Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 37.02

Дата публикации 30.11.2017

Применения кейс-метода при обучении информатике

Гайда Маргарита Геннадьевна
студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Н. Новгород
Мельникова Галина Тимофеевна
магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, РФ, г.Нижний Новгород

Аннотация: В статье рассматривается кейс-метод как активный метод обучения, способствующий достижению требований федеральных государственных образовательных стандартов. Особое внимание уделено особенностям использования кейс-метода при обучении информатике.
Ключевые слова: кейс-метод, активные методы обучения, case-study. ситуации с неоднозначным решением

The use of the case case-study in teaching computer science

Gaida Margarita Gennadievna
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Russia, N. Novgorod
Melnikova Galina Timofeevna
undergraduate Nizhny Novgorod State Pedagogical University named Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article discusses the case-study as an active teaching method contributing to the achievement of the requirements of Federal state educational standards. Special attention is paid to the peculiarities of the use of the case method in teaching computer science.
Keywords: active learning methods, case study. the situation with a controversial decision

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных и лидерских качеств у обучающихся. Для формирования таких качеств как креативность мышления, умения самостоятельно планировать и организовать свою деятельность, организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленных задач, необходимо вовлечение в учебный процесс учащегося как активного участника, способного оценивать свою деятельность. [1]

Вследствие чего становится актуальным вопрос о выборе формы и метода организации учебного процесса, который будет способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности мышления.

На протяжении многих лет ученые занимаются внедрением активных методов обучения, т.е. способы стимулирования мыслительной, практической и познавательной деятельностей в процессе освоения учебного материала.
К основным методам обучения относят деловые игры, круглый стол, мозговой штурм и case-study. Более подробно рассмотрим метод case-study. В связи с тем, что данный метод не обладает большой практикой использования, но обладает достаточно широкими потенциальными возможностями, он вызывает особый интерес, как у преподавателей, так и у обучающихся.

Волна интереса к кейс-методу возросла в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

На протяжении многих лет ученые занимаются внедрением активных методов обучения, т.е. способы стимулирования мыслительной, практической и познавательной деятельностей в процессе освоения учебного материала.

К основным методам обучения относят деловые игры, круглый стол, мозговой штурм и case-study. Более подробно рассмотрим метод case-study. В связи с тем, что данный метод не обладает большой практикой использования, но обладает достаточно широкими потенциальными возможностями, он вызывает особый интерес как у преподавателей, так и у обучающихся.

Волна интереса к кейс-методу возросла в условиях внедрения новых образовательных стандартов. [5, 6]

Однако существует проблемы, возникающие на пути продвижения данного метода в средних образовательных учреждениях. Главная проблема заключается в отсутствие у учителей опыта работы с кейсами и понимания, в общем, специфики и организации данного метода.

Подробно рассмотрим особенности применения кейс-метода на уроках информатики.

Известно, что данный метод предполагает задачи-ситуации с неоднозначным решением. Это очень ценно, возможность показать разные способы решения задачи, сравнить их и выбрать наиболее оптимальное. При этом формируется гибкость мышления, способность к анализу, умение видеть неоднозначность решения задач в реальной жизни. Но вместе с тем, понятно, что не во всех разделах информатики можно применить данный метод из-за этой особенности. Первая задача учителя, использующего кейс-метод – выделить темы, где целесообразно его применение. Кроме того, следует отметить, что использование данного метода в полном объеме требует определенной подготовленности школьников. Поэтому введение метода должно быть постепенным, сначала с большим участием учителя, который впоследствии передает инициативу учащимся. Этот метод не для разового использования, он должен присутствовать на протяжении всего курса информатики, тогда в полной мере можно ожидать достижения высоких результатов. Цели применения кейс-метода будут существенно различаться в зависимости от умения учащихся работать с кейсами.

Вторая задача – создать кейс. Кейс должен быть информативен, его формулировка –интересна и доступна учащимся. На уроках информатики, чаще всего, используются следующие методы работы с кейсами: Метод инцидента. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации. Для принятия решения ученик должен собрать и проанализировать информацию.

Метод ситуационного анализа – самый распространенный метод, поскольку позволяет подробно исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. Метод разбора деловой корреспонденции. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения. Чаще всего предложенные документы избыточны, имеются документы, не относящиеся к данной проблеме.

Выбор метода зависит от темы и поставленных целей.

 Структура кейса обычно следующая:

  1. Название кейса.
  2. Метод работы с кейсом.
  3. Класс.
  4. Тема.
  5. Цель.
  6. Основная часть кейса.
  7. Вопросы и задания.

Третья задача – продумать методику работы с кейсом.

Здесь можно выделить следующие аспекты:

1) степень самостоятельности учащихся:

а) работа с кейсом на уроке, подведение учащихся к необходимости использовать материалы кейса для его решения, управление ходом рассуждения;

б) работа учащихся с кейсом в микрогруппах с последующей демонстрацией и защитой своего решения перед классом;

в) самостоятельное решение кейса дома с последующим обсуждением на уроке.

2) вид предъявления кейса (электронный – бумажный, с полной информацией – с необходимостью поиска недостающей информации – с избыточной информацией).

Четвертая задача – разработка критериев оценки работы учащихся с кейсом. Критерии индивидуальны для каждого кейса и выделяются в зависимости от преследуемых целей.

Таким образом, использование кейс-метода в обучении – достаточно трудоемкий процесс, включающий решение таких задач как определение тем, где будет использоваться метод, целей, подготовка кейса, продумывание методики работы с кейсом, оценка результатов. Ожидаемые результаты возможны только при системном использовании метода в течение всего курса.


Список литературы

1. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Использование информационных технологий в решении проблем качества обучения: внедрение виртуальных лабораторных работ в организацию учебного процесса высших учебных заведений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 8. — С. 20-26..
2. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Перспективы развития просветительных институтов в условиях внедрения электронных форм учебников в образовательный процесс // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 9. — С. 33-37.
3. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Формирование проектных компетентностей у студентов педагогического ВУЗА// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 10.
4. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Информационные технологии как инструмент формирования игровой компетентности у студентов дошкольного образования педагогических университетов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 10.
5. Зинякова Е. В. Использование кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ. – URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/04/04/ispolzovanie-keys- tekhnologiy-na-urokakh-informatiki (дата обращения 15.11.2017).
6. Пугаева О. И. Из опыта использования кейс-технологии при изучении основ программирования. – URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/03/09/iz-opyta- ispolzovaniya-keys- tekhnologii-pri- izuchenii (дата обращения 15.11.2017).

Расскажите о нас своим друзьям: