128 с.
6. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции (учебно – методическое пособие). – Ставрополь. 2017. С. 138 – 143.
7. Соловьёва Е.В. Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека. Гуманизация образования. – ВАК. Сочи, 2009. – № 6. С. 97 – 102.
8. Соловьёва Е.В. Развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Теория и практика современной науки [Текст]: материалы IX Международной научно–практической конференции, г. Москва, 26–27 марта 2013 г. В 2 т.: т II / Научн. – инф. Издат. центр «Институт стратегических исследований». Москва: Изд–во «Спецкнига», 2013. С. 399 – 402.
9. Соловьёва Е.В. Проблемы левшества младших школьников. Сборник материалов LVI Международной научно–практической конференции г. Новосибирск, 14 марта, 12 апреля 2017 г. Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С. 54 – 69.
10. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд. «Удмуртский университет», 2016. − 110 с.

Расскажите о нас своим друзьям: