Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №2(7) Февраль, 2017
УДК 378.14
Дата публикации 03.02.2017
Применение открытых электронных образовательных ресурсов в условиях реализации информационной безопасности организации профессионального образования
Юсупов Ильдар Фаритович
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический Университет, Челябинск
Аннотация: В статье раскрываются понятия открытых электронных образовательных ресурсов, информационной безопасности. Рассмотрены необходимые мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: открытые электронные образовательные ресурсы, профессиональная образовательная организация, информационная безопасность, защищенность, инновации
South Ural State University of Humanitarian Pedagogical, Chelyabinsk
Abstract: The article describes the concepts of open educational e-resources and information security. Discuss necessary measures to ensure information security in professional educational organizations.
Keywords: open e-learning resources, professional education organization, information security, security, innovation
В настоящее время информатизация охватывает все направления учебной деятельности, поэтому создание электронных образовательных ресурсов и их использование являются обязательным условием для решения комплексных задач информатизации профессионального образования.
Под электронным образовательным ресурсом понимается образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них [1].
Открытые образовательные ресурсы – это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.
Открытые образовательные ресурсы (ООР) — это материалы, которые используются для поддержки обучения, находятся в свободном доступе, могут многократно использоваться, модифицироваться и передаваться для использования третьим лицам [4].
Публикации в открытом доступе: обычно этот термин относится к распространению электронных версий рецензируемых научных журналов с целью предоставления к ним бесплатного неограниченного доступа. Открытые электронные образовательные ресурсы: ресурсы, предназначенные для использования в преподавании, обучении, а также научных исследованиях, представленные на электронном носителе или выложенные в сети; они находятся в общем доступе и выпускаются под открытой лицензией, которая разрешает доступ, использование, преобразование, многократное использование и распространение без ограничений или с минимальными ограничениями.
Итак, объединив два вышеперечисленных определения, можно сделать вывод, что открытые электронные образовательные ресурсы это все образовательные ресурсы (обучающие, учебные, научные), представленный в электронно-цифровой форме, размещенные в свободном доступе, а также используемые для предоставления доступа к знаниям.
Современная образовательная среда профессиональной образовательной организации, характеризуется высоким уровнем адаптивности и взаимодействия с обучаемым. Это реализуется посредством пересмотра концепции построения учебных материалов и процессов. Быстро развивающиеся информационные технологии требуют инновационных подходов к управлению обучением. Очевидно, что необходимо предоставить обучаемым инструмент обучения, который им был бы интересен, а не просто оцифрованный материал. Необходимо в полной мере использовать современные технологии создания и доставки знаний обучаемым, предоставить различные способы, полноту и даже темп подачи учебного материала [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практические шаги по разработке открытых образовательных ресурсов являются актуальными на фоне глобальных стратегических и политических проблем информатизации образования и перехода к экономике, основанной на знаниях [3].
Потребность в постоянной актуализации контента, а также высокий приоритет проблемы создания конкурентоспособных учебных курсов подчеркивает актуальность и необходимость внедрения виртуальной информационной среды для обеспечения возможности получения актуальной и качественной информации, генерации новых знаний и использования результатов интеллектуальной деятельности в учебном процессе и научных исследованиях. Такая технология предусматривает применение инструментов коллективной работы по созданию электронных образовательных ресурсов для обеспечения качественного обсуждения и оценивания материалов, формирующихся в виртуальной среде, использование опыта сторонних экспертов в данной области. Инструментальные средства, предоставляемые в открытом доступе, и информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать электронные образовательные ресурсы как в виде готовых электронных учебных курсов, так и офлайн-учебников, отвечающих потребностям современных студентов [1].
Открытые электронные образовательные ресурсы разрабатываются на базе современных программных платформ. В качестве виртуальной информационной среды для создания открытых электронных образовательных ресурсов может выступать веб-портал профессионального сообщества, где в результате коллективного обсуждения и отбора материалов формируется электронный учебный курс, который затем в процессе его использования может развиваться и дополняться всеми участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно [6]. Такая технология предполагает совместную работу преподавателей, экспертов, выпускников профессионального образования и др. заинтересованных участников образовательного процесса, как в собственно создании электронного образовательного ресурса, так и в его последующем обновлении.
Говоря об открытых образовательных ресурсах нельзя забывать об информационной безопасности для организации профессионального образования [7]. Для начала определимся с понятием информационной безопасности.
В Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» данное понятие определяется как защищенность информационной среды общества, включающая свое формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Мы будем рассматривать информационную безопасность в узком смысле – как защищенность электронной информации локального объекта от любых случайных или злонамеренных воздействий, способных нанести ущерб самой информации, ее владельцам и пользователям или поддерживающей ее инфраструктуре.
Для обеспечения такой информационной безопасности в профессиональных образовательных организациях, отмечает Е.А.Коняева, необходимо соблюдать следующие меры:
- Обеспечение целостности и достоверности образовательной информации, важной для поступательного развития личности обучающихся и преподавателей;
- Обеспечение конфиденциальности образовательной информации – ее защищенности от несанкционированного доступа к ней посторонних лиц;
- Обеспечение доступности образовательной информации – возможности за приемлемое время получить требуемую информационную услугу;
- Обеспечение оптимального состояния вспомогательной инфраструктуры, поддерживающей работу и сохранность электронной системы образования [5].
Применение открытых образовательных ресурсов в образовательном процессе, актуальных в условиях реализации информационной безопасности с развитием технического прогресса, все существующие средства и методы неизбежно будут устаревать прежде, чем осуществится их внедрение в жизнедеятельность образовательных организаций. Это выдвигает на повестку дня осознание важности опережающего противодействия угрозам информационных атак на учебные заведения. Решить же проблему можно только в случае поддержки современных образовательных систем необходимыми финансовыми, нормативными, научно-методическими средствами и компетентными кадрами, способными обеспечить защиту этих систем от вредоносных технических, негативных интеллектуальных и разрушающих духовно-нравственных воздействий.
Список литературы
1. Днепровская Н.В., Комлева Н.В. Открытые образовательные ресурсы. Электронный курс ИИТО ЮНЕСКО.- М., 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lms.iite.unesco.org/course/
2. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе. — М.: ФОРУМ, 2013. — 208 с.
3. Комлева Н.В. Профессиональные сообщества в системе управления знаниями // Открытое образование: научно-практический журнал. – 2010. – № 1. – С. 96–102.
4. Коняева Е.А., Коняев А.С. Развитие дистанционных образовательных технологий в аспекте педагогической безопасности // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 24-25 ноября 2012 г. – Челябинск: Изд-во ООО «Цицеро», 2012. – С.89 – 93.
5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Некоторые средства электронного обучения // Проблемы педагогической теории и практики. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во БПА, 2014. – С.81-84.
6. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование дистанционных образовательных технологий в РФ // Профессиональное образование в XXI веке: сборник научных статей. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – Выпуск 6. – С. 44-49.
7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Интеграция образования, науки и производства как фактор национальной безопасности // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: сб. материалов Всерос. заочн. науч.-практ. конф 27-28 ноября 2013 г. / ред. кол.: В.В. Садырин, Б.У. Хашагульгов, М.В. Потапова, Е.А.Гнатышина и др. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – С.158-161.
8. Нестерова Р.Г. Перспективы развития информационных образовательных технологий в аспекте международного сотрудничества вузов // Мир педагогики и психологии. 2016. № 3. С. 20-24.
9. Хайрзаманова Р.Г., Корнеева Н.Ю. Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями в России и за рубежом. // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: материалы Всероссийского молодежного форума. 2013. Челябинск, 27-28 ноября 2013 г.
10. Шинкаренко И.Р. Преступления в сфере использования компьютерной техники: квалификация, расследование и противодействие: моногр. – Донецк: РВВ ЛДУВС, 2014.