Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 377.5

Дата публикации 22.01.2019

Повышение конкурентоспособности выпускников – ключевая задача учреждений среднего профессионального образования

Соловьева Светлана Игоревна
Преподаватель кафедры медико-биологических и социальных дисциплин, ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского», г. Соликамск, solovieva.sv2017@yandex.ru

Аннотация: В данной статье раскрывается значение конкурентоспособности как одного из ключевых качеств выпускников учреждений среднего профессионального образования. Показана необходимость внедрения в системе среднего образования новых педагогических технологий в целях повышения эффективности образовательного процесса, нацеленного на рост конкурентоспособности студентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность выпускников, среднее профессиональное образование, профессиональная самоактуализация, эффективность образовательного процесса

Competitiveness of graduates is a key task for institutions of secondary professional education

Soloveva Svetlana Igorevna
Teacher of the department of medical and biological and social disciplines, Solikamsk Sosio-Pedagogical College named after Ramensky, Solikamsk

Abstract: The article reveals the importance of competitiveness as one of the key qualities of graduates of secondary vocational education. The use of new pedagogical technologies is shown as a necessary condition of improvement of the efficiency of the educational process.
Keywords: competitiveness of graduates, secondary vocational education, professional self-actualization, efficiency of the educational process

Динамичные изменения современного общества затрагивают различные сферы нашей жизни: возникают новые области знания и профессии, инновационные материалы и методы работы. В новых условиях задачи профессионального образования расширяются и усложняются: учреждениям СПО (среднее профессиональное образование) необходимо готовить для предприятий и организаций квалифицированные кадры, которые смогут не только успешно справляться со своими профессиональными задачами, но и двигать вперед экономику, развивать инновационные сферы, осваивать новые технологии.

Требования работодателей также повышаются: коммерческим компаниям и государственным структурам требуются компетентные специалисты, способные решать профессиональные задачи разного уровня сложности. При этом опыт показывает, что в рамках среднего профессионального образования остается множество проблем, связанных с низким уровнем интереса к будущей профессии со стороны студентов, их неспособностью к самообучению, самоанализу, невысоким уровнем профессиональной компетентности.

Среди 278 респондентов ГБПОУ «Соликамского социально-педагогического колледжа им. А. П. Раменского» эмпирической базой которого стали три факультета: медико-биологических и социальных дисциплин, дошкольное образование и преподавание в начальных классах по методике И.О. Моткова (в модификации Б.А.Сосновского) с помощью тестов-опросников идентифицировалось понимание своего потенциала и внешних возможностей самореализации; «осмысленность жизни» сформированная на осознании ценности самореализации личности в контексте возрастных возможностей, индивидуальных жизненных и профессиональных планов.

В результате изучения самооценки (диаграмма 1.) у респондентов общая самооценка личности по тестам-опросникам И. О. Моткова составляет от 15-25%, что является достаточно низким показателем. В связи с этим возникает проблема, связанная с повышением уровня конкурентоспособности выпускников УСПО. Необходимо, чтобы молодые специалисты могли достойно смотреться на рынке труда рядом с более опытными и квалифицированными соискателями. Это очень сложная задача, поскольку работодатель при подборе персонала обращает внимание на целый спектр качеств личности. Безусловно, на первом месте всегда остается профессиональная компетентность. Однако и другие качества также могут оказаться значимыми для потенциального работодателя, например, коммуникабельность, умение работать в команде, инициативность.

Понятие конкурентоспособности является комплексным – это целый ряд качеств личности, которые в совокупности характеризуют конкурентоспособного специалиста. Мы можем выделить 11 ключевых признаков конкурентоспособности личности:

  • интеллектуальный потенциал,
  • способность к самоактуализации,
  • адекватная самооценка,
  • способность к самообучению,
  • коммуникабельность,
  • способность принимать ответственные решения,
  • лидерские качества,
  • умение работать в команде,
  • креативность,
  • ценностно-ориентированная адекватность,
  • готовность к профессиональному самоопределению [5].

Каждый из этих признаков играет свою роль в структуре конкурентоспособной личности. Без достаточного уровня интеллектуального потенциала специалист не сможет изучать новые задачи, подключаться к изучению новых технологий. Способность к самоактуализации – это умение применить свои знания и практический опыт в новых условиях, что является одним из ключевых умений, важных для работодателей. Действительно, по мнению многих исследователей, «главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями» [7].

По методике И.О. Моткова (в модификации Б.А.Сосновского) у 278 респондентов ГБПОУ «Соликамского социально-педагогического колледжа им. А. П. Раменского» также определили уровень самооценки (среднее значение) по трем направлениям (диаграмма 2. Уровень самооценки у респондентов (среднее значение):

  • пассивно-положительная (ситуативно-репродуктивная);
  • активно-положительная (креативно-ценностная);
  • безразличная (пассивно-адаптивное);

В результате уровень самооценки респондентов СПО (среднее значение) активно-положительный (53%), у 35 % респондентов самооценка пассивно-положительная, у 12% – безразличная соответственно.

Адекватная самооценка позволит личности гармонично влиться в коллектив, а также брать на себя только такие задачи, с которыми человек может успешно справиться.

Без способности к самообучению также сложно себе представить конкурентоспособного специалиста, поскольку в современных экономических условиях сотруднику приходится постоянно овладевать новыми знаниями, и для успеха на рабочем месте требуется постоянный профессиональный рост, в том числе за счет самостоятельного обучения. Таким образом, одним из базовых требований современности является способность к постоянному профессиональному росту [2].

Коммуникабельность и умение работать в команде, способность сотрудничать и решать конфликтные ситуации – также важные качества для подавляющего числа специальностей. Даже самый талантливый специалист, который отличается склонностью к конфликтам, может принести организации больше вреда, чем пользы.

Для многих специальностей важны также лидерские качества и креативность сотрудников, их способность принимать нестандартные решения и эффективно управлять рабочей группой.

Такие качества, как ценностно-ориентированная адекватность и готовность к профессиональному самоопределению, дают человеку ощущение устойчивости в жизни, помогают справиться с личностными кризисами. Наличие четко определенных ценностей, связанных с профессией, дает личности удовлетворение от жизни, помогает ставить профессиональнее цели и эффективно достигать их. Это качества, которые работают «на перспективу» – помогают человеку планировать и строить карьеру.

Таким образом, мы видим, что понятие конкурентоспособности является многогранным. Для того чтобы вырастить конкурентоспособного специалиста, недостаточно развивать его профессиональные знания, умения и навыки. Обучение в рамках учреждений среднего профессионального образования должно иметь своей целью, в том числе, и общее развитие личности. Только помогая студентам раскрыть свой потенциал, свои личностные качества, развить креативность, мы можем вырастить конкурентоспособного специалиста [4].

По мнению Абрагимович М. М., «подготовка современного спе­циалиста должна ориентироваться на фор­мирование его компетентности в професси­ональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция профессиональной, соци­альной и личностной компетенций может обеспечить специалисту-выпускнику учреждения СПО конкурентоспособность на рынке труда» [1].

Каким образом современные колледжи и техникумы могут подойти к решению задачи по повышению конкурентоспособности выпускников? Учреждениям среднего профессионального образования необходимо решить проблему повышения эффективности профессиональной подготовки студентов, прежде всего, при помощи новых педагогических технологий и методов. Действительно, многие из качеств, необходимых для конкурентоспособной личности, не могут быть развиты во время традиционного учебного процесса.

Развитие лидерских качеств, креативности, коммуникабельности требует внедрения конкурсной деятельности, метода проектов и других современных педагогических технологий.

Крайне важно развитие системы внутренних потребностей и мотивов студентов [6]. М. В. Кларин считает мотивацию обучаемых «основным направлением проработки материала» [3]. Повышения мотивации также возможно добиться при помощи новых методов обучения, усложнения заданий и внедрения конкурсной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для повышения конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования необходимо внедрение новых, прогрессивных методов и приемов обучения, нацеленных на воспитание гармоничной личности, имеющей четкие профессиональные ориентиры и сформированные цели.


Список литературы

1. Абрагимович М. М. Развитие конкурентоспособности выпускников учреждений среднего профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – №2 (10).
2. Габитова Э.М. Основные качества конкурентоспособного специалиста // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования. – Материалы международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2011 года. – С. 59-60.
3. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели/М., 1997. — 223 с.
4. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации : коллективная монография / под общ. ред.. М.А. Емельяновой. – М., 2012. – С.24.
5. Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда: монография / О.Н. Беленов, О.А. Колесникова, А.В. Звездинская, Е.В. Маслова; под общ. ред. Е.В. Масловой; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – С.7.
6. Прядехо А.Н., Прядехо А.А. Мотивы обучения как средство повышения эффективности ученого процесса // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. - №1.
7. Шишов С.Е. Мониторинг качества общего образования в информационном обществе // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – Т. 1. – № 2. С. 95-109.

Расскажите о нас своим друзьям: