Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 37.014

Дата публикации 25.12.2018

Правовая культура как объект конструирования в образовательном пространстве современной школы

Женина Лариса Викторовна
канд.ист.наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, археологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ г. Пермь, larzhe@rambler.ru
Кузнецова Елена Геннадьевна
канд. психол.наук, доцент кафедры психологии и педагогики, АНО ВПО «Прикамский социальный институт», РФ г.Пермь, Eg0304@mail.ru
Рязанов Иван Владимирович
канд.фил.наук, доцент кафедры истории и философии, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, РФ,г. Пермь, iwan.riazanow@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются роль и возможности современной школы как одного из важных социальных институтов в формировании правовой культуры и правосознания. Правовая культура как показатель цивилизованности любого общества требует заботы социальных институтов по её поддержанию и конструированию. Образование имеет множество возможностей быть ведущим институтом общества по формированию правовой культуры и правосознания субъектов права. Создавая образовательное пространство, направленное на формирование правовых знаний и ценностей (когнитивный компонент), рефлексию своего поведения и свободное проявление своего отношения к праву (коннотативный компонент), активную гражданскую позицию в рамках правомерного поведения (поведенческий компонент), школа закладывает основы правовой культуры. Школа также способна корректировать воздействие других социальных институтов (в том числе, интернет), где правовое пространство не всегда соответствует принимаемым в обществе правовым установкам. Необходимо учитывать вызовы процесса информатизации общества при конструировании правовой культуры.
Ключевые слова: Правовая культура, правовое сознание, правомерное поведение, воспитательная среда, когнитивный компонент, поведенческий компонент, социальные институты, коннотативный компонент, интерне

Legal Culture as an Object of Construction in the Educational Environment of Modern School

Zhenina Larisa Victorovna
Cand.of history, assistant professor of the Home and Foreign History and Archaelogy Chair, “Perm State Humanitarian Pedagogical University” (PSHPU), RF,Perm
Kuznetsova Elena Gennadievna
Cand.of Psychology, assistant professor of the Chair of Psychology and Pedagogy Prikamsky Social Institute, RF, Perm
Ryazanov Ivan Vladimirovich
candidate of philosophical Sciences, associate Professor of the Chair of History and Philosophy, Perm State Agro-Technological University after Academician D.N. Pryanishnikov, RF,Perm

Abstract: The article discusses the role and the opportunities of modern school as one of important social institutions in the formation of legal culture and legal consciousness. Legal culture as an indicator of civilization of any society requires the care of social institutions for its maintenance and construction. Education has many opportunities to be the leading institution of society to form legal culture and legal consciousness of the subjects of law. Creating an educational environment aimed at the formation of legal knowledge and values (cognitive component), the reflection of the behaviour and free expression of the attitude to law (connotative component), active civic position within the framework of legitimate behaviour (behavioural component) school lays the foundations of legal culture. The school is also able to adjust the impact of other social institutions (including the Internet), where the legal environment does not always correspond to the legal guidelines adopted by the society.
Keywords: Legal culture, legal consciousness, legitimate behaviour, educational environment of the school, cognitive component, behavioural component, social institutes, connotative component, Internet

Вопросы повышения уровня правовой культуры и правосознания общества являются актуальными как для современного гражданского общества, так и для государственной политики. Так, на федеральном уровне утверждены Основы государственной политики РФ в сфере  развития правовой грамотности и правосознания граждан  с целью  реализации базовых ценностей и принципов жизни общества,  таких,  как  верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов. [8] Все чаще правовая культура рассматривается как объект (социальный конструкт), в формировании которого должны принимать участие различные социальные институты: средства массовой информации, том числе интернет, правоохранительные органы, институты гражданского общества, образовательные учреждения.

Любое социальное конструирование основано на понимании того, к чему необходимо идти  с точки зрения воспитания ценностных начал у отдельного индивида и общества в целом. Для конструирования «правовой культуры» индивида важно определиться с пониманием данной категории, прежде всего, в её аксиологическом смысле. Само понятие «правовая культура» носит многоаспектный характер, по-разному трактуется в философской,  юридической, психолого-педагогической литературе. На сегодняшний день отсутствует единый подход к трактовке «правовой культуры», насчитывается более 250 ее определений [6].

Безусловно, развитие общественных отношений способствует изменению смысла понятия, его содержания. Начало изучения категории «правовой культуры» было положено еще в советской юриспруденции (1960-е гг.), и она  рассматривалась  в основном в идейно-правовом аспекте. С середины 1970-х – начала 1990-х гг. разрабатывались методологические вопросы данного понятия. Общим методологическим основанием являлось и является рассмотрение правовой культуры в качестве составной части общей культуры человечества.

Уже в самом термине «правовая культура» содержится указание на наличие двух сторон, с одной стороны, права, с другой, культуры. Данное обстоятельство обусловливает различные научные интерпретации их соотношения. В философской и юридической литературе в качестве ведущего элемента обычно выделяется либо право, либо культура. Однако, когда предметом исследования становится сама правовая культура, как синтез двух вышеназванных явлений, можно говорить о совершенно «новом образовании» в рамках общей культуры. Культура по своему логическому содержанию шире права, она своего рода «среда обитания» права, «система координат», в рамках которой оно формируется и действует. Правовая культура может быть рассмотрена одновременно как правовой аспект культуры и культурный аспект права[9]

Правовая культура как многоуровневое системное образование не существует вне субъекта права, может рассматриваться и как процесс деятельности человека по созданию правовых ценностей, норм,  и как результат деятельности человека в правовой сфере, и как система уже утвержденных и функционирующих источников права. Созданная человеком и транслируемая им, она, тем не менее, имеет свои «издержки» в виде противоправного поведения, правового нигилизма и пр. Степень соответствия «идеальной форме» правовой культуры в её гуманистическом смысле будет определять и уровень правовой культуры: от правового нигилизма, к правопослушанию, до правоуважения, как  наивысшей степени цивилизованности правовой деятельности и правовых отношений. В связи с этим, именно среда, в том числе образовательная, будет создавать условия для включенности субъекта в  систему этих ценностей, следованию им, их воспроизведению и трансляции, наконец, формированию нового понимания и новых правовых смыслов.

Создание условий для формирования основ правовой культуры в пространстве школы - одна из приоритетных задач образования. Образовательное пространство, прежде всего как культурная среда, будет либо способствовать, либо препятствовать складыванию «идеальной» формы правовой культуры субъекта.  П. Сорокин отмечает в этой связи, что «тип личности, ее менталитет и поведение... почти полностью зависят от социокультурной среды, а биологическая конституция индивида только ограничивает действие социокультурных факторов». В свою очередь, «менталитет каждой личности является микрокосмосом, в котором отражается культурный макрокосмос ее общественной среды»[10.С.9]. Воспитательная среда может быть различной. Воспользуемся типологией Я. Корчака,  наиболее полно, на наш взгляд, отражающей специфику формирования личности в гуманистической культуре. [14] Каждый из четырех типов «воспитывающей среды»: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры» будет способствовать  формированию определенного уровня культуры. Оптимальной для формирования правоуважения, как наиболее высокого уровня правовой культуры, будет являться идейная среда, предполагающая активность личности в освоении правовых ценностей при формировании правовых качеств, с одной стороны, и  свободу в проявлении индивида по осмыслению правовых ценностей и их важности для регуляции общественной жизни, с другой.  Особое значение формирование подобного типа воспитательной среды приобретает на современном этапе, когда умение жить и трудиться в условиях свободы и демократии во многом определяется отношением людей друг к другу, праву, обществу, государству.

Являясь элементами правовой структуры личности, правовые качества могут и должны рассматриваться как один из центральных критериев общественной и индивидуальной правовой культуры. В связи с этим образовательное пространство школы является важным полем складывания правовой культуры индивида. Основные показатели культуры субъекта права напрямую связаны развитым правосознанием. При этом непременным условием и показателем правовой культуры следует назвать правомерное поведение личности.

Остановимся более подробно на правосознании, как основополагающем элементе правовой культуры, который, на наш взгляд, в большей мере связан со школьным уровнем конструирования правовой культуры. Смысловое поле данного понятия также многогранно. Так, например, по утверждению В.А. Рыбакова,  понятие  правосознания  в юридической литературе  рассматривается и как знание (правосознание – система знаний о праве, система понятий, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни); и как отношение (правосознание – это отношение человека и общественных объединений к действующему праву, отношение людей к поведению людей, отношение людей к своим правам и обязанностям); и как отражение правовых явлений и представлений о должном правопорядке, отражение правовой действительности в форме юридических знаний; и как представление о праве, которое формируется у служащих государственного аппарата (особенно у юристов –  практиков) [11]

Другие исследователи, например И.И. Аминов, определяет правосознание как «включенность» людей в правовую жизнь, в правовые отношения между собой, между государством и обществом в целом. Именно оно отражает сформированную систему знаний, оценок и представлений о правопорядке общества, а также сформированность установок на правоприменительное поведение[1].

Уровень правосознания человека определяется правовыми устоями общества, реальными условиями существования человека в обществе, в котором  он живет. Структура правосознания, по утверждению ряда авторов, состоит из трех компонентов – познавательного, оценочного и поведенческого. Данный подход наиболее адекватен нашему пониманию идеи конструирования правовой культуры и правосознания, как его фундамента. В формировании каждого компонента участвуют как институты социализации человека, так и обыденные знания и представления [12], [1].

Больший разброс подходов к структурированию правосознания закономерен. Рассмотрим более подробно основные компоненты правосознания, обращение к которым будет способствовать, в том числе, социальному конструированию правосознания в условиях правового обучения и правового воспитания в школе. Выделение элементов правосознания условно, так как они тесно взаимосвязаны, и каждый из элементов, так или иначе, проявляется в других.

Познавательный компонент (когнитивный) – включает знания, умения, навыки,  представления о праве, правовой основе организации общества. Усвоение знаний человеком происходит с самого раннего детства. Например, от практических знаний (ребенок с родителями переходит улицу во время прогулки по сигналу светофора. При этом родители объясняют ситуацию, ребенок наблюдает за окружающими), до рассмотрения этой ситуации на занятиях в детском саду.

В период социального взросления индивида система российского образования предлагает как обязательный базовый набор правовых знаний, умений, формируемых в рамках предметного поля на занятиях по обществознанию, так и предпрофильную и профильную подготовку в области права. Рассмотрение права как системы правовых норм, установок правового характера (нормативность), как формализованной системы институтов, цель которых состоит в урегулировании социальных отношений – когнитивная основа для включения субъекта права в правовое поле. При знакомстве с правом происходят закономерные изменения в правовом сознании

Эмоционально - оценочный (коннотативный) компонент, который развивается наряду с познавательным, помогает  человеку выражать свое отношение к полученным знаниям о нормах права, принятие или непринятие правовых установок. Наличие собственного отношения, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения также формируется с детства. Например,  дети учат стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором автор конкретно определяет отношение к определенным правовым  действиям: («Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого  не хочу даже  вставить в книжку. Этот вот кричит: «Не трожь тех, кто меньше ростом!». Этот мальчик так хорош, загляденье просто!»). Позже рассмотрение правовых жизненных ситуаций при изучении тем правового характера. Оценочная функция правосознания включает в себя, как справедливо отмечает Кожевников В.В., 4 типа оценок, используемых в подходе  к принципам, нормам, институтам права; к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности; к правоохранительным органам и их деятельности; к своему правовому поведению (самооценка) [5,с.17]. Влияние на оценочную сферу в большей мере оказывает ближайшее окружение индивида. Позиция, однако, вырабатывается в условиях диалогового пространства.  Создание подобного поля с рефлексией своего отношения к правовым поступкам и ситуациям в рамках правового образования в школе  предполагает широкое использование современных образовательных технологий с дискуссиями и диспутами.  

Поведенческий (деятельностный) компонент предполагает наличие предрасположенности к правомерному поведению, реализации активной гражданской позиции в правовой деятельности и поведении. При этом вне зависимости от деятельности, опосредованной правом (правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, контрольная, учредительная и пр.), правомерное поведение базируется на ценностных, общекультурных принципах. Правомерное поведение человека рассматривается как критерий реальности действия права в обществе. Оно желательно не только для общества, но и для всех граждан без исключения.

Формирование правомерного поведения, выполнение норм и правил поведения, определенных обществом, государством, правом, также необходимо с детских лет. Субъект права, совершая тот или иной поступок, действует в соответствии со сложившимися образцами поведения и знаниями, следует образцу, закрепленному правом, или игнорирует его, поступая противоправно. Правомерное поведение, одобряемое обществом, имеет прогрессивное значение и для общества, и для индивида, так как  правовые нормы во многом отражают и закрепляют оптимальные формы человеческой активности в различных сферах жизни общества. Оно способствует упорядочению человеческих отношений, а в итоге - укреплению общественного строя, природе которого отвечают соблюдаемые нормы.

Правовую активность можно рассматривать как лучшее проявление правового поведения личности при условии осмысленного продвижения личности к праву. Правовая активность направлена на следование правовым нормам, поддержание законности и правопорядка, защиту интересов разных субъектов права. Она базируется и одновременно зависит от правосознания.

Итак, правосознание предполагает сочетание трех важнейших компонентов: знания права, уважения к праву и социально-правовой активности. В процессе обучения участвуют  как родители, так и  социальные институты, средства массовой информации, интернет. Важно учитывать те социальные и образовательные практики, которые складываются или уже применяются в российской школе при конструировании в индивидуальном сознании школьника системы правовых ценностей, знаний поведенческих стратегий.

При этом способы формирования правосознания и правомерного поведения  могут быть различными. Согласно П.Я.Гальперину,  обучение возможно проводить через  конструирование ориентировочной основы действия (ООД) — системы представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия.

Форма и способ задания схемы ООД диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

П.Я.Гальперин выделяет три  типа построения схемы ориентировочной основы действия, которые обусловлены полнотой ориентировки в предлагаемых заданиях. При первом типе  ООД – это  неполная система условий, т.е. указания не детализированы, демонстрация обобщенная, смутная, представления  не творческие. Ученик вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок, потому что ему при выполнении задания не все понятно. При втором типе  ООД полная, т.е. предполагаются четкие словесные указания, демонстрация подробная, показывающая всю анатомию выполняемого действия. Данная система учитывает весь набор  условий правильного выполнения действия, что гарантирует с самого начала его безошибочность. Однако эта «безошибочность» не всегда достигается, потому что индивидуальные особенности обучающего не совпадают с индивидуальными особенностями обучаемого, и учащийся не может повторить зеркально то, что сделал учитель. Третий тип формирования ООД характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала. Иными словами,   учащийся сам конструирует  ООД  на основе владения полученными знаниями, приобретенного опыта и познавательной мотивации[4]. 

Таким образом, для получения эффективного результата при формировании правовой грамотности и  правомерного поведения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их мотивацию, а также  внешние условия и требования деятельности.

Не вызывает сомнения, что формирование правосознания и правовой грамотности обучающихся происходит через целенаправленное получение знаний в образовательных учреждениях  по специальным предметам (они включены в базовый компонент учебных планов школ, СПО, ВУЗов), а также через средства массовой информации, интернет-общение и опыт правового поведения.

Например, попадая в конфликтную, юридически значимую ситуацию, человек руководствуется имеющимися у него представлениями, знаниями  и опытом, он выбирает либо законопослушную форму поведения, опираясь на собственные нормы и не вдаваясь в оценку возможных последствий, либо  принимает правомерный вариант поведения, подчиняясь требованиям общества, наказания, общественного порицания, морального осуждения, из-за боязни нежелательных последствий, по расчету[12].

Интернет-общение – это отражение проявления разных тенденций- от позитивных изменений до различных негативных, антисоциальных и деструктивных. Причем интернет-коммуникации  начинают втягивать людей и формировать отрицательные  тенденции достаточно рано, вырабатываются свои правила поведения в интернет-пространстве, диктуемые образцы поведения, в том числе и не вписываемые в формат правомерного поведения.  Иными словами, использование интернет-коммуникаций, с одной стороны, способствует появлению и приобретению разнообразных навыков правомерного поведения в интернет-сообществах, отношение к интернет-активистам, с другой стороны, излишнее погружение в интернет способствует формированию интернет-аддикций, не  всегда позитивно влияющих на психику людей.

А.Е. Войскунский выделяет некоторые свойства, присущие Интернету, которые делают его «аддиктивным агентом»: сверхличностная природа межличностных взаимоотношений; возможность анонимных социальных взаимодействий; уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание; возможности реализации представлений и фантазий с обратной связью; расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса; неограниченный доступ к информации [3]. Все это способствует формированию нового поля, как для правомерного, так и для неправомерного поведения.

Наиболее подвержены влиянию интернета дети и подростки. С одной стороны, он необходим для развития сознания, правовой и иной грамотности, с другой, может привести к зависимости,  которая формирует целый ряд психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, уход в виртуальный мир от реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом. Более того,  используя Интернет, учащиеся предпочитают «искать» вместо «думать» [2].

Исследования показывают, что интернет-зависимость в крупных городах и отдалённых городских центрах  различна [7]. Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость [13], предложенный школьникам г. Кудымкара и Краснокамска  Пермского края, выявил, что 70% учащихся оценивают свою активность в интернете  как незначительную, и это не  вызывает у них никаких проблем в жизни. По их утверждению, они  «владеют ситуацией»: многие из них посвящают свое свободное время другим видам деятельности, другим  увлечениям. При этом исследование показало выраженный уровень  зависимости от сети Интернет у 30 % школьников, для которых характерны высокая тревожность, низкая самооценка, неспособность добиться успеха.  Они не ставят для себя труднодостижимых целей, ограничиваясь решением обыденных задач. Наблюдения и практический опыт работы с такими учащимися показывают, что именно у них нередко возникают предпосылки  для  различных  форм деформаций правосознания. Вот почему долгое присутствие школьников в интернет-пространстве создает новые вызовы для образовательного процесса в целом и конструирования правовой культуры в частности.

Известно, что в интернет-пространстве чаще создаются ситуации игнорирования правовых ценностных установок при коммуникации между людьми (оскорбление, неуважительное отношение), есть опасность формирования групп с асоциальным, противоправным поведением и активным включением школьников в них.  Школа, закладывая основу правовой культуры, правомерного поведения в условиях активного использования интернет ресурсов, закладывает одновременно и нормативные правила поведения в виртуальном пространстве.

Таким образом, Интернет является бесценным источником получения  информации, в том числе и для формирования правосознания, развития правовой активности и правовой культуры в целом. Однако следует помнить о том, что учащиеся представляют собой самую незащищенную аудиторию, которая не в состоянии фильтровать тот объем информации, который обрушивается на них из Интернета. Главным помощником для учащихся в учебном процессе  должен стать учитель, методически компетентный и готовый к работе по формированию правовой культуры. Принципы правового поведения, основанные на ценностных началах уважения права, формируют также и устойчивое правовое поведение в сети Интернет.

В заключение отметим, что правовая культура, являясь комплексным понятием, включает в себя не только определенный уровень правовой образованности и воспитанности, наличие позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, его ответственность за свою деятельность. В условиях информатизации на формирование правовой культуры, безусловно, влияет виртуальная реальность, в которой значительное время находятся школьники. Формируясь в процессе правового образования и правового воспитания, правовая культура является основным показателем их результативности и условием становления социально активной личности, способной грамотно строить отношения с обществом, государством и другими людьми.


Список литературы

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА,2007. 415с.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность //Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М. : Терра-Можайск, 2010. С. 11-39.
3. Войскунский А.Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем // Журнал практического психолога. 2010. №4. С. 7-16.
4. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Psychology OnLine.Net:[сайт]. URL : http://www.psychology-online.net/members/member-1.html (дата обращения: 17.12.2018).
5. Кожевников В.В. Оценочная функция правосознания и правовая активность личности в правоохранительной сфере // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (72). С. 17-20.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 9-е изд. СПб: Питер, 2009. С. 362.
7. Кутовская В. В. Связь аддиктивного поведения подростков с особенностями мотивационной сферы (на примере интернет-зависимости) // Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности : материалы II Всерос. с междунар. участием студ. науч.-практ. конф. (Пермь, 18 мая 2017 г.) : в 2 т. Т. 1 / Прикам. соц. ин-т ; отв. ред. Н. В. Голохвастова. Пермь, 2017. С. 342–349.
8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс] (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.) // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/#ixzz5ZqP4yYtk (дата обращения: 16.12.2018).
9. Петручак Л.А Проблемы понятия и структуры правовой культуры// LEX RUSSICA. 2009. № 5. Т. 68.С. 1056-1075. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12976065 (дата обращения: 10.12.2018).
10. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М, 1989. 299 с.
11. Рыбаков В.А. Правосознание: к вопросу о понятии// Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. №3 (44). C.23-28.
12. Теоретические основы использования психологических знаний в прокурорской деятельности: монография / Под науч. ред. О.Д. Ситковской. М.: Проспект, 2016. 208 c.
13. Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С. 24-29.
14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Расскажите о нас своим друзьям: