Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 159.95

Дата публикации 30.11.2018

Половой диморфизм дизорфографических проявлений в контексте нейропсихологического анализа

Бизюк Александр Павлович
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский медицинский университет имени академика И.П.Павлова», a_biziuk@yahoo.com
Кац Екатерина Эдуардовна
старший преподаватель, ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии», katjakats@yandex.ru
Колосова Татьяна Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, mama_t@mail.ru
Сорокин Виктор Михайлович
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, vombat54@mail.ru

Аннотация: С целью выявления различий нейропсихологических механизмов становления орфографической компетенции у мальчиков и девочек был проведен корреляционный анализ данных, полученных посредством применения комплекса нейропсихологических проб, и данных обследования письменной речи обучающихся. Исследуемая выборка составила 150 человек. Результаты исследования позволяют сделать вывод о различной обусловленности успешности овладения русской орфографией в группах мальчиков и девочек. В обеих группах выявлена взаимосвязь уровня орфографической компетентности и успешности выполнения заданий методики «Кубики Коса». Помимо этого, у девочек были выявлены корреляции успешности овладения орфографическими навыками и состоянием механической вербальной памяти, а также развитием мышления (исключения лишнего). В группе мальчиков зафиксированы корреляции показателя количества орфографических ошибок с показателями сформированности динамического праксиса, воспроизведения ритмических структур, арифметических способностей и мышления (определение последовательности сюжетных картинок, перечисление предметов одного класса).
Ключевые слова: орфографическая компетенция, дизорфография, нейропсихология, половые различия, младшие школьники

Sexual dimorphism disorthographic manifestations in the context of the neuropsychological analysis

Biziuk Aleksandr
Ph.D. in Psychology, Docent, Associate professor, Pavlov First Saint Petersburg State Universit
Kats Ekateruna
Senior lecturer, Institute of Special Pedagogy and Psychology
Kolosova Tatiana
Ph.D. in Psychology, Associate professor at the Department of special psychology, Saint Petersburg University
Sorokin Victor
Ph.D. in Psychology, Docent, Associate professor at the Department of special psychology, Saint Petersburg University

Abstract: In order to identify differences in the neuropsychological mechanisms of the development of orthographic competence in boys and girls, a correlation analysis of data obtained through the use of a complex of neuropsychological tests and data from a survey of written language of students was conducted. The sample of a study was 150 people. The research results allow us to conclude about the different conditionality of the success of mastering Russian orthography in groups of boys and girls. In both groups the linkages between the level of orthographic competence and the success of the tasks of the “Kohs Block Design Test” was revealed. Additionally, correlations of the success of mastering orthographic skills and the state of mechanical verbal memory, as well as the development of thinking (excluding superfluous) were revealed in the girls. In the boys group, correlations of the indicator of the number of orthographic errors with indicators of the formation of dynamic praxis, reproduction of rhythmic structures, arithmetic abilities and thinking (determination of the sequence of plot pictures, enumeration of objects of one class) were recorded.
Keywords: orthographic competence, disorthography, neuropsychology, sexual differences, primary schoolchildren


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-06-00803-ОГН

Половые различия в организации и генезе психической активности столь очевидны, сколь и мало изучены. Один из прикладных аспектов этой фундаментальной проблемы - это вопросы обучения и воспитания детей с учетом их половой принадлежности, проявляющейся специфично в психическом и речевом развитии. Хорошо известно и является устоявшимся мнением положение о том, что девочки опережают мальчиков в речевом развитии. [1; 2; 4, 8, 9, 10]. При этом, встречаемость речевой патологии, и в частности, нарушений письменной речи выше у мальчиков [1; 9]. Сказанное дает основание выдвинуть гипотезу о существовании различий в механизмах патологии письма у детей разного пола. Именно поэтому нами было реализовано исследование, направленное на выявление взаимосвязей между данными выполнения нейропсихологических проб и количеством орфографических ошибок в письменных работах детей разного пола.

Методический аппарат исследования представлял собой комплекс нейропсихологических и патопсихологических проб, позволяющих оценить функциональное состояние различных отделов коры головного мозга. Методика исследования включала в себя пробу на реципрокную координацию движений; пробу на динамический праксис; графическую пробу «Заборчик»; воспроизведение ритмов по речевой инструкции; пробу реакции выбора; пробы на праксис позы пальцев; пробы Хэда; предъявление вербального стимульного материала с помощью шепотной речи; воспроизведение ритмов по слуховому образцу; пробу на оценку предметных звуков; методику «Исключение лишнего» (вербальный вариант); кубики Коса; решение арифметических задач (субтест из батареи Векслера); перечисление предметов одного класса; 10 слов по А.Р. Лурия; методику «Исключение лишнего» (образный вариант); понимание переносного смысла; выстраивание последовательности сюжетных картин; пробу на узнавание невербализуемых фигур; пробу на левостороннее игнорирование. Исследование нарушений письма у младших школьников проводилось при помощи специально подобранных текстов для записи под диктовку и списывания [5].

В нашем исследовании принимали участие 150 обучающихся 3-х классов (9-10 лет), посещающих общеобразовательные школы Санкт-Петербурга. Исследуемая группа включала 78 девочек и 72 мальчика.

Использование процедуры корреляционного анализа дало принципиальную возможность определить различия в структуре статистических взаимосвязей исследованных показателей в группах детей разного пола. У мальчиков выявлено 6 корреляций нейропсихологических показателей с показателем количества орфографических ошибок, в группе девочек – только 3. По нашим результатам, мальчики в среднем допускают на 40% орфографических ошибок больше по сравнению с девочками, что, с учетом результатов корреляционного анализа, предполагает у них вариативность причин, порождающих дизорфографию. Меньшая численность корреляционных связей у девочек, с учетом более раннего созревания у них речевых функций, может свидетельствовать о более инвариантной специализации корковых систем, обеспечивающих письменную речь.

Анализ полученных корреляционных графов у мальчиков и девочек выявил различные типы интегрированности исследованных показателей в обусловливание орфографической компетентности. Единственной методикой, эффективность исполнения которой оказалась представленной в обеих группах, оказалась методика кубики Косcа. Анализ работы со стимульным материалом данной методики позволил выделить несколько психологических механизмов. Прежде всего, это отчетливое влияние оптико-пространственного фактора, по большей мере связанного со сформированностью теменно-затылочных зон коры. Эти же церебральные зоны интегрируются и в конструктивную деятельность, реализация которой требует дополнительного привлечения механизмов анализа и синтеза, определяющих обучение письму. Как известно, правописание безударных окончаний основывается на определенной зрелости грамматических компетенций, способности выделять синтаксическую функцию слова в структуре предложении. Распространенным является мнение о том, что, сложные виды мыслительной активности реализуются задней ассоциативной зоной коры мозга, в сферу ее функций входит и оценка такого семантического фактора как грамматическое значение. Думается, что неполная сформированность данных церебральных зон коры определяет и низкую успешность выполнения методики «Кубики Коса», и ошибки правописания безударных окончаний.

Указанием на особую роль функций анализа и синтеза в формировании орфографических навыков у девочек является высокая статистическая связь между балльной оценкой по методике «Исключение лишнего (вербальный вариант)» и грамотностью письма. Тем не менее, не исключено и влияние уровня сформированности лексикона на успешность формирования у них орфографической компетенции [7]. Подобная тенденция имеет место быть и у мальчиков, но различие состоит в том, что для них ключевым фактором в детерминации орфографической компетенции выступают операции конкретизации, реализующиеся в пробе «Перечисление предметов одного класса».

В результатах группы мальчиков обнаружена корреляция орфографических навыков и арифметических способностей. Здесь меньше представлена проблема соотнесения элемента и класса (частного и общего), но существенно большая нагрузка ложится на оценку семантики задачи и программное обеспечение логики ее решения. Сказанное демонстрирует, что функциональную недостаточность в данной группе испытуемых проявляют зона угловой извилины левого полушария и префронтальная и премоторная кора лобных долей, причастных к реализации сложных форм деятельности и поведения. Полученные результаты согласуются с данными о том, что женщины обгоняют мужчин в скорости арифметических операций [3].

При анализе данных, полученных в группе девочек, выявлена значимая связь количества орфографических ошибок с успешностью механического запоминания вербальных стимулов (методика А.Р.Лурия). Существует мнение, согласно которому роль слухо-речевой памяти в усвоении русской орфографии достаточно высока [6]. Вероятно, при усвоении орфографии девочки склонны к использованию стратегии заучиванию, тогда как мальчики такую тенденцию не обнаруживают.

Корреляционный анализа так же показал наличие в группе мальчиков связи между количеством орфографических ошибок и эффективностью исполнения пробы «Кулак-ребро-ладонь», имеющей связь с премоторными зонами лобной коры, которые определяют развертывание во времени и моторных, и интеллектуальных функций. Возможная трактовка данной корреляции кроется в предположение об отрицательном влиянии неполной сформированности программирования очередности графических элементов на возможность орфографически верного написания слова.

В выборке мальчиков обнаружена статистически значимая корреляция успешности формирования орфографических навыков и воспроизведения ритма по образцу. Несформированность ритмического чувства обуславливает дефицитарность слогового анализа слова, в частности – выделения ударного слога. Затруднения в определении места ударения приводят к невозможности верного подбора проверочного слова при написании слов с безударными гласными. Реализация такого рода функций в значительной степени определяется зрелостью внеядерных зон височной коры. Вместе с тем, в выполнении этого теста известное место занимает само исполнение ритма испытуемым, которое регулируется премоторной зоной коры. Данные участки коры уже проявляли свою причастность при реализации пробы на динамический праксис в группе мальчиков, что подчеркивает ее роль в реализации орфографических навыков.

Подчеркнем еще одну значимую связь, характерную для выборки мальчиков. Она отражает обусловленность орфографической грамотности результатами исполнения методики «Последовательные картинки». Выполнение данного теста включает перцептивные и логические компоненты, адекватная взаимосвязь которых обеспечивает правильность решения предложенных задач. Диагностическая нагрузка этого теста выводит преимущественно на функциональную зрелость двух зон коры, которые весьма поздно формируются в процессе возрастного развития – это передняя и задняя ассоциативные зоны коры головного мозга.

Сказанное выше указывает на наличие значимых различий в детерминации орфографических умений у мальчиков и девочек как по числу факторов, включенных в подобное детерминирование, так и по содержанию психических нагрузок, которые за ними скрываются.

В группе девочек выявлена зависимость уровня сформированности орфографической компетентности от зрелости оптико-пространственного фактора, аналитико-синтетической деятельности, вербальной памяти. При этом важно подчеркнуть, что казанные факторы выступают детерминантами развития ряда специфических речевых функций, а именно – понимания грамматического значения слова и структурирования лексикона.

Для группы мальчиков характерны более разнообразные корреляционные связи орфографической компетенции с уровнем сформированности психических процессов. Вместе с тем, анализ психологического содержания нагрузок, оказавшихся достоверно коррелирующими с успешностью овладения орфографией у мальчиков, позволяет выявить две тенденции. В первую очередь, четко проявляется значимость способности к симультанной оценке разнообразных отношений (количественных, пространственных и т.д.), о чем свидетельствуют корреляционные связи количества орфографических ошибок с успешностью выполнения методик «кубики Кооса», «Арифметический субтест» и «Последовательные картинки». Вторая тенденция предполагает наличие у мальчиков влияния на усвоение орфографических умений и навыков уровня сформированности программирования и контроля различных видов деятельности (проба «Кулак-ладонь-ребро», воспроизведение ритмических структур, а также решение арифметических задач, определение последовательности сюжетных картин).


Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер. - 2006. – 431 с.
2. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры. - 2018. – 264 с.
3. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. – СПб.: Питер. – 2007. – 368 с.
4. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев// Специальное образование. – 2017. - № 3. – с. 66-81
5. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. – М.: В.Секачев. - 2013. – 72 с.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: МиМ. – 1997. - 286 с.
7. Степанова Т.А. Письменная речь младшего школьника в аспекте гендерных различий. Автореф. на соиск. уч.ст. канд. филолог. наук. – Череповец. – 2007. – 19 с.
8. Тихомирова Т.Н., Модяев А.Д., Леонова Н.М., Малых С.Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия// Психологический журнал. – 2015. - №5. – Т.36. – с.43-54
9. Ушакова Р.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста. Автореферат на соискание уч. ст. кандидата психологических наук. – Иркутск. – 2006. – 22 с.
10. Хромова С.К., Логинова Е.С. Развитие устной речи у детей 7-8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития// Новые исследования. – 2013. - №4(37). – с.89-101

Расскажите о нас своим друзьям: