Психофизиология | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 37.062.3

Дата публикации 13.02.2018

Преимущества использования интегративного подхода при обучении детей с особенностями психофизиологического развития в школе

Тюрина Олеся Владимировна
Ст.преподаватель, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Аннотация: В данной статье освещаются проблемы, которые связаны с обучением детей с психофизиологическими особенностями развития в интегративных группах.
Ключевые слова: социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями, интегративные группы, развитие ребенка, инклюзивное обучение

The advantages of using an integrative approach in teaching children with special psycho-physiological development in school

Tyurina Olesya Vladimirovna
Senior lecturer, Saint-Petersburg State University Of Economics

Abstract: This article highlights the problems that are associated with teaching children with psychophysiological features of development in integrative groups
Keywords: social adaptation, children with disabilities, integration groups, child development, inclusive education

В данной статье мы бы хотели рассмотреть использование интегративных групп в работе с детьми с ограниченными возможностями. Целью нашей работы, является выявление особенностей обучения детей в интегративных группах. Определение того насколько положительно/отрицательно влияет данная модель обучения на развитие ребенка. Определить особенности использования данного метода при работе с детьми школьного возраста. Для написания работы, мы опирались на современные  научные исследования в области интегративного обучения, работы с детьми с особенностями психофизиологического развития.

Отметим, что существует три основные модели образования: общая, специальная и интегративная. Остановимся подробнее на интегративной модели:

Н.М. Назарова определяет это понятие как процесс и результат предоставления ребенку с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих такому ребенку отклонения в развитии и ограничения возможностей.[3]

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко определяют интеграцию детей с особыми образовательными потребностями как включение этих детей в обычные образовательные учреждении.[4]

Итак, группы интегративного типа используются для детей с особенностями психофизического развития. В данном случае ребенок с особенностями психофизиологического развития получает возможность обучения в обычном классе. При этом стоит учитывать тот факт, что программа обучения детей не изменяется, что является положительным фактором для детей, которые находятся уже в группе. С точки зрения психологии положительным является и то, что дети в группе учатся взаимодействию  с ребенком, у которого имеются какие-либо отклонения. Это положительно влияет на то, что дети учатся быть толерантными, эмпатичными, понимающими.

Для ребенка с особенностями психофизиологического развития также имеются положительные тенденции: во-первых, ребенок учится взаимодействовать в нормальном социуме, во-вторых, ребенок получает возможность быть наравне со своими здоровыми сверстниками в сфере получения образовательных программ, в-третьих, ребенок, который обучается в группах интегративного типа развивается на равнее со своими сверстниками.

Однако для ребенка с различными особенностями психофизиологического развития существуют и отрицательные стороны при переходе в интегративную группу. Так, например не каждый ребенок может попасть в интегративную группу,  как правило, дети при переходе от специальных форм обучения к интегративным  испытывают сильный стресс в связи с увеличением образовательных нагрузок и изменениям интенсивности обучения, изменениями особенностей коллектива. В связи со стрессом, не каждый ребенок может влиться в новый коллектив и освоить общую форму обучения. При неправильном педагогическом воздействии в интегративной группе, между детьми могут сложиться патологические отношения, которые будут мешать освоению ребенка с особенностями развития в новом коллективе.[2]

Теперь мы бы хотели обратиться к инклюзии в образовании для детей с ограниченными возможностями. Инклюзию в образовательном процессе, также можно отнести к интегративному подходу. Однако отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Детям с особенностями развития предоставляется возможность пройти адаптацию, образовательная среда в этом случае имеет плавные переходы по своему усложнению, а также ребенок получает поддерживающие услуги.

Для ребенка с ограниченными возможностями для полноценного развития крайне важна социализация в обществе. При обучении в специализированных классах или на дому, дети с ограниченными возможностями находятся в замкнутой системе близких и родственников, либо сверстников с аналогичными проблемами в развитии. Таким образом, дети с ограниченными возможностями не могут нормально взаимодействовать с социумом, который находится за пределами их круга общения.

Интегративное образование помогает решить следующие проблемы детей с особенностями психофизиологического развития:

  1. Повышают уровень образовательного процесса для детей.
  2. Дают возможность социализироваться в обществе.
  3. Способствуют развитию личности ребенка.

Однако в интегративных группах существуют и недостатки, которые могут помешать ребенку, адаптироваться в новых условиях. В связи с этим, мы полагаем, что инклюзия в интегративной модели образования, является обязательным вспомогательным методом, для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли адаптироваться в новых образовательных и обучающих условиях.


Список литературы

1. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в основных сферах социализации Перспективы науки и образования 2013 № 5 с.144 - 148
2. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегративного обучения детей с ограниченными возможностями Специальное образование 2014 № 2 с.100-106
3. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005
4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д., Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции «Актуальные проблемы интегрированного обучения» // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2001.

Расскажите о нас своим друзьям: