Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №2(7) Февраль, 2017

УДК 378.14

Дата публикации 03.02.2017

Применение открытых электронных образовательных ресурсов в условиях реализации информационной безопасности организации профессионального образования

Юсупов Ильдар Фаритович
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический Университет, Челябинск

Аннотация: В статье раскрываются понятия открытых электронных образовательных ресурсов, информационной безопасности. Рассмотрены необходимые мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: открытые электронные образовательные ресурсы, профессиональная образовательная организация, информационная безопасность, защищенность, инновации

The application of open electronic educational resources in the conditions of implementation of information security professional education

Ysupov Ildar Faritovich
South Ural State University of Humanitarian Pedagogical, Chelyabinsk

Abstract: The article describes the concepts of open educational e-resources and information security. Discuss necessary measures to ensure information security in professional educational organizations.
Keywords: open e-learning resources, professional education organization, information security, security, innovation

В настоящее время информатизация охватывает все направления учебной деятельности, поэтому создание электронных образовательных ресурсов и их использование являются обязательным условием для решения комплексных задач информатизации профессионального образования.

Под электронным образовательным ресурсом понимается образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них [1].

Открытые образовательные ресурсы – это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.

Открытые образовательные ресурсы (ООР) — это материалы, которые используются для поддержки обучения, находятся в свободном доступе, могут многократно использоваться, модифицироваться и передаваться для использования третьим лицам [4].

Публикации в открытом доступе: обычно этот термин относится к распространению электронных версий рецензируемых научных журналов с целью предоставления к ним бесплатного неограниченного доступа. Открытые электронные образовательные ресурсы: ресурсы, предназначенные для использования в преподавании, обучении, а также научных исследованиях, представленные на электронном носителе или выложенные в сети; они находятся в общем доступе и выпускаются под открытой лицензией, которая разрешает доступ, использование, преобразование, многократное использование и распространение без ограничений или с минимальными ограничениями.

Итак, объединив два вышеперечисленных определения, можно сделать вывод, что открытые электронные образовательные ресурсы это все образовательные ресурсы (обучающие, учебные, научные), представленный в электронно-цифровой форме, размещенные в свободном доступе, а также используемые для предоставления доступа к знаниям.

Современная образовательная среда профессиональной образовательной организации, характеризуется высоким уровнем адаптивности и взаимодействия с обучаемым. Это реализуется посредством пересмотра концепции построения учебных материалов и процессов. Быстро развивающиеся информационные технологии требуют инновационных подходов к управлению обучением. Очевидно, что необходимо предоставить обучаемым инструмент обучения, который им был бы интересен, а не просто оцифрованный материал. Необходимо в полной мере использовать современные технологии создания и доставки знаний обучаемым, предоставить различные способы, полноту и даже темп подачи учебного материала [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практические шаги по разработке открытых образовательных ресурсов являются актуальными на фоне глобальных стратегических и политических проблем информатизации образования и перехода к экономике, основанной на знаниях [3].

Потребность в постоянной актуализации контента, а также высокий приоритет проблемы создания конкурентоспособных учебных курсов подчеркивает актуальность и необходимость внедрения виртуальной информационной среды для обеспечения возможности получения актуальной и качественной информации, генерации новых знаний и использования результатов интеллектуальной деятельности в учебном процессе и научных исследованиях. Такая технология предусматривает применение инструментов коллективной работы по созданию электронных образовательных ресурсов для обеспечения качественного обсуждения и оценивания материалов, формирующихся в виртуальной среде, использование опыта сторонних экспертов в данной области. Инструментальные средства, предоставляемые в открытом доступе, и информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать электронные образовательные ресурсы как в виде готовых электронных учебных курсов, так и офлайн-учебников, отвечающих потребностям современных студентов [1].

Открытые электронные образовательные ресурсы разрабатываются на базе современных программных платформ. В качестве виртуальной информационной среды для создания открытых электронных образовательных ресурсов может выступать веб-портал профессионального сообщества, где в результате коллективного обсуждения и отбора материалов формируется электронный учебный курс, который затем в процессе его использования может развиваться и дополняться всеми участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно [6]. Такая технология предполагает совместную работу преподавателей, экспертов, выпускников профессионального образования и др. заинтересованных участников образовательного процесса, как в собственно создании электронного образовательного ресурса, так и в его последующем обновлении.

Говоря об открытых образовательных ресурсах нельзя забывать об информационной безопасности для организации профессионального образования [7]. Для начала определимся с понятием информационной безопасности.

В Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» данное понятие определяется как защищенность информационной среды общества, включающая свое формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Мы будем рассматривать информационную безопасность в узком смысле – как защищенность электронной информации локального объекта от любых случайных или злонамеренных воздействий, способных нанести ущерб самой информации, ее владельцам и пользователям или поддерживающей ее инфраструктуре.

Для обеспечения такой информационной безопасности в профессиональных образовательных организациях, отмечает Е.А.Коняева, необходимо соблюдать следующие меры:

  1. Обеспечение целостности и достоверности образовательной информации, важной для поступательного развития личности обучающихся и преподавателей;
  2. Обеспечение конфиденциальности образовательной информации – ее защищенности от несанкционированного доступа к ней посторонних лиц;
  3. Обеспечение доступности образовательной информации – возможности за приемлемое время получить требуемую информационную услугу;
  4. Обеспечение оптимального состояния вспомогательной инфраструктуры, поддерживающей работу и сохранность электронной системы образования [5].

Применение открытых образовательных ресурсов в образовательном процессе, актуальных в условиях реализации информационной безопасности с развитием технического прогресса, все существующие средства и методы неизбежно будут устаревать прежде, чем осуществится их внедрение в жизнедеятельность образовательных организаций. Это выдвигает на повестку дня осознание важности опережающего противодействия угрозам информационных атак на учебные заведения. Решить же проблему можно только в случае поддержки современных образовательных систем необходимыми финансовыми, нормативными, научно-методическими средствами и компетентными кадрами, способными обеспечить защиту этих систем от вредоносных технических, негативных интеллектуальных и разрушающих духовно-нравственных воздействий.


Список литературы

1. Днепровская Н.В., Комлева Н.В. Открытые образовательные ресурсы. Электронный курс ИИТО ЮНЕСКО.- М., 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lms.iite.unesco.org/course/
2. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе. — М.: ФОРУМ, 2013. — 208 с.
3. Комлева Н.В. Профессиональные сообщества в системе управления знаниями // Открытое образование: научно-практический журнал. – 2010. – № 1. – С. 96–102.
4. Коняева Е.А., Коняев А.С. Развитие дистанционных образовательных технологий в аспекте педагогической безопасности // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 24-25 ноября 2012 г. – Челябинск: Изд-во ООО «Цицеро», 2012. – С.89 – 93.
5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Некоторые средства электронного обучения // Проблемы педагогической теории и практики. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во БПА, 2014. – С.81-84.
6. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование дистанционных образовательных технологий в РФ // Профессиональное образование в XXI веке: сборник научных статей. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – Выпуск 6. – С. 44-49.
7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Интеграция образования, науки и производства как фактор национальной безопасности // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: сб. материалов Всерос. заочн. науч.-практ. конф 27-28 ноября 2013 г. / ред. кол.: В.В. Садырин, Б.У. Хашагульгов, М.В. Потапова, Е.А.Гнатышина и др. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – С.158-161.
8. Нестерова Р.Г. Перспективы развития информационных образовательных технологий в аспекте международного сотрудничества вузов // Мир педагогики и психологии. 2016. № 3. С. 20-24.
9. Хайрзаманова Р.Г., Корнеева Н.Ю. Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями в России и за рубежом. // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: материалы Всероссийского молодежного форума. 2013. Челябинск, 27-28 ноября 2013 г.
10. Шинкаренко И.Р. Преступления в сфере использования компьютерной техники: квалификация, расследование и противодействие: моногр. – Донецк: РВВ ЛДУВС, 2014.

Расскажите о нас своим друзьям: